Автор: Симоненко Мария Владимировна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 22.09.2015

Статья просмотрена: 2932 раза

Библиографическое описание:

Симоненко М. В. Проблемы импортозамещения в России в условиях экономических санкций США и Западной Европы // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 423-426.

Статья посвящена проблемным вопросам импортозамещения в России в условиях функционирования экономических санкций, введенных США и странами Западной Европы. В статье проанализированы различные сферы производства, импортозамещение товаров, работ и услуг в которых происходит достаточно успешно; а также выявлены проблемные сферы и направления.

Ключевые слова:санкции, импортозамещение, меры государственной поддержки, эмбарго.

 

Проблема импортозамещения отнюдь не нова для современной России. Она нашла отражение в ряде положений, содержащихся в 7 указах Президента РФ и около 200 федеральных законов, которые регулируют вопросы национальной безопасности [6, с. 3].

Однако, по-особому она зазвучала не так давно и остается актуальнейшей и сегодня. А связано это с тем, что вот уже более года наша страна пребывает в условиях применения со стороны США и стран Евросоюза широкомасштабных санкций, коснувшихся в первую очередь, экономической сферы.

Санкции, в целом, можно определить как меры ограничительного или запретительного характера, имеющие, как правило, экономическую направленность, и на первый взгляд, оказывающие исключительно негативное воздействие на субъект, в отношении которого они приняты.

В результате применения США и странами Западной Европы в отношении нашей страны целого комплекса санкций, в том числе и экономического характера, ударивших наиболее сильно по экономике страны, можно говорить о признаках наступления экономического кризиса, затронувшего, все сферы общественной жизни.

В частности, применяемые санкции предусматривают ограничение доступа американских и европейских инвесторов к средне- и долгосрочным долговым инструментам. Американским гражданам и компаниям запрещено выделять российским банкам в соответствии с установленным перечнем или связанным с ними юридическим лицам кредиты и другие инструменты валютного рынка на срок более чем 90 дней. С 1 августа 2014 года аналогичные санкции вступили в силу со стороны Евросоюза и действуют до сих пор.

Указанные ограничения, введённые Западом против России, сделали безотлагательным решение давно назревшей проблемы импортозамещения. Обнажилась серьезнейшая проблема зависимости доходов бюджета России от добывающей промышленности и экспорта нефтегазового сектора. Особенно это заметно в момент резкого изменения цены на нефть на мировом рынке [4, c.383]. Назрела необходимость «перестраивать» российскую экономику на «новые рельсы», развивая свое производство в условиях импортозамещения.

Так, Виталий Тарлавский, руководитель аналитического центра электронного журнала «Экономика и жизнь» в обоснование вышеуказанной позиции приводит для примера следующие сравнительные производственные показатели, характерные для России, США и некоторых других стран:

1.        Производство продукции в отечественной обрабатывающей промышленности на душу населения в 2010 г. составило 504 долл. (в ценах 2000 г.). Разрыв с Америкой — 11 раз, с лидерами — Сингапуром и Японией — 16 раз.

2.        Производство электромоторов, генераторов и трансформаторов на душу населения: отставание от США — 2,6 раза, от Германии — 5,2, от Финляндии — 14,6.

3.        Производство одежды на душу населения: разрыв с Америкой — 5,9 раза, Германией — 4,4, Южной Кореей — 16,4, Бразилией — двукратный.

Лабиринт

4.        Производство медицинской аппаратуры на душу населения: в 29 раз меньше США, в 17 раз меньше Германии; соответственно, лекарств — в 66 и в 31 раз меньше [5].

Анализируя эти данные, можно с уверенностью сказать, что в российской экономике, как до введения экономических санкций, так и сегодня существует недопустимая зависимость от импорта и сырьевой конъюнктуры, что, безусловно, подрывает национальную безопасность. Понятия импортозамещения и повышения национальной безопасности теснейшим образом взаимосвязаны.

Под импортозамещением понимается уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране такого же или аналогичного продукта [3, с. 12], тогда как экономическая безопасность — это состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства.

При решении проблемы импортозамещения необходим комплексный подход, учитывающий уровень развития российской экономики, качество и конкурентоспособность отечественной продукции, уровень инновационного развития предприятий реального сектора экономики и другие факторы и особенности России.

А начинать решение указанной проблемы необходимо с определения наиболее уязвимых отраслей российской промышленности по показателям импортозависимости и выбора мер государственной поддержки для каждой из отраслей в области импортозамещения.

Практически все отрасли российской экономики в большей или меньшей степени являются импортозависимыми, что наглядно проиллюстрировано в следующей таблице [5].

Таблица 1

Импортозависимые отрасли российской промышленности

Отрасль промышленности

Доля импорта в потреблении продукции в целом по отрасли с учётом полных затрат, %

Лёгкая промышленность

82

Машины и оборудование

27

Химия и нефтехимия

21

Пищевая промышленность

20

Производство стройматериалов

18

Производство сельхозпродукции

12

 

Из указанной таблицы видно, что в наиболее плачевном состоянии находятся легкая промышленность и машинное производство. Эти отрасли вряд ли удастся в короткие сроки «поднять с колен», во всяком случае, без значительных, а в период действия санкций, зачастую, неоправданных вложений государства в разработку и реализацию мер, направленных на поддержку анализируемых сфер производства.

Что же касается иных сфер отечественной промышленности, то неожиданный положительный экономический эффект на развитие отечественной пищевой промышленности и производство сельскохозяйственной продукции в условиях санкций, как ни странно, оказали введенные со стороны Российской Федерации контрсанкции, коснувшиеся запрета на ввоз широкой продуктовой линейки продовольственных товаров, изготовленных в странах, присоединившихся к указанным санкциям.

Так, Указом Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (с изменениями от 24.06.2015) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» введен запрет либо ограничение на осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа [1].

Во исполнение этого Указа Правительство РФ Постановлением от 07.08.2014 N 778 (в редакции от 13.08.2015) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 и от 24 июня 2015 г. N 320» ввело сроком на один год запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, по перечню согласно Приложению к упомянутому Постановлению [2]. Речь идет о так называемом «продуктовом эмбарго».

Лабиринт

Эти меры неожиданно оказали на российское предпринимательство благоприятное влияние. В первую очередь, это коснулось малого предпринимательства, нашедшего свою нишу, в условиях усугубляющейся проблеме иностранного товарозамещения.

Так, в обстановке ужесточения экономических санкций, большой стимул получило малое и среднее предпринимательство, в основе деятельности которого лежит фермерство, животноводство и сельское хозяйство.

Существенный спад конкуренции со стороны иностранных товаров предоставил реальные возможности для развития отечественного производства и импортозамещения, которое активно поддерживает государство и сейчас.

В частности, меры государственной поддержки предприятий указанных сфер сегодня выражаются в применении налоговых каникул, устранении бюрократических препятствий, снижения объемов налогообложения, дополнительном финансировании, сокращения проверок для малого предпринимательства России.

Формой осуществления финансовой поддержки явилось предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам таких организаций.

Ужесточение экономических санкций — это хорошая возможность для отечественных импортозамещающих компаний малого и среднего бизнеса увеличить продажи и развить свое производство; они открывают новые горизонты развития отечественного малого и среднего предпринимательства, формируя благоприятную организационную, финансовую и правовую основу для функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства, основу деятельности которых составляет пищевая промышленность и сельское хозяйство.

Таким образом, поддержка указанных сфер промышленности особо необходима сейчас, в современных условиях российской действительности.

Однако что делать с иными, более уязвимыми по доле импортозависимости отраслями? Исключительная сложность этой проблемы усугубляется тем, что из-за санкций мы больше не сможем закупать на Западе в требуемых объемах и номенклатурных позициях новейшее технологическое оборудование для ведущих отраслей экономики.

Одним из выходов из указанного положения может явиться приобретение широкой линейки товаров и технологий у стран, не присоединившихся к антироссийским санкциям, прежде всего у наших партнеров по объединению БРИКС. Однако, не стоит забывать, что импортозамещение не должно превратиться в банальную замену традиционных поставщиков импортных товаров другими.

Но и при переходе полностью на отечественную продукцию придётся весьма дорого заплатить за развитие столь зависимых от импортного сырья и технологий сфер промышленности. А на это вряд ли сегодня пойдет российское государство. Да и такой шаг не является оправданным. Ни одна экономика не производит все необходимые стране товары.

Отсюда возникает дилемма: замещать ли всё, что отдано на откуп мировой глобализации, или же выбирать самые перспективные точки роста, вложения в которые повлекут за собой заметный мультипликативный эффект?

То есть должна ли в принципе наша страна производить всю номенклатуру товаров, или всё же оставить какие-то секторы для свободного рынка? Очевидно, что распылять средства на все без исключения — непростительная ошибка.

Безусловно, импортозамещение может и должно базироваться на мощном технологическом рывке национальной промышленности, на поддержке наиболее конкурентоспособных отраслей отечественной промышленности.

Лабиринт

Но главное, нашей стране предстоит воспользоваться представившимся шансом и упрочить усилия собственных ученых и промышленников на результативное интеллектуальное творчество, а также создать необходимые условия для внедрения прогрессивных разработок в производство.

Насколько эффективными будут современные аспекты государственной политики по импортозамещению в условиях функционирования экономических санкций — покажет время, однако уже сейчас можно говорить о положительной реакции сфер пищевой промышленности и сельского хозяйства на применяемые меры государственной поддержки.

 

Литература:

 

1.        Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (с изм. от 24.06.2015) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // «Российская газета», N 176, 07.08.2014.

2.        Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 (в ред. от 13.08.2015) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 и от 24 июня 2015 г. N 320» // «Российская газета», N 178, 08.08.2014.

3.        Захарова Е. В. «Важность инновационного импортозамещения в условиях международных санкций против российской экономики» // Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики», — 2014. — № 12.

4.        Рогов А. В. Зависимость доходов бюджета России от экспорта нефтегазового сектора [Текст] / А. В. Рогов // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 383–386.

5.        Тарлавский В. «Импортозамещение: хотеть недостаточно» // «Экономика и жизнь», 22.10. 2014г. [Электронный ресурс] http://www.eg-online.ru

6.        Тюрин С. «Импортозамещение — альтернатива превращению России в полуколониальную державу» // «Торгово-промышленные ведомости. Издание Торгово-промышленной Палаты РФ», — 2014. — № 10.

Основные термины (генерируются автоматически): экономических санкций, условиях экономических санкций, меры государственной поддержки, Российской Федерации, в условиях функционирования экономических, душу населения, функционирования экономических санкций, указов Президента Российской, Президента Российской Федерации, экономических мер в целях, экономических санкций в отношении, специальных экономических мер, действия экономических санкций, введения экономических санкций, отдельных специальных экономических, доходов бюджета России, ужесточения экономических санкций, Похожая статья, реализации указов Президента, Евросоюза широкомасштабных санкций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос