Сравнительный анализ образования в Китае и России | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Васюхин О. В., Сюй Ц. Сравнительный анализ образования в Китае и России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 79-81. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6380/ (дата обращения: 15.10.2018).

Oсобенным признакам модернизации системы профессионального образования в Китае относятся: многоканальное финансирование системы профессионального образования; развитие социального партнёрства профессиональных учебных заведений с отечественными и зарубежными предприятиями на взаимовыгодной основе; увеличение доли практикоориентированной подготовки и создание при учебных заведениях профобразования собственных баз практик, оснащённых согласно требованиям современного производства; реализация государственной поддержки учащихся из малообеспеченных семей в получении профессионального образования; повышение социального статуса и улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности преподавателей системы профессионального образования.

В России к особенным признакам модернизации системы профессионального образования в свою очередь можно отнести: разработку теоретико-медотологических основ и научно-методического обеспечения процесса модернизации профессионального образования; обеспечение непрерывности профессионального образования; стандартизацию профессионального образования на основе компетентностного подхода; профилизацию обучения в старших классах общеобразовательной школы.

Наряду с особенными признаками модернизации систем профессионального образования Китая и России, существуют и общие тенденции процесса модернизации данных стран, к которым относятся: формирование нормативно-правового обеспечения модернизации профессионального образования; децентрализация управления профессиональным образованием; повышение социального имиджа начального и среднего профессионального образования; развитие социального партнерства профессиональной школы с производством; ориентация подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда; формирование современной системы подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования; укрепление учебно-материальной базы учреждений профобразования.

Для оптимизации модернизации системы профессионального образования в Китае, на наш взгляд, целесообразно использовать российский опыт, заключающийся в:

-          стандартизации профессионального образования, определяющей основные цели и содержание образования в профессиональной школе и являющейся основой для объективной оценки уровня подготовленности выпускников к будущей профессиональной деятельности; профилизации обучения в старших классах общеобразовательной школы, способствующей укреплению связей между школами и учебными заведениями профессионального образования и более сознательному выбору профессии;

-          проведении модернизации профессионального образования в России на основе глубоких теоретико-методологических исследований, позволяющих открыть закономерности развития профессионального образования и более глубоко проанализировать и осмыслить проблемы в данной сфере.

Российская сторона также может быть заинтересована в китайском опыте модернизации системы профессионального образования, особого внимания, на наш взгляд, заслуживают:

-          механизм соучредительства образовательных учреждений с участием аботодателей, органов муниципальной власти; использование различных форм социального партнерства учебных заведений профессионального образования и предриятий, основанных на взаимовыгодных условиях;

-          принципы и порядок организации производственной практики учащихся на предприятиях и организации учебно-производственных площадок при образовательных учреждениях; режим присвоения выпускникам учебных заведений профессионального образования двух дипломов — образовательного диплома и трудовой аттестации.

Заключение

Образование как общественная подсистема находится в определенной зависимости от процессов, происходящих в конкретном обществе. Развитие науки и экономики, изменение модели традиционного производства предъявляют требования к конкурентоспособности кадров. Модернизация системы профессионального образования становится необходимостью во всём мире, в том числе в Китае и России.

Обобщение основных теоретических положений и выводов проведенного исследования позволило нам сделать следующее заключение:

1.         В современном мире национальная безопасность и независимость государств неотделимы от уровня их технологического развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике находятся в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Изучение состояния образования в Великобритании, Франции, Германии, Южной Кореи и Японии позволяет констатировать, что конкуренция стран в экономической области сводится к борьбе за первенство в области науки и техники, следовательно, к конкуренции в области подготовки высококвалифицированных технических специалистов, компетентных в сфере решения системных практических задач. Стратегии развития профессионального образования в международном образовательном пространстве обусловлены рейтинговой оценкой стран мирового сообщества.

2.         Модернизация профессионального образования в России идет по трем основным направлениям: социально-экономическое (определение стратегических целей профессионального образования, его влияние на национальную экономику, социальную структуру и социальное развитие общества, финансирование системы профобразования, обеспечение социальной защищенности её работников и образовательных учреждений); технологическое (разработка новых педагогических технологий, создание соответствующей учебно-материальной базы и ее инфраструктуры, научно-методическое сопровождение и повышение компетентности работников системы профобразования); педагогическое (решение частных образовательных и воспитательных задач, способствующих раскрытию потенциальных возможностей студентов, их самопознанию, самореализации и самоопределению).

3.         Модернизация профобразования как фактор стратегического развития страны является первостепенной задачей для КНР. Образование уже не может ограничиваться «подтягиванием», оно должно работать на опережение. В новых социально-экономических условиях образовательные учреждения все в большей мере реализуют свои права в части академической и хозяйственной автономности, расширяют спектр образовательных и других услуг, предоставляемых населению и предприятиям различных организационно-правовых форм.

4.         В поставленной перед системами профессионального образования России и Китая ситуации встает задача поиска оптимальной стратегии их реализации. В этой связи представляется не только целесообразным, но, и необходимым, обратиться к имеющемуся опыту развития и модернизации профессионального образования других стран с развитой рыночной экономикой. Это позволит если не избежать, то минимизировать возможные негативные последствия и ошибки, а также сопоставить собственные политические решения с опытом других и тем самым лучше оценить целесообразность и риски их принятия.

Исследование-сравнение систем образования этих двух стран обусловлено так же тем, что оба государства являются членами блока стран БРИКС, который, по мнению множества политологов мира, возможно, станет в будущем новой экономической элитой мира. Поэтому важно найти черты сходства между ними, и обучаясь на направлении «Педагогическое образование», было интересно заняться изучением именно сферы образования и обучения.

 

Литература:

 

1.         Андреев A.JL Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / A.JI. Андреев // Педагогика. — 2005. — № 4.-С. 19–27.

2.         Анисимов П. Ф. Среднее профессиональное образование в социально-экономическом развитии регионов. Образование в социально-гуманитарной сфере РФ / П. Ф. Анисимов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. — № 2.

3.         Анисимов В. В. Развитие теории и практики начального профессионального образования в России: Дис. д-ра пед наук / О. В. Леднева - М., 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, Россия, общеобразовательная школа, Китай.

Похожие статьи

Российская система образования: достоинства и недостатки

Сравнительный анализ образования в Китае и России. профессиональное образование, Россия, общеобразовательная школа, Китай.

Отличительные особенности образования в Китае

Система высшего образования включает университеты и колледжи, и профессиональные высшие школы.

МИД КНР: отношения РФ и Китая находятся на беспрецедентно высоком уровне URL: http... Публикация научных статей — Молодой ученый.

Обучение китайскому языку в регионах РФ: подходы и проблемы

Центр образования “Московская экспериментальная школа”.

Средняя общеобразовательная школа № 574 Невского района.

гимназия № 1 СОШ № 112. Комплект «Веселый урок. Китайский язык», 2010, Китай.

Современный образовательный туризм: российский опыт...

2) профессиональное образование за границей

с освоением дополнительных материалов по программе общеобразовательной средней школы и дополнительным образовательным

Россия, Китай, студент, китайский язык, вуз, мировой рынок, услуга, высшее образование...

Развитие международного научно-образовательного...

Данная статья посвящена изучению развития международного научно-образовательного сотрудничества Китая и России в рамках проекта «Один пояс, один путь». В статье рассмотрены результаты китайско-российских взаимоотношений в области науки и образования.

Особенности современного состояния и перспективы развития...

Касательно сферы образования у России и Китая много общих проблем и точек соприкосновения, особенно в таком трансграничном регионе как Забайкальский край.

Основной объем образовательных услуг иностранцам в России оказывает высшая школа.

История российско-китайских отношений в сфере образования...

Об этом свидетельствуют реформы в сфере образования, как России, так и Китая.

В 2013–2014 учебном году в России получали высшее образование около 25 тысяч студентов из КНР, также до 15 тысяч возросло число российских студентов, обучающихся в Китае.

Россия на мировом рынке образовательных услуг

Россия, студент, сфера привлечения, бытовое условие обучения, высшее профессиональное образование, гражданин, РФ, международное

Россия, Китай, студент, китайский язык, вуз, мировой рынок, услуга, высшее образование, высшая школа, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Гимназическое образование в России в XVIII веке

Кроме этого, университетская гимназия имела гуманитарный общеобразовательный уклон обучения, и основной

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, Россия, профессиональная подготовка учителей, половина XVIII века, школа...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Российская система образования: достоинства и недостатки

Сравнительный анализ образования в Китае и России. профессиональное образование, Россия, общеобразовательная школа, Китай.

Отличительные особенности образования в Китае

Система высшего образования включает университеты и колледжи, и профессиональные высшие школы.

МИД КНР: отношения РФ и Китая находятся на беспрецедентно высоком уровне URL: http... Публикация научных статей — Молодой ученый.

Обучение китайскому языку в регионах РФ: подходы и проблемы

Центр образования “Московская экспериментальная школа”.

Средняя общеобразовательная школа № 574 Невского района.

гимназия № 1 СОШ № 112. Комплект «Веселый урок. Китайский язык», 2010, Китай.

Современный образовательный туризм: российский опыт...

2) профессиональное образование за границей

с освоением дополнительных материалов по программе общеобразовательной средней школы и дополнительным образовательным

Россия, Китай, студент, китайский язык, вуз, мировой рынок, услуга, высшее образование...

Развитие международного научно-образовательного...

Данная статья посвящена изучению развития международного научно-образовательного сотрудничества Китая и России в рамках проекта «Один пояс, один путь». В статье рассмотрены результаты китайско-российских взаимоотношений в области науки и образования.

Особенности современного состояния и перспективы развития...

Касательно сферы образования у России и Китая много общих проблем и точек соприкосновения, особенно в таком трансграничном регионе как Забайкальский край.

Основной объем образовательных услуг иностранцам в России оказывает высшая школа.

История российско-китайских отношений в сфере образования...

Об этом свидетельствуют реформы в сфере образования, как России, так и Китая.

В 2013–2014 учебном году в России получали высшее образование около 25 тысяч студентов из КНР, также до 15 тысяч возросло число российских студентов, обучающихся в Китае.

Россия на мировом рынке образовательных услуг

Россия, студент, сфера привлечения, бытовое условие обучения, высшее профессиональное образование, гражданин, РФ, международное

Россия, Китай, студент, китайский язык, вуз, мировой рынок, услуга, высшее образование, высшая школа, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Гимназическое образование в России в XVIII веке

Кроме этого, университетская гимназия имела гуманитарный общеобразовательный уклон обучения, и основной

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, Россия, профессиональная подготовка учителей, половина XVIII века, школа...

Задать вопрос