Кормовое поведение голубей в гнездовой период | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Фадеева З. В., Аралов А. В. Кормовое поведение голубей в гнездовой период [Текст] // Инновационные технологии в сельском хозяйстве: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 5-9. — URL https://moluch.ru/conf/agr/archive/167/10820/ (дата обращения: 20.10.2018).



В статье приводятся материалы по изучению кормового поведения голубей в гнездовой период. Особое внимание акцентировано на кормление птенцов зобным молочком.

Пищеварительная система голубей отличаются рядом особенностей строений и функций. Помимо обычной для птиц предварительной обработкой корма в зобе этот орган у голубей выполняет и другую важную функцию. В ответ на секрецию пролактина у голубей обоего пола слизистая оболочка зоба продуцирует в гнездовой период зобное молочко для кормления птенцов. Оно содержит: 75–77 % воды, 11–19 % протеина, 5–7 % жира, 1,2–1,8 %минеральных веществ (Harmuth, 1972; Simetal., 1986; Аралов,1999) (рис.1.) [1, с. 56; 3, с. 126–128].

Рис. 1. Содержание питательных веществ в зобном молочке

Впервые дни птенцы получают это зобное молочко. На 8–10-й день его образование в основном прекращается, и птенцы получают размягченное в зобе родителей зерно. Цель исследований — изучение особенности кормового поведения голубей (Columbalivia) в гнездовой период (формирование пищевых реакций у птенцов, роль самки и самца в их кормлении). Исследование проводили в соответствие с методическими рекомендациями ВНИТИП [1, с. 56; 2, с. 250–251].

Для изучения пищевой реакции использовали по 4 пары голубей породы Гривуны и Елецкие. Наблюдения проводили ежедневно с 1-го дня вылупления птенцов до 10-ти дневного возраста. После вылупления птенцы покрыты эмбриональным пухом, глаза, ушные отверстия закрыты. Сразу или в течение первых 2-х минут с момента вылупления птенца родители приступают к его кормлению. Во всех случаях первой кормит всегда самка. Птенец волнообразными движениями поднимает голову вверх и опускает вниз. После 2–6 таких движений самка опускает голову до уровня головы птенца и даже ниже её. В момент, когда её клюв соприкасается с клювом птенца, он делает 7–13 слабых клевательных движений. Самка таким путем даёт возможность птенцу соприкасаться с её клювом и подготавливает птенца к приёму корма. В свою очередь клевки птенца вызывают активизацию зоба и отрыгивание пищи. Эта форма общения служит стимулом для родителей и в ответ на один из них самка приступает к кормлению. Кормящая птица опускает туловище и голову с закрытыми глазами вниз и, держа её на уровне вытянутой вверх шеи птица, отрыгивает зобное молочко в его клюв. Такие действия повторяются 15–20 раз (15–30 с.), что соответствует количеству отрыгиваний. После этого кратковременный перерыв в кормлении птенец извлекает клюв из клюва родителей, а через 8–10 с. Кормления возобновляется. Если птенец насытился, он забирается под родителей, демонстрируя отказ от дальнейшего приема пищи. Следующее кормление наступает через 1,5–2,5 ч. Наблюдения показали, что впервые 4 дня гнездовой жизни птенцов, родительские пары голубей кормили птенцов до 8 раза за период наблюдений (с 600 до 1900). Самка в среднем в 2 раза чаще кормит птенцов. У родительской пары нет четких разделений по кормлению птенцов, каждый из родителей может кормить любого из двух птенцов. С возрастом птенцов частота кормления снижается, и к концу изучаемого периода сократилась почти наполовину. Количество клевательных движений птенцов при первом после вылупления прикасаний с клювом взрослой птицы достигает 7–12 ударов. Их количество увеличивается до 6го дня жизни, затем сохраняется на относительно постоянном уровне 22,8±1,35 клевка перед каждым кормлением. В среднем только 30 %клевков наносятся по клюву, шее, голове и зобу (рис. 2.).

В последующие дни по мере роста птенцы, помимо открывания клюва, движения головы вверх и вперед к голове родителя, пытаются встать на ноги и делают легких толчок вверх. На 2-й день жизни уже 35 % от всех клевков достигают цели. В 3-й день птенцы более активные — 55 % клевков наносят по клюву. На 4-й день увеличивается количество клевков, но достигается большая точность — 69,5 %. В этот день птенцы начинают открывать глаза, но пока в стрессовых ситуациях или при наличии раздражителей (например, при включение яркого света). На 5-й день, когда ушные отверстия и глаза открыты птенцы выпрашивают корм активнее и количество клевков, достигших цели — 80 %. В следующие дни оно незначительно увеличивается и до конца гнездовой жизни остается приблизительно на этом уровне. Обнаружены статистические различия по точности клевательных движений между первыми и остальными днями, а также между вторым и третьими днями гнездовой жизни птенцов.

Рис. 2. Интенсивность клевания в первые десять дней гнездового периода

Из рис.2. видно, что с возрастом увеличивается интенсивность клевания. В 1-й день жизни средняя частота клевков составляет 1,2, во 2-й — 4, в 3-й — 5,9 раза/мин. На 6-й день жизни она была на уровне 13 клевков/мин. и в остальные дни практически не изменилась. Различия в интенсивности клевков между первым и вторым днями жизни были достоверны (р<0,001). С 5–6 дня жизни птенцы приобретают способность определять оптимальное расстояние для точного клевка. Определённую роль здесь играют и устойчивость координации движений. Для достижения относительно высокой точности клевка важную роль играет зрительный опыт. В возрасте 33 дня, когда птенцы указанных пород покидают гнездо, наблюдаются клевки, являющиеся частью исследовательского поведения, и эффективные клевки заканчивающиеся проглатыванием корма. Таким образом, развитие пищевого поведения голубей базируется на врожденных реакциях, целесообразность и точность, которых постепенно возрастает с приобретенным опытом.

Литература:

  1. Аралов А. В. Мясное и любительское голубеводство / А. В. Аралов. — Сергиев Посад: ВНИТИП, 1999. — 204 с.
  2. Столяр Т. А. Домашние голуби. Практические советы по содержанию, разведению, кормлению и профилактике заболеваний / Т. А. Столяр, А. В. Аралов. — Сергиев Посад: ВНИТИП, 2004. — 384 с.
  3. Sim I. S. Nutrient composition of squab crop contents during the first 8 days post hatch // Poultry Science.1986. — Vol. 65 (Suppl.) — Vol. 97. — P. 17. 21. / I. S. Sim, E. Newokolo, A. R. Ltickman.
Основные термины (генерируются автоматически): день, птенец, зобное молочко, гнездовой период, кормление птенцов, кормовое поведение голубей, клюв, клевок, интенсивность клевания, гнездовая жизнь птенцов.

Похожие статьи

Птицы и их клювы | «Молодой

- Познакомиться с многообразием мира птиц; - Изучить образ жизни птиц; - Узнать, как и чем питаются птицы

Рис.1. Форма клюва птиц: 1 - беркут; 2 - ястреб-тетеревятник; 3 - сокол-кречет; 4 - козодой; 5 - пищуха; 6 - дрозд певчий; 7 - дятел; 8 - удод; 9 - голубь; 10 - овсянка; 11...

Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих...

Наблюдения за зимующими птицами проводили зимой 2015 года. Каждый возле своего дома установил кормушку и наблюдал, как ведут себя птицы в зимний период, когда корма почти нет. Данной работой хотим показать, что птицам зимой не просто выжить...

Выведение мускусной утки в инкубаторе с процессом развития...

На 21 день жизни можно увидеть, как птенец работает клювиком. Рис. 6. Опыт№ 8.

Птенцы, выведенные мамой-уткой с легкостью плавали в бассейне, а утята из инкубатора плавать не могли. Кормление.

Педагогический проект «Птички прилетели» | Статья в журнале...

– Познакомить детей с птицами (грачи, голуби, журавли и т. д.).

Кормление. Коммуникация. Рассматривание фотографий птиц. Развитие речи. Рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели».

Особенности зимовки утки-кряквы в условиях городской среды

Ведь к людям птицы уже привыкли, летом выгуливают птенцов прямо рядом с людьми, на

Естественная область обитания перелетных птиц обычно состоит из трех частей: гнездового

На большей части территории нашей страны эти птицы ведут перелетный образ жизни.

«Птицы нашего края». Конспект организованной образовательной...

Продолжать систематизировать знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.

Дети: Клювом. Воспитатель: Птицы кормят своих птенцов из клюва. Как вы думаете, чем питаются птицы.

Наши пернатые соседи | Статья в журнале «Молодой ученый»

После вылета из гнезда птенцов продолжает кормить самец. Дней через шесть птенцы становятся самостоятельными.

Февраль и март очень сложный период в жизни птиц — снежный покров велик, лютуют метель и морозы. Найти пропитание в таких условиях...

Bewertung von Investitionsklima in der Republik Usbekistan

Кормовое поведение голубей в гнездовой период.

Особое внимание акцентировано на кормление птенцов зобным молочком.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Птицы и их клювы | «Молодой

- Познакомиться с многообразием мира птиц; - Изучить образ жизни птиц; - Узнать, как и чем питаются птицы

Рис.1. Форма клюва птиц: 1 - беркут; 2 - ястреб-тетеревятник; 3 - сокол-кречет; 4 - козодой; 5 - пищуха; 6 - дрозд певчий; 7 - дятел; 8 - удод; 9 - голубь; 10 - овсянка; 11...

Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих...

Наблюдения за зимующими птицами проводили зимой 2015 года. Каждый возле своего дома установил кормушку и наблюдал, как ведут себя птицы в зимний период, когда корма почти нет. Данной работой хотим показать, что птицам зимой не просто выжить...

Выведение мускусной утки в инкубаторе с процессом развития...

На 21 день жизни можно увидеть, как птенец работает клювиком. Рис. 6. Опыт№ 8.

Птенцы, выведенные мамой-уткой с легкостью плавали в бассейне, а утята из инкубатора плавать не могли. Кормление.

Педагогический проект «Птички прилетели» | Статья в журнале...

– Познакомить детей с птицами (грачи, голуби, журавли и т. д.).

Кормление. Коммуникация. Рассматривание фотографий птиц. Развитие речи. Рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели».

Особенности зимовки утки-кряквы в условиях городской среды

Ведь к людям птицы уже привыкли, летом выгуливают птенцов прямо рядом с людьми, на

Естественная область обитания перелетных птиц обычно состоит из трех частей: гнездового

На большей части территории нашей страны эти птицы ведут перелетный образ жизни.

«Птицы нашего края». Конспект организованной образовательной...

Продолжать систематизировать знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.

Дети: Клювом. Воспитатель: Птицы кормят своих птенцов из клюва. Как вы думаете, чем питаются птицы.

Наши пернатые соседи | Статья в журнале «Молодой ученый»

После вылета из гнезда птенцов продолжает кормить самец. Дней через шесть птенцы становятся самостоятельными.

Февраль и март очень сложный период в жизни птиц — снежный покров велик, лютуют метель и морозы. Найти пропитание в таких условиях...

Bewertung von Investitionsklima in der Republik Usbekistan

Кормовое поведение голубей в гнездовой период.

Особое внимание акцентировано на кормление птенцов зобным молочком.

Задать вопрос