Арт-студия «Исцеляющее искусство» как пространство для развития личности и форма обучения студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 21.07.2015

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Тарасова Д. А., Чернов Е. С. Арт-студия «Исцеляющее искусство» как пространство для развития личности и форма обучения студентов // Молодой ученый. — 2015. — №19.1. — С. 143-145. — URL https://moluch.ru/archive/99/22443/ (дата обращения: 18.07.2018).

Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном.

Антон Павлович Чехов

 

Студенческий научно-исследовательский проект «Арт-студия «Исцеляющее искусство» отражает, прежде всего, вопросы актуальности создания специально оборудованного пространства, гармонично сочетающего в себе одновременно рабочую и релаксационную зоны, предназначенного для обучения студентов техникам арт-терапевтического направления с возможностью самостоятельной групповой и индивидуальной работы в нем. Рассматривая арт-терапию как прогрессивное и перспективное направление работы, авторы отмечают ее важную роль в вопросах развития и воспитания личности: речь идет о самоактуализации, самореализации, развитии творческого мышления, эмпатии и воображения, профессиональном и личностном росте, профилактике эмоционального выгорания, актуализации ресурсов личности. Также в проекте подчеркнут план дальнейшего развития арт-студии – это расширение ее деятельности и создание волонтерского движения компетентных студентов-психологов, готовых оказывать помощь в коррекционных и реабилитационных учреждениях г. Хабаровска.

Ключевые слова: арт-терапия, арт-студия, искусство, рабочее пространство, развитие личности, личностные ресурсы, волонтеры, art-therapy, art-studio, art, workspace, personal development, personal resources, volunteers.

Актуальность темы исследования определяется повышенным интересом к арт-терапии, основная цель которой состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Проект по созданию и поддержке арт-студии «Исцеляющее искусство» дает возможность не только направленно и экологично в компетентной среде работать с личностью, уделяя внимание в первую очередь ее состояниям и развитию, не только создает условия для приобретения важных профессиональных знаний и навыков студентами-психологами, но и способствует формированию психологической культуры на Дальнем Востоке.

Объектом исследования выступает арт-студия как пространство и формат обучения, предметом - личностное развитие студентов в процессе арт-терапевтического взаимодействия и их последующая профессионализация в рамках арт-студии.

Цель работы – демонстрация результатов и плана деятельности арт-студии «Исцеляющее искусство» как одного из ведущих направлений научно-практической деятельности студентов ДВГМУ. Направление работы такого формата предполагает решение ряда задач: 1) Создание условий для организации художественно-эстетической деятельности студентов; 2) Обеспечение возможности выхода негативных состояний в социально одобряемой форме; 3) Использование невербальных средств для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений; 4) Развитие чувства внутреннего контроля при работе с различными материалами; 5) Развитие способности к отслеживанию и выражению мыслей и чувств; 6) Развитие художественных способностей и способствование повышению самооценки.

Работа представляет большую практическую значимость, так как ориентирована на решение конкретных практических задач, при этом предполагает постоянный исследовательский компонент. Главным достижением работы арт - студии является то, что каждый ее участник приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост.

В настоящий момент времени арт-терапия является направлением в психотерапии, построенным на принципе работы с различными видами искусства. Причем сейчас данное направление медленно, но постепенно развивается в России, в частности, даже на Дальнем Востоке, хотя настоящих и грамотных специалистов в этой сфере мало. Работа в арт-терапевтическом ключе позволяет проводить профилактику, коррекцию, терапию, совмещая эти виды деятельности с консультированием и просветительской работой психолога. К тому же, спектр используемых техник и материалов расширяется с каждым годом.

Сегодня быстро развивается медицинская арт-терапия, ориентированная на оказание помощи пациентам с самыми разными заболеваниями внутренних органов, что связано с распространением биопсихосоциальной модели, основанной на признании важной роли не только физических/биологических, но и психосоциальных факторов в развитии и лечении различных заболеваний. Как показали исследования Люсбринк, арт-терапия затрагивает сложный континуум экспрессивных терапий (КЭТ), включающий несколько уровней экспрессии: кинестетический-сенсорный, перцептивный-аффективный и когнитивный-символический. Они связаны с определенными структурами и функциями мозга, участвующими в переработке различной информации (сенсорной, эмоциональной, понятийной, символической) и могут быть в разной степени активизированы, в зависимости от конкретных видов изобразительной деятельности, к которым прибегает пациент в ходе арт-терапевтических занятий (спонтанно или под руководством специалиста).

Однако, фрагментарно все нюансы правильной психологической технологии уловить невозможно, поэтому со временем при знакомстве с арт-терапией возникает потребность изучать ее методы и подходы более направлено, не мозаично, а системно и последовательно. Тем не менее, не только данная потребность стала причиной создания нашей арт-студии «Исцеляющее искусство». Зачастую, материалы и техники, инструментарий, которые разрабатываются либо адаптируются для психологической арт-терапевтической работы, используются не экологично людьми, далекими от психологической практики в целом, либо некомпетентными в этой области психологами. Таким образом, арт-студия в первую очередь со стороны ее создателей представляется как сообщество «начинающих» психологов под чутким руководством компетентных, грамотных специалистов-психологов, которые имеют огромный практический опыт, теоретический багаж знаний, различные умения и навыки, полученные в результате обучения и на семинарах специалистов России и Европы, и современную педагогическую направленность. Еще одним важным моментом в организации работы арт-студии является возможность использования профессионального инструментария, который полностью соответствует требованиям к работе и психологическим стандартам.

Все три особенности (систематичность и полнота получения, усвоения знаний, грамотность и компетентность ведущих специалистов и наличие профессионального инструментария) заведомо определяют квалифицированность и успешность работы и обучения студентов-психологов в арт-студии «Исцеляющее искусство» на базе учебно-практической психологической лаборатории ДВГМУ.

Так выглядят принципы построения арт-студии со стороны организаторов. Со стороны участников, гостей арт-студии причины создания такого формата работы и обучения демонстрируются, скорее, в другом аспекте. Во-первых, это возможность для всех желающих получить опыт группового либо индивидуального психологического взаимодействия, построенного на принципе субъект-субъектного типа взаимоотношений. Во-вторых, это вариант свободного и открытого не директивного способа организации творческого пространства, допускающего работу в группе либо уединение при работе. В-третьих, что в первую очередь важно для студентов – клинических психологов ДВГМУ, это реальная возможность пополнить свой запас профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечить себе профессиональный и личностный рост, ознакомиться с новыми методами работы и поделиться своим опытом с другими участниками арт-студии с дальнейшим обсуждением результатов. Тонкость профессиональной психологической работы специалиста-психолога заключается в том, что до того, как приступить к оказанию помощи другим людям, ему требуется понимание себя, процессов своего внутреннего мира, осознание своих психологических защит, своих проблемных зон, и, конечно, необходима способность искать позитивные стороны своей личности и ресурсы в себе, что, безусловно, поможет в будущей профессиональной деятельности.

Официальный статус арт-студия «Исцеляющее искусство» приобрела в сентябре 2014 года, однако работа на базе учебно-практической психологической лаборатории ДВГМУ активно проводилась уже в 2013 году.

В настоящее время арт-студия «Исцеляющее искусство» функционирует систематически со стабильным расписанием, в котором учтены заранее потребности индивидуальной и групповой работы.

В арт-студии есть практически весь набор необходимых для работы материалов и сопутствующий инструментарий. Специалисты и участники имеют возможность работать со следующими материалами:

•          Песок (SandPlay (Юнганская песочница), работа на световых столах)

•          Метафорические ассоциативные карты, спектрокарты

•          Готовые проформы мандал или заготовки для их создания

•          Краски (акварельные, гуашь, масляные и т.д.)

•          Карандаши, мелки и пастель

•          Пластилин, глина, пластика, тесто

•          Камни (элементы литотерапии, стоунтерапии)

•          Бумага, картон, журналы (коллажи, аппликации)

•          Стёкла

•          Зеркала

•          Различные вспомогательные средства (кисти, дыроколы и т.д.)

Также для осуществления некоторых видов работ используется компьютерная техника, фото- и видеоаппаратура. В качестве дополнительных средств используется также музыкальное оборудование.

Участники арт-студии, посредством использования различных арт-терапевтических техник, овладевают приемами и методами работы с материалами и через собственный опыт, более предметно оценивают их терапевтические свойства, анализируют освоенные методы. Результатом контакта участников арт-студии с изобразительными средствами и материалами в процессе спонтанной творческой деятельности являются различные способы самовыражения, проявления бессознательного, символические образы, отраженные в изобразительном продукте. Это не только рисунки, живопись, но и композиции из различных природных и поделочных материалов, коллажи, инсталляции, анимации, продукты литературного творчества, музыка, пение, театральная постановка, танец, и т.д.

Как у достойного и перспективного проекта у арт-студии есть план дальнейшего развития. И прежде всего можно выделить два приоритетных направления:

1.         Расширение деятельности арт-студии, привлечение студентов младших курсов медико-гуманитарного факультета и других вузов, обогащение ее новым оборудованием и инструментарием, необходимым для работы в арт-терапевтическом направлении;

2.         Создание волонтерского движения из состава участников арт-студии, которые являются компетентными специалистами в области арт-терапии, для оказания квалифицированной психологической помощи в коррекционных и реабилитационных Центрах г. Хабаровска, детских учреждениях, больницах и клиниках.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что арт-студия «Исцеляющее искусство» - перспективный проект и пространство для творчества, сочетающее в себе одновременно комфорт рабочей и релаксационной зон, форма обучения и изучения себя и мира, способствующая личностному и профессиональному развитию и росту, накоплению позитивного опыта, самореализации и самоактуализации. Арт-студия дает возможности для развития творческого мышления, эмпатии, воображения, поиска и формирования ресурсов личности, обеспечивает профилактику профессионального и эмоционального выгорания, алекситимии, способствует коррекции и терапии стрессовых состояний. Работа в арт-студии – потенциальное направление в развитии личности, охватывающее возможности проработки личных ситуаций, расширения профессиональных компетенций, формирования психологичности мышления студентов-психологов и установок на позитивное восприятие жизни, самосознания и самопринятия. Арт-терапия – ключевое понятие всей работы – это лекарство, которое не имеет побочных эффектов и возрастных ограничений; это ресурсная технология, которая способна в умелых руках стать исцеляющим средством.

Основные термины (генерируются автоматически): работа, личностный рост, арт-терапевтическое направление, релаксационная зона, профессиональный инструментарий, перспективный проект, Дальний Восток, дальнейшее развитие, волонтерское движение, творческое мышление.


Похожие статьи

Проект волонтерского движения «Ни дня без доброго дела»

Для дальнейшего развития волонтерского движения в нашей школе мы создали проект добровольческого движения «Ни дня без доброго дела».

Координация и развитие навыков работы волонтерской команды.

Арт-терапия в развитии художественных способностей...

Обобщён круг литературы, посвящённый арт-терапии в работе со слабовидящими детьми.

Обращаясь к понятию «арт-терапия» отметим, что оно понимается как «терапевтическое направление

Развитие творческих способностей средствами арт-терапии/ М. С. Одриосола.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Работа педагога дополнительного образования направлена на создание среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих

Ребенок сам еще не определился в интересах и предпочтениях к каким-либо видам творческих направлений.

Анализ педагогического потенциала волонтерской деятельности

4. личностно-развивающая функция − волонтерская деятельность позволяет ее участникам более полно выразить свой творческий и

2. развивающая составляющая выражается в росте самосознания личности, в развитии способностей молодежи к самоопределению

Стратегии преодоления психологических барьеров в творчестве...

Обычно проблемы с вдохновением испытывают творческие личности на закате

нормально, только тогда происходит развитие и профессиональный рост, нет смысла скрывать идеи и

Дина Б.: «Моими работами почему-то очень интересуются в Европе, Японии и на Востоке, в...

Развитие волонтерства и добровольческой деятельности как...

Как одно из направлений целесообразно рассматривать развитие волонтерского движения, добровольчества.

Волонтеры нужны на различных культурно-массовых мероприятиях, спортивных состязаниях, экологической работе, работе с людьми с ограниченными...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

Основные направления педагогической работы

Подобран материал и инструменты для арт-терапевтических сеансов, для изотерапии, для нетрадиционных способов рисования.

Презентационный этап: - презентация педагогического проекта «Развитие творческих...

Волонтерское движение как средство нравственного...

Абаканский пансионат ветеранов, студент, волонтерская деятельность, День, духовная культура учителя, волонтер, нравственное развитие, нравственное развитие учащихся, профессиональная деятельность...

Технологии и опыт подготовки студентов-волонтеров в рамках...

Проект предполагает организацию и проведение серии мастер-классов изотерапевтической, музыкальной, арт-терапевтической, агротерапевтической направленности, а также

Работа в качестве волонтеров способствует личностному росту студентов, предоставляет...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проект волонтерского движения «Ни дня без доброго дела»

Для дальнейшего развития волонтерского движения в нашей школе мы создали проект добровольческого движения «Ни дня без доброго дела».

Координация и развитие навыков работы волонтерской команды.

Арт-терапия в развитии художественных способностей...

Обобщён круг литературы, посвящённый арт-терапии в работе со слабовидящими детьми.

Обращаясь к понятию «арт-терапия» отметим, что оно понимается как «терапевтическое направление

Развитие творческих способностей средствами арт-терапии/ М. С. Одриосола.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Работа педагога дополнительного образования направлена на создание среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих

Ребенок сам еще не определился в интересах и предпочтениях к каким-либо видам творческих направлений.

Анализ педагогического потенциала волонтерской деятельности

4. личностно-развивающая функция − волонтерская деятельность позволяет ее участникам более полно выразить свой творческий и

2. развивающая составляющая выражается в росте самосознания личности, в развитии способностей молодежи к самоопределению

Стратегии преодоления психологических барьеров в творчестве...

Обычно проблемы с вдохновением испытывают творческие личности на закате

нормально, только тогда происходит развитие и профессиональный рост, нет смысла скрывать идеи и

Дина Б.: «Моими работами почему-то очень интересуются в Европе, Японии и на Востоке, в...

Развитие волонтерства и добровольческой деятельности как...

Как одно из направлений целесообразно рассматривать развитие волонтерского движения, добровольчества.

Волонтеры нужны на различных культурно-массовых мероприятиях, спортивных состязаниях, экологической работе, работе с людьми с ограниченными...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

Основные направления педагогической работы

Подобран материал и инструменты для арт-терапевтических сеансов, для изотерапии, для нетрадиционных способов рисования.

Презентационный этап: - презентация педагогического проекта «Развитие творческих...

Волонтерское движение как средство нравственного...

Абаканский пансионат ветеранов, студент, волонтерская деятельность, День, духовная культура учителя, волонтер, нравственное развитие, нравственное развитие учащихся, профессиональная деятельность...

Технологии и опыт подготовки студентов-волонтеров в рамках...

Проект предполагает организацию и проведение серии мастер-классов изотерапевтической, музыкальной, арт-терапевтической, агротерапевтической направленности, а также

Работа в качестве волонтеров способствует личностному росту студентов, предоставляет...

Задать вопрос