Автор: Винокуров Александр Данилович

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 11.09.2015

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Винокуров А. Д. Жилищно-бытовые условия жизни населения вилюйской группы районов Якутской АССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. // Молодой ученый. — 2015. — №17.1. — С. 8-11.

 

В статье рассмотрены жилищно-бытовые условия жизни населения вилюйской группы районов Якутской АССР и предпринята попытка анализа традиционной практики совместного проживания семей «дьуккаах» накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. В исследовании автор обращается к методам устной истории при обработке и интерпретации аудиовизуальных документов. В результате исследования воссоздана повседневная жизнь семей информантов накануне и в годы войны.

Ключевые слова: Якутская АССР, жилищные условия, дюккахи, повседневность, воспоминания.

 

Испокон веков в борьбе за жизнь у народов Якутии сложилась самобытная модель традиционного хозяйства и материальной культуры адаптированная к суровым природно-климатическим условиям Севера. Проведенная в 1930-ые гг. коллективизация сельского хозяйства ускорила отказ от традиционного типа хозяйства и усугубила жилищно-бытовые условия жизни сельского населения в годы Великой Отечественной войны.

В данной статье в качестве отдельного аспекта повседневной жизни населения рассматривается проблема жилищного устройства и ее решение в условиях военного времени. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Дать определение типам жилищ и поселений якутского населения в предвоенные и военные годы;
  • Провести анализ традиционной модели совместного проживания семей «дьуккаах» и основные пути решения жилищной проблемы в годы войны.

В рамках исследования проведен сбор воспоминаний жителей 1917-1938 г.р. Сунтарского, Нюрбинского (до 1938 г. район назывался Мегежекский), Верхневилюйского (до 1935 г. район назывался Вилюйско-Мархинский) и Вилюйского районов Республики Саха (Якутия). В современных границах районы образованы в 1930 г., когда в Якутской АССР начался процесс перехода от окружного деления к районному.

В период с 15 по 30 марта 2015 г. в четырех улусах вилюйской группы районов Республики Саха (Якутия) состоялась историко-мемориальная экспедиция «Албан аат: Вилюй», общая протяженность маршрута составила 1012 км. Экспедиция была организована при поддержке Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, гранта Главы РС (Я) для молодых ученых, министерства по делам молодежи и семейной политики РС (Я), Вилюйского педагогического колледжа им. Н.Г. Чернышевского, администраций муниципальных районов вилюйской группы районов.

Всего в вилюйской группе районов Республики Саха (Якутия) записано 90 воспоминаний, в том числе 5 фронтовиков, 5 участников войны с Японией, 63 ветеранов тыла до 1935 г.р. и 17 детей войны. На данный момент ведется работа по определению научной ценности воспоминаний, археографической обработке, систематизации и составлению описи материалов экспедиции. Использование сведений устных исторических источников при написании кандидатской диссертации и их интерпретация производится согласно практическим рекомендациям и методическим материалам разработанным Т.К. Щегловой [6, c.163].

В течении 2014 г. была разработана авторская методика записи воспоминаний ветеранов войны и тыла на русском и якутском языках, апробированная в ноябре 2014 г. в Амгинском и Намском улусах РС (Я). Опросники состоят из блоков посвященных довоенной жизни, коллективизации, организации помощи фронту и трудовых буднях в годы войны, повседневной жизни семьи в годы военного лихолетья, образованию и культуре. Методика была утверждена на заседании сектора истории Якутии ИГИиПМНС СО РАН по итогам археографической и источниковедческой экспертизы. Все воспоминания фиксируются на видеокамеру, диктофон и экспедиционный журнал [2, с. 56].

До коллективизации среди якутов преимущественно был распространен хуторной полуоседлый тип хозяйства «ыал» [3, c. 187]. Административно-территориальной единицей объединявшей единичные хуторные поселения был наслег. Единичное поселение семей и строительство жилья в алаасах, обусловлено природными условиями тайги и с сезонными перекочевками из зимников (кыстык) в летние поселения (сайылык)[1].

Вплоть до середины ХХ в. среди сельского населения встречались два типа жилья:

- балаган (якутская юрта) - представлял собой стационарное жилье с каркасно-столбовой конструкцией, скатными стенами обмазанными глиной или навозом, земляным полом. Крыша покрывалась корой и засыпалась толстым слоем земли. Балаган отапливался обмазанной печью «камелек» (рис.1);

- ампаар дьиэ (срубный дом) – срубный дом с земляным полом преимущественно получивший распространение в качестве летнего жилища. Внутренней планировкой, убранством и расположением очага типологически близок к балагану. В первой половине ХХ в. якуты стали строить зимние срубные дома с деревянным полом, комнатами, двух- или четырехскатной крышей [3, c. 200] (рис.2).

Рис.1. Юрта-балаган

Рис.2. Срубный дом «Ампаар дьиэ»

 

В 1925-1926 гг. медико-санитарный отряд Якутской комплексной экспедиции АН СССР обследовал семейно-бытовые и санитарно-гигиенические условия обитания жителей Вилюйского и Олекминского округов. Необходимо подчеркнуть о том, что с дореволюционного времени к моменту начала экспедиции после Гражданской войны не могли произойти качественные изменения в жилищно-бытовых условиях жизни населения Вилюйского округа.

Таблица 1

Типы жилищных построек у якутов Вилюйского округа[2]

Тип жилищных построек

Вилюйских округ

Кол-во

%

Дома деревянные (ампаар дьэ)

Всего

599

52,6

Вместе с хотоном

342

30,0

С отдельным хотоном

257

22,6

Юрты-балаган

Всего

540

47,4

Вместе с хотоном

489

38,5

С отдельным хотоном

101

8,8

Итого

1139

100

Как видно из данных таблицы 1, в 1925-1926 гг. около 52,6 % населения Вилюйского округа проживало в срубных домах «ампаар дьиэ», а 47,4% жителей жили в юртах-балаганах. Более 68,5 % домохозяйств были с пристроенными к дому зимним хлевом «хотон», лишь 31,4 % хозяйств имели отделенный от дома хотон [1, с. 115].

В 1931-1937 гг. в Якутской АССР начался процесс формирования постоянных поселений ставших центрами коллективных хозяйств. Проблема образования колхозных поселков была затронута в монографии Я.М. Санниковой «Коллективизация сельского хозяйства в Якутии (1929-1940 гг.)». В ней автор отметила о том, что трудности в образовании колхозных поселков были связаны с единоличным хуторным расселением колхозников, созданием единых пахотных и сенокосных массивов. Для ликвидации традиционного образа жизни по мере массового создания коллективных хозяйств при каждом колхозе строилась центральная усадьба с домом правления колхоза, зернохранилищем, крытым током, общественными скотными дворами, машинными сараями, детскими яслями, школой, столовыми [4, c. 111]. В первой половине 1930-х гг. записавшиеся в колхозы единоличники продолжали проживать в своих алаасах группами по две-три семьи. В годы культурной революции вплоть до середины 1940-х гг. органами советской власти проводилась обширная кампания по отделению зимнего хлева «хотон» от жилья [5, c. 196].

Однако во второй половине 1930-х гг. государством было ассигновано около 600 тыс.руб. из государственного бюджета на строительство колхозных поселков, с этого момента процесс поселкования получил планомерный характер. В 1939 г. партийно-советское руководство республики наметило обширную программу поселкования. В монографии Я.М. Санниковой приведены данные о том, что накануне войны этот процесс охватил 534 из 1024 колхозов республики, в новых поселках поселилось 6 тыс. хозяйств, в них было построено более 3 тыс. новых домов и перевезено более 4 тыс. старых построек. Таким образом, к 1941 г. строительство новых колхозных поселков началось на центральных усадьбах около 50% колхозов. По итогам переписи 1939 г. в 14 центральных сельскохозяйственных районах республики (в том числе в вилюйской группе) удельный вес одиночных юртовых пунктов проживания составлял 77,8% всех зарегистрированных переписью населенных пунктов. На 1 января 1941 г. в новых сельских поселках проживало 9,8 тыс. хозяйств, или менее одной пятой сельских жителей [4, c. 117].

На основе проведенного интервьюирования ветеранов войны, тыла и детей войны установлены два способа решения жилищной проблемы в 1941-1945 гг.:

  • Традиционная практика совместного проживания семей «дьуккаах»;
  • Строительство колхозных общежитий.

В суровых природно-климатических условиях издревле народ саха выработал практику совместного проживания двух или более семей «дьуккаах» в одном доме. Практика «дьуккаах» является объединением семей для распределения труда по уходу за скотом, заготовке сена, дров и льда, а в трудные и голодные годы данный обычай подразумевал распределение добычи и пищи [1, с. 113]. В большинстве случаев дюккахами становились люди связанные кровно-родственными отношениями «аҕа ууhа» (Н.Н. Филиппов, 86 лет, с. Кюндядя, Нюрбинский район; зап. 2015 г.). В годы коллективизации, поселкования и военного лихолетья 1941-1945 гг. благодаря традиционной практике «дьуккаах» был решен жилищный вопрос. Также все 90 респондентов отметили о том, что накануне и в годы войны в их семьях было 1-2 дойные коровы с телятами, и все совместно проживающие в одном доме хозяйства распределяли работу по уходу за скотом.

В годы строительства колхозных поселков начали строиться общежития для колхозников. Уроженец Илимнирского наслега Сунтарского улуса Е.Я. Николаев (1935 г.р.) вспоминает: «Накануне войны мы с мамой проживали в юрте-балаган. Моя мама работала дояркой в колхозе, правление колхоза приняло решение поселить доярок в общем колхозном доме неподалеку от фермы. В годы войны 13 респондентов проживали вместе с родителями в общежитиях при колхозных фермах Сунтарского, Нюрбинского, Верхневилюйского и Вилюйского районов.

Одной из общих сюжетных линий являются воспоминания о печке «камелек». Глинобитная печка «камелек» являлась источником тепла, света и очагом для приготовления пищи. Все информанты отметили о совместной заготовке дров семьями проживающими в одном доме и большом расходе топлива для поддержания тепла и приготовления пищи в холодное время года. В годы войны колхозники и служащие проживавшие в сельской местности оплачивали сбор за вырубку леса и заготовку дров названном колхозниками «буруо харчыта», в случае неоплаты, налоговые агенты и работники сельсовета запечатывали дымоход печи (М.С. Захарова, 90 лет, с. Оросу, Верхневилюйский улус; зап. 2015 г.).

Все информанты отметили о том, что вплоть до 1950-х гг. внутренняя планировка, расположение глинобитной печи «камелек», земляной пол, организация жилого пространства, убранство и меблирование домов оставались традиционными и были едины для двух типов жилищ: юрты «балаҕан» и срубного дома «ампаар дьиэ». Как отметила этнограф Н.К. Данилова традиционная ориентировка якутских жилищ была дверью на восток, а глинобитная печь «камелек» располагалась направо от входной двери. Северная часть жилища предназначалась для хозяйственных целей, на восточной стороне помещалась ручная мельница, место для дров и умывальник, вдоль южной стены устраивались нары «орон» [3, c. 193]. Из мебели в традиционном якутском жилье присутствовали шкаф-буфет, стол, стулья, в зажиточных семьях были кровати.

В летнее время в окна «түннүк» устанавливалась берестяная рама с рыбьим пузырем, а в зажиточных семьях рама с дефицитным стеклом. Зимой в окна вставлялись линзы из льда. В годы войны 43 информанта из 90 опрошенных проживавшие в юртах-балаган и срубных домах «ампаар дьиэ» с земляным полом отметили регулярный характер простудных заболеваний среди домочадцев в зимнее время. Необходимо отметить о том, что санитарно-гигиеническое состояние жилищно-бытовых условий более половины информантов накануне и в годы войны проживавших в домах с пристроенным хлевом «хотон» было неудовлетворительным. В воспоминаниях 14 информантов упоминается о содержании новорожденных телят в северной части юрты-балаган в небольшом загоне, данная мера являлась вынужденной т.к. пристроенный к дому хлев «хотон» был не отапливаемым.

На основании анализа воспоминаний 69 информантов проживали в отдаленных от колхозных центров аласах (хутор). Ежедневно добираясь до работы или школы они были вынуждены проходить пешком или верхом на лошадях расстояния от 5 и более километров. Главной причиной помешавшей переселению колхозников проживающих в одном наслеге в новые колхозные поселки стала Великая Отечественная война.

Таким образом, начатая государством в 1930-е гг. политика строительства новых колхозных поселков без учета традиционных принципов расселения населения и природно-климатических условий Северо-Востока России стала одной из причин неэффективной реализации социальной политики государства в сфере жилищно-бытового строительства и обслуживания населения Якутской АССР. Недостатки жилищной политики государства и начавшаяся война подтолкнули жителей сельской местности вновь обратится к традиционной практике распределения пищевых ресурсов и совместного проживания семей «дьуккаах». Необходимо отметить неблагоприятные бытовые условия, антисанитарию и неудовлетворительный уровень санитарно-гигиенической работы медицинских работников с населением. Несмотря на тяжелые жилищно-бытовые условия жизни население Якутской АССР внесло свой посильной вклад в общее дело Победы.

 

Литература:

  1. Аргунов И.А. Социальное развитие якутского народа (историко-социологическое исследование образа жизни). – Новосибирск: Наука, 1985
  2. Винокуров А.Д. Сельсоветы Якутии в годы Великой Отечественной войны (в контексте частной памяти) «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история»: сборник статей по материалам XLVIII международной научно-практической конференции. (22 апреля 2015 г.) № 4 (45). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. С. 55-60
  3. Данилова Н.К. Поселения и типы жилищ // Якуты (Саха) / отв. ред. Н.А. Алексеев, Е.Н. Романова, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. – М.: Наука, 2013.
  4. Санникова Я.М. Коллективизация сельского хозяйства в Якутии (1929-1940 гг.) / Я.М. Санникова; [отв.ред.к.и.н. С.И. Ковлеков, д.и.н. С.И. Боякова]. – Якутск: Бичик, 2007.
  5. Советская Якутия [Ред.кол.: В.Н. Антипин и др.]: в 3-х т. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963.
  6. Щеглова Т.К. Устная история: учебное пособие / Барнаул, АлтГПА, 2010. – С.163-197

[1] Алаас – окруженная лесом чистая поляна термокарстового происхождения, обычно с озером посередине (Толковый словарь якутского языка, 2004. С. 391)

[2] Источник: Шрейбер С.Е. Медико-санитарное обследования населения Вилюйского и Олекминского округов. Л., 1931, с. 71-72

Основные термины (генерируются автоматически): Великой Отечественной войны, годы войны, годы Великой Отечественной, колхозных поселков, Якутской АССР, проживания семей «дьуккаах», совместного проживания семей, вилюйской группы районов, районов Республики Саха, половине 1930-х гг, жизни населения, жилищно-бытовые условия жизни, населения Вилюйского, районов Якутской АССР, участников Великой Отечественной, годы войны колхозники, населения Вилюйского округа, жизни населения вилюйской, условия жизни населения, новых колхозных поселков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос