Математики в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.09.2015

Статья просмотрена: 9940 раз

Библиографическое описание:

Малькова, Е. Ю. Математики в годы Великой Отечественной войны / Е. Ю. Малькова, И. Б. Фомичёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 474-477. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22021/ (дата обращения: 18.04.2024).

В год 70-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне справедливо вспомнить о математиках, которые заняли свои боевые места на фронте борьбы против фашизма: в действующей армии, в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро. Президент АН СССР С. И. Вавилов впоследствии писал: «Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты — всё это несло на себе отпечаток предварительной научно-исследовательской мысли и обработки». В значительной своей части эти мысли были результатами математического поиска или математической обработки изучаемых явлений. Особенно важной была роль математики в создании и совершенствовании новой боевой техники. Она рождалась на основе теоретических исследований математиков. Решение математиками важных проблем аэродинамики позволило авиаконструкторам достичь блестящих результатов в совершенствовании боевых самолётов, и прежде всего увеличения их скорости. Академик С. А. Христианович дал теоретическое решение основных закономерностей изменения аэродинамических характеристик крыла самолёта в режиме полёта на больших скоростях. Полученные им результаты имели большое значение при расчёте прочности самолётов. Большим вкладом в развитие скоростной авиации стали исследования аэродинамической теории крыла академика Н. Е. Кочина. Полученные им важные результаты в аэродинамической теории крыла конечного размаха позволили впервые практически решить задачу «теории круглого крыла» и рассчитать силы, действующие на крыло, и обтекающие его потоки. Большую помощь авиаконструкторам оказали теоретические исследования профессора (с 1959г. — академика) А. А. Дородницына и члена-корреспондента АН СССР Н. Г. Чатаева. А. А. Дородницын разработал теорию крыла малого удлинения и теорию пограничного слоя в сжимаемом газе; открытый Н. Г. Чатаевым критерий определения наличия и отсутствия критических скоростей стал надежным теоретическим инструментом авиаконструкторов для расчета устойчивости самолета при движении его по земле. Все эти исследования в комплексе с достижениями ученых из других областей науки и техники позволили А. С. Яковлеву и С. А. Лавочкину создать грозные истребители, С. В. Ильюшину — неуязвимые штурмовики, А. Н. Туполеву, Н. Н. Поликарпову и В. М. Петлякову — мощные бомбардировщики, заметно увеличить их скорость. Овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с неизвестными раньше явлениями в поведении самолетов. На определенных режимах работы моторов в конструкциях возникали самовозбуждающиеся вибрации (флаттер), которые часто вызывали мгновенное разрушение вибрируемых конструкций и катастрофы самолетов в воздухе. Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете или посадке самолета его колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолетов на аэродромах. Выдающийся советский математик М. В. Келдыш (позже президент АН СССР) и возглавляемый им коллектив ученых исследовали причины флаттера и шимми. Созданная учеными математическая теория этих опасных явлений позволила авиационной науке своевременно защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушений самолетов по причине неточного расчета их конструкций. Тем самым были спасены жизни многих летчиков и боевые машины вооруженных сил. Советские ученые опередили врага и в создании реактивной авиации. Первый испытательный полет нашего реактивного истребителя был произведен в мае 1942г., немецкий реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого. В сотрудничестве с исследователями других областей знаний математики участвовали в создании новых образцов артиллерии, разработали наиболее эффективные способы ее применения. В результате решения сложной математической задачи члену — корреспонденту АН СССР Н. Г. Чатаеву удалось определить наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий. Это обеспечивало оптимальную кучность боя, непереворачиваемость снаряда при полете и другие положительные характеристики артиллерийских систем. Академик А. Н. Колмогоров, используя свои работы по теории вероятностей, разработал теорию наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым увеличить эффективность действия артиллерии, которую заслуженно называли «богом войны». В апреле 1942г. коллектив математиков под руководством академика С. Н. Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. В 1943г. были подготовлены штурманские таблицы, которые нашли широкое применение в боевых действиях дальней авиации, значительно повысили точность самолетовождения. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности. Научная работа не прекращалась и в самых тяжелых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. В блокадном Ленинграде ученые успешно решили задачи огромной сложности и создали Большой астрономический ежегодник на 1943, 1944 и 1945 годы. Это исключительно важное пособие для авиации, флота и артиллерии. Об условиях, в которых ученые создавали свой труд, говорит тот факт, что треть сотрудников, работавших над ним, погибла. Трудности работы во фронтовых условиях не снижали напряжения творческих поисков, не пугали ученых. Они считали своим патриотическим долгом быть там, где этого требовали интересы защиты Отечества. Многие математики возводили оборонительные сооружения, с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах. Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог, член-корреспондент АН СССР (с 1964г.) А. А. Ляпунов. Слушателем Академии имени Жуковского стал пятикурсник Харьковского университета, а позже выдающийся геометр, академик А. В. Погорелов. Вместе с другими слушателями академии он не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации, постигая сложную науку военного мастерства. В дни решающих боев на Ленинградском фронте взводом противотанковой артиллерии командовал известный теперь специалист в области дифференциальных уравнений академик Н. П. Еругин. В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико-математических наук, а потом академик АН СССР Ю. В. Линник. Вместе со многими именами, заслуженно ставшими хрестоматийными, уместно назвать несколько имен из миллионов тех не знаменитых, не отмеченных наградами и славой при жизни, которые в трудное для Отчизны время до конца выполнили свой долг и отдали ей самое дорогое — жизнь. Среди них были признанные ученые, и только начинающие математики, учителя и студенты, которым еще только предстояло вступить на этот путь. Сколько замыслов осталось неосуществленными! Трудно даже представить, какой была сегодня математика, не понеси мы этой невосполнимой потери. Осенью 1941г. умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Н. Б. Веденисов. Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории действительного переменного. Позже его научные интересы перешли на теоретико-множественную топологию, где он получил ряд важных результатов. Война застала Н. Б. Веденисова преподавателем одной из военных академий. Несмотря на слабое здоровье и бронь, он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях М. В. Бебутов начал свою научную работу еще в студенческие годы. Его научные интересы связаны с теорией дифференциальных уравнений. Меньше четырех лет продолжалась научная работа М. В. Бебутова. Первая публикация относится к 1938г., а последняя опубликована посмертно в 1942г.

Среди имен сотрудников Киевского университета, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, значится имя А. В. Товбина. Стремительными были его шаги в науку. В 22 года А. В. Товбин окончил университет, в 24 — защитил кандидатскую диссертацию, в 25 — стал докторантом Института математики АН УССР. А. В. Товбин передавал свою любовь к математике ученикам и студентам, в ком улавливал подлинный интерес к предмету. Молодой ученый ненавидел фашизм и не раз заявлял, что в случае войны, несмотря на свое слабое здоровье, он будет на фронте. А. В. Товбин имел освобождение не только от службы, но и от военной подготовки. Но в июне 1941г. он ушел на фронт с университетским ополчением. Для него особенно тяжелыми были фронтовые будни, но он никогда не оставлял математики, большой мечты о мирной работе и продолжении научных исследований. В феврале 1942г. А. В. Товбин писал из действующей армии: «Мне пришла мысль — оформить и послать на рецензию все заметки, приготовленные и ненапечатанные, так как нельзя заранее знать, что будет со мной через неделю, а тем более через месяц или полгода». В августе 1943г.он погиб. Для тысяч юных математиков подлинной школой точной мысли стали книги «Библиотеки математического кружка». Эти книги печатались в течение длительного периода (1950–1973), но авторский коллектив оставался неизменным. Один из соавторов этих книг, имя, которого стоит первым, — Д. О. Шклярский — никогда их не видел. Формально он не принимал участия в их написании. Ведь еще 26 июня 1942г. боец партизанского отряда Д. О. Шклярский погиб в бою, который вели партизаны в глубоком тылу. Учась в школе, Д. О. Шклярский увлекался литературой и музыкой, пробовал писать стихи. Потом он узнал о великой теореме Ферма; попытки доказать ее открыли ему мир математики, которая стала его подлинным призванием. В 1936г. он получил первую премию на второй Московской математической олимпиаде и в том же году стал студентом механико-математического факультета МГУ. Его научная работа в студенческие годы была настолько успешной, что в 1941г. он стал первым студентом, удостоенным премии Московского математического общества. Окончив с отличием университет, Д. О. Шклярский должен был продолжать учебу в аспирантуре. Однако, он подал заявление в Горком комсомола с просьбой направить его добровольцем на фронт.Последний раз, проверив домашнее задание, простился на перемене со своими учениками учитель математики из далекого сибирского села на берегу Ангары Н. В. Бибиков. Война потребовала напряжения всех духовных и физических сил, переплавила абстрактные понятия в живые образы действительности. То, что раньше воспринималось как аксиома, теперь подлежало доказательству самой жизнью. Об этом много раздумий в письмах Н. В. Бибикова: «Очень хочется жить! Жить, дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Хочется увидеть победу, прижать к шершавой шинели шелковистую головку сына. Я очень люблю жизнь и поэтому иду в бой. В бой за жизнь, за настоящую, а не рабскую жизнь. За счастье моих близких, моих детей, за счастье моей Родины. Я люблю жизнь, но щадить ее не буду. Жить как воин и умереть как воин — так я понимаю жизнь». Через сколько сожженных деревень пришлось вести Н. В. Бибикову своих солдат! Горе обжигало лютой ненавистью к врагу, наполняло всепобеждающей любовью к Родине: «…я понял, что такое Родина: это когда каждая хата кажется тебе родной хатой и каждая старуха в селе — родной матерью. Родина — это когда каждый шаг немецкого кованого сапога по нашей земле — кровавый след в твоем сердце» (27 августа 1942г.). Он воевал под Москвой, выбивал врага из Ржева, освобождал украинские города и деревни. Сколько раз, падая под немецкими пулями и снарядами, он поднимался, чтобы идти дальше. Только выбивая врага из деревни, Голоски Каменец-Подольской области, Бибиков упал и навсегда остался в этой далекой от Ангары, но навечно кровно родной ему украинской деревне. Почти невозможно коротко пересказать «Письма с войны» стрелка расчета зенитного пулемета А. Павленка — своеобразный дневник жизни простого солдата. Даже в невероятно тяжелых условиях солдатских будней он находил в себе силы работать над сложной математической задачей, решение которой помогло бы увеличить эффективность боя его зенитного пулемета. Время все дальше отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена его славных сыновей и дочерей. Огромное количество ученых и учителей математики приближали победу над фашизмом 70 лет назад. Надо, чтобы наши ученики знали об этом и помнили.

 

Литература:

 

1.      Гнеденко Б. В. Математика и оборона страны, — М.: 1978.

2.      Гнеденко Б. В. Математика и контроль качества продукции М.: Знание, 1984.

3.      Левшин Б. В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны — М.: Наука, 1983.

4.      Оружие Победы.-2-е изд., перераб. И доп. — М: Машиностроение, 1986.

5.      Современная иллюстрированная энциклопедия «Математиков и информатиков». А. П. Горкин., Издательство: «РОСМЕН», 2007 год.

6.      Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе». Е. Букимов. Издательство: «Школьная пресса», 2010 год, 53 стр.

Основные термины (генерируются автоматически): научная работа, действующая армия, математик, Великая Отечественная война, зенитный пулемет, катастрофа самолетов, президент АН СССР, слабое здоровье, сложная математическая задача, теория вероятностей.


Похожие статьи

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы...

Создана такая армия была на основании дислокации авиабригад тяжелых бомбардировщиков в европейской части СССР.

Роль Военно-воздушных Сил в Великой Отечественной войне 1941–1945 (По материалам IX военно-научной конференции ВВС).

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях...

Основные термины (генерируются автоматически): офицерский состав, Великая отечественная война, действующая армия, училище, офицер, быль

Санитарно-противоэпидемическая работа с населением в Якутской АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Уроки применения авиации в пятидневной войне 2008 года

Вместе с тем, использование грузинскими войсками войсковых зенитных средств, привели к первым потерям.

Рис. 5. Ан-12ПП (постановщик помех). В итоге, в воздушном пространстве не всегда отдавалось предпочтение транспортному самолету, выполнявшему боевую задачу.

Эффективное развитие урока в 1946 -1951 гг. XX века | «Молодой

Основными источниками победы СССР в Великой Отечественной войне явилось патриотическое сознание масс, их решимость защитить

Президент АПН РСФСР И.А. Каиров писал: «Мы находим сходство между процессом обучения и процессом научного познания.

Особенности исторической памяти молодежи о событиях великой...

Задачи исследования

Эмпирическая база работы. Социологический опрос «События Великой Отечественной

День Победы – праздник победы Советской армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной...

Особенно сложным стал для тамбовчан вопрос о сохранении в чистоте «пищевых» объектов, ремонт уборных города, наблюдались перебои в работе четырех

Типология и разновидности коллаборационизма на территории СССР в период Великой Отечественной войны.

Некоторые проблемы признания лица безвестно отсутствующим...

V международная научная конференция «Право: история, теория, практика»

Я считаю, чтобы способствовать устранению неопределенности, а также для улучшения качества работы судов общей юрисдикции и уменьшения

трудового права периода Великой Отечественной войны.

Викторина «Великая Отечественная война» | Статья в сборнике...

Викторина «Великая Отечественная война». Автор: Казанцева Лариса Валерьевна.

Керчь. 10. На какое минимальное расстояние немецкая армия подошла к Москве? 80 км.

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, Москва, СССР...

«Ствол длинный, жизнь короткая» — неизвестный подвиг воинов...

За весь период Великой Отечественной войны 1744 артиллеристов — Героев Советского Союза, из них 453 человека воевали в

Танки стреляли с ходу, «Мессершмитты» снижались до 20–30 м, очередями из пулеметов старались вывести из строя расчеты.

Похожие статьи

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы...

Создана такая армия была на основании дислокации авиабригад тяжелых бомбардировщиков в европейской части СССР.

Роль Военно-воздушных Сил в Великой Отечественной войне 1941–1945 (По материалам IX военно-научной конференции ВВС).

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях...

Основные термины (генерируются автоматически): офицерский состав, Великая отечественная война, действующая армия, училище, офицер, быль

Санитарно-противоэпидемическая работа с населением в Якутской АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Уроки применения авиации в пятидневной войне 2008 года

Вместе с тем, использование грузинскими войсками войсковых зенитных средств, привели к первым потерям.

Рис. 5. Ан-12ПП (постановщик помех). В итоге, в воздушном пространстве не всегда отдавалось предпочтение транспортному самолету, выполнявшему боевую задачу.

Эффективное развитие урока в 1946 -1951 гг. XX века | «Молодой

Основными источниками победы СССР в Великой Отечественной войне явилось патриотическое сознание масс, их решимость защитить

Президент АПН РСФСР И.А. Каиров писал: «Мы находим сходство между процессом обучения и процессом научного познания.

Особенности исторической памяти молодежи о событиях великой...

Задачи исследования

Эмпирическая база работы. Социологический опрос «События Великой Отечественной

День Победы – праздник победы Советской армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной...

Особенно сложным стал для тамбовчан вопрос о сохранении в чистоте «пищевых» объектов, ремонт уборных города, наблюдались перебои в работе четырех

Типология и разновидности коллаборационизма на территории СССР в период Великой Отечественной войны.

Некоторые проблемы признания лица безвестно отсутствующим...

V международная научная конференция «Право: история, теория, практика»

Я считаю, чтобы способствовать устранению неопределенности, а также для улучшения качества работы судов общей юрисдикции и уменьшения

трудового права периода Великой Отечественной войны.

Викторина «Великая Отечественная война» | Статья в сборнике...

Викторина «Великая Отечественная война». Автор: Казанцева Лариса Валерьевна.

Керчь. 10. На какое минимальное расстояние немецкая армия подошла к Москве? 80 км.

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, Москва, СССР...

«Ствол длинный, жизнь короткая» — неизвестный подвиг воинов...

За весь период Великой Отечественной войны 1744 артиллеристов — Героев Советского Союза, из них 453 человека воевали в

Танки стреляли с ходу, «Мессершмитты» снижались до 20–30 м, очередями из пулеметов старались вывести из строя расчеты.

Задать вопрос