Монополизация международных рынков крупнейшими транснациональными корпорациями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 16.08.2015

Статья просмотрена: 3111 раз

Библиографическое описание:

Пермякова, Д. В. Монополизация международных рынков крупнейшими транснациональными корпорациями / Д. В. Пермякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 293-296. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21573/ (дата обращения: 18.04.2024).

Актуальность данной работы невозможно переоценить, так как от решения проблемы монополизации зависит успешное функционирование рынка, международного бизнеса и, как следствие, уровень жизни и благосостояние населения.

Целью работы является рассмотрение проблемы монополизации применительно к понятию ТНК.

Сущность международных монополий

Для проведения анализа монополизации международных рынков крупнейшими транснациональными корпорациями, прежде всего, необходимо понять, что же такое международная монополия и в чем ее сущность.

В общем виде термин «монополия» (от греческих слов mono – один и poleo — продаю) в экономической теории является одним из самых точных и обозначает исключительное право государства, фирмы или организации в определенной области. Кроме того, монополизированный рынок обладает определенными признаками:

-          присутствие на рынке единственного (или крупнейшего) продавца;

-          продукция монополиста не имеет прямых аналогов;

-          высокие требования для новых предприятий, желающих освоить рынок.

Помимо данного общего определения понятия «монополия», существуют еще несколько трактовок. Таким образом, значение этого термина следует извлекать из контекста, ведь «монополия» может пониматься еще и как состояние рынка, где присутствует единственный лидирующий представитель; компания, являющаяся тем самым представителем; рынок, где господствует один поставщик.

Уровень конкуренции является критерием признания фирмы или рынка монополиями. Некоторые экономисты говорят о том, что на монополизированном рынке конкуренция совершенно отсутствует. Однако это не всегда так. Существуют теории, которые все же допускают какой-либо ее вид. В этом случае монополией является предприятие, которое в результате борьбы стало победителем и получило контроль над значительной частью рынка.

Какие же встречаются виды монополий? Согласно наиболее распространенной классификации монополии делятся на закрытые, открытые и естественные. Рассмотрим каждый вид немного подробнее.

Закрытые монополии — это те рынки, на которых уровень конкуренции ограничивается действующими правовыми актами. Предприятиям требуются очень сложные в оформлении и дорогие лицензии, разрешения или патенты. Считается, что подобные меры необходимы. Они защищают ключевые сегменты национальных экономик. Например, в России таковыми являются Газпром, электросети, РЖД и коммунальные услуги.

Открытые монополии — это рынки, на которых не существует каких-либо специальных юридических барьеров для вступления новых игроков и их успешного функционирования. Причина возникновения таких монополий кроется в том, что у фирмы есть определенные технологии и ноу-хау, которые не могут обойти конкуренты. В принципе, никто искусственно не закрывает другим компаниям вход на рынок, но им просто больше нечего предложить потребителю.

Естественные монополии — рынки, обусловившие возникновение монополий своим естественным развитием, при котором ведение прибыльного бизнеса невозможно без наличия у компании огромного количества ресурсов. Небольшие игроки не могут функционировать и уходят с рынка, либо сливаются с более крупными предприятиями, имеющими монопольный статус. [3]

Наряду с основной классификацией, в отдельную категорию выделяют монополистические объединения. Это каналы, с помощью которых участники данных объединений снижают конкуренцию, что способствует возникновению монополии. На современном этапе существуют следующие объединения: картели, тресты, синдикаты и концерны. Стоит отметить, что в российском законодательстве эти формы ведения бизнеса не закреплены, однако можно зафиксировать их фактическое присутствие.

Переходя непосредственно к международным монополиям, прежде всего, стоит сказать об их основной классификации (рис. 1) [1]. Они возникают на базе вывоза капитала и делятся на два вида:

1.         Транснациональные корпорации (ТНК), которые имеют национальный капитал, но интернациональную сферу деятельности;

2.         Межнациональные корпорации (МНК), которые имеют интернациональный капитал и интернациональную сферу деятельности.

image030.png

Рис. 1. Виды международных корпораций

 

Исторически сложилось, что ТНК являются основными представителями международных монополий, так как своей главной целью ставят не максимизацию прибыли, а максимизацию рынка. [6]

Понятие монополии, как правило, вызывает негативные ассоциации. И на это есть причины: увеличение цен, замедление научно-технического прогресса, снижение качества предоставляемых товаров или услуг. И вместе с тем, монополизация обладает положительными чертами. К ним относятся: снижение издержек и экономия ресурсов, относительная стабильность в кризисный период, эффективность производства и обилие новых разработок. [5]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что международная монополизация — исторически сложившийся, многогранный процесс, который нельзя однозначно описать как положительное или отрицательное явление.

Анализ крупнейших ТНК-монополистов мира

Как мною уже было сказано, ТНК являются крупнейшими монополиями современного мира. В процессе глобализации транснациональные корпорации играют очень значительную роль, так как весомая доля НИОКР финансируется именно ими. Более 80 % зарегистрированных патентов также приходится на ТНК, под их контролем находится огромная доля различных технологических нововведений и ноу-хау. Поразительным фактом является то, что если взять 100 наикрупнейших экономик мира, то 52мя из них окажутся транснациональные корпорации и только остальные 48 — государствами. Более того, половина промышленного производства и более 67 % внешней торговли осуществляется ТНК. [7]

Где же сосредоточены все ТНК мира? Распределение 100 ведущих корпораций представлено на основании информации из американского журнала Forbes за 2014 год на рис. 2. [5]

Диаграмма, представленная ниже, подчеркивает очевидное лидерство Североамериканского континента. Второе место занимает Европа, а на третьем месте расположились Азиатские «тигры». Данный рейтинг составляется на основе работы самых успешных корпораций, мировых гигантов, так называемой «элиты». Именно они задают ритм всей мировой торговле [4].

Рис. 2. Ведущие ТНК мира

 

Теперь хотелось бы рассмотреть конкретные примеры транснациональных корпораций. Это не только производственные компании, но и различные фонды, страховые и аудиторские компании, транснациональные банки.

Начнем с лидера, а именно с Америки. В таблице 1 представлены лидирующие компании, имеющие наибольшее влияние на мировой арене и их капитализация в млрд. долларов.

С каждым годом американские транснациональные корпорации расширяются. В основном, это происходит за счет поглощения ими более мелких компаний по всему миру.

Самой успешной является компания Apple. Благодаря сочетанию инновационных технологий и эстетическому дизайну она занимает первое место в мире по объему капитализации. Данная компания имеет конкуренцию на рынке, например, с корпорацией Samsung. Поэтому можно сказать, что тут образуется своеобразная олигополия.

Таблица 1

Лидирующие ТНК Северной Америки

Название компании

Капитализация в млрд. долл.

Специализация

11

Apple

416,6

Технологии и оборудование

12

Exxon Mobil

400,4

Нефтепродукты

13

Microsoft

369,8

Программное обеспечение

14

Google

340,2

Программное обеспечение

55

Berkshire Hathaway

252,8

Страхование

 

Следующей после Apple идет корпорация Exxon Mobil. Данная компания является лидирующей в нефтегазовой промышленности и ведет свою деятельность с 1870 года. За такое продолжительное время ей удалось занять очень прочные позиции на мировом рынке и обойти всех конкурентов.

Хотелось бы отметить компанию Microsoft, стоящую на третьем месте. В результате слияний и поглощений с такими компаниями как aQuantive, Skype Limited, Nokia, Mojang AB, корпорация Microsoft неоднократно подверглась антимонопольным санкциям со стороны комиссии ЕС. Одно из последних заявлений Еврокомиссии было по поводу предоставления операционной системы Windows вместе с браузером Internet Explorer. Данная ситуация нарушала закон о конкуренции и вызвала много споров в обществе. [2]

Европейские транснациональные компании по своему количеству немного отстают от американских, однако, составляют им достойную конкуренцию.

Крупнейшими европейскими компаниями по версии Forbes являются немецкая компания Volkswagen Group, швейцарская компания Nestlé и французская крупнейшая нефтегазовая компания Total. Volkswagen Group — лидер европейского авторынка, состоящий из 342 компаний, занимающихся производством автомобилей и сопутствующими услугами. Концерн Nestlé, начинающий свою деятельность с продуктов питания, на данный момент является крупнейшим производителем, как продуктов, так и кормов для животных, фармацевтической продукции и косметики.

Что касается азиатских ТНК, то тут лидирующую позицию занимает Petro China — крупнейшая по рыночной капитализации китайская нефтегазовая компания. А также китайские ТНБ ICBC и CCB — China Construction Bank, возглавляющие мировые рейтинги.

В заключение хотелось бы сказать, что с каждым годом правительства стран тратят огромные средства на борьбу с международными монополиями. Это обусловлено тем, что данное явление наносит серьезный урон национальным экономикам и мировой экономике в целом, лишая рынок главного его свойства — свободной конкуренции.

Выводы:

-          Крупнейшими монополистами в мире являются американские ТНК, именно в этом регионе сосредоточено наибольшее их число. Однако усиленно сокращают разрыв европейские и азиатские ТНК, стремясь занять устойчивую позицию на мировом рынке;

-          Наиболее успешно развиваются те корпорации, которые производят уникальную продукцию и услуги. Поэтому многие ТНК на данном этапе стремятся вкладывать средства в НИОКР, чтобы обеспечить себе конкурентоспособность;

 

Литература:

 

1.         Гурова И. П. Мировая экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. –М.: Омега-Л, 2009. — 198 с.

2.         FT 500 2014 [Электронный ресурс] ft.com Режим доступа: http://www.ft.com

3.         «Что такое монополия?» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.syl.ru/article/166606/new_chto-takoe-monopoliya-vidyi-monopoliy-tablitsa-suschnost-monopolii

4.         «Транснациональные корпорации» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uptrading.ru/main/internet_trejding_na_finansovyh_rynkah/informacionnyj_blok_trejderainvestora/ekonomika_i_politika/mirovaya_ekonomika/transnacionalnye_korporacii/

5.         «Плюсы и минусы монополии» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://forex-investor.net/pliusy-i-minusy-monopolii.html

6.         «Международные монополии» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://interservis.info/lib/i10/5_3.html

7.         «10 корпораций, которые правят миром» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://blog.bnkomi.ru/post-4448/

Основные термины (генерируются автоматически): компания, корпорация, рынок, монополия, CCB, ICBC, интернациональная сфера деятельности, мировой рынок, основная классификация, программное обеспечение.


Похожие статьи

Оценка монополизации рынка производителей ИТ-решений для...

Основной тенденцией ИТ-бюджета стало поддержание существующей инфраструктуры финансового института. Сокращение финансовых вливаний в рынок банковского программного обеспечения привело к его монополизации как в географической, так и финансовой сфере.

Стратегия и тактика выхода компании на внешние рынки

Сегодня маркетинг в сфере международных отношений представляет сложный механизм

‒ усиление деятельности глобальных компаний, решение обороняющейся компания о

Также в числе основных проблем выхода компаний на международные рынки необходимо...

Роль транснациональных корпораций в мировой экономике

Название компании, сфера деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): компания, мировая экономика, ICBC, IKEA, млрд рублей, млрд, пекин, Россия, годовая выручка, китайский банк.

Уровень монополизации современной экономики России

Основным целевым рынком был СССР или, в лучшем случае, Советский

Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как у ведущих транснациональных корпораций. В борьбе на мировых товарных рынках российские компании могут использовать лишь...

Факторы лидерства транснациональных корпораций...

Негативные последствия международной деятельности ТНК в мировой экономике тоже присутствуют.

Несмотря на затруднения, продвижение отечественных транснациональных корпораций на зарубежные рынки в настоящее время является поистине государственным...

Особенности сегментации корпоративных клиентов...

Сегментация крупных промышленных рынков с использованием государственной/ международной стандартной классификации

SIC (Standard Industry Classification), ОКП (Общероссийский классификатор предприятий). Основные примеры сегментации по коду

Место и роль транснациональных корпораций в современной...

Транснациональные корпорации (ТНК), как правило, крупные хозяйственные комплексы с международной сферой деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): корпорация, URL, Мировая экономика, UNCTAD, компания, США, международное...

Роль естественных монополий в экономике России

От их состояния зависит место России на мировом рынке энергоресурсов и конкурентоспособность ее продукции.

К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом...

Анализ использования «облачных технологий» для компаний...

Основные термины (генерируются автоматически): программное обеспечение, пользователь, облачная инфраструктура, российский рынок, Россия, BSA, вычисление, удаленный

Анализ возможностей использования технологий мобильных приложений в деятельности предприятия.

Похожие статьи

Оценка монополизации рынка производителей ИТ-решений для...

Основной тенденцией ИТ-бюджета стало поддержание существующей инфраструктуры финансового института. Сокращение финансовых вливаний в рынок банковского программного обеспечения привело к его монополизации как в географической, так и финансовой сфере.

Стратегия и тактика выхода компании на внешние рынки

Сегодня маркетинг в сфере международных отношений представляет сложный механизм

‒ усиление деятельности глобальных компаний, решение обороняющейся компания о

Также в числе основных проблем выхода компаний на международные рынки необходимо...

Роль транснациональных корпораций в мировой экономике

Название компании, сфера деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): компания, мировая экономика, ICBC, IKEA, млрд рублей, млрд, пекин, Россия, годовая выручка, китайский банк.

Уровень монополизации современной экономики России

Основным целевым рынком был СССР или, в лучшем случае, Советский

Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как у ведущих транснациональных корпораций. В борьбе на мировых товарных рынках российские компании могут использовать лишь...

Факторы лидерства транснациональных корпораций...

Негативные последствия международной деятельности ТНК в мировой экономике тоже присутствуют.

Несмотря на затруднения, продвижение отечественных транснациональных корпораций на зарубежные рынки в настоящее время является поистине государственным...

Особенности сегментации корпоративных клиентов...

Сегментация крупных промышленных рынков с использованием государственной/ международной стандартной классификации

SIC (Standard Industry Classification), ОКП (Общероссийский классификатор предприятий). Основные примеры сегментации по коду

Место и роль транснациональных корпораций в современной...

Транснациональные корпорации (ТНК), как правило, крупные хозяйственные комплексы с международной сферой деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): корпорация, URL, Мировая экономика, UNCTAD, компания, США, международное...

Роль естественных монополий в экономике России

От их состояния зависит место России на мировом рынке энергоресурсов и конкурентоспособность ее продукции.

К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом...

Анализ использования «облачных технологий» для компаний...

Основные термины (генерируются автоматически): программное обеспечение, пользователь, облачная инфраструктура, российский рынок, Россия, BSA, вычисление, удаленный

Анализ возможностей использования технологий мобильных приложений в деятельности предприятия.

Задать вопрос