Влияние бездействия государственных контролирующих органов на недобросовестное поведение контрагента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.10.2015

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Шевелев А. Е., Кудряшова К. Д. Влияние бездействия государственных контролирующих органов на недобросовестное поведение контрагента // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 442-444. — URL https://moluch.ru/archive/99/22356/ (дата обращения: 23.09.2018).

Заинтересованность государства в развитии предпринимательства выражается в принятии мер по упрощению регистрации предпринимателей, что имеет негативный эффект — увеличение числа субъектов без цели ведения предпринимательской деятельности. Однако ответственность по проверки добросовестности контрагента налоговый орган возлагает на налогоплательщиков.

Ключевые слова: налогоплательщик; фиктивная организация; фирмы-однодневки; оценка налоговых рисков; налоговая выгода.

 

Развитие малого и среднего предпринимательства одно из ключевых условий обновления и повышения устойчивости экономики государства, реализация созидательного предпринимательского потенциала России. В апреле 2015 года в Кремле под председательством Владимира Путина состоялось заседание Государственного совета, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства. В числе вынесенных на обсуждение тем — повышение эффективности государственной поддержки малого бизнеса, расширение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам, решение проблем, связанных с кадровым обеспечением, налоговым и правовым регулированием, в том числе трудовых отношений, проведением проверок со стороны контрольно-надзорных органов. На заседании Владимир Путин сказал: «Необходимо упростить условия входа в малый бизнес. Начинать свой бизнес должно быть легко, а рисковать и ошибаться не страшно. Прежде всего — бизнес надо поддерживать на всех этапах его развития, а именно: упрощать процедуры на этапе открытия бизнеса». [12]

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2014 году, впервые за последние несколько лет превысило количество прекративших хозяйствование. Увеличению численности поспособствовало присоединение Крыма в состав России и местных предпринимателей в частности. [13]

Заинтересованность государства в развитии предпринимательства, как будущей основы экономики страны, выражается в том числе и в принятии мер по упрощению регистрации предпринимателей, с одной стороны. С другой стороны, создается благодатная основа для регистрации субъектов без цели ведения предпринимательской деятельности, не обладающих фактической самостоятельностью, как правило, не представляющих налоговую отчетность — это «фирмы-однодневки». Суть схемы сводится к их искусственному включению в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему «фирмы-однодневки». Умышленное использование в хозяйственной деятельности серых схем является одним из самых распространенных способов уклонения от уплаты налогов. Фактически налоговый орган возлагает на налогоплательщика обязанность, являющуюся его обязанностью — контроль за контрагентом. При этом рамки, в которых должен осуществляться данный контроль, остались неясными. Ни Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, ни Налоговый кодекс не устанавливают необходимого предела должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика. [3] За незаконные операции «фирмы-однодневки» сегодня приходится отвечать ее контрагентам. При этом государственные органы, зарегистрировавшие фиктивную организацию, снимают с себя ответственность за ее действия.

В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой риск. В Письме Министерства финансов РФ от 16 марта 2015 г. № ЕД-4–2/4124 сказано, что налогоплательщикам при выборе контрагентов следует также учитывать общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

ФНС России рекомендует налогоплательщику анализировать признаки: 1) отсутствие информации о регистрации контрагента в ЕГРЮЛ; 2) контрагент зарегистрирован по адресу «массовой» регистрации; 3) отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента.

Наличие подобных признаков характеризует подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных.

Одновременно обращаем внимание, что наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента. [5] Налогоплательщики нередко обращаются в налоговые органы с просьбой подтвердить исполнение налоговых обязательств контрагентами. Однако даже в случае представления налоговой отчетности контрагентами ее достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки.

Следует отметить налоговый орган при регистрации создаваемой организации не может проверить достоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах. Отказ в государственной регистрации допускается лишь при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения). В Письме Федеральной налоговой службы от 24 июля 2015 г. № ЕД-4–2/13005 обращается внимание, что не проявление должной осмотрительности в выборе контрагентов в первую очередь влечет риски для финансово-хозяйственной деятельности самой организации, которая в соответствии с гражданским законодательством осуществляет свою предпринимательскую деятельность самостоятельно и на свой риск.

Отметим что в Налоговом кодексе не определены понятия недобросовестность налогоплательщика и должная осмотрительность. Необходимо учитывать, что обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы. Доказательства должны базироваться на основании фактов, установленных в ходе мероприятий налогового контроля, а также собранных доказательств. Также в письме отмечено, что каждое обстоятельство получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами. [6]

С самого зарождения бизнеса в России на протяжение многих лет, нарастала актуальность фирм-однодневок. Фирмы-однодневки невероятным образом выигрывают тендеры с целью выполнения госзаказа, им выдают кредиты и займы, которые никогда не вернутся. Бороться с однодневками стоит. Возникает вопрос, какими мерами? Государство пытается повысить ответственности, принимая нормативно-законодательные акты, что правильно. Но кто и каким образом сможет действительно контролировать их исполнение? Как предотвратить противозаконные действия, где и каким способом брать доказательную базу?

В ближайшие годы ситуация с однодневками не изменится. Как регистрировались тысячами, так и будут регистрироваться. Для решения сложившейся ситуации необходима более совместная работа государства, связанная с этим процессом, банковского сектора, нотариальных служб и т. д. И, конечно же, снижение налоговой нагрузки, которое позволит бизнесу избавиться от необходимости взаимодействия с однодневками.

 

Литература:

 

1.         Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): oт 05.08.2000 No 117-ФЗ статьи 334–345: (принят ГД ФС РФ 19.07.2000): (ред. oт 22.07.2005) // КoнсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Электрoн. дан. М. — 2005.

2.         Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
(действующая редакция от 13.07.2015) // КoнсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Электрoн. дан. М. — 2005.

3.         Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» // Федеральные арбитражные суды РФ. [Электронный ресурс]. — Электрoн. дан. М. — 2006.

4.         Приказ ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3–2/467 «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3–06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // КoнсультантПлюс. ВерсияПрoф [Электронный ресурс]. М. — 2008.

5.         Письмо Федеральной налоговой службы от 16 марта 2015 г. N ЕД-4–2/4124 «О рассмотрении обращения по вопросу разъяснения принятия мер должной осмотрительности при выборе контрагента» // Система Гарант. М. — 2015.

6.         Письмо Федеральной налоговой службы от 24 июля 2015 г. N ЕД-4–2/13005 «О рассмотрении обращения» // Система Гарант. М. — 2015.

7.         Юденич Н. М. Должная осмотрительность: как проявить и как доказать? / Н. М. Юденич // Арбитражное правосудие в России. — 2008. — № 10.

8.         Хайдеггер М. Бытие и время / — Харьков: 'Фолио'. — 2003. — 503 с.

9.         Сайт президента Российской Федерации. Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса 7 апреля 2015 года. URL: http://kremlin.ru.  [Электронный ресурс]. (дата обращения: 15.09.2015).

10.     Количество зарегистрированных ИП в России. [Электронный ресурс]. URL: http://ipregistr.ru (дата обращения: 12.09.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): должная осмотрительность, предпринимательская деятельность, налоговый орган, налогоплательщик, необоснованная налоговая выгода, государственная регистрация, Налоговый кодекс, налоговая отчетность, малый бизнес, фиктивная организация.


Ключевые слова

налогоплательщик; фиктивная организация; фирмы-однодневки; оценка налоговых рисков; налоговая выгода.

Похожие статьи

Как избежать налоговых рисков при выборе контрагента

В статье рассматривается вопрос применения налогоплательщиком принципа должной осмотрительности при выборе контрагентов. Классифицированы признаки «фирмы-однодневки».

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства

Таким образом специальные налоговые режимы должны упростить исчисление и уплату налогов для отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками...

Налоговый контроль индивидуального предпринимательства

налоговый контроль, налоговое законодательство, налоговая служба, Государственная налоговая служба, предпринимательская деятельность, налоговая система, контроль, орган, осуществление...

Налогообложение организаций торговли в РФ и его...

Вход / Регистрация.

Налоговый кодекс РФ (ст. 346.27) даёт следующее определение розничной торговли: это предпринимательская деятельность

Одной из ключевых задач налогового планирования торговой организации является выбор формы налогообложения.

Проблемы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале...

В данной статье рассмотрены основные актуальные проблемы систем налогообложения для малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономике в целом. Ключевые слова: малый бизнес, налоговый режим, система налогообложения...

Особенности налогообложения малого бизнеса

Пожалуй, самая сложная из всех систем налогов для малого бизнеса. Любой предприниматель, открыв ИП или ООО, автоматически попадает именно на налог ОСНО. И как минимум должен сдавать единую упрощенную декларацию.

Налогоплательщик: его экономический статус, восприятие...

налоговое бремя, налоговая политика, фискальный суверенитет государства, обеспечение прав граждан и организаций в налоговых отношениях, наемные работники с высоким уровнем доходов, низшее звено налоговых органов, Конституционные обязанности.

Разработка и принятие налоговых решений субъектами малого...

малый бизнес, налоговый бюджет, налоговое планирование, налог, налоговое решение, налоговое законодательство, малое предпринимательство, государственная власть, решение субъектами...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Как избежать налоговых рисков при выборе контрагента

В статье рассматривается вопрос применения налогоплательщиком принципа должной осмотрительности при выборе контрагентов. Классифицированы признаки «фирмы-однодневки».

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства

Таким образом специальные налоговые режимы должны упростить исчисление и уплату налогов для отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками...

Налоговый контроль индивидуального предпринимательства

налоговый контроль, налоговое законодательство, налоговая служба, Государственная налоговая служба, предпринимательская деятельность, налоговая система, контроль, орган, осуществление...

Налогообложение организаций торговли в РФ и его...

Вход / Регистрация.

Налоговый кодекс РФ (ст. 346.27) даёт следующее определение розничной торговли: это предпринимательская деятельность

Одной из ключевых задач налогового планирования торговой организации является выбор формы налогообложения.

Проблемы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале...

В данной статье рассмотрены основные актуальные проблемы систем налогообложения для малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономике в целом. Ключевые слова: малый бизнес, налоговый режим, система налогообложения...

Особенности налогообложения малого бизнеса

Пожалуй, самая сложная из всех систем налогов для малого бизнеса. Любой предприниматель, открыв ИП или ООО, автоматически попадает именно на налог ОСНО. И как минимум должен сдавать единую упрощенную декларацию.

Налогоплательщик: его экономический статус, восприятие...

налоговое бремя, налоговая политика, фискальный суверенитет государства, обеспечение прав граждан и организаций в налоговых отношениях, наемные работники с высоким уровнем доходов, низшее звено налоговых органов, Конституционные обязанности.

Разработка и принятие налоговых решений субъектами малого...

малый бизнес, налоговый бюджет, налоговое планирование, налог, налоговое решение, налоговое законодательство, малое предпринимательство, государственная власть, решение субъектами...

Задать вопрос