Библиографическое описание:

Кукеева А. А. Влияние федеральных налогов и государственных расходов на совокупный спрос и ВВП [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 20-21. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1439/ (дата обращения: 13.12.2017).

Экономическое развитие всех промышленно развитых стран характеризуется цикличностью. Цикличность экономического развития — это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры.

Особенностью циклического развития на современном этапе является активное вмешательство государства во весь ход экономического цикла, с тем, чтобы добиться большей устойчивости хозяйственного развития.

Государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).

Манипулирование государственными расходами и налогами связано с конкретной деловой активностью - либо в периоды спадов, либо - подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов и налогов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации. В связи с выполнением этих функций некоторые госрасходы и налоги в экономической теории называют "встроенными стабилизаторами" рыночной экономики.

В периоды подъемов иди спадов в экономике изменения в госрасходах и налогах, осуществляемые властями, оказывают разное воздействие на совокупный спрос и ВВП. Так, в период подъема государство сокращает свои расходы с тем, чтобы снизить рост совокупного спроса и ВВП. В период спада, наоборот, власти повышают бюджетные расходы, чтобы тем самым поддержать и совокупный спрос и ВВП.

В 2007 г. в экономике Российской Федерации наблюдался подъем: ВВП страны вырос на 8,5 % по сравнению с предыдущим 2006 г., в этот период госрасходы составили лишь 34,2 % ВВП (см. табл.1). В начале 2008 г. тенденция роста ВВП продолжалась, но уже летом 2008 г. Россию вслед за всем миром охватил глобальный финансовый кризис, от которого пострадали многие банки, крупные и мелкие компании и практически большинство населения страны. В 2009 г. кризис продолжал углубляться. Для изменения негативных тенденций в экономике государство предприняло активные попытки: увеличились госрасходы, они составили в 2009 г. 41,4 % ВВП.

Таблица 1

Динамика ВВП и расходов консолидированного бюджета РФ (млрд. руб.)


 

2007

2008

2009

2010

ВВП

33247,5

41276,8

38786,4

44939,2

- в % к предыдущему году

108,5


105,2


92,2


104,0


Расходы конс.бюджета

11378,6

13991,8

16048,3

17616,7

- к предыдущему году

в 1,4 р.

в 1,2 р.

в 1,1 р.

в 1,1 р.

- в % к ВВП

34,2

33,8

41,4

39,2

Источник: [4]

В противоположность маневрам с государственными расходами, в период подъема экономики государство обычно повышает налоги, тем самым, сокращая доходы населения и бизнеса, а с ними - и расходы. В результате величина совокупного спроса снижается, а, следовательно, рост ВВП замедляется.

В период спада налоговую нагрузку снижают, увеличивая возможности активизировать деятельность населения и бизнеса в неблагополучной экономической обстановке. Так произошло в экономике России в 2008 г.

На фоне глобального экономического кризиса правительством РФ были выработаны меры, нацеленные на поощрение предпринимателей к повышению предпринимательской активности.

Помимо госрасходов для стабилизации экономики страны государством были использованы фискально-налоговые инструменты. Изменения налогового законодательства были направлены на остановку экономического спада и стимулирование экономического роста.

С 1 января 2009 г. вступили в юридическую силу следующие основные изменения:

1) Общая ставка налога на прибыль была снижена с 24 % до 20 %.

2) Амортизационная премия в отношении амортизиремого имущества со сроком полезного использования от 3 до 20 лет была увеличена с 10 % до 30 %.

3) Применительно к НДС:

Ежеквартальный НДС может быть уплачен ежемесячными платежами вместо единовременной уплаты. Данное изменение применяется к отношениям, возникшим начиная с 4-го квартала 2008 г. включительно.

4) Увеличены размеры некоторых налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.

Таблица 2

Консолидированный бюджет Российской Федерации (млрд. руб.)

 

2007

2008

2009

2010

Доходы – всего, из них:

13368,3

16003,9

13599,7

16031,9

налог на прибыль организаций
(его доля в доходах бюджета, %)

2172

(16,2%)

2513,2

(16%)

1264,6

(9,3%)

1774,6

(11%)

НДФЛ

1266,6

1666,3

1665,8

1790,5

НДС

2261,7

2132,5

2050,3

2498,6

и т.д.





Расходы–всего:

11378,6

13991,8

16048,3

17616,7

Дефицит (-) / Профицит

1989,7

2012,1

-2448,6

-1584,7

Источник: [4]

Как видно из таблицы 2, на фоне предпринятых мер по уменьшению налоговой нагрузки на население, произошло заметное снижение налоговых поступлений в бюджет РФ, в частности доля налога на прибыль организаций в 2009 г. сократилась на 6,7 % и составила 9,3 % доходов бюджета, тоже самое произошло и с НДФЛ и НДС.

Таблица 3

Индекс физического объема основных социально-экономических показателей

(в % к предыдущему году)


2007

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт

108,5

105,2

92,2

104,0

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств

112,5

109,4

95,8

102,5

Инвестиции в основной капитал

122,7

109,9

84,3

106,0

Источник: [4]

Проводимая антикризисная политика привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста, в 2010 г. ВВП вырос на 4% по сравнению с 2009 г., инвестиции в основной капитал выросли на 6% по сравнению с 2009 г. (см. табл. 3).

В результате проведения антикризисной политики, последствия кризиса стали менее разрушительными.


Литература:

1.Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису. «Вопросы экономики», № 2, 2009.

2.Николаева И. П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 527 с.

3.Ходоров С.Е. Антициклическая политика государства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 3, 2010.

4.http://www. gks.ru

5.http://www.finam.ru


Основные термины (генерируются автоматически): совокупный спрос, государственных расходов, совокупного спроса, тенденция роста ВВП, общем объеме ВВП, Похожая статья, ВВП страны, рост ВВП, Динамика ВВП, рыночной экономики, период спада, государственными расходами, федеральных налогов, период подъема, предпринимательской активности, период подъема экономики, колебания рыночной экономики, Российской Федерации, рост совокупного спроса, период подъема государство.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос