Трудовая повседневность якутян в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 11.09.2015

Статья просмотрена: 349 раз

Библиографическое описание:

Никитина, С. Е. Трудовая повседневность якутян в годы Великой Отечественной войны / С. Е. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17.1 (97.1). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21956/ (дата обращения: 19.04.2024).

 

Из Якутии было призвано в ряды действующей армии 62 тыс. 091 человек, в том числе 418 женщин и девушек, т.е. почти вся здоровая, работоспособная часть населения 18 центральных и южных районов республики. Из них погибли 37 тыс. 950 воинов-якутян, более 6 тыс. пропали без вести, 22 тыс. 767 чел. вернулись после демобилизации домой с Победой. В том числе, в 1941 г. из Якутии было призвано 17 тыс. 179 чел.,

в 1942 г. – 23 тыс. 747 чел.,

в 1943 г. – 13 тыс. 894 чел.,

1944 г. – 5 тыс. 068 человек [1, с. 146].

Якутия, в первую очередь, была поставщиком стратегического сырья – золота и олова. На приисках началось движение фронтовых бригад, стахановцев военного времени – двухсотников. Предприятия трестов «Джугджурзолото» и «Якутзолото» явились основателями движения под девизом «Хочешь врага победить в войне – план выполняй вдвойне и втройне». Трест «Джугджурзолото» в августе 1941 г. первым в стране досрочно выполнил годовой план золотодобычи. В 1944 г. особенно отличился поселок Ыныкчан треста «Джугджурзолото», выполнив план добычи золота на 193%. За 4 военных года горняки Джугджура увеличили добычу золота в 1,9 раза. Создавались женские бригады. Например, в конце 1943 г. на приисках Аллах-Юня работало 708 женщин, в том числе бригады, руководимые Плахиной, Плутахиной, Огурцовой [2, с. 204-213].

Производственные успехи по золотодобыче во многом зависели от стабильности поставок грузов, которые долгие годы обеспечивались гужевым транспортом из-за труднодоступности горных перевалов Аллах-Юня. Вся нагрузка по продовольственному снабжению и перевозке промышленных и технических грузов легла на восемь центральных районов Якутии: Орджоникидзевский (в настоящее время Хангаласский улус), Намский, Усть-Алданский, Мегино-Кангаласский, Амгинский, Чурапчинский, Алекссевский (Таттинский улус), Усть-Майский. Грузы шли на следующие прииски: Ыныкчан, Минор, Светлый, Бурхала, Баатыла, Евканджа, Юдома и Верхняя Мая (на Амуре). Насчитывалось в них на 1 января 1941 года, по неполным данным, 5507 рабочих, в том числе на октябрь 1941г. 3219 старателей и 1213 лотошников, объединенных в 514 бригад. По отдельным предприятиям насчитывалось: Ыныкчан - 1255, Минор - 377, Светлый - 485, Бурхала - 364, Баатыла - 260, Евканджа - 304, Юдома - 2190 рабочих. Общая численность этого золотопромышленного района достигала 23095 человек.

Работа автомобильного транспорта была сосредоточена главным образом по тракту Большой Невер-Алдан-Якутск, а также между г. Якутском и ближайшими районами – Амгой, Чурапчой, Ытык-Кюелем, Покровском и Намцами. Колхозный гужевой транспорт насчитывал 57 тыс. рабочих лошадей и свыше 30 тыс. ездовых оленей. Этот вид транспорта, в основном, использовался на перевозках грузов для золотых приисков Алдана и Аллах-Юня. Выделялись для доставки грузов в зимний сезон около 3,5 тысяч лошадей для перевозки 2 тысяч тонн различного груза на расстояние 250 тысяч километров.

Таблица 1

Объем грузоперевозок Золотопродснаба [3]

 

1940 г.

1941 г.

1942 г.

1943 

1 Продснабжение:

Продгрузы (тонны)

Зернофураж (тонны)

Промтовары (тыс.руб.)

 

6780

5970

17157

 

8714

7010

37735

 

7244

5727

7243

 

5686

2754

5095

2 Товарооборот

По золотоскупкам (тыс.

руб.)

По открытой сети (рабоч.

снабжение)

 

1570

 

50641

 

2828

 

53238

 

3354

 

42272

 

2668

 

37984

3 Собственная продбаза:

Продукция сельхоза (в

центнерах)

Животноводство (рогатого

скота голов)

Джугджснабзаготовки и

собств. улов рыбы (тыс. руб)

 

4153

 

95

 

553

 

6781

 

155

 

1016

 

9975

 

226

 

1421

 

12546

 

354

 

3090

 

В 1942 г. на Алдане начала развиваться добыча слюды, основано крупное Эмельджакское предприятие, дававшее ежегодно стране около тысячи тонн высококачественной продукции. В том же году открытым способом было добыто 1 тыс. 744 тонн слюды-флогопита, приобретавшей в дни войны важное значение для оборонной промышленности. В 1944 г. план добычи ее был выполнен досрочно, а в 1945 г. добыто 115 тонн слюды сверхплана. За это время республика стала одним из наиболее крупных оловоносных районов Союза (прииски Бургалах, Эге-Хайя). Во время войны в Якутии началась добыча горного хрусталя. В 1944 г. она дала стране четверть общесоюзной добычи этого стратегического сырья. Началась добыча и исландского шпата, не менее ценного, чем золото.

Авиация обеспечивала перевозку грузов, а также пассажиров. В 1941 г. организовали единую авиагруппу. В Якутске был построен новый аэропорт. Значительная часть перевозок была связана с обслуживанием Красноярской воздушной трассы, по которой перегоняли боевые самолеты из Америки. Управление трассы находилось в г. Якутске. Ее обслуживали 5 авиационных полков, расположенных в г. Фэрбенксе (США), поселках Уэлькаль (Чукотка) и Сеймчан (Магаданская обл.), городах Якутске и Киренске. На этой трассе, протяженностью 4 тыс. 853 км, было построено и оборудовано 26 аэродромов. Самолеты, перегоняемые по трассе, сдавались в г. Красноярске 45-му запасному полку, который сформировывал авиационные части и отправлял их на фронт. Всего по трассе было доставлено 8 тыс. 094 самолета.

Из воспоминаний жителя Беченчи Афанасия Степановича Кугданова: «Как призвали по повестке, строить Витимский аэропорт. Собрались мобилизованные из Чаянды, Беченчи, Орто-Нахары,Толон, Инняя,Алысардаха. Не было никакой техники, все вручную. Грунт возили тачками и на лошадях. Утрамбовывали будущую временную полосу специально сконструированными катками. Словом, трудились по законам военного времени. Но нас не надо было подгонять. Хорошо понимали, что мы хоть и не на переднем крае, но тоже участвуем в борьбе, и чем быстрее будет построен аэродром, тем больше самолетов получит Красная армия, тем скорее разгромит она врага. Ежедневным заданием каждого землекопа было вынуть десять кубометров грунта. Не выполнив задания, люди со стройки не уходили. В июне 1942 г. на полях колхоза «Первенец» началось строительство. Шло ударными темпами, раньше графика. В начале 1944г. комиссия ВВС во главе с Дмитрием Евдокимовичем Чусовым приняла в эксплуатацию».

Развивалась рыбная промышленность. Якутский рыбтрест был реорганизован в трест союзного значения, в краткий срок были созданы 240 рыболовецких бригад при колхозах с 2 тыс. 100 рыбаками. В 1943 г. из числа переселенцев и местных рыбаков было организовано еще 18 специализированных рыболовецких колхозов. В низовьях рек Лены и Яны развернулась напряженная работа по добыче рыбы. Была создана мощная производственная база: моторно-рыбопромысловые станции (МРС), 32 рыболовецких колхоза, 450 рыболовецких бригад, расширены старые и вновь созданы 6 рыбзаводов. Якутия Северным морским путем для нужд армии и тыла вывозила тысячи центнеров высокосортной рыбы: нельмы, муксуна, омуля, чира, стерляди. Рыбаки Севера с 1941 г. по 1945 г. сдали государству свыше 400 тыс. центнеров рыбы, почти в четыре раза больше, чем за 5 довоенных лет.

Изменилась организация труда, всякое проявление безответственности и простоя, а также прогулы рассматривались как предательство интересов Родины. С организацией рыбопромысла связана трагическая страница военных лет. Из западных областей Советского Союза 6 тыс. ссыльнопереселенцев были доставлены в северные районы – Булунский, Жиганский для использования на рыбной ловле. Почти 50% прибывших из Прибалтики составляли дети в возрасте до 16 лет, лица старше 50 лет, в подавляющем большинстве были женщины. В районы рыбной ловли были переселены десятки колхозов из Чурапчинского района Центральной Якутии с населением около 5 тыс. человек. В первые годы рыбаки страдали от нехватки жилья. Не была создана материальная база для рыбной промышленности. От неустроенности, холода, голода часть из них умерла в первый год зимовки. Тем не менее, в декабре 1942 г. было занято на добыче рыбы 7683 человека.

Во время войны очень важное значение приобрела добыча и заготовка пушнины. Она шла на экспорт и тем самым служила важным источником пополнения валютного фонда Советского Союза и роста боевой мощи Вооруженных сил страны. В 1941 г. план пушнозаготовки по Якутии был перевыполнен. Государство получило пушнины на 3,5 млн руб. больше, чем в 1940 г. В 1942 г. пушнина республики составила примерно 24% союзного плана заготовок. Так, например, И.В. Спиридонов из Анабарского района добыл в IV квартале 70 песцов, выполнив норму на 600%, Н. Слепцов из Усть-Яны сдал в заготовительный пункт 90 песцов, выполнив сезонную норму на 1109%, Г. Иванов из Ляховской производственно-охотничьей станции добыл 125 песцов – 8 промысловых норм. В 1943 г. республика сдала пушнины на 4 млн руб. больше, чем в 1940 г. Расширилась сеть звероферм чернобурой лисицы. В 1944 г. государство получило пушнины на два с лишним миллиона рублей сверх плана. В 1942 г. была запущена в якутские озера ондатра, завезенная по ленд-лизу.

Трудящиеся Якутии, отправив своих отцов и сыновей на фронт, самоотверженно трудились в тылу, направляя свои усилия на укрепление мощи Красной Армии. Всего за годы войны от различных взносов поступило в фонд обороны около 90,5 млн. руб., внесено на 58 млн. 914 тыс. руб. облигаций государственных займов. На строительство боевой техники (танковых колонн и самолетов) трудящиеся Якутии собрали 27. 068 тыс. рублей, на которые были построены и переданы армии две танковые колонны «Советская Якутия» и три эскадрильи боевых самолетов. В фонд обороны было внесено денежных сборов, облигаций госзаймов на общую сумму в 380.660 тыс.руб., драгоценных металлов (золото, серебро) – 553 кг, теплых вещей – 367 тыс. комплектов.

В годы войны республика сдала государству 122032 ц мяса и 584938 л молока, 488499 ц зерна. При этом за годы войны в Якутии фиксируется очень высокая смертность, основная причина которой – голод. Как свидетельствуют документы, «В течение 1940-1944 гг. в ЯАССР смертность населения систематически повышалась, достигнув максимальной своей численности в 1942 г., после чего началось снижение незначительное в 1943 г., и довольно резкое в 1944 г. [4]. Так, за 1941 г. естественная убыль населения в целом по республике составила 961 чел.; за 1942 г. – 8235 чел.; за 1943 г. – 9575 чел.; за 1944 г. – 103 чел.[5, л.13].

Таблица 2

Смертность городского и сельского населения ЯАССР в 1940-1944 гг.

 

1940 г.

1941 г.

1942 г.

1943 г.

1944 г.

Всего умерло

чел.

На 1000 чел. приходится

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего по ЯАССР

12118

29,0

15717

37,7

18770

45,6

16040

42,0

8435

23,5

В т.ч. в городских поселениях

2957

24,1

3537

25,6

5062

34,9

4439

30,2

2365

15,5

В т.ч. в сельских поселениях

9161

31,0

12180

43,7

13708

51,4

11601

49,4

6070

29,5

 

1939-1940 гг. в Якутии были неурожайными, засуха также лишила колхозы и совхозы возможности по заготовке сена и обрекла на резкое сокращение поголовья скота. Для выполнения Постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О создании мясного фонда Красной Армии» в 1940-1943 гг. отмечался высокий рост обобществления скота, которое происходило за счет поголовья скота личного пользования. За годы 1940-1943 гг. сокращение поголовья скота произошло на 226,044 головы или на 28%. Резко увеличилось количество бескоровных хозяйств. На 1 января 1940 г. бесскотных хозяйств было 4,6% от общего числа, бескоровных хозяйств – 10,6%, на 1 января 1943 г. они составили 45,2%, число бескоровных достигло 51,2%. В жизнеобеспечении колхозников в годы войны роковую роль сыграла политика Якутского обкома ВКП (б) «категорического запрета сдачи в фонд обороны общественного скота», жестко регламентировалось выполнение сдачи в фонд обороны «за счет скота личного пользования колхозников, служащих и рабочих»[6, л. 3-4]. Животноводство являлось основой экономической жизни якутов, игнорирование культурно-бытовых, исторически сложившихся особенностей быта якутского населения позднее было признано одной из причин, вызвавших голод 1940-1945 гг.

 

Литература и источники.

  1.                Никитина С.Е. История повседневности глубокого тыла Великой Отечественной: трудовой фронт Ленского района Якутии. // Сибирь: вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Сборник материалов V Всероссийской научной конференции (Омск, 5-6 мая 2011 г.). Омск, 2011. С.146-151.
  2.                Хатылаев М.М. Промышленное освоение Якутии: от истоков до 1946 г. Якутск, 2010.
  3.                Усть-Майский муниципальный архив. Ф. 22. Оп. 1. Д. 15.
  4.                Никитина С.Е. Голод в Якутии в годы Великой Отечественной войны. //Великая Отечественная: значение и уроки победы. (Материалы научно-практической конференции. 18 апреля 1995 г.). Якутск, 1995. С. 104-109.
  5.                ФНА РС (Я). Ф. 3. Оп. 71. Д. 81.
  6.                ФНА РС (Я).Ф. 3. Оп. 27. Д. 129.
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, якутск, фонд обороны, Красная Армия, Великая Отечественная война, военное время, омск, рыбная промышленность, Советский Союз, стратегическое сырье.


Похожие статьи

Производство Якутии в годы Великой Отечественной войны

Таким образом, рыбная промышленность Якутии получила дальнейшее развитие в годы Великой Отечественной войны.

Мординов А.Е. Якутия в Великой Отечественной войне Советского Союза. - Якутск: Кн. изд-во, 1944. - С. 14-26.

Военно-промышленный комплекс Западной Сибири в первый...

Западная Сибирь, завод, Омск, Тюмень, Новосибирск, Великая Отечественная война, военно-промышленный комплекс, производство, военная техника, авиационная промышленность.

Ишим в годы Великой Отечественной войны (на примере...)

Библиографическое описание: Филиппов А. А. Ишим в годы Великой Отечественной войны (на примере фондов Ишимского

22 июня 1941 г. ишимцы, как и все жители Омской (с 14 августа 1944 г. Тюменской) области, узнали о нападении нацистской Германии на Советский Союз.

Боевой путь якутян | Статья в журнале «Молодой ученый»

Якутия в годы Великой Отечественной войны» - Якутск,- 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): Советский Союз, Отечественная война, орден, война, Москва, сельская местность, Красное Знамя, Красная Звезда, Российская Федерация, блокадный...

Промышленные предприятия в годы Великой Отечественной...

В 1941 году началась Великая Отечественная Война, фашисты переступили границы Советского Союза, в срочном порядке был издан приказ

В апреле 1942 года из рук Ишимских машиностроителей Советская Армия получила партию готовой продукции 180 автокухонь.

Ханты-Мансийский автономный округ в Великой Отечественной...

И наиболее ярко подобное сплочение всей страны перед общей угрозой наблюдалось во время Великой Отечественной войны. Боевые действия шли на европейской территории Советского Союза, до Урала враг дойти не смог, как ни пытался, но и земли за Уралом тоже...

Глубокий тыл в Великую Отечественную войну: голод в Якутии...

колхоз, Якутский обком, Великая Отечественная война, фонд обороны, смертность населения, якутск, Якутия, резкое сокращение поголовья скота, денежно-вещевая лотерея, район.

Финансовая и материальная помощь населения Якутии фронту

Красная Армия, сбор средств, Якутия, фонд обороны, фронт, семья фронтовиков, Советский Союз, помощь, вещь, Великая Отечественная война.

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы...

Актуальность проблемы формирования ВА (воздушных армий) военно-воздушных сил Красной Армии в период ВОв (Великой Отечественной войны), а также модернизации организационной структуры ВВС в настоящее время обусловлена реформированием ВВС.

Похожие статьи

Производство Якутии в годы Великой Отечественной войны

Таким образом, рыбная промышленность Якутии получила дальнейшее развитие в годы Великой Отечественной войны.

Мординов А.Е. Якутия в Великой Отечественной войне Советского Союза. - Якутск: Кн. изд-во, 1944. - С. 14-26.

Военно-промышленный комплекс Западной Сибири в первый...

Западная Сибирь, завод, Омск, Тюмень, Новосибирск, Великая Отечественная война, военно-промышленный комплекс, производство, военная техника, авиационная промышленность.

Ишим в годы Великой Отечественной войны (на примере...)

Библиографическое описание: Филиппов А. А. Ишим в годы Великой Отечественной войны (на примере фондов Ишимского

22 июня 1941 г. ишимцы, как и все жители Омской (с 14 августа 1944 г. Тюменской) области, узнали о нападении нацистской Германии на Советский Союз.

Боевой путь якутян | Статья в журнале «Молодой ученый»

Якутия в годы Великой Отечественной войны» - Якутск,- 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): Советский Союз, Отечественная война, орден, война, Москва, сельская местность, Красное Знамя, Красная Звезда, Российская Федерация, блокадный...

Промышленные предприятия в годы Великой Отечественной...

В 1941 году началась Великая Отечественная Война, фашисты переступили границы Советского Союза, в срочном порядке был издан приказ

В апреле 1942 года из рук Ишимских машиностроителей Советская Армия получила партию готовой продукции 180 автокухонь.

Ханты-Мансийский автономный округ в Великой Отечественной...

И наиболее ярко подобное сплочение всей страны перед общей угрозой наблюдалось во время Великой Отечественной войны. Боевые действия шли на европейской территории Советского Союза, до Урала враг дойти не смог, как ни пытался, но и земли за Уралом тоже...

Глубокий тыл в Великую Отечественную войну: голод в Якутии...

колхоз, Якутский обком, Великая Отечественная война, фонд обороны, смертность населения, якутск, Якутия, резкое сокращение поголовья скота, денежно-вещевая лотерея, район.

Финансовая и материальная помощь населения Якутии фронту

Красная Армия, сбор средств, Якутия, фонд обороны, фронт, семья фронтовиков, Советский Союз, помощь, вещь, Великая Отечественная война.

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы...

Актуальность проблемы формирования ВА (воздушных армий) военно-воздушных сил Красной Армии в период ВОв (Великой Отечественной войны), а также модернизации организационной структуры ВВС в настоящее время обусловлена реформированием ВВС.

Задать вопрос