Армянская церковь – одна из туристических достопримечательности южного берега Крыма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.09.2015

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Саргсян, А. Л. Армянская церковь – одна из туристических достопримечательности южного берега Крыма / А. Л. Саргсян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21998/ (дата обращения: 19.04.2024).

Армянская церковь в Ялте является уникальным во многих отношениях архитектурным памятником, по праву относящимся к числу важнейших туристических достопримечательностей южного берега Крыма. Величественное сооружение с грандиозной, в сто ступеней, парадной лестницей, стоящее на крутом горном склоне в окружении высоких пирамидальных кипарисов, создает потрясающий видовой эффект. Архитектура церкви, решённой в пропорциях жемчужины армянской архитектуры — церкви Сурб Рипсиме в Эчмиадзине, сочетает лучшие традиции средневекового армянского зодчества со стилистикой модного в начале XX века стиля модерн, демонстрируя оригинальные конструктивные и декоративные решения. Широкая центральная лестница ведет не к западному фасаду строения, где традиционно располагается главный вход армянской церкви, а к её южному фасаду, украшенному низкой полуовальной аркой, обозначающей вход в усыпальницу, занимающую цокольный этаж церкви. Этой особенностью проекта, несомненно, подчёркивалось основное предназначение церкви как семейной родовой усыпальницы [1].

В Ялте армянская церковь появилась в начале XX века по заказу бакинского нефтепромышленника Павла Осиповича Гукасова в память о его дочери, которая похоронена в усыпальнице при храме. Церковь сооружена в 1903–1917 гг. одним из крупнейших зодчих Закавказья Габриэлем Тер-Микеловым. В основу проекта легли эскизы талантливого армянского художника Вардгеса Суреньянца. Ему же принадлежит роспись церкви. Это была последняя работа художника; прах его покоится перед зданием церкви. Формы храма, созданного в старинном армянском стиле, напоминают церковь св. Рипсиме в Эчмиадзине 618 года постройки, которая является шедевром национального зодчества Армении [2]. Церковь построена из форосского вулканического туфа на крутом горном склоне, увенчана куполом конической формы на изящном барабане. Стены храма искусно украшены орнаментом, плетением, различными розетками. Особенно богаты причудливой резьбой наличники, купола, арки дверей и южный фасад храма. Церковь имеет отличную акустику. В основании купола - кольцо с надписью на древнем армянском языке, призывающей распространять христианство среди армян. К южному (ложному) входу в храм с арочной нишей, ведет великолепная лестница из 100 ступеней, сопровождаемая зеленью высоких пирамидальных тисов. Второй этаж его венчает трехарочная галерея с балконом в центре, а третий — крест, опирающийся на два арочных окна [2].

В 1986 г. была завершена реставрация храма. Любопытно отметить, что у здания церкви проводились съемки нашумевшего в свое время кинофильма «Праздник святого Иоргена». В 60-х годах здесь был Ялтинский краеведческий музей, проходили киносъемки известных фильмов: «Овод», «Три толстяка», «Щит и меч», «Мастер и Маргарита».

Светотеневая игра вырывает из компактного пятиярусного объема крупные архитектурные элементы — низкую арку ложного входа, трехъярусную лоджию с гребешком щипцовых завершений и скупо разбросанные по фасаду тонко резанные по камню детали, среди которых выделяется огромный крест. Архитектурные формы церкви рождены талантом армянского народа, издавна знакомого с обработкой камня [3]. Западная часть строения, завершающаяся шестиколонной ротондой-звонницей, открытая на юг лоджия, подчеркивающая некоторую светскость, декоративное убранство, заимствованы из армянской архитектуры второй половины XII — начала XIII вв.

Цокольный этаж служил склепом. Его мемориальность подчеркнута поминальной нишей и апсидой усыпальницы. Ниша, открытая в сторону парадной лестницы, обрамлена орнаментированной аркой. Окно усыпальницы забрано металлической решеткой. Над ним — рельефное изображение двух воронов, охраняющих вечный покой усопших. Главный вход в церковь находится с западной стороны. Портал его напоминает очертанием ложный свод древнего склепа. Завершающим аккордом всего фасада является изящная ротонда звонницы.

Северо-восточную часть здания, прорезанного двумя арочными окнами, украшает рельефное изображение креста с геометрическим орнаментом прекрасной резьбы. Не менее привлекателен внутренний интерьер Армянской церкви — купольный зал. Благодаря пристенным пилонам он получил крестообразную в плане форму. Освещенный двенадцатью арочными окнами, купол расписан великолепной фресковой живописью. По светлому зеленоватому фону разбросаны белые и синие стилизованные цветы, тянущиеся к солнцу, расположенному в центре купола. Синие райские птицы искусно вплетены в растительный орнамент. Великолепен иконостас, прекрасно вписанный в алтарь в виде трех порталов, увенчанных куполками из белого с серым мрамора и алебастра с цветными майоликовыми вставками и золочеными деталями. Освещенный сзади светом из боковых окон апсиды, иконостас смотрится голубым, миражным силуэтом храма. Беломраморные ступени амфитеатром уходят ввысь от амвона, скрываясь за силуэтом парящего над алтарной дверью креста превосходной резьбы. Работы по росписи интерьера и оформлению внутреннего убранства церкви, в том числе и алтаря, велись скульпторами Меркуловым и Тарагросом по эскизам В. Суренянца и под его руководством вплоть до 1920 г. Перед южным фасадом здания, с левой стороны от арки, приютилась скромная могильная плита из серого диорита. Здесь нашел свой последний приют один из создателей Армянской церкви.

В одном из писем брату Арташесу в 1913 г. Суренянц писал: «Настроение Гукасова зависит от снижения и повышения акций и особенно от подагры его больной ноги». И действительно, зачастую, прислушиваясь к мнению случайных людей, заказчик заставлял вносить постоянные изменения в эскизы. И это продолжалось в течение нескольких лет. «Если скажу, что у меня кровоточит сердце, — писал Суренянц, — то это должно быть понятно в прямом смысле... Этот большой и выгодный церковный заказ, в конце концов, доведет меня до крайней нищеты и отчаяния.».. И это предположение оказалось пророческим. После долголетней работы над эскизами и ее завершением в 1917 г. вместе с художником по прикладному искусству Тарагросом Суренянц приехал в Ялту. Художник поселился в нижнем этаже соседнего с церковью дома. Приступили к работе по росписи церкви. Однако вскоре Суренянц лишился материальной поддержки заказчика, который эмигрировал во Францию. Зимой 1918 г. художник тяжело заболел, паралич приковал его к постели. Но страстное желание завершить работу придавало силы [3]. Суренянц пережил немецкую оккупацию, приход Антанты, Деникина и Врангеля. Ему предлагали эмигрировать, но он категорически отказывался. Одиночество, голодное существование, болезни не убили в нем жажду творчества. Он был увлечен росписью купола, но, к сожалению, не успел дописать стены церкви. Художник умер в апреле 1921 г. По воспоминаниям старожилов Ялты, до последнего дня он охранял свое детище — Армянскую церковь. Не случайно его похоронили у ее стен. Этот величественный памятник стал лебединой песней талантливого армянского художника.

Шли годы. Здание церкви пострадало в период Великой Отечественной войны, долгие годы использовалось не по назначению. В 1960 г. оно было передано Ялтинскому краеведческому музею, где была открыта экспозиция по дореволюционному периоду истории Ялты. Затем здесь разместился археологический отдел. К 150-летию Ялты церковь была отремонтирована и реставрирована. Здание многократно использовалось кинематографистами. Его можно увидеть в фильмах «Праздник святого Йоргена», «Месс Менд», «Овод», «Три толстяка», «Щит и меч». Сегодня церкви возвращено ее первоначальное назначение. Она освящена отцом Иеремием Мокияном и открыта для верующих.

Много лет здесь проходят «Вечера камерной музыки». И тогда искусство армянских зодчих гармонично сливается с мастерством музыкантов, устремляясь навстречу добру и миру.

 

Литература:

 

1.                  http://yalta-arm.in.ua/cerkof/cerkof-ripsine-yalta/

2.                  http://jalita.com/big_yalta/yalta/armyan_church.shtml

3.                  http://krymology.info/index.php/Армянская_церковь_(Ялта)

Основные термины (генерируются автоматически): Армянская церковь, здание церкви, церковь, Ялта, армянская архитектура, главный вход, крутой горный склон, парадная лестница, талантливый армянский художник, Ялтинский краеведческий музей.


Похожие статьи

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике международной...

Под эгидой Армянской Церкви были созданы университеты Гладзора, Татева, Нораванка, Сиса, Ани: здесь преподавали видные

Горный ландшафт страны определил черты¸ архитектуры. Мощно и монументально, высятся по всей Армении памятники средневекового зодчества.

Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры...

Ко входу отведена большая лестница, венчать храм будет большая колокольня, ее высота достигнет 40 метров.

Основные термины (генерируются автоматически): храмовой архитектуры, церковь Николы, псковско-новгородский стиль, городе Саратове, развитие...

Деревянное зодчество в творчестве архитектора А. А. Каретникова

Вход / Регистрация.

Он являлся «полезным деятелем Комитета, особенно в решении вопросов о художественном значении архитектуры старинных церквей, часовен, а также — иконостасов и иконописи …»

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым небом...

...немецкая церковь кирха, винокурня, дом-мастерская кондитера, здание конюшни

Сегодня главным сувениром Волгограда являются горчичное масло и баночка сарептской горчицы.

Роль Казанского районного краеведческого музея имени В. С. Аржиловского в развитии...

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века...

Благодаря такому обилию церквей и тесным связям города с Москвой, родилось сравнение: «Арзамас-городок — Москвы уголок», а усадеб в черте города

В его нижней части находится крыльцо главного входа в здание, а выше на уровне второго этажа — балкон с мезонином.

Процесс национализации частных усадеб Крыма | Молодой ученый

Вход / Регистрация.

Спорные вопросы представляются на разрешение главного комиссара или в исполнительный комитет Ялтинского совета рабочих, солдатских и крестьянских

Армянская церковь – одна из туристических достопримечательности южного берега Крыма.

Церкви полоцкого мужского Богоявленского монастыря во второй...

Вход / Регистрация.

В ХХ в Екатерининскую церковь ждала та же участь, что и главный храм Богоявленского монастыря. Церковь была закрыта, а затем и вовсе была ликвидирована из келейного здания, купол ее был разобран.

Методы формирования общественных пространств: анализ...

Рядом расположена церковь «Santo Volto», которая также «осваивает» индустриальное

В старой электростанции организовано место для выступлений, концертов и выставок современных художников.

Берега представляют из себя небольшие высаженные склоны.

Похожие статьи

Культура и искусство Армении | Статья в сборнике международной...

Под эгидой Армянской Церкви были созданы университеты Гладзора, Татева, Нораванка, Сиса, Ани: здесь преподавали видные

Горный ландшафт страны определил черты¸ архитектуры. Мощно и монументально, высятся по всей Армении памятники средневекового зодчества.

Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры...

Ко входу отведена большая лестница, венчать храм будет большая колокольня, ее высота достигнет 40 метров.

Основные термины (генерируются автоматически): храмовой архитектуры, церковь Николы, псковско-новгородский стиль, городе Саратове, развитие...

Деревянное зодчество в творчестве архитектора А. А. Каретникова

Вход / Регистрация.

Он являлся «полезным деятелем Комитета, особенно в решении вопросов о художественном значении архитектуры старинных церквей, часовен, а также — иконостасов и иконописи …»

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым небом...

...немецкая церковь кирха, винокурня, дом-мастерская кондитера, здание конюшни

Сегодня главным сувениром Волгограда являются горчичное масло и баночка сарептской горчицы.

Роль Казанского районного краеведческого музея имени В. С. Аржиловского в развитии...

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века...

Благодаря такому обилию церквей и тесным связям города с Москвой, родилось сравнение: «Арзамас-городок — Москвы уголок», а усадеб в черте города

В его нижней части находится крыльцо главного входа в здание, а выше на уровне второго этажа — балкон с мезонином.

Процесс национализации частных усадеб Крыма | Молодой ученый

Вход / Регистрация.

Спорные вопросы представляются на разрешение главного комиссара или в исполнительный комитет Ялтинского совета рабочих, солдатских и крестьянских

Армянская церковь – одна из туристических достопримечательности южного берега Крыма.

Церкви полоцкого мужского Богоявленского монастыря во второй...

Вход / Регистрация.

В ХХ в Екатерининскую церковь ждала та же участь, что и главный храм Богоявленского монастыря. Церковь была закрыта, а затем и вовсе была ликвидирована из келейного здания, купол ее был разобран.

Методы формирования общественных пространств: анализ...

Рядом расположена церковь «Santo Volto», которая также «осваивает» индустриальное

В старой электростанции организовано место для выступлений, концертов и выставок современных художников.

Берега представляют из себя небольшие высаженные склоны.

Задать вопрос