Проблемы воспроизводства трудовых ресурсов в ХМАО-Югре | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бессонова, Л. Н. Проблемы воспроизводства трудовых ресурсов в ХМАО-Югре / Л. Н. Бессонова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 142-143. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1391/ (дата обращения: 17.12.2024).

Экономика северных регионов отличается высокой долей добывающей промыш­ленности и, как следствие, ключевой ролью крупных предпри­ятий. Отраслевая принадлежность, рентабельность таких предприятий опре­деляет темпы экономического развития региона, уровень занятости и дохо­дов насе­ления, а, следовательно, накопление человеческого капитала.

Уровень занятости на Севере является производ­ным от объ­емов промышленного производства, а малый бизнес и сельское хозяйство значительно слабее, чем в других регионах, играют роль буфера для излиш­ков рабочей силы. [1]

Одной из главных причин, генерирующих занятость иностранной ра­бочей силы в ХМАО-Югре, является относительная ее нехватка в отдельных секторах экономики, по отдельным профессиям и видам работ.

Материальная привлекательность труда в Югре основана на широко распространенном «имидже» автономного округа как богатого региона, где всегда можно найти работу. Т.е. основными факторами трудовой миграции, в том числе нелегальной, является активное развитие округа, от­сутствие необходимого числа рабочих рук и наличие спроса на рынке труда. [2]

Если раньше в регион прибывали в основном русские, украинцы, баш­киры, татары, то с начала 90-х годов выросла доля выходцев из Дагестана, Чечни, а также гастарбайтеров из стран СНГ (Таджикистана, Азербайджана, Молдовы, Кыргызстана), а позже из Китая, которые вместе со своей культу­рой, обычаями привезли к нам и свои межэтнические проблемы. [3]

В поисках работы люди приезжают в наш округ. Но различного рода факторы (социальные, психологические, экономические) влияют таким образом, что приобретенный ими запас знаний, которые целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности для повышения производительности труда, недооценивается. А слож­ность процедуры регистрации, противодействие региональной администра­ции и местного населения способствуют росту числа так называемых «неле­галов» и их готовности трудиться за меньшую заработную плату в сфере фи­зического труда.

Ежегодно Министерство здравоохранения и социального развития РФ устанавливает для каждого субъекта РФ квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011 году она была установлена в размере 40500 разрешений на работу. Потребность в рабочей силе у работодателей каждый год превышает допустимый предел, это является одной из предпосылок нелегальной миграции, размеры которой год от года увеличиваются.

Обеспечение контроля за миграционными процессами осуществляется посредством комплекса совместных оперативно-профилактических мероприятий. В этих целях совершенствуется взаимодействие с подразделениями центра занятости населения, налоговых инспекций, Роспотребнадзора, службы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям округа, транспортной милиции, пограничной службы ФСБ России.

Заседание 18 августа 2011 года комиссии по контролю за соблюдением прав человека Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при участии представителей органов власти и общественности автономного округа выявило множество проблем, связанных с нелегальной трудовой миграцией.

Миграционное законодательство Российской Федерации требует совершенствования. Действующий в настоящее время механизм привлечения иностранной рабочей силы в Российской Федерации не эффективен и вызывает нарекания со стороны работодателей, и иностранных работников.

В сфере противодействия незаконной миграции наблюдается многочисленные нарушения законодательства в деятельности уполномоченных органов. [4]

Также одной из самых серьезных проблем округа является сохранение традиционного природопользования, которое весьма затруднено в результате промышленного освоения территории. Ключевые отрасли хозяйства корен­ных малочисленных народов севера (КМНС): оленеводство, рыбная ловля, - оказались под угрозой исчезновения. В связи с чем особая задача состоит в возрождении и развитии традицион­ных сфер жизнедеятельности КМНС. Эти отрасли, в силу их специфики, ока­зались наименее приспособленными к рынку, что непосредственно повлияло на сужение сферы приложения труда для малочисленных народов.

В настоящее время малочисленные народы являются наиболее некон­курентоспособными на рынке труда, что обусловлено более низким уровнем их образования, слабыми адаптационными возможностями, низкой социаль­ной трудовой мобильностью, отсутствием необходимой квалификации по сравнению с другим населением. Уровень безработицы среди представителей КМНС, по оценкам специалистов служб занятости северных регионов, зачас­тую в 2-3 раза превышает среднерегиональный. Большинство национальных сел в местах компактного проживания КМНС стали очагами «социального бедствия». Это ставит их в особо уязвимое положение на рынке труда, приводит к деформации всех ос­нов их жизнеобеспечения, катастрофическому снижению уровня их жизни.

Поэтому со стороны федеральных органов власти необходим особый подход к проблемам занятости КМНС и оценке их трудового потенциала в условиях рыночной экономики, который будет учитывать самобытность и специфику их деятельности. [5]

К числу базовых компонентов разреше­ния противоречий воспро­извод­ства трудовых ресурсов на мезоуровне следует отнести орга­низацию и планирование государственного воздействия на основе опре­деления четких целевых установок (объектов государствен­ного прило­жения сил) с обоснова­нием ресурсного обеспечения. На практике это может быть реализовано по­средством обеспечения функционирования:

- механизма государственных гарантий для всех слоев населения соци­ально-значимых услуг, т.е. разрешения противоречий государст­венных, ре­гиональных, общественных, частных экономических интере­сов;

- механизма перераспределения доходов регионального бюджета в ин­новационно-интеллектуальную сферу, что будет стимулировать реа­лизацию стратегических целевых установок государственной макропо­литики воспро­изводства трудовых ресурсов на мезоуровне;

- перераспределительного механизма пополнения доходной части фе­дерального, региональных и местных бюджетов за счет налоговых от­числе­ний;

- механизма государственной селективной миграционной поли­тики как составляющей демографического регулирования мезоуровня и политики обеспечения инновационного роста;

- этнополитического регионального механизма в части обеспече­ния то­лерантности социума и расширенного воспроизводства социаль­ного капитала всех слоев общества.


Литература:
  1. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. - М.: «Инфра-М», 2000. - 448 с.

  2. Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Электронный ресурс] / режим доступа: www.admhmao.ru – загл. экрана.

  3. Котырло Е.С. Человеческий капитал и экономический рост: анализ взаимосвязи для регионов российского севера - Журнал «Экономическая наука современной России». 2008. №3 (39). С.38-52.

  4. Официальный веб-сайт Общественной Палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.ophmao.ru

  5. Селин B.C. Региональное управление и трансформация системы гарантий на Севере.// Регион: экономика и социология. 1996. - №1. С.75-84.

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, Югра, автономный округ, иностранная рабочая сила, рабочая сила, Российская Федерация, уровень занятости, Ханты-Мансийский автономный округ.