Использование новой концепции менеджмента для управления инновационным развитием предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 03.10.2014

Статья просмотрена: 221 раз

Библиографическое описание:

Хлебенских, Л. В. Использование новой концепции менеджмента для управления инновационным развитием предприятия / Л. В. Хлебенских, Н. В. Овчарова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6310/ (дата обращения: 11.12.2024).

В современных рыночных условиях хозяйствования процесс управления экономическими системами диктует необходимость поиска комплексного решения многочисленных проблем посредствам использования новых концепций в управлении.

Различают внешние и внутренние факторы, способствующие появлению такого рода проблем. К внешним факторам относят:

-           быстро изменяющуюся экономическую ситуацию;

-           рыночные критерии эффективности;

-           неопределенность правовой стороны деятельности;

-           конкуренцию.

К внутренним факторам в свою очередь относят среду, в которой принимаются решения и которая в настоящее время чаще всего является неопределенной. Такая неопределенность связана с отсутствием достаточной и полной информации для оперативного управления экономической системой.

Анализ возможностей управления развитием инновационных экономических систем послужил основанием к формированию современной и актуальной системы контроллинга, представляющей собой механизм информационного и аналитического обеспечения необходимыми и достаточными системными сведениями.

Инновационные изменения, происходящие в экономических системах, есть не что иное как сложная система взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей управления в приоритетных направлениях развития. Разработанный план исследований предприятия, направленный на решение актуальных теоретических и практических задач — одна из ключевых форм инновационных изменений экономических систем.

В исследовательских проектах обосновываются технические и экономические решения. Важной задачей является определение основных параметров инновационных изменений, определение их масштаба и сроков. Различают три основных подхода к управлению инновационным развитием экономической системы:

-           системный подход. Данный подход воздействует на составляющие системы с целью изменения инновационной структуры для обеспечения оптимальных результатов функционирования;

-           процессный подход, здесь рассматриваются функции управления инновационной деятельностью (учет, контроль, анализ, регулирование, планирование);

-           ситуационный подход. Он основан на использовании различных методов воздействия на значения экономических показателей инновационной деятельности в зависимости от конкретных ситуаций.

Под контроллингом понимается упреждающий контроль на основе наблюдения за изменениями объекта. Он заключается в предоставлении обратной связи управления за счет выбора организационного, математического и информационного обеспечения.

Цель контроллинга заключается в информационной поддержке управленческих решений для повышения их качества. В свою очередь, качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его осуществления.

В зависимости от целей менеджмента, изменяются инструменты контроллинга: организационные модели, а также математические и информационные модели, комплект которых для каждой конкретной экономической системы будет различаться. Функциональная область экономической системы накладывает ограничения на систему менеджмента и ограничивает выбор инструментов и принципов контроллинга.

Для реализации своих целей контроллинг инновационных изменений использует такие инструменты, как [1, с. 173]:

-           интенсивность нововведений;

-           доля инноваций;

-           время, в течение которого возникает продукт;

-           время безубыточности;

-           возврат вложения;

-           возрастная структура инновационных проектов;

-           начатые, продолженные и законченные инновационные проекты за год;

-           затраты на новации на каждого занятого в данной сфере;

-           создание стоимости на каждого занятого в сфере новаций;

-           доля расходов на инновации в общих расходах.

Информацию о тенденции развития контроллер получает путем сравнения этих показателей внутри организации на протяжении времени или сравнением с соответствующими показателями других организаций в данной области.

Эффективность системы контроллинга определяется эффективностью менеджмента. Таким образом, контроллинг является обратной связью по управлению.

Управление работами по созданию новых продуктов и технологий сопряжено со значительными рисками и неопределенностью. Чем крупнее и дороже инновационный проект, чем выше требования к срокам его реализации, тем большие требования предъявляются к системе управления проектами.

Недостаточность разработки системы управления инновационными процессами является одной из ключевых причин коммерческой неудачи инноваций. В таких условиях особый смысл приобретает процесс управления новациями в условиях возрастающей динамичности рынков. Помимо этого, нововведения, в частности технологические и продуктовые, в большей степени, нежели остальные виды деятельности организации, сопряжены с рисками и значительными объемами инвестиций. Прежде всего, речь идет о следующих видах рисков:

-           технические, которые показывают вероятность того, что в процессе осуществления инновационного проекта не будут достигнуты заданные технико-эксплуатационные характеристики изделия;

-           временные, обусловленные несвоевременным осуществлением инновационного проекта: «поздний» выход на рынок может означать потерю конкурентоспособности продукта или его ненужность для современных условий и требований;

-           экономические (или финансовые), которые возникают в результате превышения фактических затрат ресурсов над запланированными затратами; продукция может оказаться очень дорогой и непродаваемой, что, в свою очередь, может привести к потере ликвидности предприятия.

Инновации на предприятии можно рассматривать как отдельные проекты, так как им присущи все признаки проекта:

-           новации сопряжены с новизной и нерегулярностью, а потом и с неопределенностью;

-           нововведения характеризуются комплексностью и слабой структурированностью;

-           инновациям присущи различные риски;

-           инновации имеют четкую цель, определены по содержанию, ограничены по времени осуществления и нацелены на изменения;

-           бюджет новаций, как и любого проекта, ограничен;

-           инновационный процесс можно расчленить на фазы с промежуточными целями и задачами.

Отсюда следует, что если новации рассматриваются как отдельные проекты, то для их управления можно применить методологию «управление проектами» (pгоjесt management).

По мере внедрения контроллинга в практику управления предприятиями, для различных сфер деятельности предприятий стали оформляться и развиваться специальные виды контроллинга, такие как: контроллинг маркетинга, контроллинг логистики, контроллинг инвестиций, контроллинг инноваций, а также контроллинг проектов (или проект-контроллинг). В последнем случае говорят о «контроллинге сопровождения или реализации проектов».

Осуществление проект-контроллинга нередко начинается одновременно с процессом планирования бюджета и калькуляции проекта, а во многих случаях еще раньше, т. е. во время предстартовой работы, когда о проекте в целом еще нет и речи. С точки зрения практики это означает, что все затраты и результаты, возникающие до начала осуществления проекта, должны найти свое место в общей финансовой схеме. На этом этапе возникает закономерный вопрос о том, стоит ли затраты, возникшие до старта, включать в калькуляцию работ по самому проекту. И тут все сводится к тому, каковы особенности соответствующей отрасли, вида и назначения полученного результата, а также от времени и величины произведенных затрат. Также стоит обратить внимание на возможность однозначного отнесения затрат к тому или иному виду без соответствующих дополнительных расчетов и распределений.

Основными целями проект-контроллинга являются не столько контроллинг расходования финансовых средств или времени, сколько достижение запланированных в ходе реализации проекта финансовых показателей, путем подчинения подзадач главной.

Данное утверждение можно уточнить, подразделив процесс сопровождения проекта на три ключевых аспекта [2, с.34]:

-     планирование всех предварительных показателей, бюджетирование, составление калькуляции;

-     обеспечение контроля за длительностью проекта;

-     завершение проекта, которое включает последующее калькулирование на основании сравнения фактических значений показателей с плановыми составляющими, составление заключительного отчета об осуществлении проекта, ценообразование, а также выводы и рекомендации для последующих проектов.

Для успешного осуществления проекта необходимо тщательно собирать и анализировать информацию о факторах, которые оказывают влияние на развитие организации в целом. Это проявляется в необходимости ранней оценки и использования в анализе данных, определяющих принятие хозяйственных решений.

Реализуемые предприятием задачи следует подразделять по отдельным заказам или договорам, значение которых может различаться в зависимости от их внутреннего содержания или соответствующих целевых установок при их заключении.

Среди возможных проектов можно выделить [2, с.35]:

-     крупный заказ клиента;

-     проект развития нового товара или рекламная компания по продвижению товара на новый рынок;

-     проект изменения внутренней организации предприятия;

-     капитальное строительство и т. д.

Число новых проектов, принимаемых к реализации, постоянно и значительно возрастает. Тем самым решение проблемы раннего экономического сопровождения проектов приобретает особую значимость.

Литература:

1.         Башева А. В. Контроллинг как инструмент анализа влияния новых технологий на развитие экономики предприятия / А. В. Башева // Проблемы современной экономики, 2010. — № 2. — С. 172–177.

2.         Бугаенко Л. В. Контроллинг реализации проектов / Л. В. Бугаенко // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник трудов Международной заочной научно-практической конференции, Тамбов, 30 апреля 2014 г. — Тамбов, 2014.

3.         Григорьева Т. И. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Т. И. Григорьева, А. А. Аверьянов. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 1998. — 243 с.

4.         Павлова А. М. Контроллинг — лучший друг руководителя [Электронный ресурс] // Управление производством. URL: http:// http://www.up-pro.ru/library/management_accounting/controlling/man_best_friend.html. (Дата обращения: 12.02.2014).

5.         Теплякова Т. Ю. Контроллинг: учебное пособие / Т. Ю. Теплякова. — Ульяновск: УлГТУ, 2010. — 143 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, экономическая система, инновационный проект, время, затрата, изменение, инновационная деятельность, инновация, осуществление проекта, процесс управления.

Похожие статьи

Применение новых методов анализа затрат как инструмент повышения энергоэффективности энергетической компании

Проведение активной инновационной политики и введение маркетинга инноваций на предприятии

Создание модели управления инновационными процессами в образовательной организации

Инновационные методики системы «бережливого производства» как элементы «потока создания ценности» для потребителя

Использование концептуального обучения для развития критического мышления учащихся

Трансформация рынка труда и управление человеческими ресурсами в условиях инновационного развития

Разработка и внедрение инновационной модели управления качеством образования в социально ориентированной школе

Новые системы управления затратами как способ повышения эффективности сельскохозяйственного производства

Применение маркетинга для улучшения результатов работы государственных органов российской федерации

Назначение управленческого контроля на производственных предприятиях при внедрении инноваций

Похожие статьи

Применение новых методов анализа затрат как инструмент повышения энергоэффективности энергетической компании

Проведение активной инновационной политики и введение маркетинга инноваций на предприятии

Создание модели управления инновационными процессами в образовательной организации

Инновационные методики системы «бережливого производства» как элементы «потока создания ценности» для потребителя

Использование концептуального обучения для развития критического мышления учащихся

Трансформация рынка труда и управление человеческими ресурсами в условиях инновационного развития

Разработка и внедрение инновационной модели управления качеством образования в социально ориентированной школе

Новые системы управления затратами как способ повышения эффективности сельскохозяйственного производства

Применение маркетинга для улучшения результатов работы государственных органов российской федерации

Назначение управленческого контроля на производственных предприятиях при внедрении инноваций