В соответствии с методикой стендовых испытаний и структурной схемой нами были проведены испытания дизеля 2Ч 10,5/12,0 по исследованию влияния применения метанола с ДСТ на дымность ОГ в зависимости от различных значений установочных УОВТ.
На рис. 1, а представлена зависимость изменения дымности ОГ дизеля 2Ч10,5/12,0 при работе с ДСТ при различных установочных УОВТ ДТ и метанола на номинальном режиме работы при n = 1800 мин-1. Из графика видно, что при увеличении установочного УОВТ метанола от ΘМ= 22º до ΘМ = 38º дымность ОГ снижается во всем диапазоне изменения установочного УОВТ ДТ. Рассматривая дымность ОГ при работе на метаноле с ДСТ при установочном УОВТ ДТ ΘДТ= 26º, можно отметить следующее. При увеличении установочного УОВТ метанола дымность ОГ снижается с 1,7 ед. по шкале Bosch при ΘМ = 22º до 1,1 ед. по шкале Bosch при ΘМ = 34º. Снижение составляет 0,6 ед. по шкале Bosch, или 35,3 %. При увеличении установочного УОВТ ДТ до ΘДТ= 30º дымность ОГ изменяется с 1,6 ед. при ΘМ =22º до 0,95 ед. по шкале Bosch при ΘМ = 34º, т. е. снижается на 40,6 %.
Рассматривая дымность ОГ при работе на метаноле с ДСТ при установочном УОВТ ДТ ΘДТ = 34º, видно, что дымность ОГ изменяется с 1,45 ед. по шкале Bosch при ΘМ = 22º до 0,8 ед. по шкале Bosch при ΘМ = 38º. Снижение составляет 0,65 ед. по шкале Bosch, или 31,0 %. При увеличении установочного УОВТ ДТ до ΘДТ= 38º дымность ОГ снижается с 1,3 ед. по шкале Bosch при ΘМ = 22º до 0,8 ед. по шкале Bosch при ΘМ= 38º, т. е. 0,5 ед. по шкале Bosch, или на 38,4 %. При изменении установочного УОВТ ДТ до ΘДТ = 42º дымность ОГ снижается с 1,1 ед. по шкале Bosch при ΘМ = 22º до 0,8 ед. по шкале Bosch при ΘМ = 38º, т. е. на 27,3 %.
Рассматривая дымность ОГ при работе на метаноле с ДСТ при установочном УОВТ метанола ΘМ = 22º можно отметить следующее. При увеличении установочного УОВТ ДТ дымность ОГ изменяется с 1,7 ед. по шкале Bosch при ΘДТ= 26º до 1,1 ед. по шкале Bosch при ΘДТ = 42º. Снижение составляет 0,6 ед. по шкале Bosch, или 35,3 %. При увеличении установочного УОВТ метанола ΘМ= 26º дымность ОГ изменяется с 1,6 ед. при ΘДТ= 26º до 1,0 ед. по шкале Bosch при ΘДТ = 42º, т. е. снижается на 0,6 ед. по шкале Bosch. При установочном УОВТ метанола ΘМ = 30º дымность ОГ снижается с 1,5 ед. при ΘДТ = 26º до 0,9 ед. по шкале Bosch при ΘДТ =42º, т. е. на 40,0 %.
а)
б)
Рис. 1. Влияние применения метанола на дымность ОГ дизеля 2Ч 10,5/12,0 при работе с ДСТ при различных установочных УОВТ: а) при n = 1800мин-1 и pе = 0,585МПа, qцдт = 6,6 мг/цикл; б)при n = 1400 мин-1 и pе= 0,594 МПа, qцд = 6,0мг/цикл
При увеличении установочного УОВТ метанола ΘМ =34º дымность ОГ снижается с 1,1 ед. по шкале Bosch при ΘДТ = 26º до 0,8 ед. по шкале Bosch при ΘДТ =42º, при этом минимальное значение достигается уже при установочном УОВТ ДТ ΘДТ = 34º. Снижение равно 0,3 ед. по шкале Bosch, или 27,3 %. При установочном УОВТ метанола ΘМ = 38º видно, что дымность ОГ не меняется и равна 0,8 ед. по шкале Bosch на всех установочных УОВТ ДТ.
Таким образом, на основании полученных данных, минимальное значение дымности ОГ наблюдается при изменении установочного УОВТ метанола с ΘМ= 34º до ΘМ = 38º и ДТ с ΘДТ = 34º до ΘДТ = 42º.
На рис. 1, б представлена зависимость изменения дымности ОГ дизеля 2Ч 10,5/12,0 при различных установочных УОВТ ДТ и метанола на режиме максимального крутящего момента при n = 1400 мин-1. Из графика видно, что увеличение установочных УОВТ ДТ и метанола ведет к снижению дымности ОГ.
Рассматривая дымность ОГ при работе на метаноле с ДСТ при установочном УОВТ ΘМ = 22º, можно отметить следующее. При увеличении установочного УОВТ ДТ значение дымности ОГ уменьшается с 1,3 ед. по шкале Bosch при ΘДТ =26º до 1,0 ед. по шкале Bosch при ΘДТ = 42º, т. е. на 30 %. При установочном УОВТ метанола ΘМ = 26º дымность ОГ изменяется с 1,2 ед. по шкале Bosch при ΘДТ = 26º до 0,8 ед. по шкале Bosch при ΘДТ =42º. При увеличении установочного УОВТ метанола до ΘМ =30º дымность ОГ снижается с 1,0 ед. по шкале Bosch при ΘДТ = 26º до 0,8 ед. по шкале Bosch при ΘДТ =42º. При увеличении установочного УОВТ метанола ΘМ =34º дымность ОГ изменяется с 0,9 ед. по шкале Bosch при ΘДТ = 26º до 0,8 ед. по шкале Bosch при ΘДТ =42º. При этом минимальное значение достигается при ΘДТ =34º, снижение дымности составляет 0,1 ед. по шкале Bosch, или 11 %. При установочном УОВТ метанола ΘМ = 38º дымность практически не меняется и равна 0,8 ед. по шкале Bosch.
Рассматривая дымность ОГ при работе на метаноле с ДСТ при установочном УОВТ ДТ ΘДТ = 26º видно, что при увеличении установочного УОВТ метанола значение дымности ОГ снижается с 1,3 ед. по шкале Bosch при ΘМ = 22º до 0,9 ед. по шкале Bosch при ΘМ= 34º. При изменении установочного УОВТ ДТ ΘДТ= 30º дымность ОГ снижается с 1,2 ед. по шкале Bosch при ΘМ = 22º до 0,8 ед. по шкале Bosch при ΘМ= 34º. При увеличении установочного УОВТ ДТ ΘДТ= 34º дымность ОГ снижается с 1,05 ед. при ΘМ =22º до 0,8 ед. по шкале Bosch при ΘМ = 38º. При этом минимальное значение достигается при ΘМ = 34º. При установочном УОВТ ДТ ΘДТ = 38º дымность ОГ снижается с 1,0 ед. при ΘМ = 22º до 0,8 ед. по шкале Bosch при ΘМ = 38º. При увеличении установочного УОВТ до ДТ ΘДТ = 42º дымность изменяется с 1 ед. по шкале Bosch при ΘМ = 22º до 0,8 ед. по шкале Bosch при ΘМ = 38º.
Такие низкие значения дымности ОГ объясняются тем, что метанол имеет меньшую склонность к дымообразованию, чем ДТ. Величина дымности ОГ при работе на метаноле с ДСТ обусловлена наличием запальной порции ДТ.
Таким образом, на основании полученных данных, минимальное значение дымности ОГ наблюдается при установочных УОВТ метанола ΘМ =34º и ΘМ = 38º. Анализируя полученные данные, сочетание установочных УОВТ ДТ ΘДТ = 34º и метанола ΘМ = 34º принято за оптимальное на номинальном режиме и режиме максимального крутящего момента.
Литература:
1. Лиханов, В.А., Россохин, А. В. Исследование процессов сажеобразования и сажесодержания в цилиндре быстроходного дизеля с турбонаддувом Д-245.12С при работе на компримированном природном газе // Молодой ученый. 2015. № 12 (92). с. 223–226.
2. Лиханов В. А., Россохин А. В. Оценка влияния режимов работы дизеля Д-245.12С на дымность отработавших газов при работе на нефтяном и альтернативных топливах // Молодой ученый. 2015. № 12 (92). с. 226–229.
3. Россохин А. В. Показатели процесса сгорания и сажесодержания в цилиндре дизеля 4Ч 11,0/12,5 при работе на ДТ и ЭТЭ в зависимости от угла поворота коленчатого вала // Сборник: молодежная наука 2014: технологии, инновации материалы всероссийской научно-практической конференции, молодых ученых, аспирантов и студентов. Пермь, 2014. с. 98–101.
4. Лиханов В. А., Россохин А. В. Особенности теплообмена излучением в цилиндре дизелей при работе на газомоторном топливе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10–1. с. 14–17.
5. Россохин А. В. Улучшение экологических показателей дизеля 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе путем снижения дымности отработавших газов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. Санкт-Петербург, 2006.
6. Россохин А. В. Улучшение экологических показателей дизеля 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе путем снижения дымности отработавших газов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Киров, 2006.
7. Россохин, А. В. Влияние применения альтернативных топлив на процессы образования и окисления сажевых частиц в цилиндре дизеля с камерой сгорания типа ЦНИДИ // Молодой ученый. 2015. № 15 (95). с. 152–154.
8. Россохин, А. В. Влияние применения этаноло-топливной эмульсии на эффективные показатели дизеля 4Ч 11,0 / 12,5 в зависимости от установочного УОВТ // Молодой ученый. 2015. № 15 (95). с. 154–157.
9. Россохин, А. В. Результаты исследований влияния применения этаноло-топливной эмульсии на экологические показатели дизеля 4Ч 11,0 / 12,5 в зависимости от установочного УОВТ // Молодой ученый. 2015. № 15 (95). с. 157–159.
10. Россохин, А. В. Влияние применения этаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания и сажесодержания в цилиндре и отработавших газах дизеля 4Ч 11,0 / 12,5 в зависимости от установочного УОВТ // Молодой ученый. 2015. № 15 (95). с. 159–162.
11. Россохин, А. В. Влияние применения этаноло-топливной эмульсии на эффективные показатели дизеля 4Ч 11,0 / 12,5 в зависимости от частоты вращения коленчатого вала // Молодой ученый. 2015. № 15 (95). с. 163–165.
12. Россохин, А. В. Влияние применения этаноло-топливной эмульсии на экологические показатели дизеля 4Ч 11,0 / 12,5 в зависимости от нагрузки // Молодой ученый. 2015. № 15 (95). с. 165–167.
13. Россохин, А. В. Показатели процесса сгорания и сажесодержания в цилиндре дизеля 4Ч 11,0 / 12,5 при работе на дизельном топливе и этаноло-топливной эмульсии в зависимости от угла поворота коленчатого вала // Молодой ученый. 2015. № 15 (95). с. 168–171.
14. Россохин, А. В. Результаты исследований влияния применения этаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания и сажесодержания в цилиндре и отработавших газах дизеля 4Ч 11,0 / 12,5 в зависимости от нагрузки // Молодой ученый. 2015. № 15 (95). с. 171–174.
15. Лиханов, В.А., Россохин, А. В. Уточненный химизм процессов образования частиц сажи в цилиндре дизеля 4Ч 11,0 / 12,5 при работе на этаноло-топливной эмульсии // Молодой ученый. 2015. № 15 (95). с. 103–105.
16. Лиханов, В.А., Россохин, А. В. Уточненная математическая модель образования и выгорания частиц сажи в цилиндре дизеля 4Ч 11,0 / 12,5 при работе на этаноло-топливной эмульсии // Молодой ученый. 2015. № 15 (95). с. 106–109.