Особенности подачи информации в авторской рубрике «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в информационно-развлекательной программе «Вечерний Ургант» | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы культуры, искусства и искусствоведения

Опубликовано в

III международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 25.06.2017

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Степанянц В. В. Особенности подачи информации в авторской рубрике «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в информационно-развлекательной программе «Вечерний Ургант» [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 5-7. — URL https://moluch.ru/conf/artcult/archive/247/12668/ (дата обращения: 14.12.2018).



В статье рассматриваются структурно-композиционные особенности выпусков рубрики «Острый репортаж с Аллой Михеевой». Основная цель данной статьи заключается в выявлении особенностей подачи информации в событийном репортаже, характерных для формата информационно-развлекательной программы «Вечерний Ургант».

Ключевые слова: событийный репортаж, развлекательная программа, структурно-композиционные особенности

Программа «Вечерний Ургант» выходит на Первом канале с весны 2012 года с понедельника по пятницу в 23:30. Такой формат передачи называют «позднее вечернее шоу». В телепередаче «Вечерний Ургант» большое количество рубрик, одна из которых — «Острый репортаж с Аллой Михеевой». Репортажи рубрики по своей сути являются событийными репортажами. События, которые освещаются, могут быть различного масштаба: как Зимние Олимпийские игры 2014 года, так и рядовой субботник в Королеве. Рассмотрим, из каких же возможных компонентов состоят эти телевизионные репортажи.

Стоит отметить, что в наши дни в новостных материалах зачастую присутствует развлекательный элемент. А вот присутствие такого жанра, как репортаж, в развлекательной программе — явление пока уникальное. Единственным примером на российском телевидении является информационно-развлекательная рубрика «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в программе «Вечерний Ургант».

Во-первых, обращает внимание отсутствие закадрового текста во всех материалах рубрики «Острый репортаж с Аллой Михеевой». Но Алла Михеева постоянно находится в кадре и становится непосредственным участником происходящих событий. Такой прием называется «лайф-ту-тейп». «Лайф-ту-тейп — жанр сложный, умение хорошо говорить и двигаться в кадре, а главное, четко представлять структуру будущего сюжета — просто необходимо» [1]. В данном случае можно сказать, что Алла Михеева «хорошо говорит и движется» согласно выбранному ею имиджу.

Несмотря на постоянное присутствие журналиста в кадре, в репортажах отсутствуют стендапы («стендап (stand-up — англ. «выполненный стоя») — монолог репортера в кадре на месте события, являющийся постановочным эпизодом при съемке» [1]) как таковые — она не обращается с экрана к зрителям от первого лица. Зато мы видим ее, когда она задает вопросы героям, мы видим ее действия в качестве участника событий. Она танцует, поет, прыгает в воду, побуждает героев к каким-либо действиям в кадре: просит прокатиться на лыжах топлес, перевернуть стол, спеть песню и т. п.

То есть из всех репортажных структурных элементов для создания репортажей Алла использует только синхронны («короткое интервью в телевизионном материале; согласно сложившейся практике, в подавляющем большинстве случаев сам вопрос в эфире не звучит — он «вырезается» при монтаже» [1]) и лайфы, не используя ни закадровые тексты, ни стендапы.

Стоит отметить, что в сюжетах присутствуют не только ответы героев (что обычно наблюдается в новостных событийных репортажах, где вопрос журналиста остается за кадром), а диалоги журналиста с героями. В данном случае синхроны несут не столько информационную, сколько эмоциональную нагрузку: важно не столько информация, сообщаемая человеком, а его субъективная оценка события и эмоциональная реакция на вопрос журналиста. Лексика, которую использует корреспондент, снижена, используются нелитературные слова («прихапали», «кайфанули»).

Вот характерный пример такого диалога: на вопрос журналиста: «Как вы отмечаете праздник день холодца?», явно нетрезвый герой отвечает: «Как-как? Выпиваем, закусываем, пляшем, сейчас песни будем петь уже». Так же и в следующем синхроне Алла Михеева присутствует в кадре, мы слышим ее вопрос: «Почему именно ваш поселок стал родиной холодца?». На довольно провокационный вопрос главе Павлово-Посадского района: «Скажите, а другие районы не завидуют вам, что вы «прихапали» себе этот праздник холодца?», герой отвечает в том же духе: «Кто первый встал, того и тапки». В данном репортаже много синхронов с людьми, отдыхающими на празднике холодца. В основном Алла задает достаточно забавные вопросы и получает не менее смешные ответы (например, что «Коряжма — великий город. А велик он своей продукцией — снегом, дождем, болотом, клюквой, брусникой»). Надо отметить, что обычно в такого рода репортажах журналист при монтаже сюжета не указывает имен и фамилий героев за исключением высоких должностных лиц.

Лайф, как элемент репортажа, обязательно присутствует в каждом сюжете рубрики. Эти эпизоды нужны для создания атмосферы события. И часто журналист сам эти эпизоды и режиссирует: в выпуске от 26.02 с горнолыжного склона Роза Хутор она помогает забраться человеку в спасательные санки, на которых по горам возят травмированных людей, показывая, как это делается, на вручении премии «Золотой граммофон» Алла Михеева попросила всех «звезд» лизнуть карамельную фигурку граммофона, а на премии «Чартова дюжина» и вовсе спровоцировала Гарика Сукачева перевернуть стол с едой в его гримерке и т. д.

В стилистике инфотейнмента Алла Михеева использует и журналистский прием «испытано на себе». Например, Алла пытается подраться на мечах на рыцарском турнире в московском парке Коломенское (выпуск от 13.05.15), проезжается в скоростном автомобиле на российских соревнованиях по дрифту в Москве (выпуск от 29.05.15), ест лук на фестивале лука в поселке Лух (выпуск от 07.09.15), участвует в реконструкции танковой битвы (выпуск от 18.09.15), рыбачит на международном турнире по рыбалке в Астрахани (выпуск от 06.11.15), ныряет в купальнике в ледяную воду на Чемпионате мира по зимнему плаванию в Тюмени (выпуск от 18.03.16), прокатилась на мотоцикле на открытии мотосезона в Москве (выпуск от 22.04.16), помогала посадить дерево на субботнике в городе Королев (выпуск от 29.04.16), прокатилась на чужих санях на чемпионате по санному спорту в Москве (выпуск от 03.02.17), прокатилась на банане по снегу (выпуск от 10.03.17) и прокатилась в купальнике на лыжах в Сочи (выпуск от 05.04.17).

Развлекательный характер репортажей подчеркивается и использованием фоновой музыки в сюжетах, которая помогает создать эмоциональную атмосферу событий.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что репортажи рубрики «Острый репортаж с Аллой Михеевой» являются событийными репортажами, все компоненты которых с точки зрения их содержания и эмоционального заряда соответствуют стилистике инфотейнмента.

Литература:

  1. Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. А. Бережной. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. — С. 121.
Основные термины (генерируются автоматически): Острый репортаж, репортаж, журналист, кадр, праздник холодца, развлекательная программа, репортаж рубрики, событийный репортаж.

Ключевые слова

событийный репортаж, развлекательная программа, структурно-композиционные особенности

Похожие статьи

Специальный репортаж как современный телевизионный формат

Во-первых, обращает внимание отсутствие закадрового текста во всех материалах рубрики «Острый репортаж с Аллой Михеевой». Специальный репортаж как современный телевизионный формат.

Особенности развлекательной программы «Луч Света»

Ключевые слова: развлекательная программа, элементы развлекательности, репортаж, Светлана Курицына, «Луч Света».

Лайф, как элемент репортажа, обязательно присутствует в большинстве сюжетов рубрики.

Значение и применение жанров в журналистике | Молодой ученый

автоматически): ведущий, прямой эфир, новость, информационная программа, событие, зритель, журналист, внешний вид, особое значение, красивый внешний... Особенности подачи информации в авторской рубрике... А вот присутствие такого жанра, как репортаж...

Криминальная журналистика: теоретический аспект

Специальный репортаж как современный телевизионный формат.

Особенности подачи информации в авторской рубрике «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в информационно-развлекательной...

Маски телевизионного журналиста | Статья в журнале...

Например, Алла Михеева, журналистка программы «Вечерний Ургант», играет свою роль не только в авторской рубрике, но и на других передачах.

Специальный репортаж как современный телевизионный формат.

Степанянц Валерия Вадимовна — Информация об авторе

Особенности подачи информации в авторской рубрике «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в информационно-развлекательной программе «Вечерний Ургант».

Особенности работы радиожурналиста | Статья в журнале...

Рубрика: Прочее.

Примером реверберации может служить журналистский репортаж, посвященный 50 годовщине со дня расстрела великого режиссера В. Э. Мейерхольда. Программа радиопередачи включала в себя репортаж из Бутырской тюрьмы.

Статьи по ключевому слову "развлекательная программа..."

"развлекательная программа": III международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Санкт-Петербург, июль 2017) — Степанянц В. В. Особенности подачи информации в авторской рубрике «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Специальный репортаж как современный телевизионный формат

Во-первых, обращает внимание отсутствие закадрового текста во всех материалах рубрики «Острый репортаж с Аллой Михеевой». Специальный репортаж как современный телевизионный формат.

Особенности развлекательной программы «Луч Света»

Ключевые слова: развлекательная программа, элементы развлекательности, репортаж, Светлана Курицына, «Луч Света».

Лайф, как элемент репортажа, обязательно присутствует в большинстве сюжетов рубрики.

Значение и применение жанров в журналистике | Молодой ученый

автоматически): ведущий, прямой эфир, новость, информационная программа, событие, зритель, журналист, внешний вид, особое значение, красивый внешний... Особенности подачи информации в авторской рубрике... А вот присутствие такого жанра, как репортаж...

Криминальная журналистика: теоретический аспект

Специальный репортаж как современный телевизионный формат.

Особенности подачи информации в авторской рубрике «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в информационно-развлекательной...

Маски телевизионного журналиста | Статья в журнале...

Например, Алла Михеева, журналистка программы «Вечерний Ургант», играет свою роль не только в авторской рубрике, но и на других передачах.

Специальный репортаж как современный телевизионный формат.

Степанянц Валерия Вадимовна — Информация об авторе

Особенности подачи информации в авторской рубрике «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в информационно-развлекательной программе «Вечерний Ургант».

Особенности работы радиожурналиста | Статья в журнале...

Рубрика: Прочее.

Примером реверберации может служить журналистский репортаж, посвященный 50 годовщине со дня расстрела великого режиссера В. Э. Мейерхольда. Программа радиопередачи включала в себя репортаж из Бутырской тюрьмы.

Статьи по ключевому слову "развлекательная программа..."

"развлекательная программа": III международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Санкт-Петербург, июль 2017) — Степанянц В. В. Особенности подачи информации в авторской рубрике «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в...

Задать вопрос