Современная картина сформированности толерантного сознания школьников и ее влияние на идентификационные процессы подростков в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 28.09.2015

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Толмачева, Е. С. Современная картина сформированности толерантного сознания школьников и ее влияние на идентификационные процессы подростков в условиях реализации ФГОС / Е. С. Толмачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 618-620. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22114/ (дата обращения: 25.04.2024).

Современная система образования, согласно ФГОС, призвана обеспечить всестороннее развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, включение в общественную деятельность. Именно в школьном возрасте происходит развитие личности и формирование ее основных черт, которое в основном зависит от социальной среды коллектива, в которой находится ребенок. На сегодняшний день важным условием оптимального развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата. Понятие «климат» характеризует особенную психологическую сторону коммуникации, представляющую собой взаимосвязи и взаимовлияния между людьми.

В современной психологии под психологическим климатом понимается «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе» [1].

Формирование и совершенствование социально-психологического климата через воспитание толерантности — важнейшая практическая задача педагогов школы. Создание благоприятного климата в детском или подростковом коллективе — ответственный и творческий процесс, требующий знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата невозможно без понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, отношений друг с другом.

Задача воспитания толерантности, на наш взгляд, должна охватывать деятельность всех социальных институтов, в первую очередь тех, кто непосредственно воздействует на формирование личности ребёнка. Перед образовательным учреждением должна стоять задача не только обеспечить своих воспитанников достаточным уровнем знаний, умений, навыков, но и развить в них самостоятельность и толерантность как основу своей жизненной позиции. Любое образовательное учреждение должно задаться целью: приобщать детей к общечеловеческим ценностям, а также сформировать толерантность как одну из черт высокого уровня духовного и интеллектуального развития детского коллектива в целом и личности ребёнка в частности.

Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется посредством всех социальных слоев, окружающих ребёнка: общества, общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того, чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная работа педагогов. На сегодняшний день, когда зачастую общество характеризуется нарушением семейных связей, отчуждением взрослых и детей, повышенной конфликтностью в их взаимоотношениях, ситуацию недостаточной социализации, в которой оказываются многие дети, способна заполнить работа педагогов школы. Современный ребёнок должен правильно принимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Вместе с тем нужно учитывать, что воспитание толерантности будет эффективным только в том случае, если оно происходит в эмоционально благополучной обстановке. Этому способствуют игры и беседы на сплочение детского коллектива, формирование доброжелательного отношения друг к другу, сочувствия и сопереживания через различные общешкольные мероприятия. При правильной и грамотно выстроенной работе педагога у детей появляется потребность в общении со сверстниками, они учатся применять полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях.

Также стоит отметить, что формирование толерантности предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность при помощи совместных усилий преодолевать трудности. Мы считаем, что в результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях образовательного учреждения могут быть достигнуты следующие результаты:

-          участники детского коллектива начинают осознавать свои характерные особенности как личности, понимать, что каждый человек уникален, но только сообща можно достичь более высоких результатов, чем поодиночке;

-          каждый ребёнок учится общаться с разными людьми, приобретая коллективный дух;

-          учащиеся осознают, что они могут совершенствоваться, самовыражаться и развиваться внутри коллектива;

-          каждый член коллектива чувствует постоянную поддержку от своих товарищей в разных ситуациях (как успеха, так и неудач);

-          школьники учатся правильно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей;

-          среди членов детского коллектива формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций;

-          учащиеся знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

Таким образом, при системной и отлаженной работе педагогов по формированию толерантных взаимоотношений внутри коллектива учащиеся начинают понимать, как легко может возникнуть ссора, но в то же время учащиеся осознают и то, что при грамотном ведении диалога, при умении слушать и понимать собеседника любого конфликта можно избежать. Следовательно, воспитание толерантности в детском коллективе способствуют осознанию причин конфликтов и приёмов их самостоятельного разрешения. Поэтому работа по формированию толерантности в коллективе является неотъемлемой частью воспитательного процесса, и начинать эту работу следует как можно раньше, так формирование толерантности на ранней стадии детского развития определяется впоследствии более высокими результатами в воспитании детей. Также одним из аспектов является то, что работа должна быть систематической и планомерной, строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а материал, который преподносится детям — интересным и разнообразным, с использованием инновационных технологий и методик. Работа по формированию толерантности должна естественно и органично входить в целостный педагогический процесс и создавать в коллективе спокойную, благоприятную, доброжелательную обстановку.

При системной, методически грамотно выстроенной работе по воспитанию толерантности детский коллектив обретает благоприятный социально-психологический климат, который характеризуется:

-          бодрым, жизнерадостным тоном взаимоотношений между учащимися, оптимизмом, построением отношений на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности;

-          существованием норм справедливого и уважительного отношения ко всем членам коллектива;

-          ценностью таких черт личности, как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие;

-          активностью и энергичностью, способностью быстро откликаться на выполнение поставленных целей и задач;

-          способностью к сотрудничеству, стремлением добиваться высоких показателей в учебной и досуговой деятельности;

-          умением сопереживать и поддерживать других членов коллектива.

Создание благоприятного психологического климата, на наш взгляд, должно утвердиться сегодня во всех образовательных процессах. Особую роль в данном направлении играет формирование толерантного поведения среди учащихся. Учитель же должен построить свою работу в русле создания психологического климата, опираясь на знание психологических особенностей учеников. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников и их психологию личности, так как личность является своеобразным законом устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром. Постановка целей толерантного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике развитие ученика выступало не как самоцель, а как средство достижения каких-то других целей — усвоения, дисциплинирования, приобщения и взаимодействия. При воспитании толерантности должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает гуманистическую позицию педагога по отношению к детям. Предметом воспитания толерантности становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Учитель совершенно иным образом организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой. Результатом работы педагога по воспитанию толерантной личности становится развитый детский коллектив, который представляет собой необходимые условия для самоутверждения личности. Такому коллективу присущи общность целей и адекватность мотивов совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей — все то, что сегодня предполагает ФГОС. Таким образом, психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и имеет важнейшее значение для личностного развития ребенка, так как способствует лучшему усвоению учебного материала школьником, полноценному развитию его личности. Следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди, воспитанные в духе толерантности, представляют особую ценность для современного общества.

 

Литература:

 

1.      Райгородский Д. Я. Хрестоматия по психологии / Д. Я. Райгородский // М.: Наука, 2002. — 698 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский коллектив, воспитание толерантности, формирование толерантности, благоприятный психологический климат, образовательное учреждение, психологический климат, ребенок, член коллектива, толерантная личность, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

Все это способствует формированию благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении на основе развития толерантности работников. Говоря о толерантном пространстве в школе, училище, техникуме, колледже...

Социально-психологические особенности формирования...

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения.

 моральная толерантность — терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью (толерантность типа «Б»)

Психолого-педагогические возможности формирования...

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы...

Формирование толерантности подростков в образовательном...

Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современной школы.

Задачу воспитания толерантной личности, а соответственно и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших в...

Формирование комфортных взаимоотношений в классе как...

Школьный коллектив — это взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать и умом и душой чужие радости и горести, то есть формирование комфортных взаимоотношений в классе, это основа воспитания толерантной личности.

Культура педагогического общения - как условие благоприятного...

Социально-психологический климат обычно определяется как психологический настрой в коллективе. В нем соединяются настроения членов коллектива, их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям.

Особенности психологического климата в коллективе

Под психологическим климатом коллектива или группы подразумевают следующее

Психологический климат коллектива может меняться в соответствии с психологическим состоянием отдельных его членов.

Социально-психологический климат в организации и его...

Благоприятный социально-психологический климат коллектива зависит, прежде всего, от доверия и требовательности его членов друг к другу.

Психолого-педагогические условия формирования...

Ключевые слова: формирование толерантности, психолого-педагогические условия, школа, подросток.

индивидуальный уровень, где условия толерантности заложены в процессы воспитания, обучения, в различные социально-психологические группы.

Похожие статьи

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

Все это способствует формированию благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении на основе развития толерантности работников. Говоря о толерантном пространстве в школе, училище, техникуме, колледже...

Социально-психологические особенности формирования...

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения.

 моральная толерантность — терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью (толерантность типа «Б»)

Психолого-педагогические возможности формирования...

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы...

Формирование толерантности подростков в образовательном...

Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современной школы.

Задачу воспитания толерантной личности, а соответственно и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших в...

Формирование комфортных взаимоотношений в классе как...

Школьный коллектив — это взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать и умом и душой чужие радости и горести, то есть формирование комфортных взаимоотношений в классе, это основа воспитания толерантной личности.

Культура педагогического общения - как условие благоприятного...

Социально-психологический климат обычно определяется как психологический настрой в коллективе. В нем соединяются настроения членов коллектива, их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям.

Особенности психологического климата в коллективе

Под психологическим климатом коллектива или группы подразумевают следующее

Психологический климат коллектива может меняться в соответствии с психологическим состоянием отдельных его членов.

Социально-психологический климат в организации и его...

Благоприятный социально-психологический климат коллектива зависит, прежде всего, от доверия и требовательности его членов друг к другу.

Психолого-педагогические условия формирования...

Ключевые слова: формирование толерантности, психолого-педагогические условия, школа, подросток.

индивидуальный уровень, где условия толерантности заложены в процессы воспитания, обучения, в различные социально-психологические группы.

Задать вопрос