Регулирование методологических и технологических вопросов организации бухгалтерского учета | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бузуртанова, Л. В. Регулирование методологических и технологических вопросов организации бухгалтерского учета / Л. В. Бузуртанова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6673/ (дата обращения: 25.04.2024).

Формирование рыночных отношений в стране заставило по-новому подойти к постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Ведь неэффективное его использование приводит к сокращению объемов производства или реализации, что в свою очередь уменьшает доходы предприятия, а, соответственно, отражается и на прибыли. Выявить и практически использовать эти резервы можно с помощью тщательного учета и аудита. Финансовый учет, как и управленческий учет необходим для того, чтобы администрация предприятия получала всю нужную информацию об имуществе, обязательствах, материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Бухгалтерский учет необходим для того, чтобы эффективно управлять работой предприятия. Первичный учет представляет собой начальную стадию системного и регистрации отдельных операций, характеризующих хозяйственные процессы и явления, происходящие на предприятии [1, с. 32–35]. На этой стадии учетной работы первоначальные сведения о хозяйственных процессах и явлениях, возникающие на многочисленных участках, в цехах, на складах, пунктах приемки и отгрузки готовой продукции и других подразделениях предприятия, отражаются в первичных документах. В настоящее время государство существенно сократило свои функции в области методологического руководства бухгалтерским учетом и особенно в области бухгалтерской (финансовой) отчетности. Роль профессионального сообщества в организации и ведении бухгалтерского учета в РФ растет медленными темпами. Особенно это касается технологического и технического обеспечения учетного процесса. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и на положения по бухгалтерскому учету (стандарты), утвержденные Министерством финансов РФ являются основными в деле методологического обеспечения первичного учета. Необходимо техническое обеспечение бухгалтерского дела для улучшения учетного процесса.

Методические рекомендации, изданные в развитие положений по бухгалтерскому учету, не дают возможности бухгалтерским службам хозяйствующих субъектов выбрать наиболее разумные, рациональные приемы и способы обработки и получения необходимой информации как для внутренних, так и для внешних потребителей. Что касается учетного процесса, технических приемов получения учетной информации наиболее рациональным способом и других аспектов бухгалтерского дела, то в стандартах они не находят отражения [2, с. 14–17].

А необходимо ли усиление регулирования методологических и технологических вопросов организации бухгалтерского учета как системы в целом?

В настоящее время, с развитием рыночных отношений в стране, предоставлением самостоятельности хозяйствующим субъектам в производственной и финансовой деятельности, возложением на них полной ответственности за финансовые результаты работы вряд ли целесообразна строгая централизованная регламентация технологических и технических приемов организации учетных процессов, осуществляемых непосредственно в организациях (на предприятиях) [2, с. 47–48]. Можно сделать вывод, что приоритетным является разработка национальных стандартов бухгалтерского учета (утверждение стандартов отнесено к ведению органов государственной власти), к международным стандартам финансовой отчетности.

В документе, определяющем тактику и стратегию развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу, общего направления развития первичного учета может быть и достаточно. Но отсутствие в нем определения обязанностей органов государственной власти и профессиональных сообществ в этой области приводит к заключению, что проблеме первичного учета, являющегося основой подсистемы бухгалтерского дела, не придается должного значения» Прежде всего требует решения вопрос о том, в каком направлении следует развивать, первичную учетную документацию (первичный учет) [6, с. 65–69].

Анализ специалистов показывает, что из общего объема первичных документов, обращающихся на среднем по размерам производственном хозяйствующем субъекте, первичные документы, охватываемые бухгалтерской службой, составляют 28 %; документы по нормированию — 15 %; документы по статистике — 10 %; технические документы — 13 %; документы по снабжению и сбыту, включая счета-фактуры по НДС — 18 %; производственные документы — 16 %.

Федеральное агентство по статистике по согласованию с заинтересованными федеральными органами государственной власти (Министерством финансов РФ, Минэкономразвития России, Банком России и др.) разрабатывает и утверждает унифицированные первичные учетные документы, среди которых называем первичную учетную документацию по учету:

-          труда и его оплаты;

-          основных средств и нематериальных активов;

-          материалов;

-          работ в капитальном строительстве;

-          работ строительных машин и механизмов;

-          кассовых операций;

-          результатов инвентаризации.

Опыт применения унифицированных форм показал, что запрет даже на незначительные изменения в них не способствовал повсеместному применению таких форм. Поэтому хозяйствующим субъектам было представлено право при необходимости вносить в них дополнительные реквизиты. Что касается форматов бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, то их размеры являются рекомендательными и могут изменяться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Это не относится к объему реквизитов и формату бланков форм документов по учету кассовых операций и расчетных (банковских) документов. Их изменение проводится Федеральным агентством по статистике и Банком России [3, 71–73].

В современной экономике появилось немало отраслей, которых не было еще несколько лет назад. Для отражения хозяйственных операций хозяйствующих субъектов таких отраслей (профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаций по управлению доверительным имуществам и т. д.), им предоставлено право разрабатывать и утверждать специализированные формы первичных учетных документов с сохранением перечня обязательных реквизитов. На построение форм первичных учетных документов влияет способ обработки и группировки содержащейся в них учетной информации [5, с. 13–14]. Творческая работа бухгалтеров и научных работников часто дает весьма удачные и рациональные приемы учетной группировки с приспособлением или доработкой для этого форм первичных учетных документов. Например, в рабочем наряде по автотранспорту — путевом листе помимо реквизитов, необходимых для начисления оплаты труда водителю автомобиля, контроля за расходом бензина и др., предусмотрены показатели о пробеге автомобиля с грузом и без груза, о времени простоя под погрузкой и выгрузкой, нужные для статистических наблюдений эффективности использования автомобильного транспорта.

Огромное значение имеет стандартизация документов. Чем компактнее форма документа и чем рациональнее расположены в ней реквизиты, тем проще ее заполнение и особенно контроль за правильностью содержащейся в ней информации. Особенно это важно при автоматизированном получении и переносе информации в память вычислительной техники.

Впервые официальные Методические указания по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники были изданы Министерством финансов СССР и ЦСУ СССР в феврале 1981 г.

При комплектовании пачек документов и сдаче — приемке их на ВУ для механизированной обработки проводилась проверка каждого документа и пачки в целом на предмет законности содержащихся в них данных и возможности принятия этих данных к бухгалтерскому учету. Документы или их пачки передавались в вычислительный центр и оформлялись записью в журнале регистрации документов. Туда же записывались данные о возврате обработанных (наблюдается тенденция всеобщей компьютеризации, касающаяся всех областей деятельности. Это легко объяснимо — компьютер гораздо быстрее выполняет расчеты, позволяет автоматизировать сложные операции. Компьютеризация коснулась протаксированных) и проверенных документов (пачек).

За последние годы и финансово-экономической сферы деятельности человека. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия и ведение бухгалтерского учета значительно упрощаются при применении новых компьютерных технологий. С помощью компьютера можно представить информацию в удобном для конкретного пользователя виде, значительно ускорить и упростить операции ее ввода и обработки, повысить наглядность и простоту конечных отчетов. С внедрением компьютеров появилось множество специальных компьютерных программ, отвечающих нуждам бухгалтеров и других финансовых работников, компьютер стал главным помощником менеджера и финансового директора [4, с. 73–74].

Сейчас, основу большинства компьютерных программ составляют книги учета хозяйственных операций, в которых в формализованном виде фиксируются все без исключения хозяйственные операции (факты хозяйственной жизни) при автоматизированной обработке первичных учетных документов.

В одних компьютерных программах состав реквизитов из первичных документов и способ ввода информации ограничены данными, содержащимися в первичных учетных документах. В других под записью в указанной книге хозяйственных операций понимается не только конкретная операция, но и запись корреспонденции синтетических (иногда и аналитических) счетов. Тем самым книга учета хозяйственных операций выполняет функции хронологических, систематических и синтетических учетных регистров.

В современной России использование компьютерных программ позволяет существенно детализировать учетную информацию, сочетая в учетных регистрах не только данные из первичных учетных документов, но и данные для организации бухгалтерского дела.

 

Литература:

 

1.         Безруких П. С. Бухгалтерское дело: учебное пособие. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

2.         Верховцев А. В. Делопроизводство в кадровой службе. М.: ИНФРА-3. М, 2007.

3.         Гнездилова М. О. Учетная политика для целей налогообложения/

4.         Бухгалтерское приложение «Экономика и жизнь». 2012. № 7.

5.         Горфинкель В. Я. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2012.

6.         Дэниэлс Д.Д, Радеба Ли X. Международный бизнес. М., 2010.

7.         Карзаева Н. Н. Оценка и ее роль в учетной и финансовой политике организации. М.: Финансы и статистика, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, документ, первичный учет, операция, государственная власть, первичная учетная документация, учетная информация, учетный процесс, техническое обеспечение, Федеральное агентство.

Похожие статьи

Организация первичного учёта на предприятии и пути его...

Бухгалтерский учёт ведется на основании первичных учётных документов. Документы служат гарантией достоверности бухгалтерских данных. Каждая хозяйственная операция находит свое отражение в регистрах бухгалтерского учета только на основе её регистрации в...

Особенности организации ведения финансовой документации...

В России требования к оформлению первичных бухгалтерских документов предъявляются Федеральным законом «О бухгалтерском

В российской системе бухгалтерского учета с целью документирования фактов хозяйственной жизни разработаны учетные регистры.

Документы бухгалтерского учета как объекты...

В статье рассматриваются учётные и внеучётные документы в качестве объектов судебно-бухгалтерской экспертизы. Уделено внимание критериям доброкачественности документов для целей классификации документации по качественным признакам.

Оптимизация бизнес-процессов систем бухгалтерского учета

бухгалтерский учет, бухгалтерский учет характеристик, система, оптимизация бизнес-процессов, моделирование бизнес-процессов, декомпозиция бизнес-процессов системы, KPI, первичная постановка, бухгалтерская служба...

Особенности организации хранения технической документации...

Каждая организация в процессе своей деятельности создает управленческие документы (документы кадрового учета, бухгалтерские документы, организационно-распорядительную документацию и т. д...

Реализация принципов бухгалтерского учета в рамках этапов...

Ключевые слова: принципы бухгалтерского учета, этапы учетного процесса, бухгалтерская финансовая отчетность, требования, допущения, Международные стандарты финансовой отчётности, положения по бухгалтерскому учету.

Налоговый учет как важный элемент обеспечения комплексной...

учетная информация, автоматизированная обработка, бухгалтерский учет, хозяйственная жизнь, документ

Учетный процесс состоит из следующих основных элементов: первичный учет, регистры бухгалтерского учета, документооборот, инвентаризация: отчетность.

Основы организации и ведения бухгалтерского учёта в России

Под организацией бухгалтерского учета понимается совокупность условий построения учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации о ходе и результатах хозяйственной деятельности и контроля за рациональным использованием всех...

Документооборот в сельскохозяйственных организациях...

[2]. Порядок и сроки создания первичных учетных документов и их передачи для отражения в бухгалтерском учете определены схемой документооборота, утвержденным в установленном порядке.

Похожие статьи

Организация первичного учёта на предприятии и пути его...

Бухгалтерский учёт ведется на основании первичных учётных документов. Документы служат гарантией достоверности бухгалтерских данных. Каждая хозяйственная операция находит свое отражение в регистрах бухгалтерского учета только на основе её регистрации в...

Особенности организации ведения финансовой документации...

В России требования к оформлению первичных бухгалтерских документов предъявляются Федеральным законом «О бухгалтерском

В российской системе бухгалтерского учета с целью документирования фактов хозяйственной жизни разработаны учетные регистры.

Документы бухгалтерского учета как объекты...

В статье рассматриваются учётные и внеучётные документы в качестве объектов судебно-бухгалтерской экспертизы. Уделено внимание критериям доброкачественности документов для целей классификации документации по качественным признакам.

Оптимизация бизнес-процессов систем бухгалтерского учета

бухгалтерский учет, бухгалтерский учет характеристик, система, оптимизация бизнес-процессов, моделирование бизнес-процессов, декомпозиция бизнес-процессов системы, KPI, первичная постановка, бухгалтерская служба...

Особенности организации хранения технической документации...

Каждая организация в процессе своей деятельности создает управленческие документы (документы кадрового учета, бухгалтерские документы, организационно-распорядительную документацию и т. д...

Реализация принципов бухгалтерского учета в рамках этапов...

Ключевые слова: принципы бухгалтерского учета, этапы учетного процесса, бухгалтерская финансовая отчетность, требования, допущения, Международные стандарты финансовой отчётности, положения по бухгалтерскому учету.

Налоговый учет как важный элемент обеспечения комплексной...

учетная информация, автоматизированная обработка, бухгалтерский учет, хозяйственная жизнь, документ

Учетный процесс состоит из следующих основных элементов: первичный учет, регистры бухгалтерского учета, документооборот, инвентаризация: отчетность.

Основы организации и ведения бухгалтерского учёта в России

Под организацией бухгалтерского учета понимается совокупность условий построения учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации о ходе и результатах хозяйственной деятельности и контроля за рациональным использованием всех...

Документооборот в сельскохозяйственных организациях...

[2]. Порядок и сроки создания первичных учетных документов и их передачи для отражения в бухгалтерском учете определены схемой документооборота, утвержденным в установленном порядке.