Проблемы воспроизводства трудовых ресурсов в ХМАО-Югре
Автор: Бессонова Людмила Николаевна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 1113 раз
Библиографическое описание:
Бессонова, Л. Н. Проблемы воспроизводства трудовых ресурсов в ХМАО-Югре / Л. Н. Бессонова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 142-143. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1391/ (дата обращения: 17.12.2024).
Экономика северных регионов отличается высокой долей добывающей промышленности и, как следствие, ключевой ролью крупных предприятий. Отраслевая принадлежность, рентабельность таких предприятий определяет темпы экономического развития региона, уровень занятости и доходов населения, а, следовательно, накопление человеческого капитала.
Уровень занятости на Севере является производным от объемов промышленного производства, а малый бизнес и сельское хозяйство значительно слабее, чем в других регионах, играют роль буфера для излишков рабочей силы. [1]
Одной из главных причин, генерирующих занятость иностранной рабочей силы в ХМАО-Югре, является относительная ее нехватка в отдельных секторах экономики, по отдельным профессиям и видам работ.
Материальная привлекательность труда в Югре основана на широко распространенном «имидже» автономного округа как богатого региона, где всегда можно найти работу. Т.е. основными факторами трудовой миграции, в том числе нелегальной, является активное развитие округа, отсутствие необходимого числа рабочих рук и наличие спроса на рынке труда. [2]
Если раньше в регион прибывали в основном русские, украинцы, башкиры, татары, то с начала 90-х годов выросла доля выходцев из Дагестана, Чечни, а также гастарбайтеров из стран СНГ (Таджикистана, Азербайджана, Молдовы, Кыргызстана), а позже из Китая, которые вместе со своей культурой, обычаями привезли к нам и свои межэтнические проблемы. [3]
В поисках работы люди приезжают в наш округ. Но различного рода факторы (социальные, психологические, экономические) влияют таким образом, что приобретенный ими запас знаний, которые целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности для повышения производительности труда, недооценивается. А сложность процедуры регистрации, противодействие региональной администрации и местного населения способствуют росту числа так называемых «нелегалов» и их готовности трудиться за меньшую заработную плату в сфере физического труда.
Ежегодно Министерство здравоохранения и социального развития РФ устанавливает для каждого субъекта РФ квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011 году она была установлена в размере 40500 разрешений на работу. Потребность в рабочей силе у работодателей каждый год превышает допустимый предел, это является одной из предпосылок нелегальной миграции, размеры которой год от года увеличиваются.
Обеспечение контроля за миграционными процессами осуществляется посредством комплекса совместных оперативно-профилактических мероприятий. В этих целях совершенствуется взаимодействие с подразделениями центра занятости населения, налоговых инспекций, Роспотребнадзора, службы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям округа, транспортной милиции, пограничной службы ФСБ России.
Заседание 18 августа 2011 года комиссии по контролю за соблюдением прав человека Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при участии представителей органов власти и общественности автономного округа выявило множество проблем, связанных с нелегальной трудовой миграцией.
Миграционное законодательство Российской Федерации требует совершенствования. Действующий в настоящее время механизм привлечения иностранной рабочей силы в Российской Федерации не эффективен и вызывает нарекания со стороны работодателей, и иностранных работников.
В сфере противодействия незаконной миграции наблюдается многочисленные нарушения законодательства в деятельности уполномоченных органов. [4]
Также одной из самых серьезных проблем округа является сохранение традиционного природопользования, которое весьма затруднено в результате промышленного освоения территории. Ключевые отрасли хозяйства коренных малочисленных народов севера (КМНС): оленеводство, рыбная ловля, - оказались под угрозой исчезновения. В связи с чем особая задача состоит в возрождении и развитии традиционных сфер жизнедеятельности КМНС. Эти отрасли, в силу их специфики, оказались наименее приспособленными к рынку, что непосредственно повлияло на сужение сферы приложения труда для малочисленных народов.
В настоящее время малочисленные народы являются наиболее неконкурентоспособными на рынке труда, что обусловлено более низким уровнем их образования, слабыми адаптационными возможностями, низкой социальной трудовой мобильностью, отсутствием необходимой квалификации по сравнению с другим населением. Уровень безработицы среди представителей КМНС, по оценкам специалистов служб занятости северных регионов, зачастую в 2-3 раза превышает среднерегиональный. Большинство национальных сел в местах компактного проживания КМНС стали очагами «социального бедствия». Это ставит их в особо уязвимое положение на рынке труда, приводит к деформации всех основ их жизнеобеспечения, катастрофическому снижению уровня их жизни.
Поэтому со стороны федеральных органов власти необходим особый подход к проблемам занятости КМНС и оценке их трудового потенциала в условиях рыночной экономики, который будет учитывать самобытность и специфику их деятельности. [5]
К числу базовых компонентов разрешения противоречий воспроизводства трудовых ресурсов на мезоуровне следует отнести организацию и планирование государственного воздействия на основе определения четких целевых установок (объектов государственного приложения сил) с обоснованием ресурсного обеспечения. На практике это может быть реализовано посредством обеспечения функционирования:
- механизма государственных гарантий для всех слоев населения социально-значимых услуг, т.е. разрешения противоречий государственных, региональных, общественных, частных экономических интересов;
- механизма перераспределения доходов регионального бюджета в инновационно-интеллектуальную сферу, что будет стимулировать реализацию стратегических целевых установок государственной макрополитики воспроизводства трудовых ресурсов на мезоуровне;
- перераспределительного механизма пополнения доходной части федерального, региональных и местных бюджетов за счет налоговых отчислений;
- механизма государственной селективной миграционной политики как составляющей демографического регулирования мезоуровня и политики обеспечения инновационного роста;
- этнополитического регионального механизма в части обеспечения толерантности социума и расширенного воспроизводства социального капитала всех слоев общества.
- Литература:
Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. - М.: «Инфра-М», 2000. - 448 с.
Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Электронный ресурс] / режим доступа: www.admhmao.ru – загл. экрана.
Котырло Е.С. Человеческий капитал и экономический рост: анализ взаимосвязи для регионов российского севера - Журнал «Экономическая наука современной России». 2008. №3 (39). С.38-52.
Официальный веб-сайт Общественной Палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.ophmao.ru
Селин B.C. Региональное управление и трансформация системы гарантий на Севере.// Регион: экономика и социология. 1996. - №1. С.75-84.