Рассмотрены инструменты формирования стратегии социального развития в регионе.
В последнее годы большое внимание уделяется развитию и поддержанию социальной инфраструктуры. Разрабатываются и реализовываются проекты, направленные на качественное улучшение жизни людей. Так в Красноярском крае была подписана и уже реализуется краткосрочная краевая программа «4Д+К». Приоритетными направлениями, в которой стали дом, деревня, демография, дети и культура. На реализацию этой программы планируется выделить из краевого бюджета 8 млрд. рублей. Наряду с программами субъектов федерации существуют и федеральные программы, на реализацию которых выделяются огромные средства.
Улучшить социальную сферу необходимо за краткосрочный период - реализация всех проектов рассчитана на трех-четырех летний период. Финансирование заложено на каждый год с учетом инфляции. Вместе с тем остается не решенной проблема наиболее эффективного распределения ограниченных бюджетных средств, направленных на цели социального развитии. На что в первую очередь потратить деньги: на улучшение и модернизацию образования или здравоохранения, или развивать массовый спорт? Более того, при решении указанной задачи возникает необходимость учета неопределенности и непредсказуемости параметров социального развития. Так нестабильность экономического развития выражается в возросшем количестве изменений, как в хозяйственной жизни, так и в обществе в целом, причем уменьшается предсказуемость этих изменений. Поэтому решение возникшей задачи возможно только с использованием инструментов стратегического планирования.
В современной литературе описаны инструменты стратегического планирования деятельности предприятия. Основными и часто используемыми на сегодняшний день являются: матрица БКГ, SWOT анализ, Матрица Мак-Кинси, матрица «продукт – рынок». Однако указанные методы не могут быть использованы при решении задачи формирования стратегии социального развития, поскольку все эти методы и модели разработаны с учетом деятельности коммерческих организаций.
Для решения поставленной задачи необходимо разработать инструменты, удовлетворяющие специфике объектов социальной сферы. Данная модель должна включать в себя факторы, оказывающие влияние на выбор стратегического развития социальной инфраструктуры.
Уровень
обеспеченности
Рис.1 - Матрица социального развития.
Предлагаемый метод выбора стратегии направлен на выбор направления деятельности на определенный период развития по отраслям социальной сферы, а именно здравоохранение, образование, культура, спорт и социальная защита. Матрица включает в себя два фактора: уровень обеспеченности социальной сферы и объем финансирования [1].
В соответствии с указанными факторами объекты социальной сферы могут быть отнесены к различным квадрантам. В четырех квадрантах матрицы выделяют:
- Доведения до нормативного уровня – это направление деятельности характеризуется высоким объемом финансирования и низким уровнем обеспеченности. Данная стратегия ориентируется на улучшение показателей обеспеченности. В настоящее время уровень обеспеченности большинства социальных учреждений не отвечает установленным показателям, но имеющиеся лимиты бюджетного финансирования позволяют улучшить уровень этих показателей. Если в дальнейшем объемы финансирования будут снижаться или оставаться на постоянном уровне, с учетом прироста вводимых мест, то направление деятельности поменяется на стратеги - «Закрытие узких мест».
- Доведение до международных стандартов – это направление деятельности, характеризуется высоким объемом финансирования и высоким уровнем обеспеченности. Данное направление характерно для вновь введенных объектов. Но здесь стоит обратить внимание на будущие финансирование, так как если средства будут выделяться не в полном или недостаточном объеме, мы можем придти к квадранту «Выравнивание».
- Выравнивание – характеризуется низким объемом финансирования при высоком уровне обеспеченности. Данная стратегия ориентируется на дополнительные источники финансирования с учетом нормативного уровня показателей обеспеченности социальной сферы. В этом случае важно рассматривать объемы будущих инвестиций. Если финансирование будет расти, при этом прирост вводимых мест и уровень обеспеченности в целом будет увеличиваться, то можно будет говорить о стратегии «Доведение до международных стандартов». Если инвестирование останется на прежнем уровне, то для поддержания обеспеченности на относительно высоком уровне необходимо равномерное распределение имеющихся средств между всеми отраслями социальной сферы.
- Закрытие узких мест – низкий уровень обеспеченности объектов социальной сферы требует существенных финансовых вложений, но если расходы незначительные, то возможен вариант закрытие узких мест. Данная стратегия ориентируется на улучшение показателей обеспеченности и в рамках имеющихся бюджетных ограничениях. Из-за низкого уровня обеспеченности и небольших вложений необходимо ранжировать объекты по приоритетности.
- Предлагаемая матрица выбора стратегии социальных инвестиций позволит более эффективно распределять инвестиции. При условии имеющихся бюджетных ограничений. Это в свою очередь позволит улучшить сферу жизни населения, обеспечивающую соответствующей уровень благосостояния, услуг, качества жизни вне непосредственной сферы материального производства.
- Литература:
- Алексеева Е.Ю., Ерыгин Ю.В. Инструменты стратегического планирования социальных инвестиций. Вестник СибГАУ. Вып. 3 (36). Красноярск: Изд-во Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та, 2011, с. 173 - 176
- Жирков С.Ф. Инструменты и методы оценки эффективности и формирования структуры социальных инвестиций // Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. – Красноярск, 2006.
- Жирков С.Ф. Оценка эффективности инвестиций в развитие социальной инфраструктуры. Вестник Ассоциации выпускников КГТУ. Вып. 9. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003, с. 63-66.
- Фирсова Т.В. Принципы оценки эффективности инвестиций в социальную сферу, Труды 5 Международной научно-практической конференции. Ч. 1. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006, с. 252-254.