Автор: Гасанов Эльнур Лятиф оглу

Рубрика: 9. Культура отдельных стран и народов

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 03.01.2017

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Гасанов Э. Л. О характерных особенностях исследования устного народного творчества (на примере азербайджанских пословиц) [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — URL https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/12866/ (дата обращения: 14.12.2017).

Препринт статьи



В данной научной работе впервые были исследованы местные материалы фольклора как важные историко-этнографические источники.

Ключевые слова: пословицы, Азербайджан, народное творчество, историко-этнографическое исследование

In this scientific work, local folklore materials were studied for the first time as important historical and ethnographic sources.

Keywords: proverbs, Azerbaijan, folk art, historical and ethnographic research

Пословицы включающие в себе мудрость народа, а также результаты жизненного опыта, накопленные на протяжении многих веков — это богатое духовно-эстетическое сокровище (1, с. 249).

Как в предисловии, так и в разных частях (боях) «Китаби-Деде Коргуд»а есть пословицы и поговорки:

«Долг матери не вернешь».

«Сын творение отца» и др.

В данном эпосе довольно много пословиц как в виде стихов, так и в форме прозы.

Какая же польза, от дедушкина достояния,

Если в уме нет достояния? (1, с.250)

Для выделения глубоких мыслей, идей в разных пословицах, обычно используются отдельные значимые мысли:

«Тни дерево порка гнется, учи дитятку порка слушается». (2, с.32)

«Близкий сосед лучше дальней родом». (2, с.13)

Пословицы по смыслу очень богаты, они отражают жизнь, быт народа. Среди них встречаются и такие, с помощью которых возможно более углубленное исследование исторического прошлого, традиций наших предков. (1, с.252)

Довольно много пословиц, отражающих роль и значение родителей в семейной жизни, в воспитании детей:

«Муж и жена одна сатана» (2, с.74)

«У кто есть матушка, у того галовишка гладкая» (2, с.138)

Место, поведение, важность участия матерей в семье ярко отражены именно в разных пословицах:

«Хорошая жена — юрт» (2, с.143)

Также интересны пословицы, которые отражают самые разные особенности женского характера, их быт, работу и отношение к другим людям:

«Без хозяина — дом сирота» (2, с.143)

«На немилой жениться — заживо в граб ложиться». (2, с.76)

В отдельных пословицах можно проследить важность создания семейного очага, воспитание детей. Например,

«Встанешь рано — будешь с работой, женишься рано — будешь с семьей». (2, с.25)

Наши предки говорили: — «Без мужа, что без голова». (1, с.11)

В пословицах особое место занимает значение семьи, ее священность. Например, мужчины, бросающие семьи, создавая новую считаются грешными.

«Больше баб в семье — больше греха». (2, с.15)

«Птица крыльями сильна, жена мужем красна». (2, с.112)

«Старший брат, как второй отец».

«У бедного дети, а у богатого телята».

«Без отца — полсироты, а без матери и вся сирота». (2, с.12)

В семье особое место занимают бабушки и дедушки. Уважение к взрослым считается важным фактором семейной жизни. Бабушки и дедушки имели особое влияние в семье и активно участвовали в воспитании детей:

«Дарку замуж выдать не пира испечь» (2, с. 44).

«Без столбов забор не стоит». (2, с.12)

«Замолчал, как воды в рот набрал» (2, с.52).

Нужно отметить, что в формировании пословиц и поговорок особое место занимают фразеологизмы, устойчивые словосочетания. Так например, можно отметить данную пословицу — «Губа появилась раньше зуба». Кажется, что здесь все ясно, нет ничего нового. Но все не так. Если связать данную пословицу с одним случаем, то все становится ясным. Данная пословица служит объяснению родственных связей между людьми (1, с. 259).

Важным показателем, как пословиц является сравнение. Именно благодаря сравнению мыслей в данных жанрах можно найти главный смысл их. Например, «Собака лает, да караван едет», «Кому беги, кому лови твердить», «Долг платежом красит», «А вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «Апрель с водой — май с травой», «А там хоть трава не расти», «Коза с волком тягалась — одна шкура осталась», «Козел отпущения», «Косу острят на траву, а меч — на главу», «Кошка мышей ловить не устанет, вор воровать не перестанет», «Кошке — игрушки, а мышке — слезки», «Люди ссорятся, а воеводы кормятся», «Лямку три, налегай да при» и др. (1, с. 254).

Можно с уверенностью отметить, что почти все отрасли жизни и быта народа отражены в пословицах.

Пословицы отличаются тем, что сохраняют в себе основные особенности исторического развития духовных ценностей, формирования характерных черт быта и др. Важным фактором здесь особенно нужно отметить, что установить хронологическую дату данных примеров народного творчества довольно трудно. Примером может служить пословицы и поговорки о народных песнях и других видов народного искусства. Например: «Не видал и слыхал песен подобных».

Важным показателем в исследовании пословиц является факт об их близости с загадками. Например: «Шубу два раза в год снимает», «Кто под шубою гуляет?», «Не прядёт, не ткёт, а людей одевает», «По горам, по долам ходит шуба да кафтан», «Заплелись густые травы, закудрявились рога, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога», «Явился в жёлтой шубке:-Прощайте, две скорлупки!», «Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой», «Зубастых, мохнатый, как есть начнёт — песенку поёт», «Часто умывается, а полотенцом не утирается», «Глазищи, усище, хвостище, а моется чаще всех» и др.

Одним из основных источников создания Азербайджанских пословиц является ашугское творчество, стихи. Творчество Азербайджанских ашугов — представителей народного творчества сыграло особую роль в развитии пословиц. Например:

«Близкий сосед лучшее дальней родни» (2, с.13).

«Чуж-чуженин, а стал семьянин» (2, с.148).

В пословицах также прослеживается корни древних традиций, моральных ценностей народа.

«По одежке протяивай и посеки».

«У любви нет глаз» (2, с.138).

«Я его кола чем, а он меня в спину кирпичoм» (2, с. 150).

Несомненно, установить точную дату возникновения пословиц довольно трудно (1, с. 253).

Такие примеры пословиц, а также поговорок как «Взгляни на Лейли глазами Меджнуна», «Меджнун от любви сума сошел, а черные языки сказали убежал отдыхать», «Кто пойдет по стопам Меджнуна, тот в конце Лейли найдет» «Короглу говорил: храбрость полнота силы, часть же его осторожность» и др. возникли от разных эпосов, басен, легенд.

Загадки как один из жанров фольклора считается важным источником пословиц.

«Яблоко от яблони далеко не падает» (2, с. 32).

Наши нравственные традиции, созданные азербайджанским народом на протяжении многих веков и дошедшие до наших дней в форме пословиц без сомнения отражают наши духовные ценности.

Литература:

  1. Абульгасим Гусейнзаде. “Пословицы и поговорки”. Баку, Наука и образование, 2013 (на азерб.)
  2. История Азербайджанской литературы. В 6 томах, том I. Баку: изд. Наука, 2004 (на азерб.)
  3. Hasanov E. L. (2016) About Comparative Research of Poems “Treasury of Mysteries” and “Iskandername” on the Basis of Manuscript Sources as the Multiculturalism Samples. International Journal of Environmental and Science Education, 11(16), pp. 9136–9143
  4. Пословицы и поговорки. Азернешр. Баку, 1971 (на азерб.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос