Особенности подачи информации в авторской рубрике «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в информационно-развлекательной программе «Вечерний Ургант» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы культуры, искусства и искусствоведения

Опубликовано в

III международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 25.06.2017

Статья просмотрена: 768 раз

Библиографическое описание:

Степанянц, В. В. Особенности подачи информации в авторской рубрике «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в информационно-развлекательной программе «Вечерний Ургант» / В. В. Степанянц. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/247/12668/ (дата обращения: 11.10.2024).



В статье рассматриваются структурно-композиционные особенности выпусков рубрики «Острый репортаж с Аллой Михеевой». Основная цель данной статьи заключается в выявлении особенностей подачи информации в событийном репортаже, характерных для формата информационно-развлекательной программы «Вечерний Ургант».

Ключевые слова: событийный репортаж, развлекательная программа, структурно-композиционные особенности

Программа «Вечерний Ургант» выходит на Первом канале с весны 2012 года с понедельника по пятницу в 23:30. Такой формат передачи называют «позднее вечернее шоу». В телепередаче «Вечерний Ургант» большое количество рубрик, одна из которых — «Острый репортаж с Аллой Михеевой». Репортажи рубрики по своей сути являются событийными репортажами. События, которые освещаются, могут быть различного масштаба: как Зимние Олимпийские игры 2014 года, так и рядовой субботник в Королеве. Рассмотрим, из каких же возможных компонентов состоят эти телевизионные репортажи.

Стоит отметить, что в наши дни в новостных материалах зачастую присутствует развлекательный элемент. А вот присутствие такого жанра, как репортаж, в развлекательной программе — явление пока уникальное. Единственным примером на российском телевидении является информационно-развлекательная рубрика «Острый репортаж с Аллой Михеевой» в программе «Вечерний Ургант».

Во-первых, обращает внимание отсутствие закадрового текста во всех материалах рубрики «Острый репортаж с Аллой Михеевой». Но Алла Михеева постоянно находится в кадре и становится непосредственным участником происходящих событий. Такой прием называется «лайф-ту-тейп». «Лайф-ту-тейп — жанр сложный, умение хорошо говорить и двигаться в кадре, а главное, четко представлять структуру будущего сюжета — просто необходимо» [1]. В данном случае можно сказать, что Алла Михеева «хорошо говорит и движется» согласно выбранному ею имиджу.

Несмотря на постоянное присутствие журналиста в кадре, в репортажах отсутствуют стендапы («стендап (stand-up — англ. «выполненный стоя») — монолог репортера в кадре на месте события, являющийся постановочным эпизодом при съемке» [1]) как таковые — она не обращается с экрана к зрителям от первого лица. Зато мы видим ее, когда она задает вопросы героям, мы видим ее действия в качестве участника событий. Она танцует, поет, прыгает в воду, побуждает героев к каким-либо действиям в кадре: просит прокатиться на лыжах топлес, перевернуть стол, спеть песню и т. п.

То есть из всех репортажных структурных элементов для создания репортажей Алла использует только синхронны («короткое интервью в телевизионном материале; согласно сложившейся практике, в подавляющем большинстве случаев сам вопрос в эфире не звучит — он «вырезается» при монтаже» [1]) и лайфы, не используя ни закадровые тексты, ни стендапы.

Стоит отметить, что в сюжетах присутствуют не только ответы героев (что обычно наблюдается в новостных событийных репортажах, где вопрос журналиста остается за кадром), а диалоги журналиста с героями. В данном случае синхроны несут не столько информационную, сколько эмоциональную нагрузку: важно не столько информация, сообщаемая человеком, а его субъективная оценка события и эмоциональная реакция на вопрос журналиста. Лексика, которую использует корреспондент, снижена, используются нелитературные слова («прихапали», «кайфанули»).

Вот характерный пример такого диалога: на вопрос журналиста: «Как вы отмечаете праздник день холодца?», явно нетрезвый герой отвечает: «Как-как? Выпиваем, закусываем, пляшем, сейчас песни будем петь уже». Так же и в следующем синхроне Алла Михеева присутствует в кадре, мы слышим ее вопрос: «Почему именно ваш поселок стал родиной холодца?». На довольно провокационный вопрос главе Павлово-Посадского района: «Скажите, а другие районы не завидуют вам, что вы «прихапали» себе этот праздник холодца?», герой отвечает в том же духе: «Кто первый встал, того и тапки». В данном репортаже много синхронов с людьми, отдыхающими на празднике холодца. В основном Алла задает достаточно забавные вопросы и получает не менее смешные ответы (например, что «Коряжма — великий город. А велик он своей продукцией — снегом, дождем, болотом, клюквой, брусникой»). Надо отметить, что обычно в такого рода репортажах журналист при монтаже сюжета не указывает имен и фамилий героев за исключением высоких должностных лиц.

Лайф, как элемент репортажа, обязательно присутствует в каждом сюжете рубрики. Эти эпизоды нужны для создания атмосферы события. И часто журналист сам эти эпизоды и режиссирует: в выпуске от 26.02 с горнолыжного склона Роза Хутор она помогает забраться человеку в спасательные санки, на которых по горам возят травмированных людей, показывая, как это делается, на вручении премии «Золотой граммофон» Алла Михеева попросила всех «звезд» лизнуть карамельную фигурку граммофона, а на премии «Чартова дюжина» и вовсе спровоцировала Гарика Сукачева перевернуть стол с едой в его гримерке и т. д.

В стилистике инфотейнмента Алла Михеева использует и журналистский прием «испытано на себе». Например, Алла пытается подраться на мечах на рыцарском турнире в московском парке Коломенское (выпуск от 13.05.15), проезжается в скоростном автомобиле на российских соревнованиях по дрифту в Москве (выпуск от 29.05.15), ест лук на фестивале лука в поселке Лух (выпуск от 07.09.15), участвует в реконструкции танковой битвы (выпуск от 18.09.15), рыбачит на международном турнире по рыбалке в Астрахани (выпуск от 06.11.15), ныряет в купальнике в ледяную воду на Чемпионате мира по зимнему плаванию в Тюмени (выпуск от 18.03.16), прокатилась на мотоцикле на открытии мотосезона в Москве (выпуск от 22.04.16), помогала посадить дерево на субботнике в городе Королев (выпуск от 29.04.16), прокатилась на чужих санях на чемпионате по санному спорту в Москве (выпуск от 03.02.17), прокатилась на банане по снегу (выпуск от 10.03.17) и прокатилась в купальнике на лыжах в Сочи (выпуск от 05.04.17).

Развлекательный характер репортажей подчеркивается и использованием фоновой музыки в сюжетах, которая помогает создать эмоциональную атмосферу событий.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что репортажи рубрики «Острый репортаж с Аллой Михеевой» являются событийными репортажами, все компоненты которых с точки зрения их содержания и эмоционального заряда соответствуют стилистике инфотейнмента.

Литература:

  1. Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. А. Бережной. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. — С. 121.
Основные термины (генерируются автоматически): Острый репортаж, репортаж, журналист, кадр, праздник холодца, развлекательная программа, репортаж рубрики, событийный репортаж.

Ключевые слова

событийный репортаж, развлекательная программа, структурно-композиционные особенности

Похожие статьи

Ведущий развлекательной телепрограммы: специфика работы и факторы успеха

В данной статье будут рассмотрены особенности мастерства и специфики ведущего развлекательных телепрограмм. Отметим, что рейтинг телеканалов формируют личные качества и уровень профессионализма журналиста, а сам ведущий является главной фигурой, кото...

Раскрывая «Военную тайну»: как трансформировать медиатекст в зависимости от интересов телезрителей

В статье на примере программы «Военная тайна» телеканала РЕН ТВ рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются современные авторы при работе над выбором тем и разработкой сценария сюжетов. Освещается то, как учитывать интересы массовой аудитории, ...

Потребительские программы на современном ТВ: от утилитарности к развлекательности

В данной статье аккумулирован смысл дефиниции «потребительская» (консьюмеристская) телепрограмма, представлен вектор развития жанрового своеобразия программ потребительской тематики на современных российских телеканалах, выявлено взаимовлияние целево...

Количественный анализ материалов об экономической политике Российской Федерации (на примере деловых онлайн-изданий)

В статье рассматривается массив текстов онлайн-версий ежедневных деловых изданий, а именно: «Российская газета», «Известия», «Коммерсант» за 2008–2020 годы. С помощью количественного анализа автор выявляет в каждом издании процентное соотношение мате...

Проблемно-тематический обзор и типологический анализ современной зарубежной телеанималистики

В статье предложен анализ проблемно-тематического спектра, представленных в украинском эфире зарубежных телевизионных программ о животных, которые становятся все более популярными у современного зрителя. Разработана тематическая классификация анимали...

Грамматические особенности перевода английской общественно-политической лексики на русский язык

В данной статье рассматривается важность адекватной передачи английских грамматических конструкций на русский язык в общественно-политических текстах. Автором проанализированы примеры из новостных статей англоязычных изданий, на основе которых были в...

Методические аспекты изучения в школе гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

В статье представлено осмысление возможностей изучения гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе. Рассмотрены методические аспекты изучения романа, а также проанализированы подходы к исследованию гастрономических...

Неологизмы в названиях выпусков «Шоу “Уральских пельменей”»: образование, семантика, функции

Фактическим материалом статьи послужили названия выпусков и концертных номеров телевизионной передачи «Шоу “Уральских пельменей”», представляющих собой неологизмы. При характеристике неологизмов использованы следующие приёмы: дефиниционного анализа, ...

Концепции средств массовой информации на примере муниципальной радиостанции "Север-FM"

В ХХI веке увеличивается роль местных СМИ в общественной и политической жизни страны. В связи с этим возрастает актуальность исследований, посвященных специфике и истории региональных медиа. Региональные СМИ информируют аудиторию о событиях локальног...

Особенности сюжета «Поэмы без героя» А. Ахматовой

Статья посвящена исследованию сюжетной линии «Поэмы без героя» А. Ахматовой. Автор данной статьи подчеркивает важную особенность структуры сюжета художественного произведения: отсутствие событийности и повествовательности. Это рассматривается на прим...

Похожие статьи

Ведущий развлекательной телепрограммы: специфика работы и факторы успеха

В данной статье будут рассмотрены особенности мастерства и специфики ведущего развлекательных телепрограмм. Отметим, что рейтинг телеканалов формируют личные качества и уровень профессионализма журналиста, а сам ведущий является главной фигурой, кото...

Раскрывая «Военную тайну»: как трансформировать медиатекст в зависимости от интересов телезрителей

В статье на примере программы «Военная тайна» телеканала РЕН ТВ рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются современные авторы при работе над выбором тем и разработкой сценария сюжетов. Освещается то, как учитывать интересы массовой аудитории, ...

Потребительские программы на современном ТВ: от утилитарности к развлекательности

В данной статье аккумулирован смысл дефиниции «потребительская» (консьюмеристская) телепрограмма, представлен вектор развития жанрового своеобразия программ потребительской тематики на современных российских телеканалах, выявлено взаимовлияние целево...

Количественный анализ материалов об экономической политике Российской Федерации (на примере деловых онлайн-изданий)

В статье рассматривается массив текстов онлайн-версий ежедневных деловых изданий, а именно: «Российская газета», «Известия», «Коммерсант» за 2008–2020 годы. С помощью количественного анализа автор выявляет в каждом издании процентное соотношение мате...

Проблемно-тематический обзор и типологический анализ современной зарубежной телеанималистики

В статье предложен анализ проблемно-тематического спектра, представленных в украинском эфире зарубежных телевизионных программ о животных, которые становятся все более популярными у современного зрителя. Разработана тематическая классификация анимали...

Грамматические особенности перевода английской общественно-политической лексики на русский язык

В данной статье рассматривается важность адекватной передачи английских грамматических конструкций на русский язык в общественно-политических текстах. Автором проанализированы примеры из новостных статей англоязычных изданий, на основе которых были в...

Методические аспекты изучения в школе гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

В статье представлено осмысление возможностей изучения гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе. Рассмотрены методические аспекты изучения романа, а также проанализированы подходы к исследованию гастрономических...

Неологизмы в названиях выпусков «Шоу “Уральских пельменей”»: образование, семантика, функции

Фактическим материалом статьи послужили названия выпусков и концертных номеров телевизионной передачи «Шоу “Уральских пельменей”», представляющих собой неологизмы. При характеристике неологизмов использованы следующие приёмы: дефиниционного анализа, ...

Концепции средств массовой информации на примере муниципальной радиостанции "Север-FM"

В ХХI веке увеличивается роль местных СМИ в общественной и политической жизни страны. В связи с этим возрастает актуальность исследований, посвященных специфике и истории региональных медиа. Региональные СМИ информируют аудиторию о событиях локальног...

Особенности сюжета «Поэмы без героя» А. Ахматовой

Статья посвящена исследованию сюжетной линии «Поэмы без героя» А. Ахматовой. Автор данной статьи подчеркивает важную особенность структуры сюжета художественного произведения: отсутствие событийности и повествовательности. Это рассматривается на прим...