К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы культуры, искусства и искусствоведения

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, июнь 2018)

Дата публикации: 16.05.2018

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Ковалева А. Р. К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 1-2. — URL https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14152/ (дата обращения: 25.06.2018).



В работе раскрывается сущность семиотического подхода. А также рассматривается его использование в исследовании культуры.

Ключевые слова: семиотика, семиотический подход, культура, культурологическая парадигма, естественный язык, М. Ю. Лотман, текст культуры.

Для современного научного знания характерна полидисциплинарность. Это приводит к интеграции одних ее разделов с другими. Использованию методов и подходов разных дисциплин в изучении научных явлений. Культурологическая парадигма не является исключением, а скорее представляет собой исторически сложившееся «правило». Являясь наукой, заключающей в себе многообразие знаний, культурология взаимодействует с множеством дисциплин, которые, переходя из одной области в другую, образуют совершенно новый вид научных связей. Одна из таких связей была создана, посредством перехода семиотики в культурологию. Это в конечно итоге привело к использованию семиотического подхода в изучении культуры. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что соприкосновение друг с другом различных дисциплин, привело к расширению области их познания. И привнесло в сферу исследовательской деятельности новые методы и подходы к изучению.

На сегодняшний день существует множество дефиниций понятия культура. Для раскрытия темы данной работы необходимо выделить некоторые ее аспекты. Во-первых, культура есть «продукт» человеческой деятельности. Результат победы над силами природы. Во-вторых, культура есть совокупность всего, что создано руками и разумом человека. И, в-третьих, культуре присущи функции памяти, трансляции и создания новых ценностей на каждом этапе развития общества [3, с. 14]. Таким образом, все вышеперечисленное приводит нас к пониманию культуры, как деятельность человека в любых формах ее проявления, которая включает в себя всевозможные виды самовыражения и самопознания. Накопление человечеством различного рода опыта. В связи с чем возникает потребность в понимании культуры как информационной системы.

Рассмотрение культуры как информационной системы предполагает применение в ее изучении семиотического подхода. Концепция, которого была разработана в конце XX века М. Ю. Лотманом, Б. А. Успенским, А. М. Пятигорским и В. Н. Топоровым [1, с. 214]. Согласно данному подходу, культура исследуется как сложно организованная система знаков [4, с. 97]. Семиотика происходит от греческого слова «sema», что в переводе означает «знак» [4].

При помощи знака различные общности зашифровывают определенную информацию о себе. Смысл, которой становится понятным при произведении дешифровки. Знаковые системы призваны сохранять культурную идентичность множества народов, проживающих на нашей планете. Из последовательности знаков строится текст культуры [1, с. 215]. В соответствии с семиотической концепцией именно текст (языковой и не только) представляется как носитель функции и значения культуры. Он также является ее основной единицей [1]. Однако же не все языковые сочинения могут являться текстами с точки зрения культуры. Только те, что заключают в себе определенную функцию и значение [1].

Итак, культурой может называться только иерархия взаимосвязанных семиотических систем. Взаимосвязь, которых, осуществляется при помощи естественного языка [1]. Этот язык представляет собой метафизическое средство, с помощью которого все знания данной культуры трактуются, фиксируются и внедряются в сознание субъекта или же общности [1]. Естественный язык стоит над всеми культурными системами. Что определяет его как первичную моделирующую систему, в то время как миф, например, является вторичной системой знания. При помощи культурных систем и языка «человек познает, объясняет и пытается изменить» окружающий его мир. Именно поэтому эти системы именуются моделирующими. Ими используется различные виды инструментариев для обработки и передачи информации. Однако информацией в культуре называется не только знание, но и ценности, и верования [1]. Таким образом, любая культура представляет для стороннего наблюдателя и исследователя совокупность текстов, которые необходимо дешифровать. Такие тексты строятся последовательным соединением знаков. В свою очередь знаки есть совокупность элементов естественного языка.

Каждая существующая или существовавшая культура содержат в себе, согласно Иконниковой С. Н., две вторичные моделирующие системы. В большинстве случаев это искусства, основанные на языке и визуальные. Это обусловлено бинарной структурой человеческого мозга. Однако, в конечном счете, каждая культура выстраивает собственную иерархию вторичных моделирующих систем [1].

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что семиотический подход рассматривает культуру как информационную структуру, которую можно разложить на составные части (знаки). И используя основу — естественный язык, при помощи которого определяется значение знаков — можно произвести процедуру дешифрования. Благодаря которой становится возможным для понимания внутреннее устройство каждой культурной общности. Применение семиотического подхода в исследовании способствует полному проникновению в скрытый смысл явлений.

Литература:

  1. Иконникова, С. Н. История и теория культуры / С. Н. Иконникова — Изд-во: Питер, 2008. — 592 стр.
  2. Иконникова, С. Н. История культурологических учений / С. Н. Иконникова — 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2005. — 474 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  3. Лях, В. И. Культурогенез как проблема теории и истории культуры: теоретические основания и реконструкция. Научное издание / В. И. Лях — Краснодар, 2010. — 256 с.
  4. Лях, В. И. Организация и технологии научно-исследовательской деятельности. Учебная программа и тезаурус основных концептов. / В. И. Лях — Краснодар, 2011. — 140 с.
  5. Лотман, Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. / Ю. М. Лотман — Таллин: Александра, 1992. — С. 9–247.

Ключевые слова

культура, текст культуры, естественный язык, семиотика, культурологическая парадигма, семиотический подход, М. Ю. Лотман

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос