Особенности современных требований к системе менеджмента качества строительных организаций в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карибова, И. Ш. Особенности современных требований к системе менеджмента качества строительных организаций в России / И. Ш. Карибова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/10/663/ (дата обращения: 16.12.2024).

Результативность выполнения национальных проектов в строительном комплексе обусловлена многими факторами, и в первую очередь, выпуском качественной строительной продукции. Большинство строительных предприятий в России имеют ярко выраженную функциональную структуру управления, которая характеризуется неоптимальным управлением взаимосвязанными видами бизнеса. В результате возникает несогласованность действий структурных единиц, которая негативно влияет на получение запланированного результата и устойчивого развития организации.

Передовая практика в различных областях менеджмента в ряде соответствующих международных стандартах – ИСО 9001 на систему менеджмента качества, ИСО 14001 на систему экологического менеджмента и др. С учетом требований вышеприведенных стандартов по применению процессного управления качеством и стратегии устойчивого развития бизнеса можно построить современную систему менеджмента строительного предприятия.

Cистемный подход к менеджменту качества побуждает производителей анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению приемлемой продукции для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества дает уверенность самой организации и потребителям в способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.

Семейство стандартов ГОСТ Р ИСО 9001:2001 проводит различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции. Требования к системам менеджмента качества, установленные ГОСТ Р ИСО 9001:2001, являются общими и применимыми к потребителям товаров и услуг в любых секторах промышленности или экономики независимо от категории продукции.

ГОСТ Р ИСО 9001:2001 не устанавливает требований к продукции. Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией исходя из предполагаемых запросов потребителей или требований регламентов. Требования к продукции могут содержаться в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных соглашениях и регламентах.

Разработка и внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:2001 состоит из нескольких основных процессов, которые включают:

- установление потребностей и ожидание потребителей и других заинтересованных сторон;

- разработку политики и целей организации в области качества строительной продукции;

- установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

- установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими достижения целей в области качества;

- разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

- определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

- разработку и применение процесса для постоянного улучшения СМК.

С 1 января 2010 г. Градостроительным Кодексом РФ была установлена новая форма допуска организаций к деятельности в сфере строительства: вместо лицензирования - членство в саморегулируемых организациях (СРО). Для вступления в состав СРО индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу необходимо предоставить в СРО доказательства качества и безопасности выполняемых потенциальным членом СРО работ и качества поставляемой им строительной продукции в виде свидетельства. Необходимость этой меры связана не только с выполнением определенных формальных требований к членству в СРО в строительной сфере, но, прежде всего, с серьезной озабоченностью качеством и безопасностью строительных работ, особенно со стороны широко распространенных в строительной отрасли России небольших строительных организаций.

В качестве такого доказательства во многих публикациях появилось предложение по представлению организацией признанных документированных доказательств возможности осуществлять менеджмент качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008 или ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (например, Госстрой России высказался в открытом письме к государственным заказчикам о включении в конкурсную строительную документацию условий по выполнению в строительных организациях требований ГОСТ Р ИСО 9001; Российский союз строителей также призывает организации к сертификации СМК в письме № РСС-В3/101 от 17.07.08 и т. п.).

Представляется, что решение других задач при внедрении СМК строительных организаций для обеспечения качества строительной продукции и работ, обусловленных необходимостью соблюдения требований стандарта ISO 9001:2008, не так сильно связано со специфическими особенностями строительной отрасли. Разумеется, для решения этих задач или выполнения соответствующих функций при внедрении СМК прежде всего необходимо соблюдение требований стандарта ISO 9001:2008 к обеспечению компетентности персонала, качества проведения проектных работ, качества используемых в строительстве технологических процессов (включая обеспечение исправности соответствующего технологического оборудования, безусловной валидации специальных технологических процессов), обеспечению качества материалов и комплектующих, используемых в строительстве.

К сожалению, часть объективно существующих в России особенностей работы строительных организаций, препятствует в ряде случаев созданию современных СМК, которые отвечают международным, минимально необходимым в настоящее время требованиям к СМК организаций различного профиля и сфер деятельности, разработанным мировым сообществом в рамках ISO. К числу этих объективно существующих особенностей, препятствующих созданию современных СМК строительных организаций, в первую очередь относятся):

  • традиционное отсутствие в строительных организациях России развитого документооборота, что мешает как внедрению в СМК совершенно необходимых документированных процедур, так и ведению необходимой номенклатуры управляемых в СМК записей;

  • высокая текучесть и квалификационная неоднородность кадров, что, во-первых, препятствует традиционному соблюдению в организации недокументированных процедур, принципов и требований, направленных на обеспечение и повышение качества продукции, качества и безопасности строительных работ, и, во-вторых, создает сложности обучения и усвоения нестабильным коллективом необходимых знаний, навыков, а также методов при выполнении строительных работ. В наибольшей степени эти особенности проявляются для небольших строительных организаций, для которых внедрение современных СМК наиболее важно и актуально.

Таким образом, в области обеспечения качества продукции, безопасности и качества работ в строительной отрасли России сложилась крайне противоречивая ситуация, суть которой заключается в следующем.

Во-первых, достижение требуемого качества продукции и работ в строительной отрасли немыслимо без внедрения в практику функционирования строительных организаций России СМК, хотя бы на уровне требований стандарта ISO 9001:2008. Допущение об отсутствии в СМК малых строительных организаций минимально необходимых, согласно требованиям стандарта ISO 9001:2008, документированных процедур, особенно в области управления документацией и записями, в условиях отсутствия традиций и высокой текучести персонала не позволит решать совершенно необходимые именно в сфере строительства задачи менеджмента качества.

Во-вторых, внедрение в практику работы строительных организаций СМК на уровне требований стандарта ISO 9001:2008 объективно трудно реализуемо, особенно для небольших строительных организаций в России, в силу приведенных выше причин. Структура строительных организаций в условиях действия Федерального закона "О саморегулируемых организациях" является централизованно-иерархической, где в качестве центральной компании выступает сама СРО, выполняющая функциональные задачи в строгом соответствии с требованиями и ограничениями на деятельность СРО этого федерального закона. На втором уровне иерархии расположены строительные организации, вошедшие в состав этой СРО в качестве ее членов. Таким образом, СМК строительных организаций, входящих в СРО, и СМК самой СРО составляют в совокупности СМК двухуровневой системы организаций, т. е. корпоративную СМК. Организацией и рациональным построением корпоративных СМК достаточно серьезно занимаются в России в последние 10 лет в связи с широким распространением в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) России корпораций, концернов и т. п., систем организаций, получивших общее название "интегрированных структур ОПК. Разумеется, интегрированные структуры ОПК качественно отличаются от системы строительных организаций, входящих в одну СРО. Однако ряд преимуществ и возможностей СМК являются общими для различных видов систем организаций. Одно из основных преимуществ СМК системы организаций заключается в возможности выполнения общих функциональных задач, однотипных работ, проведения схожих процедур в области менеджмента качества в целом для всех или для многих (по их желанию) участников корпорации одним участником корпорации, в данном случае СРО, либо одним из членов СРО (по заданию СРО и по согласованию с этим членом СРО).

В соответствии с требованиями ФЗ № 315 от 01.12.2007, СРО должна осуществлять в отношении членов СРО ряд функциональных управляющих задач. Так, в структуру СРО должны входить специализированные органы, осуществляющие: контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил СРО, рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. В соответствии с законом СРО должна: осуществлять анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в СРО (в форме отчетов в порядке, установленном уставом СРО или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов СРО), а также организовать профессиональное обучение, аттестацию работников членов СРО или сертификацию произведенных членами СРО товаров (работ, услуг).

Сложение усилий СРО и членов СРО, направленных на повышение качества строительной продукции и работ, обеспечение реализации современного менеджмента качества в организациях-членах СРО, позволяет выполнить в полной мере заданные в стандарте ISO 9001 требования к СМК для любого члена СРО, включая любую небольшую строительную организацию.

Нами предложены следующие организационно-технические мероприятия по совершенствованию основных направлений работы строительных компаний с целью повышения качества и безопасности строительно-монтажных работ.

Внедрение прогрессивных методов организации и управления:

  • создание саморегулируемых организаций (СРО) в строительном комплексе региона. Важным обстоятельством, требовавшим скорейшего внедрения механизма СРО, являлась необходимость увеличения объемов ввода жилья и повышения качества строительства в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Необходимость скорейшего внедрения механизма саморегулируемых организаций в строительство обусловлено целым рядом причин. Это и фактическое отсутствие ответственности на сегодняшний день за результаты своего труда, и зачастую имеющее место низкое качество строительства, и присутствующая на строительном рынке недобросовестная конкуренция производителей, и недостаток профессиональных кадров, выражающийся в широком привлечении гастарбайтеров, зачастую имеющих низкую квалификацию в области строительства.;

-организация в СРО инспекционного контроля за соблюдением требований стандартов организаций. В результате спада российской экономики в 90-гг. значительно снизился профессиональный уровень специалистов, остановился технический прогресс в строительной сфере. Была уничтожена советская система отраслевых НИИ, отвечавших за подготовку и внедрение в производство передовых технологий, материалов, методов производства работ. Таким образом, когда возросли технические требования к сооружениям, темпам строительства и т.д., проектные и строительные организации остались практически один на один с вопросами освоения и применения на практике современных проектных решений, позволяющих получить надежные и эстетичные здания. И если в период экономического роста проблема дефицита трудовых ресурсов может быть решена сравнительно быстро, то для решения проблемы квалификации сотрудников требуется более продолжительное время на обучение людей и получение ими навыков применения полученных знаний на практике.

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, ГОСТ Р, система менеджмента качества, СРО, строительная продукция, требование, член СРО, область качества, процесс, Россия.

Похожие статьи

Проблемы практического внедрения систем менеджмента качества на предприятиях России

Особенности внедрения системы менеджмента качества в образовании

Анализ подходов к оценке результативности систем менеджмента качества в организациях

Проблемы внедрения международных стандартов аудита и повышения качества подготовки специалистов в России

Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Основы функционирования и рычаги управления качеством гостиничных предприятий в Российской Федерации посредством внедрения систем менеджмента качества

Особенности бухгалтерского учета процессов инновационной деятельности и рекомендации по его совершенствованию

Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом

Анализ развития нормативных требований по тепловой защите зданий в России

Проблема внедрения системы менеджмента качества в высшие учебные заведения и пути их решения

Похожие статьи

Проблемы практического внедрения систем менеджмента качества на предприятиях России

Особенности внедрения системы менеджмента качества в образовании

Анализ подходов к оценке результативности систем менеджмента качества в организациях

Проблемы внедрения международных стандартов аудита и повышения качества подготовки специалистов в России

Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Основы функционирования и рычаги управления качеством гостиничных предприятий в Российской Федерации посредством внедрения систем менеджмента качества

Особенности бухгалтерского учета процессов инновационной деятельности и рекомендации по его совершенствованию

Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом

Анализ развития нормативных требований по тепловой защите зданий в России

Проблема внедрения системы менеджмента качества в высшие учебные заведения и пути их решения