Библиографическое описание:

Морозова Н. В., Яковлев А. А. Проблемы реализации государственных инновационных программ развития регионов России [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 151-153. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1287/ (дата обращения: 13.12.2017).

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы ориентации экономики на инновационный путь развития и создания региональных инновационных систем. Управление региональным инновационным процессом происходит посредством выработки региональной инновационной политики, способной решать государственные задачи повышения конкурентоспособности и устойчивости экономики.

Региональная инновационная политика ориентирована на решение территориальных проблем, к числу которых относятся: эффективное использование имеющегося материально-технического, сырьевого и трудового потенциалов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Мерами реализации региональной инновационной политики выступают программы по повышению конкурентоспособного потенциала приоритетных для регионов производств посредством привлечения частных институциональных инвесторов к реализации инноваций, формирование режима экономического стимулирования инновационной деятельности.

Можно выделить внутренние и внешние составляющие инновационного потенциала региона. К числу внутренних относятся: финансово-кредитная система, хозяйственная структура, научно-исследовательская база, система формирования и развития кадрового потенциала региона. К внешним элементам относятся: интеграционное взаимодействие с другими регионами, социально-экономическая конкурентоспособность региона, возможность выхода на мировой уровень. Региональная инновационная политика - составная часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования.

Инновационная политика в регионах Российской Федерации имеет свои особенности. Однако едиными остаются базовые средства ее реализации: законодательная база, целевые программы, концепции и др.

На выбор инструментов инновационного развития регионов влияют следующие обстоятельства: во-первых, регионы по-разному адаптируются к рыночным преобразованиям, что обусловлено различными факторами – экономическими, институциональными, политическими и др.; во-вторых, различия между регионами по уровню инновационной активности, как правило, имеют технологический характер; в-третьих, в ряде регионов отсутствует экономическая база для производства инновационного продукта; и, наконец, кадровые проблемы.

Государственные научно-технические программы являются важной формой прямой государственной финансовой поддержки инновационной деятельности. В рамках таких программ финансируются научные исследования, направленные на формирование нового технологического уклада. Программы предполагают принципиальную новизну и взаимоувязанность программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений. Совокупности взаимоувязанных проектов прикладных НИОКР и инновационных проектов, реализующих полную технологическую цепочку промышленного производства конкурентоспособной продукции, представляют собой программы технологического развития, которые имеют более значимый экономический эффект по сравнению с отдельными инновационными проектами [1].

В настоящее время, для реализации инновационных программ в регионах, наиболее значимой проблемой является привлечение инвестиций в инновационные проекты в диапазоне от 2–4 млн. рублей до 90–100 млн. рублей в год [2]. Потребности в инвестициях до 4 млн. рублей минимально удовлетворяются программами грантового и долевого финансирования. Наиболее значимы, с точки зрения финансирования стартующих инновационных проектов, программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСР МФП НТС) и аналогичные региональные программы.

По результатам опроса, проведенного Expert, действующие региональные и федеральные программы в целом охватывают практически весь поток новых проектов. Однако, это никак не объясняет, почему показатели обеспеченности грантовым и долевым финансированием в российских регионах, за редким исключением, существенно уступают странам, реализующим догоняющую, агрессивную политику поддержки инновационного предпринимательства. Так, по словам директора департамента инвестиций и экспертизы ОАО «Российская венчурная компания» Яна Рязанцева, среди проектов, получивших инвестиции венчурных фондов с участием РВК, единицы получателей федеральных и региональных грантов[2].

Инвестиции от 90–100 млн рублей привлекают состоявшиеся компании, которые могут заинтересовать такие институты развития, как «Роснано», венчурные фонды с участием РВК, а также крупных частных инвесторов. Наконец, состоявшиеся на рынке и генерирующие стабильный денежный поток предприятия, как правило, не испытывают неразрешимых проблем с получением банковских кредитов. Однако компании, находящиеся на «посевной» стадии развития или же выходящие на стадию роста, оказываются в своего рода «долине смерти», когда привлечение внешнего финансирования становится зачастую задачей нерешаемой.

Следующая существенная проблема региональных инновационных систем в России касается реализации ряда программ субсидирования уже действующих инновационных предприятий, которые призваны компенсировать разнообразные затраты: от капитальных до расходов на участие в зарубежных выставках. Средств, выделяемых на реализацию этих программ, не хватает. Например, в Калужской области, субсидии покрывают не более 20% потребностей инновационных предприятий региона такого рода финансирования [2].

Таким образом, рассмотрим причины, которые препятствуют реализации государственных инновационных программ в регионах[2,3,4]:

Во-первых, для регионов России, как и для национальной экономики России в целом, характерен ограниченный спрос на инновации и ограниченное предложение инноваций. Отечественная экономика характеризуется ограниченным спросом на инновации, в первую очередь, из-за низкой конкуренции, а зачастую, и монополизации, во многих секторах хозяйственной жизни. Действующие государственные программы не ориентированы на стимулирование спроса на инновации. Внешний спрос на российские инновации также является ограниченным вследствие сырьевой специализации России в современной мировой экономике. Ограниченное предложение инноваций связано с отсутствием системности в сопровождении инноваций, отсутствием каркаса инновационной экономики (имеются лишь отдельные элементы – особые экономические зоны, технопарки, венчурные фонды и т.д.), отсутствием конъюнктуры инновационной деятельности (социокультурных, политических, экономических и технологических условий, влияющих на ценность инновационной деятельности) [4].

Во-вторых, во многих российских регионах недостаточно развиты такие ключевые для формирования потока проектов институты, как центры трансфера (коммерциализации) технологий при вузах и научных учреждениях, не во всех вузах и научных учреждениях они вообще созданы.

В-третьих, в российских регионах недостаточное внимание уделяется программам обучения предпринимательству начинающих инноваторов. Обучающие программы центра преследуют две цели: предоставить возможность автору проекта определиться, в какой мере предпринимательство является его сферой деятельности, а также получить необходимые для первых шагов в бизнесе навыки и составить детальный бизнес-план проекта.

В-четвертых, недостаточная эффективность работы инновационных бизнес-инкубаторов, связанная, в первую очередь, с низким уровнем оказываемых ими услуг, а также низким взаимодействием этого инструмента поддержки с элементами региональной инновационной системы.

В целях преодоления указанных проблем, в первую очередь, должны быть решены следующие задачи, связанные с:

- разработкой и развитием инновационной инфраструктуры в целом как единого распределенного по регионам и отраслям механизма научно-технических нововведений в виде инновационно-технологических фирм (центров), которые через реализацию технологии наукоемкого инжиниринга обеспечивают в короткие сроки конкурентоспособную реализацию инноваций;

- созданием научно-технической базы инновационной инфраструктуры страны и регионов, а также разработкой методических и организационно-нормативных материалов по научно-техническим нововведениям.

Региональное программирование следует отнести к числу эффективных методов воздействия на экономику. С его помощью можно квалифицированно и надежно, в сжатые сроки, решать стратегические проблемы развития отдельных территорий в увязке с единой региональной политикой государства. Региональные программы являются разновидностью целевых комплексных программ и служат инструментом управления региональной стратегией экономического, социального, научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения первоочередных территориальных проблем.

Целевые программы являются средством повышения научной обоснованности планово-управленческих решений благодаря тому, что усиливают их целевую ориентацию, углубляют проработку способов и вариантов путей достижения долговременных целей, позволяют полнее увязать цели с ресурсными возможностями, дают более детальное представление об этапах последовательного решения проблем. Основное назначение целевых программ – ускорить социально-экономические процессы, ведущие к решению наиболее важных проблем экономического и социального развития, сократить сроки достижения тех целей и целевых ориентиров, которые имеют первостепенный характер для общества.

Современные инновационные программы развития региона, представляют собой документы, увязывающие по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона, активизацию инновационной деятельности и стимулирование предприятий по развертыванию ими инновационной деятельности, определение механизма воздействия органов управления на субъекты инновационной деятельности.

Для успешной реализации инновационных программ, необходимо:

1. Включение основных положений программы инновационного развития в программу социально-экономического развития региона.

2. Организация эффективной практической деятельности органов местного управления в:

  • реализации и сопровождении программы инновационного развития и принятии соответствующих нормативных актов регионального значения;

  • осуществлении организационного и информационного обеспечения (образование рабочей группы, утверждение инновационной политики, определение источников финансирования и источников необходимой информации, а также порядка ее сбора);

  • кадровом обеспечении (установление лиц из аппарата регионального управления, ответственных за разработку и реализацию инновационной политики);

  • социально-психологическом обеспечении (обеспечение готовности субъектов местного управления и инновационной деятельности к восприятию и участию в работе по переводу научно-инновационного потенциала региона на новый вектор развития как естественного процесса, весьма необходимого для ускорения роста благосостояния населения региона).

Таким образом, главной целью государственных инновационных программ является повышение научно-технического потенциала регионов с целью формирования благоприятного инновационного климата для обеспечения конкурентных преимуществ как на внутреннем так и на внешних рынках.


Литература:

  1. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1601

  2. URL: http://expert.ru/expert/2011/27/zapustit-innovatsiyu-v-region/

  3. URL: http://www.vniiesh.ru/

  4. Зубарев В.В. «Региональное развитие российской инновационной системы» http://nisrf.ru/articles/detail.php?id=780

Основные термины (генерируются автоматически): инновационной деятельности, инновационных программ, инновационной политики, реализации инновационных программ, региональной инновационной, государственных инновационных программ, инновационного развития, развития регионов, региональной инновационной политики, реализации государственных инновационных, программы инновационного развития, региональных инновационных систем, реализации региональной инновационной, инновационной инфраструктуры, развития региона, инновационных программ развития, потенциала региона, выработки региональной инновационной, инновационного развития регионов, стимулирования инновационной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос