К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы культуры, искусства и искусствоведения

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, июнь 2018)

Дата публикации: 16.05.2018

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Ковалева А. Р. К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 1-2. — URL https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14152/ (дата обращения: 11.12.2018).



В работе раскрывается сущность семиотического подхода. А также рассматривается его использование в исследовании культуры.

Ключевые слова: семиотика, семиотический подход, культура, культурологическая парадигма, естественный язык, М. Ю. Лотман, текст культуры.

Для современного научного знания характерна полидисциплинарность. Это приводит к интеграции одних ее разделов с другими. Использованию методов и подходов разных дисциплин в изучении научных явлений. Культурологическая парадигма не является исключением, а скорее представляет собой исторически сложившееся «правило». Являясь наукой, заключающей в себе многообразие знаний, культурология взаимодействует с множеством дисциплин, которые, переходя из одной области в другую, образуют совершенно новый вид научных связей. Одна из таких связей была создана, посредством перехода семиотики в культурологию. Это в конечно итоге привело к использованию семиотического подхода в изучении культуры. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что соприкосновение друг с другом различных дисциплин, привело к расширению области их познания. И привнесло в сферу исследовательской деятельности новые методы и подходы к изучению.

На сегодняшний день существует множество дефиниций понятия культура. Для раскрытия темы данной работы необходимо выделить некоторые ее аспекты. Во-первых, культура есть «продукт» человеческой деятельности. Результат победы над силами природы. Во-вторых, культура есть совокупность всего, что создано руками и разумом человека. И, в-третьих, культуре присущи функции памяти, трансляции и создания новых ценностей на каждом этапе развития общества [3, с. 14]. Таким образом, все вышеперечисленное приводит нас к пониманию культуры, как деятельность человека в любых формах ее проявления, которая включает в себя всевозможные виды самовыражения и самопознания. Накопление человечеством различного рода опыта. В связи с чем возникает потребность в понимании культуры как информационной системы.

Рассмотрение культуры как информационной системы предполагает применение в ее изучении семиотического подхода. Концепция, которого была разработана в конце XX века М. Ю. Лотманом, Б. А. Успенским, А. М. Пятигорским и В. Н. Топоровым [1, с. 214]. Согласно данному подходу, культура исследуется как сложно организованная система знаков [4, с. 97]. Семиотика происходит от греческого слова «sema», что в переводе означает «знак» [4].

При помощи знака различные общности зашифровывают определенную информацию о себе. Смысл, которой становится понятным при произведении дешифровки. Знаковые системы призваны сохранять культурную идентичность множества народов, проживающих на нашей планете. Из последовательности знаков строится текст культуры [1, с. 215]. В соответствии с семиотической концепцией именно текст (языковой и не только) представляется как носитель функции и значения культуры. Он также является ее основной единицей [1]. Однако же не все языковые сочинения могут являться текстами с точки зрения культуры. Только те, что заключают в себе определенную функцию и значение [1].

Итак, культурой может называться только иерархия взаимосвязанных семиотических систем. Взаимосвязь, которых, осуществляется при помощи естественного языка [1]. Этот язык представляет собой метафизическое средство, с помощью которого все знания данной культуры трактуются, фиксируются и внедряются в сознание субъекта или же общности [1]. Естественный язык стоит над всеми культурными системами. Что определяет его как первичную моделирующую систему, в то время как миф, например, является вторичной системой знания. При помощи культурных систем и языка «человек познает, объясняет и пытается изменить» окружающий его мир. Именно поэтому эти системы именуются моделирующими. Ими используется различные виды инструментариев для обработки и передачи информации. Однако информацией в культуре называется не только знание, но и ценности, и верования [1]. Таким образом, любая культура представляет для стороннего наблюдателя и исследователя совокупность текстов, которые необходимо дешифровать. Такие тексты строятся последовательным соединением знаков. В свою очередь знаки есть совокупность элементов естественного языка.

Каждая существующая или существовавшая культура содержат в себе, согласно Иконниковой С. Н., две вторичные моделирующие системы. В большинстве случаев это искусства, основанные на языке и визуальные. Это обусловлено бинарной структурой человеческого мозга. Однако, в конечном счете, каждая культура выстраивает собственную иерархию вторичных моделирующих систем [1].

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что семиотический подход рассматривает культуру как информационную структуру, которую можно разложить на составные части (знаки). И используя основу — естественный язык, при помощи которого определяется значение знаков — можно произвести процедуру дешифрования. Благодаря которой становится возможным для понимания внутреннее устройство каждой культурной общности. Применение семиотического подхода в исследовании способствует полному проникновению в скрытый смысл явлений.

Литература:

  1. Иконникова, С. Н. История и теория культуры / С. Н. Иконникова — Изд-во: Питер, 2008. — 592 стр.
  2. Иконникова, С. Н. История культурологических учений / С. Н. Иконникова — 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2005. — 474 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  3. Лях, В. И. Культурогенез как проблема теории и истории культуры: теоретические основания и реконструкция. Научное издание / В. И. Лях — Краснодар, 2010. — 256 с.
  4. Лях, В. И. Организация и технологии научно-исследовательской деятельности. Учебная программа и тезаурус основных концептов. / В. И. Лях — Краснодар, 2011. — 140 с.
  5. Лотман, Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. / Ю. М. Лотман — Таллин: Александра, 1992. — С. 9–247.
Основные термины (генерируются автоматически): семиотический подход, естественный язык, культура, информационная система, культурологическая парадигма, понимание культуры, система, текст культуры.

Ключевые слова

культура, текст культуры, естественный язык, семиотика, культурологическая парадигма, семиотический подход, М. Ю. Лотман

Похожие статьи

Подходы к определению понятия «культура» | Статья в журнале...

Ключевые слова: культура, сущность культуры, структура культуры.

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история... Такая система ценностей объективна, так как свободна от изменчивых и субъективных оценок индивида [2]. Интерпретация...

Интеграция понятий «язык» и «культура» в процессе обучения...

иностранный язык, культурологический подход, иноязычная культура, культура, язык, Образование, Межкультурная коммуникация, культурный шок, человеческая деятельность, образ культуры. Роль культуры и национальности в процессе обучения студентов...

Единство языка и культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

«Понимание вопроса о культуре связано с изменяющимся отношением к языку: к началу ХХI в. лингвистика

К примеру, если Н. Д. Арутюнова, говоря, что «естественный язык отражает мир человека в его

Культура и язык взаимообусловлены, язык — это и есть форма культуры.

Дискурс как новая лингвистическая парадигма | Статья в сборнике...

В рамках такого подхода язык рассматривался исключительно как абстрактная семиотическая система, а такое положение вещей не позволяло

«В поле зрения лингвистов именно теперь оказались «текст», «дискурс» и т. п. как непосредственные объекты описания» [9, с. 285].

Роль трансформации семиотики прически в межкультурной...

По Ю. М. Лотману каждый объекты культуры и его текст является системой, родственной по своей структуре языку.

Культурологический журнал [Электронный ресурс] / Осипова Н. О. Структурно-семиотический подход как аспект методологии гуманитарного знания.

Культурная антропология как система понятий и факторов...

Ключевые слова: концепция, культура, мировоззрение, философия культуры, система культуры.

Роль семиотической системы в процесе институциализации... Однако в отечественной научной мысли исследованию и теоретико-методологическому обоснованию...

Лингвокультурологический аспект в обучении английскому языку...

Культурологический подход в обучении иностранному языку играет важную роль, позволяя научить студентов английскому языку не только как средству общения, но и как средству познания иностранный культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Подходы к определению понятия «культура» | Статья в журнале...

Ключевые слова: культура, сущность культуры, структура культуры.

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история... Такая система ценностей объективна, так как свободна от изменчивых и субъективных оценок индивида [2]. Интерпретация...

Интеграция понятий «язык» и «культура» в процессе обучения...

иностранный язык, культурологический подход, иноязычная культура, культура, язык, Образование, Межкультурная коммуникация, культурный шок, человеческая деятельность, образ культуры. Роль культуры и национальности в процессе обучения студентов...

Единство языка и культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

«Понимание вопроса о культуре связано с изменяющимся отношением к языку: к началу ХХI в. лингвистика

К примеру, если Н. Д. Арутюнова, говоря, что «естественный язык отражает мир человека в его

Культура и язык взаимообусловлены, язык — это и есть форма культуры.

Дискурс как новая лингвистическая парадигма | Статья в сборнике...

В рамках такого подхода язык рассматривался исключительно как абстрактная семиотическая система, а такое положение вещей не позволяло

«В поле зрения лингвистов именно теперь оказались «текст», «дискурс» и т. п. как непосредственные объекты описания» [9, с. 285].

Роль трансформации семиотики прически в межкультурной...

По Ю. М. Лотману каждый объекты культуры и его текст является системой, родственной по своей структуре языку.

Культурологический журнал [Электронный ресурс] / Осипова Н. О. Структурно-семиотический подход как аспект методологии гуманитарного знания.

Культурная антропология как система понятий и факторов...

Ключевые слова: концепция, культура, мировоззрение, философия культуры, система культуры.

Роль семиотической системы в процесе институциализации... Однако в отечественной научной мысли исследованию и теоретико-методологическому обоснованию...

Лингвокультурологический аспект в обучении английскому языку...

Культурологический подход в обучении иностранному языку играет важную роль, позволяя научить студентов английскому языку не только как средству общения, но и как средству познания иностранный культуры.

Задать вопрос