Библиографическое описание:

Мантуленко В. В., Керженцева А. А. Управление прибылью предприятия [Текст] // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 48-50. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6160/ (дата обращения: 14.12.2017).

В условиях активных изменений рыночной среды возрастает ответственность и самостоятельность организаций в принятии и реализации решений с целью обеспечения эффективности их деятельности. Эффективность различных направлений деятельности организации (производственной, инновационной, финансовой, маркетинговой и др.) выражается в конкретных финансовых результатах. Общим из данных результатов является прибыль, именно она обеспечивает разностороннее развитие организации.

В российской действительности традиционно считается, что эффективность бизнеса характеризуется, прежде всего, прибылью. Прибыль в отечественной экономике отражает текущие цели, и именно на этот показатель в большей степени обращают внимание менеджеры. Данный аспект, безусловно, влияет на их психологию, направляя их приоритеты на цели краткосрочного характера. Однако, современные рыночные подходы в большей степени направлены на то, чтобы в качестве показателя оценки бизнеса принимать стоимость организации, выдвигая при этом в качестве приоритета долгосрочные цели [2].

Показатель прибыли, действительно, не всегда позволяет оценить эффективность ведения бизнеса, так как не даёт точной информации о приумножении или растраченности капитала компании за определенный период. Величина прибыли не сопоставляется с тем значением, которое организации необходимо иметь для покрытия всей совокупности затрат и создания положительной величины экономической прибыли [8].

Экономическая прибыль характеризует прирост экономической стоимости предприятия и равна разнице между чистой операционной прибылью после налогообложения и величиной инвестированного капитала (сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств), умноженной на средневзвешенную его стоимость. Подобный расчёт экономической прибыли больше подходит к её трактовке как разнице между тем, что организация зарабатывает за конкретный период времени и тем минимумом, который она должна заработать, чтобы удовлетворить интересы собственников.

Прибыль, уже достаточно известная научная категория, получает новое содержание в контексте современного экономического развития. Способы формирования и распределения прибыли требуют постоянного совершенствования методов управления этими процессами со стороны руководителей и финансовых менеджеров [6]. Стремление к получению прибыли заставляет производителей увеличивать выпуск продукции, снижать затраты производства. Получение прибыли является стимулом для инвестирования в ту или иную сферу деятельности.

На актуальном этапе развития экономики руководству организаций необходимо умение оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации, осуществлять поиск и принятие оптимальных управленческих решений, в частности в сфере управления прибылью.

В рамках достижения организацией своей основной цели (получения прибыли) происходит сохранение и наращивание капитала, обеспечивается необходимый уровень эффективности хозяйственной деятельности и удовлетворение интересов всех участников бизнеса. Все эти задачи тесно связаны друг с другом, поскольку обусловлены единым источником увеличения капитала — прибылью. Данные обстоятельства определяют необходимость оптимизации финансовых результатов хозяйственной деятельности. Важным инструментом решения этой задачи является экономический анализ, с его помощью выявляются причины изменений показателей финансовых результатов, а также резервы роста прибыли.

Прибыль представляет собой сложный комплексный показатель, который важно учитывать в процессе поиска продуктивных управленческих решений различными участниками рынка (учредителями, менеджментом организации, инвесторами, кредиторами, поставщиками и потребителями и др.). В данном контексте особенно важной представляется тщательная интерпретация различных показателей финансовых результатов.

При рассмотрении научной категории прибыли становятся очевидными существующие различия в понимании учеными экономической сути данного понятия, тех сущностных характеристик, которые определяют природу прибыли. В современных условиях развития страны, характеризующихся повышением самостоятельности хозяйственных субъектов, данный термин получил новое развитие. Задача максимизации прибыли трансформировалась в задачу достижения устойчивого уровня конкурентоспособности [7].

На основе понимания важной роли прибыли в развитии организации и обеспечении интересов всех участников бизнеса, необходимо эффективно ей управлять. Решение данной задачи, по мнению И. А. Поляковой, возможно с помощью построения некоторой комплексной системы управления прибылью. Данную систему можно рассматривать как систему управления факторами, влияющими на финансовый результат [5].

Анализ теории и практики отечественного и зарубежного планирования и регулирования прибыли организаций позволяет сформулировать следующие условия, которые обеспечивают эффективное управление прибылью: 1) увеличение объёма прибыли до максимальных показателей, соответствующих ресурсному потенциалу организации и рыночной конъюнктуре; 2) взаимосвязанность системы управления прибылью и системы управления предприятием в целом; 3) оптимальное соответствие уровня получаемой прибыли и допустимым уровнем риска; 4) высокое качество прибыли; 5) достаточный уровень дохода на инвестированный капитал; 6) формирование оптимального объёма финансовых ресурсов за счёт прибыли в соответствии с задачами развития организации; 7) постоянный рост рыночной стоимости бизнеса [3].

В исследованиях отечественных и зарубежных экономистов управление прибылью рассматривается как системный процесс принятия соответствующих управленческих решений. При этом управление прибылью многими исследователями трактует как целенаправленная деятельность, интегрированная в общую стратегию управления организацией и ориентированная на решение как тактических, так и стратегических задач, при этом предусматривается возможность выбора альтернативных вариантов тех или иных управленческих решения [1].

Стратегическая направленность системы управления прибылью заключена в обосновании перспективных направлений деятельности организации на основе комплексного анализа и оценки состояния рыночной среды, уровня получаемой и перспективной прибыли, возможностей управления прибылью с целью её повышения на основе использования различных внутрифирменных резервов [2,8]. Одним из базовых элементов процесса управления прибылью является разработка нескольких вариантов решения тактических и стратегических задач, а также возможность моделирования альтернативных вариантов в рамках концепции интегрирования процесса управления прибылью в общую систему управления организацией.

Под резервами роста прибыли понимаются количественные возможности увеличения прибыли разными способами: через увеличение объема реализации продукции; уменьшение затрат на производство и реализацию продукции; за счет совершенствования структуры производимой продукции; а также за счет экономии и рационального использования средств на оплату труда персонала; с помощью внедрения достижений научно-технического прогресса, в результате чего растет производительность труда [9].

Резервами роста экономической прибыли являются: увеличение чистой прибыли в результате расширения доли рынка, эффективности производства, оптимальное ценообразование, улучшение качества продукции, повышение использования факторов, положительно влияющих на прибыль [5].

Исследователями также выделяется такое понятие, как «комплексные резервы». Считается, что каждый комплексный резерв включает в себя как минимум два базовых элемента, изменения которых имеют разнонаправленный характер: одни могут вызвать улучшение конечного результата, другие — его ухудшение. К комплексным резервам относятся два следующих резерва: 1) резерв увеличения разницы между ценой реализации товара и затратами на его производство (суть его заключается в том, что рост цены товара опережает рост затрат на его производство, соответственно его реализация связана с повышением качества продукции с постановкой на производство новых, более совершенных моделей выпускаемой продукции; использование данного резерва приводит к увеличению прибыли от продаж единицы продукции); 2) резерв увеличения произведения объема производства продукции и прибыли на единицу производимой продукции (данный резерв заключается в том, что, как правило, рост одного сомножителя этого произведения опережает снижение другого сомножителя, но так что конечный результат возрастает) [8].

Следует отметить, что комплексные резервы — это, в основном, резервы стратегические, так как их реализация связана с перспективой существования организации, её будущим. Решение об использовании этих резервов и выборе направления их использования, как правило, принимает высшее руководство компании.

Выявление и использование резервов роста прибыли представляют собой важную задачу, решению которой возможно путем совершенствования процесса управления прибылью, в частности, с помощью факторного моделирования. При этом в качестве основных факторов, которые влияют на прибыль организации, выделяется: объём производства в натуральном и денежном выражении, структура себестоимости в части соотношения постоянных и переменных затрат [4].

Различные факторы и способы использования резервов позволяют разделить всю их совокупность по признаку места источника их действия. Экономические, социальные, экологические, организационно-управленческие, материально-технические факторы относятся к внутрипроизводственным резервам. Рыночно-конъюнктурные, хозяйственно-правовые, административно-командные являются внешними резервами по отношению к организации. Действие последних тесно связано с рыночной конъюнктурой, действующим законодательством, существующими структурами власти. Их значение в использовании имеющихся резервов повышения прибыли чрезвычайно велико. Они представляют собой своеобразные регуляторы производства, действие которых может его как стимулировать, так и сдерживать.

Процесс управления прибылью зависит как от использования всего многообразия факторов, равно как и их последствий. Правильное и точное выявление резервов роста прибыли необходимо для ее планирования на перспективный период. Составляя перспективные прогнозы суммы прибыли, организации могут эффективно планировать инвестиционную политику, а также расходы на различные социальные мероприятия и материальное стимулирование своего персонала. Резервы роста прибыли способны оказать серьезное влияние на развитие рыночных отношений, ликвидацию кризисных явлений в экономике.

Для обеспечения принятия оптимальных решений по управлению прибылью важно использовать данные не только по бухгалтерской, но и по экономической прибыли для получения полной картины результатов деятельности. Необходимо также помнить, что эффективность управления прибылью организации обусловлена не только способами формирования, но и способами распределения. Одним из направлений распределения прибыли является совершенствование её налогообложения [9].

Поиск резервов роста прибыли, равно как и повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов — одна из важнейших задач любой хозяйственной деятельности. Выявлять и использовать данные резервы на практике можно только на основе тщательного финансового экономического анализа. Анализ финансовых результатов деятельности организации является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности при этом являются прибыль и рентабельность [9].

Литература:

1.         Канушина И. А. Операционный левередж как инструмент планирования прибыли от продаж. // Сборник докладов молодых учёных МГУПП на третьей юбилейной международной выставке — конференции «Высокоэффективные пищевые технологии: методы и средства для их реализации» (часть 2). — М: Издательский комплекс МГУПП, 2005. — с. 224–227.

2.         Канушина И. А. Стратегическое управление прибылью. // Современный бухучёт. — № 6, 2007. — с. 17–24.

3.         Канушина И. А. Качество роста выручки как критерий оценки деятельности предприятия. // Методологические и практические аспекты экономики, менеджмента и маркетинга. Сборник научных статей.– М.: Издательский комплекс МГУПП, 2006. — с. 15.

4.         Канушина И. А. Модель системной зависимости «цена — затраты — прибыль» как инструмент для принятия управленческих решений. // «Вопросы экономических наук». — № 2 (24), 2007. — с. 25–27.

5.         Полякова И. А. Управление прибылью предприятия (на примере хлебопекарной промышленности): Издательский комплекс МГУПП, 2007.

6.         Руденская И. П. Анализ финансовых результатов / И. П. Руденская, В. И. Скрипка // Аудит и финансовый анализ. — 2005. — № 1. — С.53–55.

7.         Титов В. И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / В. И. Титов. — М.: Дашков и Ко, 2005.

8.         Толпегина О. А. Анализ прибыли: теория и практика исследования / О. А. Толпегина // Экономический анализ: теория и практика. — 2009. — № 2. — С.35–44.

9.         Хайруллин А. Г. Управление финансовыми результатами деятельности организации / А. Г. Хайруллин // Экономический анализ: теория и практика. — 2006. — № 10. — С.40.

Основные термины (генерируются автоматически): управления прибылью, роста прибыли, управление прибылью, экономической прибыли, резервов роста прибыли, системы управления прибылью, прибылью предприятия, процесса управления прибылью, управления прибылью предприятия, деятельности организации, финансовых результатов, управления прибылью организации, Управление прибылью предприятия, управления прибылью с целью, управления прибылью и системы, управления прибылью заключена, в сфере управления прибылью, резервы роста прибыли, роста экономической прибыли, увеличения капитала — прибылью.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос