Таможенный союз: формирование равной конкурентной среды | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 08.10.2014

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Кенесова, Т. У. Таможенный союз: формирование равной конкурентной среды / Т. У. Кенесова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6347/ (дата обращения: 20.04.2024).

В настоящее время интеграционные процессы развиваются практически на всех континентах, охватывая все большее число различных по своему экономическому потенциалу государств. В современном мире существует порядка 12 межгосударственных объединений, действующих на основе соглашений о Таможенном союзе (ТС).

Формирование таких объединений — объективный и закономерный процесс, обусловленный национальными интересами каждой страны. Интеграция является важным фактором конкурентоспособности, при котором рынок создает новые экономические возможности для бизнеса: новые проекты, рабочие места, точки экономического роста.

Казахстанской экономике в условиях нарастающей глобализации необходимо также активнее интегрироваться в мировую экономическую систему. Национальным компаниям и отечественным предприятиям следует постоянно повышать конкурентоспособность производимой продукции, наращивая объемы экспорта и импорта.

С 1 января 2010 года Казахстан вошел в Таможенный союз, организованный совместно с Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Принят ряд документов по укреплению договорно-правовой базы, сформирована основа по развитию институциональной структуры Таможенного союза.

В пользу дальнейшего углубления экономической интеграции государств в рамках ТС эксперты приводят следующие аргументы:

Во-первых, продвижение экспортных товаров на внешние рынки. Этому будет способствовать устранение таможенных пошлин, сближение позиций стран в сфере санитарных и фитосанитарных мер, технического регулирования.

Во-вторых, либерализация импорта товаров из других стран, улучшение доступа к современному производственному оборудованию и новым технологиям. Это создаст предпосылки конкурентной среды для стимулирования отечественных производителей, снизит производственные расходы казахстанских предприятий.

В-третьих, формирование благоприятного инвестиционного климата на внутреннем и внешнем рынках Казахстана. Полноценная зона свободной торговли является стимулом повышения инвестиционной привлекательности национальной экономики, что особенно важно для развития несырьевого сектора Казахстана.

В-четвертых, развитие перспективного и долгосрочного сотрудничества Казахстана с другими странами Положительная оценка Таможенного союза отмечена многими представителями бизнес-структур. Доказательством этого является быстрый рост объемов международных перевозок, приграничной торговли и расширение кооперационных связей предприятий, что в целом способствует углублению интеграции во взаимной торговле.

Однако есть и определенные опасения по поводу существующих на сегодня проблем в рамках ТС. К числу основных эксперты относят следующие. Это отсутствие активной связи между государством и бизнесом, повторная сертификация казахстанских товаров, наличие разрешительного порядка ввоза продукции для предприятий обрабатывающей промышленности, а также оформление сертификата происхождения для каждой партии товара.

Cуществуют еще и такие проблемы, как подтверждение экспорта товара.

На сегодняшний день казахстанские экспортеры при поставке товара в страны ТС должны предоставить в местные налоговые органы подтверждение уплаты НДС импортерами, но никаких рычагов воздействия на своих партнеров у них нет [1].

По данным Независимой ассоциации предпринимателей повышение таможенных пошлин по ряду товаров может стать довольно серьезной проблемой для бизнеса. В частности, компании, занимающиеся производством промышленных холодильных камер, выяснили, что их комплектующие подорожают на 20 %. Оборудование, которое они изготавливают, поставляется в разные отрасли: хранение и переработка мяса и рыбы, молочной продукции. И повышение цен на холодильную продукцию может отразиться и на этих отраслях. То же ожидает и кондитеров: импортируемый из третьих стран сахар станет дороже почти в полтора раза. Так, с цены ввоза 540 долларов за тонну надо будет уплатить 270 долларов пошлины, что приведет к росту цен на кулинарные изделия производителей. С точки зрения производственной специализации Россия и Беларусь являются странами, где развито промышленное и перерабатывающее производство. Казахстан имеет в основном сырьевую специализацию (нефть, мясо, шерсть, зерно). Эта специализация сохранилась еще с советских времен. Бесспорно, те страны, в которых развито промышленное производство будут иметь больший порог выживаемости в условиях кризиса [2].

В связи с созданием Таможенного союза возникла проблема, связанная с вопросом о том, в какой бюджет должна поступать экспортная пошлина на продукты нефтепереработки, если добыча сырья осуществляется в одной стране (например, России), а переработка и дальнейший экспорт —в другой (например, Казахстане). Учитывая разницу между Россией и Казахстаном в размере экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (в России они существенно выше), переработка и дальнейший экспорт в третьи страны российской нефти на казахстанских НПЗ оказываются чрезвычайно выгодными для казахстанской стороны, но не выгодными для российских производителей и переработчиков нефти, а тем более — для российского бюджета, который в результате теряет сотни миллионов долларов невзысканных пошлин. Следствием этой ситуации стало сокращение поставок российской нефти на казахстанские НПЗ в первой половине 2012 года на фоне попыток достижения соглашения между двумя странами по вопросу о компенсации выпадающих доходов российского бюджета Казахстаном, либо о повышении Казахстаном экспортных пошлин до российского уровня. Последний вариант оказался неприемлем для Казахстана, так как сделал бы нерентабельным экспорт казахстанской нефти и нефтепродуктов в западном направлении (через территорию России). В июне 2012 года Россия и Казахстан все же достигли принципиального согласия: Казахстан намерен компенсировать выпадающие доходы российского бюджета посредством поставок казахстанской нефти в Россию [3].

Экспорт из Казахстана в Россию в настоящее время ограничивается в основном продукцией тяжелой и добывающей промышленности. Основную долю экспорта (около 70 %) составляет железорудное сырье для металлургических комбинатов, прокат черных металлов, уголь, урановые топливные сборки для АЭС, сырье для цветной металлургии. По этим позициям потребности российских компаний — потребителей в основном стабилизировались и существенного роста потребления но ним ожидать не следует. А экспансию по потребительским товарам, имеющим спрос в РФ (пищевая продукция, мука и зерно, крепкий алкоголь, кожевенное сырье, хлопок-сырец) будут ограничивать российские конкуренты. Макроуровневый подход к оценке решений по ТС изначально свидетельствует о доминировании интересов РФ, а применительно к Казахстану важное место занимают интересы казахстанских сырьевых компаний — экспортеров грузоемкой продукции, занятых поиском геостратегического выхода как в пределах ТС, так и в Евразию и на азиатский континент [4].

Среди других проблем можно отметить и проблемы нетарифного регулирования, в частности, оценка и подтверждение соответствия продукции. Следует отметить также, что российская торговая политика всегда была протекционистской, в отличие от либеральной казахстанской. Поэтому пищевая промышленность более развита в России. В настоящий момент сложилась ситуация, когда российские предприятия закупают по более низким ценам рыбу и молочную продукцию, а затем экспортируют готовую продукцию уже по другим ценам.

Большой проблемой стало развитие экспорта фармацевтической продукции. Это связано с разным толкованием используемых терминов в государственных органах и ведомствах. Следует сказать, что развитие казахстанской фармакологической отрасли, по сравнению с Россией и Беларусью находится также на начальном этапе развития [5].

Российские аналитики опасаются, что вступление в силу основных положений Таможенного союза может привести к уходу российского бизнеса и производства за границу. Речь идет о Казахстане, где налоговый климат значительно мягче российского. Ставка НДС в России составляет 18 процентов, а в Казахстане — 12 процентов. Подоходный налог с физических лиц в России — 13 процентов, а в Казахстане — 10. Налог на прибыль в Казахстане составляет 15 процентов, а в России — 20 [6].

В настоящее время существует ряд нестыковок в национальных таможенных законодательствах Беларуси, России и Казахстана, которые серьезно мешают интеграции таможенных служб. К примеру, в Таможенном Кодексе ТС заложено более 80 отсылок на национальные законодательства. В особенности это касается порядка взимания косвенных налогов и сборов. До сих пор (на переходный период) сохраняется принцип резидентства, то есть каждый субъект хозяйствования каждой страны оформляется только на своей таможне. Между тем в таможенном законодательстве экономического объединения не должно быть национальных особенностей, а должна существовать единая правоприменительная практика и единое законодательство.

Таким образом, на предстоящий период требуется выработка в рамках ТС единой межгосударственной политики в области лицензирования, сертификации и аккредитации, направленной на устранение существующих издержек бизнеса. Упрощение разрешительных процедур и приведение их к международным стандартам и практике позволит создать единую конкурентную среду для всех участников бизнеса, не ущемляя при этом и интересов каждой из стран-участниц.

В дальнейшей работе Таможенного союза предполагается осуществить ряд шагов, которые должны закончиться формированием Единого экономического пространства (ЕЭП). В рамках ЕЭП, как более зрелой интеграционной ступени закладываются условия для единого рынка услуг, инвестиций, капитала, трудовых ресурсов. В период с 2012 по 2015 год государства «тройки» намерены обеспечить равный доступ на рынок финансовых, банковских и страховых услуг на условиях национального режима, создать равные правовые условия для инвестиционной деятельности, снять ограничения в валютных операциях. Впервые на постсоветском пространстве создана наднациональная структура — Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), призванная регулировать интеграционные процессы в рамках ЕЭП и Таможенного союза. В планах ЕЭК — разработка модернизированного Таможенного кодекса Таможенного союза. Это решение базируется на объективных предпосылках и соответствует текущему этапу развития экономической интеграции Новая редакция ТК ТС будет базироваться и на таких аспектах, как сокращение национальных сегментов таможенного регулирования, совершенствование электронного декларирования, изменение подходов к применению информационных технологий, ставя в приоритет применение электронных документов над бумажными [7].

Перед государствами ТС, а также евразийского пространства стоит главная задача добиться преимуществ от активного участия в международном разделении труда на основе рационального использования природных ресурсов — черных и цветных металлов, нефти, газа, зерна, хлопка, удобрений и т. д.

При формировании общих условий и механизмов интеграции необходимо в полной мере учитывать коренное изменение общих условий экономической деятельности. Политика государств и механизмы интеграции должны строиться в расчете на облегчение и стимулирование межстранового взаимодействия в рамках ТС.

Для создания условий свободного перемещения товаров и услуг требуется постепенное устранение всех барьеров во взаимных торговых связях, разработка действенной платежно-расчетной системы, гармонизация и унификация национальных внешнеторговых, налоговых и таможенных законодательств, согласование основных принципов и подходов к координации внешнеторговой политики и защите внутреннего рынка.

Для обеспечения эффективности интеграционной политики возможно несколько различных способов экономического сближения стран. Практически уже сложились разные организационно-правовые варианты осуществления экономической консолидации, взаимодействующие и дополняющие друг друга. Само их наличие отражает определенную схожесть интересов стран или групп стран, поиск вариантов, наиболее эффективных с точки зрения реализации этих интересов.

Последние тенденции роста выпуска промышленной продукции (машин, оборудования, а также транспортных средств) свидетельствуют о возможности создания промышленных цепочек в рамках стратегии диверсификации собственной экономики в странах ТС, ориентированных на специфику местного рынка труда и эффективного размещения вблизи источников энергии, поставщиков сырья или рынков сбыта.

Ключевую роль в развитии евразийского экономического сотрудничества играют казахстанско-российские отношения. Государства имеют ряд преимуществ, позволяющих им иметь широкие перспективы интеграции.

Подписана Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012–2017 годы. Реализация данного документа будет способствовать дальнейшему расширению межрегионального сотрудничества и улучшению структуры товарооборота между двумя странами. По итогам 2012 года рост товарооборота между странами составил 40 процентов и достиг, по экспертным оценкам, свыше 20 млрд. долл. США.

Традиционными и наиболее перспективными направлениями инвестиционного сотрудничества России и Казахстана являются развитие топливно-энергетического комплекса, атомной энергетики, обрабатывающих отраслей промышленности, транспортной и космической сфер. Расширяется взаимодействие и в финансовом секторе.

На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано примерно 15 тысяч совместных предприятий. Российских компаний насчитывается примерно 5 тысяч, среди них активно действующих 3800. Столь высокая динамика имела место в последние годы. Только за первое полугодие 2011 года в Казахстане зарегистрировано более 400 новых российских предприятий в самых разных отраслях экономики. Следует подчеркнуть, что российский бизнес имеет самый высокий уровень присутствия на казахстанском рынке.

Казахстан также является крупнейшим торгово-экономическим партнером Беларуси. Товарооборот между странами в 2012 году составил более 800 миллионов долларов США. Уровень прямых белорусских инвестиций в Казахстан возрос на 55 процентов. Сегодня в Казахстане действуют 23 сервисных центра белорусских предприятий, 80 совместных предприятий, 6 торговых домов, значительное количество представительств и дилеров белорусских компаний. Успешно функционирует совместная Межправительственная казахстанско-белорусская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК).

В Казахстане локализованы производства таких крупных компаний Беларуси, как БелАЗ, зерноуборочных компаний, компаний по производству дизельных двигателей, специальной техники. В процессе осуществления находятся проекты в области военно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, производства лифтов, бытовой техники. Достигнута договоренность по расширению сотрудничества в агропромышленном комплексе. Казахстан готов стать поставщиком в Беларусь твердой продовольственной пшеницы [8].

Таким образом, можно констатировать, что в макроэкономическом плане Таможенный союз, с точки зрения мирового опыта и требований к такого рода объединений, несомненно, состоялся. Он является выгодным и целесообразным для Казахстана [9]. ТС вызывает не только заинтересованность к данному опыту со стороны сопредельных государств, но и стимулирует интеграционные процессы в рамках Единого экономического пространства, объединяющего национальные экономики в единый рынок.

Литература:

1.       Рахматуллина Г. Перспективы развития казахстанского бизнеса в новых экономических условиях. Analytic № 1, 2012. С.72

2.       Независимая ассоциация предпринимателей РК. http://www.nap.kz/mneniya-obrashheniya/tamozhnya/tamozhennogo-soyuza

3.       ТС и пригранирчное сотрудничество Казахстана и России. Интернет –ресурс:http://www.eabr.org/general//upload/CII %20 %20izdania/Doklad_TS_RF_KR.pdf

4.       Кошанов А. К. Cоздание таможенного союза единого экономического пространства — важный фактор мобилизации и увеличения экономических потенциалов стран-участниц Общество и Экономика, № 2, 2012. Интернет-ресурс: http://www.e-cis.info/news.php?id=3502

5.       Интеграция: плюсы и минусы открытия границ Таможенного союза. Интернет-ресурс: http://www.success.kz/archive/2011/83-integraciya-plyusy-i-minusy-otkrytiya-granic-tamozhennogo-soyuza.html

6.       Вчем выгода Таможенного союза для россиян? Интернет-ресурс: http://nm2000.kz/news/2011–07–07–43128

7.       Интернет-ресурс: irp-rspp.ruindex.php?id=203

8.       Интернет-ресурс: http://news.kkb.kz/news/show.asp?no=1393269

9.       Сайт Торгово-промышленной палаты РК. http://cci.kz/index.php/ru/novosti-ts/504-tamjzhenniy-souz-rezultzty

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Россия, Таможенный союз, Беларусь, компания, предприятие, российский бюджет, дальнейший экспорт, Единое экономическое пространство, Российская Федерация.

Похожие статьи

Основы функционирования единого экономического...

Единое экономическое пространство — это интеграционное объединение трех стран Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, начавшее действовать с 1 января 2012 г. Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения...

Перспективы развития интеграционных объединений на...

казахстан, россия, Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, беларусь, таджикистан, кыргызстан, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз, чистый экспорт.

Единое экономическое пространство: предпосылки создания...

29 мая 2014 года президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о создании с 1 января 2015 года ЕАЭС (Евразийского экономического союза). Таким образом, завершается формирование крупнейшего общего рынка на пространстве СНГ в 170...

Итоги существования Евразийского экономического сообщества

ЕАЭС, Таможенный союз и Единое экономическое пространство открыты для присоединения других государств. В 2011 г. о намерении присоединиться к ТС и ЕЭП, а в дальнейшем — к ЕАЭС заявила Киргизия, в 2013 г. — Армения.

Интеграционные объединения на постсоветском пространстве

Казахстан, Беларусь, таможенный союз, Российская Федерация, Россия, постсоветское пространство, общий объем экспорта Республики, экспорт Республики, Европейское экономическое сообщество...

Особенности таможенного оформления в условиях...

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя торговля, Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое экономическое пространство, таможенное регулирование, Казахстан... Перспективы совершенствования таможенного регулирования...

Экономико-статистический анализ внешнеторгового оборота...

Так как Российская Федерация имеет наиболее значимый вес в экспорте и импорте из всех

Евразийская экономическая комиссия: «Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза».

Влияние международной экономической интеграции на...

В сравнении с Таможенным союзом ЕС становление и развитие Таможенного союза, а впоследствии и Евразийского экономического союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации...

Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС

...Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Таможенный союз (ТС), противоречия, проблемы, Единое экономическое пространство (ЕЭП).

Участники Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Беларусь, Россия и Казахстан, а затем...

Похожие статьи

Основы функционирования единого экономического...

Единое экономическое пространство — это интеграционное объединение трех стран Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, начавшее действовать с 1 января 2012 г. Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения...

Перспективы развития интеграционных объединений на...

казахстан, россия, Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, беларусь, таджикистан, кыргызстан, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз, чистый экспорт.

Единое экономическое пространство: предпосылки создания...

29 мая 2014 года президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о создании с 1 января 2015 года ЕАЭС (Евразийского экономического союза). Таким образом, завершается формирование крупнейшего общего рынка на пространстве СНГ в 170...

Итоги существования Евразийского экономического сообщества

ЕАЭС, Таможенный союз и Единое экономическое пространство открыты для присоединения других государств. В 2011 г. о намерении присоединиться к ТС и ЕЭП, а в дальнейшем — к ЕАЭС заявила Киргизия, в 2013 г. — Армения.

Интеграционные объединения на постсоветском пространстве

Казахстан, Беларусь, таможенный союз, Российская Федерация, Россия, постсоветское пространство, общий объем экспорта Республики, экспорт Республики, Европейское экономическое сообщество...

Особенности таможенного оформления в условиях...

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя торговля, Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое экономическое пространство, таможенное регулирование, Казахстан... Перспективы совершенствования таможенного регулирования...

Экономико-статистический анализ внешнеторгового оборота...

Так как Российская Федерация имеет наиболее значимый вес в экспорте и импорте из всех

Евразийская экономическая комиссия: «Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза».

Влияние международной экономической интеграции на...

В сравнении с Таможенным союзом ЕС становление и развитие Таможенного союза, а впоследствии и Евразийского экономического союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации...

Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС

...Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Таможенный союз (ТС), противоречия, проблемы, Единое экономическое пространство (ЕЭП).

Участники Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Беларусь, Россия и Казахстан, а затем...