Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения в ДШИ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Музыковедение

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, июнь 2018)

Дата публикации: 28.05.2018

Статья просмотрена: 517 раз

Библиографическое описание:

Зимовцева, Е. Н. Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения в ДШИ / Е. Н. Зимовцева. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14295/ (дата обращения: 25.04.2024).



Предмет «Общее фортепиано» является важным звеном обучения в детской музыкальной школе. Конечно же, уровень исполнения фортепианного и не фортепианных отделений отличаются друг от друга: имея богатые выразительные возможности, духовые и струнные инструменты не могут воспроизводить многоголосие. В данном случае неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Предмет «Общее фортепиано» позволяет учащимся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с разнообразными фактурными и выразительными возможностями фортепиано с первых шагов обучения. Знакомство с самыми разнообразными музыкальными произведениями отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора обучающихся. [6.С. 15]

В настоящее время в музыкальной педагогике заметно вырос интерес к коллективным формам музицирования. Однако в методике обучения игре на фортепиано, как на дополнительном инструменте, в ДШИ по-прежнему преобладает сольная форма исполнения, а ансамблевое музицирование не получает должного осмысления и находится на втором плане. Весьма распространенным и ошибочным, на мой взгляд, является мнение, что игра в ансамбле — более легкий по сравнению с сольным вид инструментального исполнительства, поэтому ученик, хорошо играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле.

Ансамблевое музицирование с давних времён известно не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыке. Совместное исполнительство вызывает у обучающихся неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Так, ансамблевое музицирование на занятиях по общему фортепиано в ДШИ значительно повышает интерес учащихся к предмету и создаёт благоприятную психологическую атмосферу на занятиях. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся более комфортно и уверенно чувствует себя и в качестве исполнителя — солиста.

Исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы именно в подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к ансамблевому музицированию как виду совместной деятельности.

Устойчивый интерес обучающихся к ансамблевому музицированию позволяет эффективно совершенствовать игровые навыки, развивать весь комплекс музыкальных способностей, способствовать активизации занятий и стабильности публичных выступлений, репертуарный план помогает решать проблемы общего и музыкального развития обучающихся.

Проблема ансамблевого музицирования, в различных ее аспектах, нашла свое отражение в работах ряда исследователей (М. В. Бутнева, И. И. Польская, Е. Г. Сорокина и др.). Анализируя данную проблему, авторы выделили ряд общих принципиальных положений: игра в ансамбле требует от музыкантов особых навыков, умения слушать не только то, что сам играешь или поешь, но одновременно и то, что играют или поют другие, слышать общее звучание всех партий.

Проведенные исследования позволили сделать вывод, что из всех жанровых разновидностей фортепианных ансамблей наиболее приемлемым для педагогической работы на занятиях по общему фортепиано является ансамбль в четыре руки для одного фортепиано, так как он максимально соответствует концепции развивающего обучения.

Как известно, сочинения для фортепианного ансамбля представлены оригинальными произведениями и переложениями. В музыкальной педагогике существуют разные мнения относительно переложений музыкальных произведений для иного состава исполнителей. Одни авторы утверждают, что переложения не являются художественной ценностью, поэтому пригодны лишь в качестве ознакомления с ними в курсе музыкальной литературы. Другие авторы утверждают, что исполнение фортепианных переложений становится эффективным средством стимулирования интереса к занятиям музыкой. Это представляется очень важным моментом, так как учеными установлено, что музыкальные интересы, закрепленные в соответствующей деятельности, являются одной из главных побудительных сил формирования знаний, умений и навыков, музыкальных способностей и общего развития личности ребенка. Интерес является одним из центральных звеньев развивающего обучения.

Ансамблевое музицирование как вид коллективной деятельности наряду с развитием профессиональных умений и навыков способствует формированию навыков коммуникации. Значение подобных навыков для обучающихся — подростков трудно переоценить.

Практически все исследователи отмечают такую особенность подросткового возраста, как нестабильность, ситуативность самооценки, которая может изменяться от неадекватно завышенной до неадекватно низкой. Рассматриваются и такие важные психические процессы как восприятие, внимание, развитие формально-логического мышления.

Характеризуя подростковый возраст, многие отечественные психологи утверждают, что одним из центральных новообразований этого периода является чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личностного достоинства. Анализируя содержание интересов подростка, многие авторы отмечают, что музыка играет не маловажное место в структуре их интересов. Следовательно, в этом возрасте существуют объективные психологические предпосылки для успешных занятий музыкой не только в плане слушания, но и практической деятельности — музицировании. И в большой степени от окружения ребенка (того, что Л. С. Выготский называл «социальной ситуацией развития») зависит, в какой области музыки сформируются его интересы.

Особое внимание исследователи уделяют специфике общения в процессе ансамблевого музицирования. Необходимо учитывать психологическую совместимость участников музыкального ансамбля как необходимого условия успешной работы.

Таким образом, исследование психологических особенностей подростков позволяет сделать вывод об особой актуальности ансамблевого музицирования именно в подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка.

В отличие от педагогических, музыкальных колледжей и консерваторий преподавание общего фортепиано в детской музыкальной школе имеет свою особенность, которая заключена в следующем: абсолютное большинство выпускников музыкальных школ впоследствии не становятся профессиональными музыкантами. Отсюда — отличие в направлениях, средствах обучения и воспитания на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе, основанное на приоритете развивающего обучения.

По мнению исследователей, это, прежде всего, предполагает расширение репертуара, а также активное использование таких форм работы, как эскизное знакомство и чтение с листа музыкальных произведений разных исторических эпох и стилей доступного уровня трудности. Ансамблевое музицирование как комплексная методическая структура позволяет максимально эффективно применять все вышеперечисленные формы работ в классе общего фортепиано.

Для этого особое внимание было уделено составлению репертуара с опорой на такие основополагающие принципы, как доступность, интерес, художественная ценность, дальняя и ближняя перспективы развития. Произведения должны быть доступными по уровню сложности, в том числе для ансамблевого исполнения. В репертуарный план каждого обучающегося необходимо включить как классические произведения, составляющие «золотой фонд» музыкальной педагогики, так и произведения современных композиторов.

С первых шагов обучения нужно систематически проводить работу по формированию важных компонентов развивающего обучения: чтение с листа, игра в ансамбле и чтение с листа в ансамбле.

Большое внимание важно уделять воспитанию умения слушать и слышать своего партнера по ансамблю, умению вести с ним музыкальный «диалог», подчинять свои исполнительские идеи общему музыкальному замыслу.

Как показывает практика, большая часть обучающихся уже на начальном этапе в процессе освоения ансамблевых произведений достаточно успешно преодолевает состояние психологического дискомфорта на занятиях, ощущение неуверенности в своих силах; достигает определенных успехов в освоении современного репертуара; овладевает начальными навыками ансамблевой игры; приобретает устойчивый интерес к занятиям.

На следующем этапе основное внимание можно сосредоточить на развитии у обучающихся комплекса музыкальных способностей и формировании адекватного уровня самоконтроля и самооценки.

Учебный материал для этого нужно выстроить на ансамблевых произведениях невысокого уровня технической сложности, но воспитывающих у обучающихся навыки совместного исполнения, умения разбираться в особенностях музыкальной речи, способствующих выразительному исполнению. На таком репертуаре учащиеся должны освоить специфику различных приемов звуковедения (nonlegato, legato, staccato) на фортепиано, штрихи, аппликатурные принципы, овладеть сложным навыком синхронности игровых движений (одновременное начало и окончание звучания музыкальной фразы, аккорда и т. п.).

На третьем этапе основное внимание необходимо уделять развитию навыка ансамблевого музицирования и чтения с листа.

На данном этапе возможно активное использование метода эскизного знакомства с произведениями. Эскизное изучение музыкальных произведений помогает учащимся овладеть значительным по объему и разнообразию репертуаром, достичь определенной самостоятельности и самоконтроля в освоении ансамблевых произведений, приобрести устойчивые навыки чтения с листа и чтения с листа в ансамбле; освоить основные формы ансамблевой педализации.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что:

– ансамблевое музицирование на занятиях по общему фортепиано в ДШИ способствует эффективному развитию музыкальных способностей обучающихся, обогащает спектр педагогических приемов, повышает интерес обучающихся подросткового возраста к занятиям музыкой посредством реализации потребности в общении;

– внедрение ансамблевых форм музицирования на занятиях по общему фортепиано в ДШИ является эффективным способом развития гармонического и полифонического слуха, чувства ритма, наличия навыков чтения с листа музыкальных произведений, наличия навыков игры в ансамбле, развитию широты музыкального кругозора, уровня самоконтроля, самооценки;

– привлечение подростков к ансамблевому музицированию можно признать фактором, способствующим реализации концепции развивающего обучения на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе.

Литература:

  1. Алиев, Ю. Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1987. — 32 с
  2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Д. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  3. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер; Между-нар. акад. пед. наук. Моск. гуманит. актер, лицей. М., 1993. — 190 с.
  4. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия /Е. В. На-зайкинский. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  5. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. М.: Гуманит. изд. Центр BJIA-ДОС, 1997.-384 с.
  6. Хазанов, П. А. Оптимизация самостоятельных (домашних) занятий учащихся музыкантов (на материале работы классов общего фортепиано). Дисс. канд. пед. наук. -М., 1996. 156 с.
  7. Якупов, А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации: Исследование / А. Н. Якупов. М.: Моск. консерватория, Магнитог. муз.-пед. ин-т, 1994. — 292 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ансамблевое музицирование, общее фортепиано, подростковый возраст, развивающее обучение, ансамбль, детская музыкальная школа, произведение, занятие, занятие музыкой, музыкальная педагогика.

Похожие статьи

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного...

ансамблевое исполнительство, будущий педагог-музыкант, музыкальное произведение, фортепианный ансамбль, будущий учитель музыки, ансамблевая игра, класс, процесс обучения, произведение, развивающее обучение.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств.

освоение навыков чтения с листа, транспонирования, игры в ансамбле

Художественное развитие определяется в процессе обучения содержанием музыкальных занятий...

Метод личностно-ориентированного обучения в классе...

Метод личностно-ориентированного обучения в классе фортепиано в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств. Автор: Загоскина Елена Николаевна.

Некоторые особенности современного музыкального...

музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет, подросток, Музыкальный инструмент, музыка, процесс обучения

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век...

Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего...

музыкальное произведение, участник ансамбля, партия, ученик, ансамбль, музыкальная фразировка, динамический план, совместная игра, ансамблевая игра, TUTTI. Ансамблевое музицирование подростков в классе общего...

Использование проектного метода в классе специального...

Ансамблевое музицирование подростков в классе общего... Предмет «Общее фортепиано» позволяет учащимся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с. В музыкальной педагогике существуют разные мнения относительно переложений...

Искусство раннего коллективного музицирования в обучении...

Занятия музыкой нельзя вести в отрыве от обучения таких составных элементов музыкальной речи, как, например, лад

Формы и методы ансамблевого музицирования.

М., 1989. 5) Лагутин, А. Основы педагогики музыкальной школы: Уч. пособие / А. Лагутин.

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего...

развитие основных музыкальных способностей; Последовательное обучение таким формам музицирования как игра по слуху, чтение с

Благодаря занятиям ансамблемпедагогом, четырехручные ансамбли для двух учеников, для ученика и учителя), у детей вырабатывается...

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие...

Основной смысл репетиции — работа над музыкальным произведением.

Музыкальная педагогика.

14. Пак Ч. Х. Формирование навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях республики Корея.

Похожие статьи

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного...

ансамблевое исполнительство, будущий педагог-музыкант, музыкальное произведение, фортепианный ансамбль, будущий учитель музыки, ансамблевая игра, класс, процесс обучения, произведение, развивающее обучение.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств.

освоение навыков чтения с листа, транспонирования, игры в ансамбле

Художественное развитие определяется в процессе обучения содержанием музыкальных занятий...

Метод личностно-ориентированного обучения в классе...

Метод личностно-ориентированного обучения в классе фортепиано в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств. Автор: Загоскина Елена Николаевна.

Некоторые особенности современного музыкального...

музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет, подросток, Музыкальный инструмент, музыка, процесс обучения

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век...

Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего...

музыкальное произведение, участник ансамбля, партия, ученик, ансамбль, музыкальная фразировка, динамический план, совместная игра, ансамблевая игра, TUTTI. Ансамблевое музицирование подростков в классе общего...

Использование проектного метода в классе специального...

Ансамблевое музицирование подростков в классе общего... Предмет «Общее фортепиано» позволяет учащимся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с. В музыкальной педагогике существуют разные мнения относительно переложений...

Искусство раннего коллективного музицирования в обучении...

Занятия музыкой нельзя вести в отрыве от обучения таких составных элементов музыкальной речи, как, например, лад

Формы и методы ансамблевого музицирования.

М., 1989. 5) Лагутин, А. Основы педагогики музыкальной школы: Уч. пособие / А. Лагутин.

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего...

развитие основных музыкальных способностей; Последовательное обучение таким формам музицирования как игра по слуху, чтение с

Благодаря занятиям ансамблемпедагогом, четырехручные ансамбли для двух учеников, для ученика и учителя), у детей вырабатывается...

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие...

Основной смысл репетиции — работа над музыкальным произведением.

Музыкальная педагогика.

14. Пак Ч. Х. Формирование навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях республики Корея.