Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 14.09.2015

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Цветкова, О. А. Развитие личности учащегося в структуре школьного образования: психолого-педагогический аспект / О. А. Цветкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 507-510. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21971/ (дата обращения: 25.04.2024).

Обобщая содержание современных публикаций педагогического характера, можно утверждать, что наиболее заметные из них рассматривают ориентацию на общечеловеческие ценности как приоритетное направление образовательной деятельности. Однако проблема состоит в том, что содержательная сторона ценностного ориентирования в настоящее время в значительной степени игнорирует приоритет общечеловеческих ценностей в реальной школьной практике. Именно поэтому система ценностей общества, общечеловеческой культуры остается для большинства школьников на абстрактном, нейтральном к личности уровне. Так, размышляя о процессе гуманитаризации в образовании относительно преподавания негуманитарных (естественно-научных) учебных дисциплин, В. В. Краевский делает вывод, что важно не столько как, сколько чему и зачем учат; полноценный человек, личность не может пропустить в культуре знание о человеке и о человеческом. Ориентированные в духе той или иной педагогической концепции, знания могут сформировать прямо противоположные жизненные позиции школьников. Чтобы избежать односторонности в восприятии различных процессов и сложных их проявлений в жизни природы и общества, требуется специальная ориентация педагогического процесса. Тем более что ценностно-смысловые ориентиры не заложены в самом научном знании. Они привносятся в нее, исходя из ценностных ориентаций самого человека. Любое знание, в том числе и естественно-научное, сегодня не существует без оценочного суждения, доведенного до этических норм (использование клонирования, развитие генной инженерии и т. д.). В этой связи важно отметить, что использование потенциала естественно-научного знания в контексте гуманитаризации образования предполагает тесную взаимосвязь конкретных знаний с ценностно-смысловым компонентом, направленным на осмысление природы как ценности; науки как имеющей неоднозначное значение в жизни общества; личной позиции ученика по изучаемой проблеме.

Таким образом, познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции отвечает гуманитарной парадигме в науке и образовании. Познание человеческой субъективности, собственно человеческого в человеке, духовного мира человека, его личностные ценности и смысл жизни относится к области гуманитарного познания. Гуманитарное познание по сути своей представляет собой ценностно-смысловое освоение человеческого бытия.

В этой связи анализ категории «ценность» в контексте проблем развития содержания образования требует обращения к анализу категории «смысл». Так, если ценность представляет собой единство объективного и субъективного, форму отношения или взаимодействия между субъектом и объектом, где значение раскрывает объективный элемент в ценности, то смысл есть отношение субъекта к объективному элементу. При этом значение объективно существует как отношение одного объекта к другому, но смысл возникает как отношение этого же объекта к человеку, к его культуре. Другими словами ценность и смысл возникают из взаимодействия объективного мира с потребностями человека, при этом смысл «творит» ценность.

В тоже время человеческие потребности любого уровня и по содержанию и по формам реализации имеют социально-культурную окраску и наполнение. При этом необходимо различать биологические инстинкты человека и ценность, как принадлежность культуры. Одно из многочисленных определений понятия «культура» акцентирует внимание на исторически выработанных способах деятельности человечества, обладающих позитивно-ценностной значимостью для общественного прогрессивно-гуманистического развития. Любое природное явление само по себе не несет ни какой ценности (оно ни злое, ни доброе), до тех пор пока в отношения не вступает человек как субъект, для которого любое явление приобретает некий смысл лишь в том случае, если лежит в пространстве культуры. Таким образом, смысл — это психическая целостность, возникающая при хотя бы смутном осознании отношения объекта, отображаемого в сознании, к побуждениям субъекта.

Понятие «смысл» соотносится с понятиями субъективной (или личностной) ценности и личностного смысла. Данные понятия описывают человека как социокультурную реальность, отражающую факт включенности субъекта в социальные связи и отношения и связаны с освоением конкретным индивидом общественных и групповых ценностей. Понятие «личностный смысл» было предложено А. Н. Леонтьевым. Согласно его теории «личностный смысл» вносит конкретные семантические оттенки в палитру всеобщих значений. Для разных субъектов один и тот же объект может иметь разные смыслы. Семантические оттенки, преобразуясь в определенную форму, составляют систему индивидуальных значений, которые существуют в виде интериоризированных эталонов, обуславливающих акты социального поведения и познавательную деятельность субъекта». Интериоризация эталонов, предполагает процесс «выращивания» культурных форм поведения, связанный с глубокими изменениями в деятельности важнейших психических функций. В результате образуется новая структура, новая функция, новый состав сложных психических процессов. Таким образом, социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личностных ценностей или ценностных ориентаций.

Важно отметить, что субъективные отношения определяют мотивы и цель деятельности субъекта. В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива — смыслообразующая. Отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности к цели действия образует личностный смысл деятельности. Одним из видов мотивов в психологии рассматриваются убеждения — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии с ее ценностными ориентациями. Убеждения — есть система осознанных и проникнутых чувством жизненных принципов. При этом субъективное отношение к объектам и явлениям мира определяется тем, какие именно потребности и в какой степени «запечатлены» в них. Если в данном объекте не запечатлена ни одна потребность, то личность относится к нему нейтрально, он не охвачен ее субъективным отношением.

Деятельность человека полимотивированна, потому что действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе. При этом одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл, а другие, выполняют роль побудительных стимулов. Однако между мотивом как основанием действия и побуждением к активности находится смысл действия, и побудительная функция мотива реализуется только через смысл. Таким образом, обретение смысла можно рассматривать как сложный психологический процесс, и он существенно влияет на структуру личности.

При этом основными субъективными составляющими индивидуальности человека являются система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера. В психологии смыслом называют внутренне мотивированное, индивидуальное значение для человека того или иного действия, поступка, события. Определить смысл действия или поступка для человека — это значит ответить на вопрос: ради чего он осуществляет это действие? В аспекте индивидуальности как самобытности человека смысл — это осознание абсолютной ценности со-бытия и поступка и одновременное субъективное переживание этой ценности человеком. Смысловое отношение — это ценностное отношение человека к миру, истории, обществу, другим людям, самому себе. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей культурной, духовной и общественной жизни. Ответ на вопрос: ради чего? — предполагает определение ценностного отношения, лежащего в основе действия, поступка, деятельности, всей жизни в целом. Так В.Франкл рассматривает стремление человека к постижению смысла жизни как одно из ведущих человеческих стремлений. Отсутствие такого смысла порождает у человека так называемый экзистенциальный вакуум, депрессию, бездуховность.

Однако в контексте образовательной деятельности также важно определить взаимосвязь понятий «знание» и «смысл». Например, В. Н. Сагатовский подчеркивает, что знания отражают объективную реальность, тогда как смыслы — реальность субъективную. Значение, существует объективно как отношение одного объекта к другому, но смысл возникает лишь как отношение субъекта и объекта. При этом субъект может быть и коллективным (в силу чего различаются не только личностные смыслы, но и национальные, сословные, классовые и т. д.). Таким образом, важнейшим условием профессиональной подготовки учителя к решению принципиально новых задач в системе школьного образования является определение и осмысление ценностно-смысловых ориентиров содержания обучения, которое направлено на развитие личности учащегося.

 

Литература:

 

1.                  Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического ВУЗа методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л.А Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.

2.                  Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.

3.                  Бойков, А. Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 КЛАСС) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10–16.

4.                  Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.

5.                  Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И.М, Воейков, П.Д, Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.

6.                  Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.

7.                  Глазников, Л. А. Применение кортексина для повышения статокинетической устойчивости человека // Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Г. А. Рыжак, В. Х. Хавинсон // Медицинский академический журнал. 2002. Т. 2. № 3. С. 91–98.

8.                  Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.

9.                  Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.

10.              Сорокина, Л. А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов, Г. В. Бузник, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156–159.

11.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.

12.              Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30.

13.              Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, смысл, анализ категории, гуманитарное познание, личностный смысл, образовательная деятельность, объективный элемент, отношение субъекта, самый человек, субъективное отношение.


Похожие статьи

Гуманитарные знания в системе современного образования

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личной системе ценностей и смысла жизни. В этой плоскости педагогического бытия приоритетное значение приобретает субъективированное...

Гуманитарная сущность современного образования

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личной системе ценностей и смысла жизни. В этой плоскости педагогического бытия приоритетное значение приобретает субъективированное...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность»...

Анализ научной педагогической литературы показывает, что понятие «ценность» в педагогике выступает как личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе знания человека о мире...

Субъектность человека: психолого-педагогические основы

Понимание субъекта связывается отношением человека к себе как к деятелю, с наделением человеческого индивида качествами быть

По мнению В. И. Слободчикова субъективность — это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека.

Проблема ценностей в социально-гуманитарном познании

Отношение к ценности как к самостоятельной философской категории начинается с работы Г.Лотце «Микрокосм.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, потребность, личностный смысл, смысл, Бог, личность, индивидуальная...

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

Поскольку субъективное благополучие – бинарное понятие, то его смысл может быть понят

На наш взгляд, для психологического анализа проблемы субъективного благополучия большую значимость представляют субъективные факторы: свойства личности, отношения...

К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных...

Отношение человека к себе как к деятелю как смыслообразующая характеристика

− на уровне личности (субъекта деятельности) — в способности инициировать и

− на уровне индивидуальности (субъект самопознания) — в осознании ценностей познания «Я» и...

Общая характеристика ценностей человека, их роль и место...

Тугаринов В.П. раскрывает понятие «ценностное отношение»: «В подходе людей к

Они имеют огромный «личностный смысл» для субъекта [11].

Классификация ценностей (традиционная). За традиционной классификацией ценности разделяют на.

Некоторые аспекты потенциала гуманитарного образования...

отношение, гуманитарное образование, Белово, опыт диалога, мир, опыт осуществления, субъективная реальность, образовательное событие, образовательная среда, проблема содержания.

Похожие статьи

Гуманитарные знания в системе современного образования

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личной системе ценностей и смысла жизни. В этой плоскости педагогического бытия приоритетное значение приобретает субъективированное...

Гуманитарная сущность современного образования

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личной системе ценностей и смысла жизни. В этой плоскости педагогического бытия приоритетное значение приобретает субъективированное...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность»...

Анализ научной педагогической литературы показывает, что понятие «ценность» в педагогике выступает как личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе знания человека о мире...

Субъектность человека: психолого-педагогические основы

Понимание субъекта связывается отношением человека к себе как к деятелю, с наделением человеческого индивида качествами быть

По мнению В. И. Слободчикова субъективность — это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека.

Проблема ценностей в социально-гуманитарном познании

Отношение к ценности как к самостоятельной философской категории начинается с работы Г.Лотце «Микрокосм.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, потребность, личностный смысл, смысл, Бог, личность, индивидуальная...

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

Поскольку субъективное благополучие – бинарное понятие, то его смысл может быть понят

На наш взгляд, для психологического анализа проблемы субъективного благополучия большую значимость представляют субъективные факторы: свойства личности, отношения...

К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных...

Отношение человека к себе как к деятелю как смыслообразующая характеристика

− на уровне личности (субъекта деятельности) — в способности инициировать и

− на уровне индивидуальности (субъект самопознания) — в осознании ценностей познания «Я» и...

Общая характеристика ценностей человека, их роль и место...

Тугаринов В.П. раскрывает понятие «ценностное отношение»: «В подходе людей к

Они имеют огромный «личностный смысл» для субъекта [11].

Классификация ценностей (традиционная). За традиционной классификацией ценности разделяют на.

Некоторые аспекты потенциала гуманитарного образования...

отношение, гуманитарное образование, Белово, опыт диалога, мир, опыт осуществления, субъективная реальность, образовательное событие, образовательная среда, проблема содержания.

Задать вопрос