Библиографическое описание:

Боровяк С. Н., Хмельницкая Н. В. Бюджетирование — экономическая основа качества системы управления // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 362-365.

В статье раскрываются особенности и необходимость процесса бюджетирования в современных условиях, так как, он позволяет получить необходимую достоверную информацию для разработки и принятия управленческих решений, основывающихся на соотношении таких показателей деятельности организации, как полученный доход от основной деятельности, произведенные расходы и конечный финансовый результат.

Ключевые слова: процесс бюджетирования, бюджет, центры финансовой ответственности, эластичный бюджет, модель финансовой структуры.

 

Фундаментом различных бизнес-процессов является разработанный регламент, в котором разграничены права и ответственность всех принимающих участие в нем подразделений, виды и сроки предоставляемой информации, получатели промежуточных и заключительных документов.

Основополагающей процедурой процесса бюджетирования является процедура его внедрения, которая по времени занимает от месяца до полугода. Длительный срок внедрения может быть не одобрен руководством организации, вместе с тем, он представляет инвестиционный проект, следовательно, к его подготовке следует относиться серьезно.

Этап внедрения процесса бюджетирования оказывает существенное влияние в дальнейшей работоспособности организации по существу. От качественности проведения этого этапа существенно зависит итог деятельности существующей системы управления.

Организация (постановка) бюджетирования должна осуществляться поэтапно, т. е. первый этап — это описание действующей системы бюджетирования, оценки, анализа и совершенствования действующей системы бюджетирования, второй этап — это разработка Положений о системе бюджетирования, разработка финансового плана (бюджета) компании, и третий этап формируется из мониторинга исполнения регламента бюджетирования [19, с.188]

Начальным этапом организации процесса бюджетирования является формирование модели организационной структуры, характеризующей все направления деятельности организации, функций, структурных звеньев и распределение функций внутри организации. На следующем этапе формируется модель финансовой структуры компании, состоящей из схемы центров финансового учета и их организационного состава. На этом этапе определяется какие структурные подразделения будут определены центрами финансовой ответственности.

По центрам финансовой ответственности необходимо вести финансовые бюджеты, помимо которых, в организации должны быть центры дохода, т. е. структуры ответственные за доходную часть подразделения и не имеющие ответственности за издержки, связанные с производством или закупкой продукции. Например, центром дохода может быть отдел сбыта, и помимо этого, в организации могут формируются центры затрат, т. е. подразделения, которые, осуществляют обслуживание функционирования организации и непосредственно не приносят прибыль.

При использовании такой структуры следует более эффективно организовывать работу подразделений организации для достижения общих целей, формировать схемы финансирования центров издержек и инвестиционных центров, на основе полученной информации с центров прибыли и центров доходов, разрабатывать и принимать обоснованные решения о привлечении заемных средств и так далее, следовательно, организационная модель дает ответ на вопрос какой вклад вносит каждый работник в организации, а модель финансовой структуры — кем зарабатываются и тратятся ресурсы в организации. После завершения формирования организационной и финансовой структуры следует приступать к бюджетированию.

Бюджет — это краткосрочный финансовый план, сформированный на срок до одного года, отражающий отток и приток денежных средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В настоящее время практическая деятельность управления финансами организации использует два основных вида бюджетов — оперативный (текущий) и капитальный.

Бюджетирование базируется на формировании бюджетов на год вперед с делением по месяцам и декадам, разработка проектов бюджетов должна начинаться за 30–40 дней до вступления их в силу, она начинается с формирования бюджета продаж продукции, в котором расчетным путем определяется, какое количество продукции может продать предприятие и по какой цене, чтобы добиться желаемых результатов.

Целью такого вида бюджета является расчет прогноза объема продаж продукции в целом, исходя из главной стратегии развития организации, имеющихся в наличии производственных мощностей и прогнозов в отношении объемов рынка сбыта продукции, а также рассчитывается объем фактически реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении, которые ведутся в разрезе основных видов продукции.

В развитии любой организации остро стоит вопрос неопределенности, поэтому целесообразно формировать бюджет продаж в нескольких вариантах — «пессимистическом» (неблагоприятном), «оптимальном» (нейтральном) и «оптимистическом» (предпочитаемом). Пользоваться таким эластичным бюджетом очень удобно, т. е. в случае изменения ситуации не приходится переделывать все планы и думать над тем, что теперь делать, а вступает в силу соответствующий вариант бюджета, из которого видны конкретные управленческие действия: расширение штата, привлечение кредитов, закупка дополнительного оборудования и т. д. [22, с.147]

Следующий этап после формирования бюджета продаж — это бюджет затрат, в случае, когда, организация составляет «эластичные» бюджеты, то все издержки обязательно должны быть разделены на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объема выпущенной и реализованной продукции, к таким затратам относят: арендную плату за помещение, оплату труда управленческого персонала, амортизацию оборудования, содержание ремонтных служб и сервисных подразделений.

Переменные издержки возрастают пропорционально объему выпускаемой и проданной продукции, имея информацию о нормах расходов на единицу произведенной и проданной продукции, определяют суммы затрат при разных вариантах развития ситуации.

В экономической практике выделяют следующие виды бюджетов затрат:

-          бюджет прямых затрат сырья и материалов определяется на основе информации предыдущего периода об объемах производства, а также нормах расхода сырья на единицу производимой продукции, резервных запасах сырья на начало и конец планируемого периода и ценах на сырье и материалы, на основании этой информации рассчитываются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и конечная их стоимость. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении;

-          бюджет прямых издержек труда — целесообразность данного бюджета обосновывается расчетом общих расходов на использование трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Базовыми данными бюджета являются итоги расчета об объемах производства в бюджете производства, методика расчета зависит от многих факторов, в том числе от систем нормирования труда и оплаты работников. Так, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

-          бюджет производства экономически обоснован необходимостью расчета общего объема производства товарной продукции, основываясь на результатах расчета предыдущего бюджета и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции) [16, с.163]

Формула расчета для каждого вида продукции выглядит следующим образом:

Рпр = Впр + Ок — Он                                                                                                 (1)

где Рпр — продукция, планируемая к выпуску и реализации в планируемом периоде;

Впр — прогнозируемый объем продаж продукции;

Ок — фактический остаток готовой продукции на конец планируемого периода;

Он — остаток готовой продукции на начало планируемого периода.

-          бюджет переменных накладных издержек, в данном случае расчет осуществляется по статьям накладных издержек (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т. п.) в зависимости от установленного в организации базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

Итогом формирования бюджетов продаж и издержек является бюджет запасов, который информирует об обоснованном количестве сырья и товаров, необходимых для эффективной работы предприятия, и какую сумму планируется направить на их закупку;

-          бюджет запасов сырья, готовой продукции, рассчитывается на основе информации, формируемой в оперативном учете, т. е. нормируемые остатки готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (бюджет производства и бюджет прямых расходов сырья и материалов), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции;

-          бюджет управленческих и коммерческих издержек в процессе его формирования дается прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется разнообразными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании;

-          бюджет себестоимости реализованной продукции, в этом случае расчет ведется на основании данных предыдущих бюджетов с использованием алгоритмов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости;

-          финансовый бюджет представляет собой смету доходов и расходов, которая показывает, какую прибыль получит организация. Для его формирования используются данные из операционных бюджетов, необходимо учитывать, что выручка от реализации, отраженная в этом бюджете, не соответствует поступлению денежных средств за поставленную продукцию (что отражается в бюджете движения денежных средств). В бюджете доходов и расходов фактически дается прогноз стоимости отгруженной продукции в соответствии с прогнозом ее продаж;

-          расчетный баланс — это конечный результат процесса бюджетирования, представленный бухгалтерским балансом, сгруппированными структурными статьями, что позволяет расчетным методом определить его ликвидность и платежеспособность. Такой баланс целесообразно формировать ежемесячно и в случае, если организация привлекает внешние источники финансирования, то необходимо разрабатывать инвестиционный план.

-          бюджет финансовых результатов, который по форме соответствует бухгалтерскому отчету о финансовых результатах.

Бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет прямых издержек сырья и материалов, бюджет прямых издержек на оплату труда, бюджет переменных накладных издержек, бюджет запасов сырья и готовой продукции, бюджет управленческих и коммерческих издержек, бюджет себестоимости реализованной продукции — все они представляют технологические процессы, имеющие место в организации, такие бюджеты называют операционными бюджетами. Это необходимо для определения движения денежных средств, поступающих в ее распоряжение, поэтому по каждому из перечисленных операционных бюджетов составляют графики притока или оттока денежных ресурсов. Аккумулирования в единое целое все поступающих денежных ресурсов, дает возможность сформировать бюджет движения денежных средств, который является основным финансовым бюджетом для большинства организаций, благодаря которому можно оценить, есть ли у организации достаточная сумма денежных ресурсов на погашение текущих издержек в любой конкретный момент времени, а также спрогнозировать, дефицит денежных средств на будущие периоды.

Бюджет движения денежных ресурсов является главным инструментом управления текущим денежным оборотом организации, он определяется на предстоящий год с разбивкой по кварталам и месяцам, так как, на основании этого документа гарантируется оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. В основе бюджета движения денежных средств организации определяют выполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и контрагентами, определяют происходящие изменения в платежеспособности, кроме всего, он позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала.

Динамика денежных ресурсов за период определяется денежными потоками, характеризующие, во — первых, притоки (поступления) от покупателей и заказчиков, прочие притоки и, во — вторых, оттоки (расходование) денежных средств поставщикам, работникам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и т. д. В общем виде между притоками денежных ресурсов, объемом реализации и динамикой остатков дебиторской задолженности имеют место следующие зависимости:

Рост денежных ресурсов определяется как разность между общей суммой выручки от продаж продукции вместе с суммой дебиторской задолженности и остатком внешней задолженности на конец планируемого периода.

Статьями, по которым имеет место наибольший отток денежных ресурсов, относятся расчеты с поставщиками и персоналом по оплате труда.

С целью уточнения основополагающих видов деятельности организации и источников притока денежных средств целесообразно предварительно сформировать бюджет финансовых потоков организации по доходам и расходам.

Приток денежных средств можно исчислять по отдельным структурным подразделениям; по видам деятельности; по отдельным номенклатурным единицам продукции; параллельно в нескольких денежных единицах и т. п. Бюджетный баланс определяется на основе отчетных показателей бухгалтерского учета на определенную дату по принятым в организации субсчетам бухгалтерского учета, основное назначение его — это информация о наличие средств финансирования организация и как используются данные средства, а также обоснование возможности управления имуществом и обязательствами предприятия, ускорение оборачиваемости оборотных активов и краткосрочных пассивов, рациональности структуры источников финансирования. Бюджет финансовых результатов важен для оценки рентабельности предприятия, для мониторинга за его хозяйственной деятельностью.

 

Литература:

 

1.      Ключевые показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.

2.      Наумова Н. В., Жарикова Л. А. Бюджетирование в деятельности предприятия. // Учебн. пособие. Тамбов: Изд-во Тамбовский гос. техн. ун-та, 2009.

3.      Попов А. А. Бюджетирование как инструмент финансового планирования. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. универ-та., 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): денежных средств, денежных ресурсов, движения денежных средств, процесса бюджетирования, бюджет прямых издержек, бюджет движения денежных, бюджет финансовых, денежных средств организации, действующей системы бюджетирования, продаж продукции, денежных средств целесообразно, и приток денежных средств, деятельности организации, бюджет прямых затрат, поступлению денежных средств, денежных средств поставщикам, Приток денежных средств, модель финансовой структуры, дефицит денежных средств, движения денежных ресурсов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос