Проблема неосведомленности граждан о добровольной лесной сертификации
Автор: Воробьева Светлана Николаевна
Рубрика: 12. Стандартизация, метрология и сертификация
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 27.09.2014
Статья просмотрена: 176 раз
Библиографическое описание:
Воробьева, С. Н. Проблема неосведомленности граждан о добровольной лесной сертификации / С. Н. Воробьева. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6247/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: добровольная лесная сертификация, биоразнообразие, экологически чувствительные рынки, Лесной попечительский совет, товарный знак FSC, эффективность, потребительские кампании, потребитель.
Устойчивое лесоуправление является важной составляющей повышения уровня конкурентоспособности продукции предприятий лесного комплекса. В мировой практике основным способом подтверждения ведения экономически жизнеспособного, социально ориентированного и экологически ответственного управления лесами является добровольная лесная сертификация. Лесная сертификация — это деятельность по подтверждению соответствия управления лесами и (или) лесохозяйственной продукции установленным требованиям. Результатом сертификации является получение сертификата о соответствии ведения хозяйства или выпускаемой продукции определенным требованиям [1, с.8]. Экологический сертификат обеспечит доступ на экологически чувствительные рынки, будет способствовать заключению долгосрочных и стабильных контрактов, повысит деловую репутацию предприятия и увеличит прибыль. Кроме этого сертификация будет способствовать созданию эффективной системы управления, охраны труда и техники безопасности, повышению профессиональной ответственности персонала и обеспечению устойчивого пользования лесным фондом. В результате лесная сертификация становится эффективным инструментом в повышении конкурентоспособности, сохранении и расширении рынков сбыта лесной продукции, развитии международной торговли, увеличении объёмов лесопользования и обеспечении устойчивого лесоуправления.
Мировая история показала, что сертификация — это хорошая альтернатива экологическим бойкотам и запретам. В условиях рыночной конкуренции важную роль играет Покупатель товаров. Субъектный состав понятия Покупатель не ограничен. Одним из них может выступать государство. В этой роли государство может способствовать развитию лесной сертификации путем государственных закупок сертифицированной продукции, тем самым подавая пример остальным членам общества. Но самую большую силу имеет простой потребитель товаров. Здесь работает закон спроса и предложения. Все было бы так легко, если бы не было так трудно. На сегодняшний день существует проблема неинформированности населения о лесной сертификации.
В России действует сертификация Лесного попечительского совета (ForestStewardshipCouncil, FSC). FSC — международная организация, создавшая систему подтверждения экологической и социальной ответственности управления лесами. Знак FSC на древесине или на сделанном из нее товаре — показатель того, что продукция происходит из леса, в котором ведется экологически и социально ответственное лесное хозяйство. Спрос на сертифицированную древесину убедил многие российские компании, работающие на экспорт, пройти сертификацию FSC. На сегодняшний день в России сертифицировано более 41 млн. га лесов. С недавних пор интерес к использованию «зеленой» продукции проявляет государство, а также экологически и социально ответственный бизнес [2].
Цель Лесного попечительского совета — содействие экологически ответственному, социально ориентированному и экономически устойчивому лесопользованию и управлению мировыми лесными ресурсами. Главным инструментом в достижении этой цели является лесная сертификация и маркировка сертифицированной продукции. Внешней стороной этой схемы является товарный знак Лесного попечительского совета. Крайне важно, что доверие к товарному знаку FSC поддерживается за счет общественного признания и понимания. Задача FSC — гарантировать максимально корректное использование товарного знака [3].
В США, Бразилии, Дании, Германии, Нидерландах, Великобритании и еще в ряде стран постоянно проводятся потребительские кампании как способа популяризации лесной сертификации. Проводятся социальные рекламные кампании бренда FSC.
Рис. 1. Товарный знак FSC
Постепенно население этих стран начинает отличать сертифицированную продукцию от иной. Люди узнают проблемы лесного сектора, и происходит экологизация сознания. И значит, достигнута основная цель кампании. Потребитель узнает, что организация, обладающая сертификатом, соблюдает все жесткие требования закона. И что процедура сертификации очень трудоемкий и дорогостоящий процесс. Следовательно, конечный продукт будет стоить выше обычного. Так как в этих странах уже несколько лет успешно были проведены потребительские кампании, то покупатели готовы заплатить больше за лесобумажную продукцию, в происхождении которой они будут уверены.
В России развитие сертификации только набирает обороты. Первая кампания была начата Национальным офисом Лесного попечительского совета и WWF России только в 2009 году, намного позже других развитых стран. Для проведения рекламной кампании в масштабах всей страны требуется большие финансовые вложения, которых нет у некоммерческих предприятий. В связи с этим наши потребители плохо осведомлены о данной проблеме, и о том, что означает логотип FSC на готовой продукции.
«Хочешь изменить мир — начни с себя» говорил Махатма Ганди. Его мудрость отражает путь к изменению ситуации с сохранением биоразнообразия. Каждый может просто приобретать продукцию с логотипами (рис. 2. а, б) и тем самым заинтересовывать производителей проводить процедуру добровольной лесной сертификации.
Рис. 2.
В России существует большое количество экологических объединений, но, как правило, они расположены в больших городах. В небольших населенных пунктах действует метод простых бесед и разъяснений. Если человек узнал о такой системе однажды, то, скорее всего, в следующий раз он подумает какую продукцию ему покупать. Самый действенный способ — это прививать любовь к природе и к добросовестному отношению к ней. Это можно сделать, например, через показывание плакатов, для узнаваемости бренда.
Рис. 3.
Государство в свою очередь стимулирует производителей государственными премиями в области сертификации. Самым ярким примером популяризации государством лесной сертификации стало то, что с одобрения Правительством РФ «зеленых» стандартов Олимпиады Сочи-2014, при строительстве сооружений была использована только FSC- сертифицированная продукция.
Рис. 4.
Граждане должны бережно относиться к окружающей их лесной среде, соблюдать лесное законодательство и сохранять биологическое разнообразие — то есть проводить политику устойчивого управления лесами, основываясь на принципах Лесного кодекса.
Литература:
1. Добровольная лесная сертификация: учеб. пос. для вузов / А. В. Птичников, Е. В. Бубко, А. Т. Загидуллина и др.; под общ. ред. А. В. Птичникова, С. В. Третьякова, Н. М. Шматкова; Всемирный фонд дикой природы (WWF). — М., 2011–175 с.
2. Официальный сайт WWF http://wwf.ru/about/what_we_do/forests/certify (дата обращения 02.09.2014)
3. Лесной попечительский совет — официальный сайт. http://www.fsc.ru/?mod=page&id=91 (дата обращения 13.09.2014)
Ключевые слова
эффективность, потребитель, биоразнообразие, добровольная лесная сертификация, экологически чувствительные рынки, Лесной попечительский совет, товарный знак FSC, потребительские кампанииПохожие статьи
Особенности развития модели корпоративной социальной ответственности в РФ
В статье анализируются аспекты становления и развития модели КСО, включая выявление и анализ существующих проблем отставания российских компаний в сфере КСО.
Документированная процедура «Управление патогенными рисками» с учётом изменения в техническом законодательстве
Строительный бум и большая конкуренция среди строительных компаний в предоставлении разнообразных услуг в сфере проектирования, изготовления и монтажа уделяют особое внимание к качеству комплекса чистых производственных помещений.
Концепция и методология экологического аудита
В статье автор проводит анализ концепции и методологии экологического аудита.
Основные направления улучшения качества услуг туризма в экологически ориентированном регионе
В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты улучшения качества туристических услуг. Приводятся подходы к оценке качества услуг, в частности типы качества Дж. Джурэн и В. Эдвардс Деминг, качество образцовых услуг различий, ...
Влияние 5S на производительность труда
В современном конкурентном рынке компаниям как никогда важно оставаться конкурентоспособными. Для этого привлекаются различные методы и инструменты качества. Многие производственные предприятия выбирают внедрение методологии организации рабочего мест...
Похожие статьи
Особенности развития модели корпоративной социальной ответственности в РФ
В статье анализируются аспекты становления и развития модели КСО, включая выявление и анализ существующих проблем отставания российских компаний в сфере КСО.
Документированная процедура «Управление патогенными рисками» с учётом изменения в техническом законодательстве
Строительный бум и большая конкуренция среди строительных компаний в предоставлении разнообразных услуг в сфере проектирования, изготовления и монтажа уделяют особое внимание к качеству комплекса чистых производственных помещений.
Концепция и методология экологического аудита
В статье автор проводит анализ концепции и методологии экологического аудита.
Основные направления улучшения качества услуг туризма в экологически ориентированном регионе
В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты улучшения качества туристических услуг. Приводятся подходы к оценке качества услуг, в частности типы качества Дж. Джурэн и В. Эдвардс Деминг, качество образцовых услуг различий, ...
Влияние 5S на производительность труда
В современном конкурентном рынке компаниям как никогда важно оставаться конкурентоспособными. Для этого привлекаются различные методы и инструменты качества. Многие производственные предприятия выбирают внедрение методологии организации рабочего мест...