Конституционно-правовое значение и роль поправок к Конституции США 1787 г. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 01.10.2015

Статья просмотрена: 2742 раза

Библиографическое описание:

Каплунов А. С. Конституционно-правовое значение и роль поправок к Конституции США 1787 г. // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 488-491. — URL https://moluch.ru/archive/99/22201/ (дата обращения: 24.10.2018).

Конституция США 1787 г. — великое достижение американской нации. Первостепенная задача этого документа — юридическое оформление американского государства, а также системы его высших властных органов. В связи с этим возник ряд пробелов в праве, связанный с отсутствием в тексте конституции положений, гарантирующий гражданские, религиозные и политические права жителей нового демократического государства.

Споры о введении таких законодательно закрепленных прав начались сразу после принятия конституции. Так, например, в своём письме к Джеймсу Мэдисону (основному автору конституции) Т. Джефферсон обратил внимание на этот существенный недостаток в главном законе США. Некоторые штаты североамериканского государства в 1787 г. даже отказывались ратифицировать конституцию, пока в неё не будут включены все права и свободы граждан США.

Тем не менее причины того, что в тексте конституции отсутствуют такие положения, имеют как объективный, так и субъективный характер. Во-первых, американская нация миновала феодализм и одно из главных его проявлений — деление общества на сословия. США с момента своего создания являлись капиталистическим государством и поэтому там действовал принцип всеобщего равенства перед законом.

Во-вторых, американцы являются наследниками английской правовой системы, ключевое понятие которого habeas corpus (лат. — букв. «ты должен иметь тело») [1,c. 45]. Его суть в том, что для доставки человека в суд в связи с обвинением против него нужно выдать специальный судебный приказ, уполномочивающий правоприменителя совершить данные действия.

В-третьих, многие члены Филадельфийского Конвента при составлении текста конституции не уделили правам и свободам должного внимания, полагая, что в государстве, которое они строят, письменное закрепление свобод — излишество, т. к. демократический режим подразумевает наличие полного спектра прав американских граждан.

Осознавая, что для развития полноценного демократического государства нужно юридически оформить права граждан, в США началась разработка поправок к конституции. В июне 1789 г. Дж. Мэдисон (1751–1836) — философ, юрист, один и авторов конституции и будущий четвёртый президент США, предложил конгрессу первые десять поправок к конституции.

Главная цель, которую преследовал Дж. Мэдисон — это придание американской нации уверенности в том, что они живут в демократическом государстве, которое заботится о них. После внесения поправок в конгресс в 1789 г. начался длительный и кропотливый процесс обсуждения конечного вида поправок. Проект Дж. Мэдисона попал в некую бюрократическую ловушку: если палата представителей приняла поправки с несущественными изменениями, то в свою очередь сенат коренным образам начал их переписывать. К примеру, сенат отверг предложение Мэдисона об отмене обязательной военной службы по религиозным мотивам [3, c.67].

Первые десять поправок окончательно вступили в силу 15 декабря 1791 г. и получили название «Билль о правах». Билль действует в США до сих пор и является одним из главных элементов правовой системы данного государства. В основе билля лежит симбиоз права естественного (например, I поправка о свободе слова, религии, прессы, собраний) и права позитивного (например, VII поправка: право на суд присяжных в гражданских делах). Первые десять поправок базируются также и на идеях таких европейских просветителей XVI-XVIII вв., как Ш. Монтескьё, Д.Дидро и др.

Принятие билля является отражением тенденций общемирового развития права той эпохи. Системы и особенности права Европы и Америки, безусловно, влияют друг на друга. Интересен тот факт, что принятие законопроекта «Билля о правах» (июнь 1789 г.) и его окончательное утверждение (декабрь 1791 г.) по времени не только совпадают с началом и дальнейшим развитием Великой французской революции 1789–1794 гг., но и с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина (август 1789 г.) и Конституции Франции (1791 г.). Все эти три документа имеют одну общую цель: они провозглашают и закрепляют неотъемлемые права человека и гражданина.

Билль своими десятью поправками законодательно закрепил следующие права американского народа: I. Свобода слова, религии, прессы, собраний; II. Право хранить и носить оружие; III. Запрет солдатского постоя; IV. Запрет произвольных арестов и обысков; V. Право непринужения свидетельствовать против себя; VI. Права обвиняемого; VII. Право на суд присяжных в гражданских делах; VIII. Запрет необычных наказаний; IX. Недопустимость ограничения прямо не упомянутых в конституции прав; X. Принципы федерализма.

Наиболее спорной является II поправка. Первостепенная цель, которая ставилась Дж. Мэдисоном при её написании, — это сохранение в штатах вооружённой милиции [5, c. 89]. Однако с окончанием Войны за независимость потребность в обладании оружием стала отпадать. Со временем наличие большого количества оружия у американцев стало главным криминогенным фактором. Такой рост преступности обусловлен тем фактором, что в США отсутствует чёткий государственный контроль над оборотом оружия. Его продажа находится в ведении штатов. Но несмотря на явную угрозу, которую несёт свободная продажа оружия, у сторонников II поправки есть главный аргумент: они считают, что людей убивает не оружие, а они сами. Росту продаж оружия в дальнейших этапах развития США способствовала лоббистская политика оружейных корпораций. Наличие неконтролируемого оружия у народа несёт и государственную опасность: за всю историю США из огнестрельного оружия были застрелены 4 президента (например, Дж. Ф. Кеннди).

Тот факт, что II поправка действует до сих пор, обуславлен психологией и менталитетом самих американцев. Для них хорошее и дорогое оружие такой же показатель статуса, как высокая должность или огромный дом.

За всю свою многовековую историю правовая система США не претерпела коренных изменений, что положительно сказалось на политической и экономической ситуации в стране. Особая роль в этой стабильности принадлежит «Биллю о правах» [2, c. 12]. Главное его значение в том, что именно он лишил штаты возможности злоупотребления во власти и не допустил ущемления прав граждан. Билль закрепил принцип, согласно которому федеральные органы власти не могут вмешиваться в права и свободы американцев.

Конституция США в полной мере отражает процесс исторического развития североамериканского государства. На раннем этапе развития американскому народу для политико-правового регулирования жизни общества было достаточно непосредственно конституции 1787 г. с её семью статьями. По мере усложнения государственных и общественных отношений потребовались новые законодательные акты. Первым таким актом стал «Билль о правах» 1791г. в форме первых десяти поправок к конституции. Конечно, со временем десяти поправок стало также недостаточно. К концу XX века было внесено более 14 тысяч проектов поправок [4, c. 91].

Порядок принятия поправок регулируется ст. V конституции. На Филадельфийском Конвенте в ходе обсуждения проекта конституции участниками было предложено огромное количество вариантов юридической процедуры принятия поправок. Однако в результате долгих обсуждений «отцы-основатели» пришли к такому проекту, который в настоящее время закреплён в данной статье.

Условно юридический процесс принятия поправок к конституции можно разделить на три этапа: 1. Внесение проекта поправки. 2. Обсуждение проекта поправки. 3. Ратификация.

Первый этап закрепляет два способа создания проекта поправки. Первый способ состоит в том, что конгресс по инициативе 2/3 своих членов из обеих палат (сенат и палата представителей) разрабатывает и предлагает для обсуждения проект поправки к конституции. Второй способ заключается в том, что конгресс по инициативе законодательных органов 2/3 штатов создаёт специальный орган — Конвент для предложения поправок.

Статья V конституции содержит одну ныне действующую запрещающую норму [6, c. 36]. Согласно ей запрещено внесение поправок, которые могли бы лишить какой-либо штат равного голоса в сенате с другими штатами. Таким образом, был закреплён один из важнейших принципов конституционно прав США: в независимости от того, какую площадь, население, этнический состав имеет штат, он всегда будет иметь двух своих представителей в сенате. Это положение закрепляет правовое равенство штатов.

На втором этапе происходит обсуждение проекта поправки. На данном этапе возможно привлечение к работе над поправкой специалистов в той или иной области, которые оценивают все возможные последствия принятия поправки, её возможное влияние на экономическую, политическую, культурную сферу жизни общества. В результате обсуждения конгресс одобряет или не одобряет поправку.

Следующий этап — ратификация. Конституция провозглашает, что «поправки приобретают юридическую силу после их ратификации законодательными собраниями 3/4 штатов или конвентам в 3/4 оных». Процесс ратификации поправки штатами может затянуться на огромное время, порой не на одно столетие.

По этой причине в 1921 году по делу Dillion v. Gloss Верховный суд США высказал мнение, что поправки должны быть ратифицированы в «разумные сроки», однако суд не указал, в какой именно промежуток времени это нужно сделать. В связи с этим продолжилась практика бюрократического затягивания ратификации.

Наибольшее влияние на развитие США и всей американской нации оказали несколько поправок. Среди них XIII поправка 1865 года, принятая в правление президента А. Линкольна.

Основой для принятия поправки является закон о гомстедах 1863 г., согласно которому каждый человек, достигший 21 года, «не поднявший оружие против США», имеет право на приобретение земельного участка, который через 5 лет пользования перейдёт к нему в собственность. Тем самым А. Линкольн продолжил курс на развитие фермерства в сельском хозяйстве США.

Согласно ей на территории США запрещены рабство и подневольный труд, за конгрессом закрепляется обязанность реализовывать поправку принятием соответствующих нормативно-правовых актов. Принятие поправки, наряду с сохранением территориальной целостности и суверенитета США, стало одним из главных результатов гражданской войны в США 1861–1864 гг.

Но несмотря на явную прогрессивность и гуманизм данной поправки её принятие встретило в американском обществе двузначную реакцию. С одной стороны богатые и влиятельные капиталисты северных штатов, которые держали в своих руках большую часть американской промышленности, были рады её принятию, т. к. она позволяла им пополнить штат рабочих своих заводов и фабрик бывшими рабами, тем самым экономя на социальных гарантиях для них.

Но с другой стороны бывшие плантаторы и рабовладельцы юга были озлоблены тем, что победившие их в гражданской войне северяне (жители южных штатов называли их «янки»): во-первых, уничтожили надежды южан на собственное государство — Конфедеративные Штаты Америки; во-вторых, ввели на территорию Юга свои войска; в-третьих, лишили богатых южан главной производительной силы — рабов принятием XIII поправки. Как реакция на всё это — южане стали прибегать к методам терроризма. Например, была образована радикальная экстремистская группировка — Ку-клукс-клан, идеология которого основана на белом расизме. На счету этой организации тысячи жизней безвинно убиенных афроамериканцев.

Таким образом, благодаря принятию XIII поправки начался сложный, долгий, противоречивый, но необратимый процесс в американском обществе — интеграция афроамериканцев в общественную и социальную систему США. XIII поправка, наряду с двумя последующими, позволила начать процесс реконструкции юга, благодаря чему удалось привести США к единой форме производственных сил.

 

Литература:

 

1.                  Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. — М. Юристъ, 1998. — 456с.

2.                  Бойченко Г. Г. Конституция США. Толкование в применении в эпоху империализма. — М.: Изд-во ИМО, 1959. — 242 с.

3.                  Каленский В. Г. Билль о правах в конституционной истории США: историко-критическое исследование. — М.: Наука, 1983. — 279 с.

4.                  Лафитский В. И. Соединенные Штаты Америки: конституция и законодательные акты. — М.: Прогресс-Универс, 1993. — 768 с.

5.                  Мишин А. А., Власихин В. А. Конституция США: политико-правовой комментарий. — М.: Международные отношения, 1983. — 336 с.

6.                  Черниловский З. М. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. — М.: Юридическая литература, 1984. — 472 с.

Основные термины (генерируются автоматически): США, поправка, VII, конституция, американская нация, штат, гражданская война, американское общество, американский народ, Филадельфийский Конвент.


Похожие статьи

Теория разделения властей как основополагающий принцип...

Участники Филадельфийского Конвента (Дж.Вашингтон, Б.Франклин, А.Гамильтон и др.), которых в американской историографии принято называть

Согласно разделу 1 статьи II исполнительная власть передаётся президенту Соединённых Штатов Америки [1, c. 34].

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки

Конституция США содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к

Самым известным американским законом, давшим наименование аналогичным законам во многих странах

Поправки к Закону «О свободе электронной информации» 1996 года установили требование о...

Система сдержек и противовесов как основополагающий принцип...

США, исполнительная власть, теория разделения властей, ветвь власти, государственная власть, американское общество, Филадельфийский Конвент, Верховный суд, законодательная власть...

К вопросу о формировании Американской нации | Статья...

Согласно данным переписи США 1990г. приведен специальный доклад об этническом происхождении дает весьма интересный портрет американского народа: на вопрос об этническом происхождении, 5% опрошенных ответили, что они просто американцы.

Формирование американской правовой системы

США, Штат, Верховный суд, Конституция США, Соединенный Штат Америки, американский юрист, кодекс, Англия, судебная практика, правовая система.

Ранний принципат в Соединенных Штатах Америки. В ожидании...

Материалы VIII Конвента РАМИ. — Издательство «МГИМО–Университет», 2015. Сушенцов А. А. США и волнения на Арабском Востоке / А. А. Сушенцов

Популизм по-американски: идея исключительности и ее роль в формировании внешней политики Соединенных Штатов.

Британия об англо-американской войне 1812–1815 гг.: обзор...

Англо-американская война 1812–1815 гг. — это один из военных конфликтов, являвшихся частью такого явления как наполеоновские войны.

Большинство жителей Верхней Канады (Онтарио) были изгнанниками из Соединённых Штатов — лоялистами, покинувшими США во...

Поражение США во Вьетнамской войне как проявление...

Вьетнамская война оставила глубокий отпечаток на самосознании американского народа, поставив под сомнение целесообразность достижения демократии во всем мире путем активного вмешательства в локальные конфликты.

Смертная казнь в США (1950–1980-е годы) | Статья в журнале...

Данное наказание предусмотрено законодательством 36 американских штатов, а в 25

Однако уже в 1989 г. в своем решении по делу Станфорда, ВС подтвердил, что вынесение смертного приговора лицам 16 или 17 лет не нарушает VIII поправки к Конституции США.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Теория разделения властей как основополагающий принцип...

Участники Филадельфийского Конвента (Дж.Вашингтон, Б.Франклин, А.Гамильтон и др.), которых в американской историографии принято называть

Согласно разделу 1 статьи II исполнительная власть передаётся президенту Соединённых Штатов Америки [1, c. 34].

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки

Конституция США содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к

Самым известным американским законом, давшим наименование аналогичным законам во многих странах

Поправки к Закону «О свободе электронной информации» 1996 года установили требование о...

Система сдержек и противовесов как основополагающий принцип...

США, исполнительная власть, теория разделения властей, ветвь власти, государственная власть, американское общество, Филадельфийский Конвент, Верховный суд, законодательная власть...

К вопросу о формировании Американской нации | Статья...

Согласно данным переписи США 1990г. приведен специальный доклад об этническом происхождении дает весьма интересный портрет американского народа: на вопрос об этническом происхождении, 5% опрошенных ответили, что они просто американцы.

Формирование американской правовой системы

США, Штат, Верховный суд, Конституция США, Соединенный Штат Америки, американский юрист, кодекс, Англия, судебная практика, правовая система.

Ранний принципат в Соединенных Штатах Америки. В ожидании...

Материалы VIII Конвента РАМИ. — Издательство «МГИМО–Университет», 2015. Сушенцов А. А. США и волнения на Арабском Востоке / А. А. Сушенцов

Популизм по-американски: идея исключительности и ее роль в формировании внешней политики Соединенных Штатов.

Британия об англо-американской войне 1812–1815 гг.: обзор...

Англо-американская война 1812–1815 гг. — это один из военных конфликтов, являвшихся частью такого явления как наполеоновские войны.

Большинство жителей Верхней Канады (Онтарио) были изгнанниками из Соединённых Штатов — лоялистами, покинувшими США во...

Поражение США во Вьетнамской войне как проявление...

Вьетнамская война оставила глубокий отпечаток на самосознании американского народа, поставив под сомнение целесообразность достижения демократии во всем мире путем активного вмешательства в локальные конфликты.

Смертная казнь в США (1950–1980-е годы) | Статья в журнале...

Данное наказание предусмотрено законодательством 36 американских штатов, а в 25

Однако уже в 1989 г. в своем решении по делу Станфорда, ВС подтвердил, что вынесение смертного приговора лицам 16 или 17 лет не нарушает VIII поправки к Конституции США.

Задать вопрос