Анализ гостиничного рынка Республики Башкортостан и перспективы его развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.10.2015

Статья просмотрена: 1618 раз

Библиографическое описание:

Гареев Р. Р. Анализ гостиничного рынка Республики Башкортостан и перспективы его развития // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 367-370. — URL https://moluch.ru/archive/99/22320/ (дата обращения: 22.09.2018).

Статья посвящена развивающемуся гостиничному бизнесу в Республике Башкортостан, его анализу. Проанализированы основные проблемы гостиничного рынка Башкирии, и выявлены перспективы его развития.

Ключевые слова:гостиница, гостиничное предприятие, Республика Башкортостан, анализгостиничного рынка, перспективы развития, Уфа.

 

Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристический бизнес — основой экономики многих стран. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO) и Международного валютного фонда, с конца 90-х годов прошлого века туризм вышел на первое место в мире по экспорту товаров и услуг (7,9 % от объема мирового экспорта) [4].

В настоящее время по данному показателю Россия занимает 28-е место в рейтинге 50 стран, хотя ее возможности позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год [2].

Помимо лидеров российского туристического рынка по въездному и выездному туризму — Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Нижнего Новгорода, новыми перспективными городами развития международного туризма становятся: Грозный (Чеченская республика), Екатеринбург, Саранск (Республика Мордовия), Пермь и Уфа (Республика Башкортостан).

Уфа — столица республики Башкортостан, население составляет более 1 млн. человек. Город является важным промышленным, транспортным, научным и культурным центром.

Стабильное социально-экономическое положение, наличие большого количества историко-культурных памятников, сохранившиеся национально-этнографические особенности быта и культуры, уникальные природные условия позволяют считать Республику Башкортостан одной из самых привлекательных российских туристских дестинаций.

В 2015 году Республика Башкортостан вошла в число лидеров в Приволжском федеральном округе по развитию гостиниц.

Стоит отметить, что до 2015 года внутренний и въездной туризм в Башкортостане был развит недостаточно. Доля въездного туризма составляла не более 10 % объема туристского рынка Башкортостана. За последние пять лет выездной туризм возрос в 2,3 раза, в то время как число лиц, посетивших Башкортостан, увеличилось лишь в 1,11 раза — с 685,3 тыс. человек в 2006 году до 762,4 тыс. человек в 2010 году [4].

Загрузка отелей в Уфе зависит от проводимых в городе событий, которые сопровождаются прибытием в республику большого количества посетителей. Необходимо отметить фактор сезонности в бизнес-туризме, наибольший пик активности приходится на весенний (февраль-май) и осенний (сентябрь-ноябрь) периоды. В эти периоды проводится большинство выставок, встреч, конференций, которые генерируют потоки иногородних и иностранных приезжих. В это время загрузка многих гостиниц достигает 90–100 %. В низкий сезон уровень загрузки гостиниц снижается до 40–50 %. Среднегодовой показатель Уфы в год составляет 60–70 %.

Таким образом, большую долю туристического потока составляют бизнес-туристы, на их долю приходится около 80–90 % всех прибывающих в город. Туристы, целью которых является познавательный туризм, составляют около 10–20 %. В данном сегменте наблюдается сезонность спроса, которая зависит от климатических условий посещаемого региона.

Таблица 1

Предприятия гостиничного комплекса г. Уфы

Название гостиницы

Адрес

Категория

Количество номеров

Административно-управленческий комплекс

Менделеева, 154/3

5

14

Башкортостан

Ленина, 25/29

4

126

Клеопатра

Коммунистическая, 53

4

8

Президент Отель

Авроры, 2

4

89

Уфа

Карла Маркса, 25

4

52

Агидель

Ленина, 16

3

114

Азимут Отель

пр. Октября, 81

3

185

Айгуль

Фрунзе, 34

3

24

АМАКС Турист-Отель

Р.Зорге, 14

3

187

 

В столице республики функционировала только одна гостиница известной сети — «Азимут» на 204 номера. Среди основных небрендированных гостиниц наиболее востребованными были гостиницы — «Башкортостан» и «Президент Отель». Данные гостиницы прошли общероссийскую аттестацию Федерального агентства по туризму и имеют четырехзвездный статус.

В табл.1 представлены основные гостиничные предприятия г. Уфа, имеющие категорию на 2014 г. (таб.1) [1].

Самая высокая стоимость размещения была зафиксирована в гостинице «Административно-управленческий комплекс». Цена номера класса сюит составляет 30 тыс. руб. в сутки. Самые дорогие в Уфе апартаменты на размещение в четырехзвездочном отеле зафиксированы в гостинице «Башкортостан» — 14 тысяч рублей в сутки с человека. При этом сохранились и такие, где можно поселиться за 560 рублей с человека — это в основном общежития гостиничного типа. Средняя цена за проживание составляет 2500–3500 рублей на человека за сутки, показано на рис. 1.

d2

Рис. 1. Динамика стоимости проживания в гостиницах г. Уфы

 

На сегодняшний день в городе насчитывается около 55 гостиниц с общим номерным фондом 2000 номеров (половина из них представлена мини-отелями). Коэффициент обеспеченности составляет 1,4 номера на 1000 чел. Данный показатель относительно низкий среди городов — «миллионников» России [1].

В рамках проведения саммита ШОС и БРИКС в г.Уфе в 2015 году было завершено строительств 10 гостиниц, общий номерной фонд которых составил 1700 номеров [6].

В городе появились пятизвездочные гостиницы, находящейся под управлением международного гостиничного оператора, в том числе: Hilton и Holiday Inn, с общим номерным фондом 430 номеров (рис.2).

В 2017 году планируется открытие отеля Radisson на 200 номеров [2].

Рис. 2. Распределение номерного фонда гостиниц Уфы, % от общего количества номеров (2015 г.)

 

В сфере гостиничного хозяйства у Республики Башкортостан существует ряд проблем системного характера:

-          недостаток информации о туристско-рекреационном потенциале региона;

-          недостаточное развитие коммунальной (включая водо-, энерго-, газо- и теплоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктур, а также высокая степень износа имеющихся инженерно-дорожной инфраструктуры и инфраструктуры обеспечения;

-          неразвитость финансовой инфраструктуры как совокупности рынков и институтов, используемых для заключения финансовых сделок, торговли активами и рисками: неразвитость рынков акций, облигаций и других финансовых инструментов, незначительное количество финансовых посредников, консалтинговых фирм;

-          недостаточный уровень качества предоставления туристских услуг населению, несоответствие цены и качества их предоставления;

-          слабая маркетинговая политика по продвижению Башкортостана как привлекательного туристского направления, отсутствие соответствующего имиджа, бренда территории;

-          неравномерное распределение туристско-рекреационных ресурсов по территории республики;

-          высокий уровень цен, не соответствующий качеству услуг в большинстве гостиниц региона [2].

Данные проблемы региона в значительной степени не позволяли развиваться рынку гостиничных услуг вплоть до 2014 года. Только после того, как стало известно, что саммиты ШОС и БРИКС пройдут в Республике Башкортостан в 2015 году, руководство страны и региона обратило внимание на существующие проблемы рынка и постаралось решить их в сжатые сроки. Однако даже после столь значимых мероприятий в городе Уфа, в самой республике остаются нерешенные проблемы в гостиничном бизнесе, связанные, прежде всего, с инфраструктурой и развитием небольших соседних городов.

Кроме того, важно учитывать тот факт, что после проведения саммитов в Уфе не стоит рассчитывать на резкое увеличение числа туристов в республике. Мероприятия были моментными и их возможное повторение маловероятно.

Безусловно, реклама в средствах массовой информации позволило Миру узнать о существование такого города, как Уфа, о его истории и достопримечательностях. Но для того, чтобы развивать регион, его инфраструктуру, архитектуру, необходимо постоянно стимулировать гостиничный и туристический рынок, по средствам привлечения новых туристов. Этого возможно добиться, организуя в республике культурные, спортивные и другие международные мероприятия.

Большим преимуществом Республики Башкортостан является ее природа и экология, а значит, такое направление как «экотуризм», должно стать базовым элементом развития региона, с учетом последних тенденций на мировом рынке туристических услуг.

Потенциалом гостиничного рынка столицы республики является и возможность формирования региональных отраслевых конгресс-событий. То есть нужно выбрать определенные тематические мероприятия, которые выделят Уфу относительно других городов-миллионников страны. Это могут быть конгрессы врачей, нефтяников и представителей других профессий.

Необходимо усиливать локальные события: например, пресс-конференции мировых звезд, выступающих в Уфе. Кроме того, общегородские проекты могут быть драйверами, которые сгенерируют въездной поток туристов. И самое главное — необходимо развивать кооперацию между смежными участниками рынка.

Достойным примером является Республика Татарстан, где ежегодно проходят различные мероприятия международного уровня, и гостиничный рынок успешно развивается уже не один год.

Таким образом, развивая на территории региона экотуризм, проводя международные массовые мероприятия и применяя активную маркетинговую политику, возможно активное развитие гостиничного рынка. В Республике Башкортостан увеличится число стандартизированных гостиничных предприятий, оказывающих качественные и разнообразные услуги, уровень цен на проживание станет соответствовать уровню в других туристических городах России, а неэффективные участники рынка перестанут создавать так называемую «ложную конкуренцию» и уйдут с рынка, предоставив его честным и профессиональным отельерам.

 

Литература:

 

1.      Ефимов О. Н., Гурьянова А. Д. Пути совершенствования услуг гостиничного предприятия в туристском бизнесе в Республике Башкортостан / Ефимов О. Н. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2014. -№ 12(39). — С. 60–64.

2.      Сафиев Д. Ф., Хабиров А. Ф. Состояние и перспективы развития гостиничного бизнеса г. Уфы [Электронный ресурс] / Сафиев Д. Ф. — Электрон. статья. — Уфа. — 2015. — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/910/9621.

3.      Яковлев Г. А. Экономика гостиничного хозяйства: Учебное пособие. — М.: Издательство РДЛ, 2012, с. 432

4.      http://ufa.rbc.ru/ufa/26/08/2015/55dd467c9a79474f10f80abf — РБК-Аналитика: Внутренний туризм в Башкирии не готов к «импортозамещению».

Основные термины (генерируются автоматически): Уфа, Башкортостан, Республика, гостиница, общий номерной фонд, город, номер, въездной туризм, выездной туризм, гостиничный рынок.


Ключевые слова

гостиница, перспективы развития, гостиничное предприятие, Республика Башкортостан, анализ гостиничного рынка, Уфа.

Похожие статьи

Особенности муниципального управления сферой туризма на...

Доля въездного туризма составляет не более 10 %-го объема туристского рынка республики.

Основные термины (генерируются автоматически): уфа, Башкортостан, въездной туризм, городской округ, сфера туризма, город, Развитие сферы, муниципальное...

Анализ рынка гостиничных услуг в г. Ростове-на-Дону

Ключевые слова: рынок гостиничных услуг, тенденции развития гостиничного бизнеса, бизнес-план, гостиница.

Перспективами внутреннего российского, а также иностранного въездного туризма на Юг России послужило то, что в регионе в 2014 году были проведены...

Перспективы развития международных гостиничных сетей...

Анализируя рынок гостиничных услуг, можно увидеть, что в 2015 году номерной фонд России, стран СНГ и Грузии увеличился на 6 тыс. номеров [14].

В Грузии были запущены три гостиницы с номерным фондов 463 номера.

Анализ современного состояния выездного туризма в России

рынок туристских услуг, выездной туризм, туристические потоки, глобализация мировой туристской индустрии. Похожие статьи. Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России.

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

...туризма (внутренний туризм + въездной туризм иностранных граждан, то есть общее

Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2015 год.

Макеева Д. Р. Экономика туризма России на современном этапе: от выездного туризма к...

Влияние обязательной классификации гостиниц и иных средств...

Ключевые слова: Калининградская область; классификация гостиниц; туризм.

Говоря о развитии гостиничной инфраструктуры в рамках проведения Чемпионата мира по футболу, оценивая номерной фонд, давая прогноз о количестве и в каких гостиницах различных...

Анализ тенденций развития туристической отрасли...

Объем платных туристских услуг, оказываемых предприятиями сферы туризма, включающих туристские, гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительных, предприятий общественного

Номерной фонд коллективных средств размещения. тыс. номер.

К вопросу развития въездного туризма в Россию из стран...

Ключевые слова: туризм, tourism, въездной туризм, inboundtourism, выездной туризм, outboundtourism

Доля России в выездном туризме Японии и Республике Корея ещё ниже.

Бизнес не строит дороги и не занимается инфраструктурой исторических городов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности муниципального управления сферой туризма на...

Доля въездного туризма составляет не более 10 %-го объема туристского рынка республики.

Основные термины (генерируются автоматически): уфа, Башкортостан, въездной туризм, городской округ, сфера туризма, город, Развитие сферы, муниципальное...

Анализ рынка гостиничных услуг в г. Ростове-на-Дону

Ключевые слова: рынок гостиничных услуг, тенденции развития гостиничного бизнеса, бизнес-план, гостиница.

Перспективами внутреннего российского, а также иностранного въездного туризма на Юг России послужило то, что в регионе в 2014 году были проведены...

Перспективы развития международных гостиничных сетей...

Анализируя рынок гостиничных услуг, можно увидеть, что в 2015 году номерной фонд России, стран СНГ и Грузии увеличился на 6 тыс. номеров [14].

В Грузии были запущены три гостиницы с номерным фондов 463 номера.

Анализ современного состояния выездного туризма в России

рынок туристских услуг, выездной туризм, туристические потоки, глобализация мировой туристской индустрии. Похожие статьи. Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России.

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

...туризма (внутренний туризм + въездной туризм иностранных граждан, то есть общее

Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2015 год.

Макеева Д. Р. Экономика туризма России на современном этапе: от выездного туризма к...

Влияние обязательной классификации гостиниц и иных средств...

Ключевые слова: Калининградская область; классификация гостиниц; туризм.

Говоря о развитии гостиничной инфраструктуры в рамках проведения Чемпионата мира по футболу, оценивая номерной фонд, давая прогноз о количестве и в каких гостиницах различных...

Анализ тенденций развития туристической отрасли...

Объем платных туристских услуг, оказываемых предприятиями сферы туризма, включающих туристские, гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительных, предприятий общественного

Номерной фонд коллективных средств размещения. тыс. номер.

К вопросу развития въездного туризма в Россию из стран...

Ключевые слова: туризм, tourism, въездной туризм, inboundtourism, выездной туризм, outboundtourism

Доля России в выездном туризме Японии и Республике Корея ещё ниже.

Бизнес не строит дороги и не занимается инфраструктурой исторических городов.

Задать вопрос