Методические аспекты валеологического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 08.08.2015

Статья просмотрена: 2225 раз

Библиографическое описание:

Спицына, Т. А. Методические аспекты валеологического образования / Т. А. Спицына, Е. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 423-426. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21534/ (дата обращения: 24.04.2024).

На современном этапе развития общества четко просматривается тенденция пересмотра человеческих ценностей, из которых на первый план выходит одна из самых актуальных и важнейших — личное здоровье. В современной государственной политике России решения по проблеме сохранения и укрепления здоровья являются актуальными и приоритетными, что отражено в таких документах, как: «Конвенция о правах ребенка», «Основы законодательства об охране Здоровья граждан», Закон Российской Федерации «Об образовании», Президентская программа «Дети России», «Семейный Кодекс Российской Федерации», Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и другие.

Глобальность проблемы сохранения и укрепления здоровья определила выделение в качестве самостоятельной области научных знаний валеологию — науку о здоровье, которая изучает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека, т. к. в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины — болезнь и больной человек, а у гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности. Основы валеологии были разработаны Апанасенко Г. А., Брехманом И. И., Вайнером Э. Н., Казначеевым В. П., Колбановым В. В., Чумаковым Б. Н. и другими. В большинстве исследований ученых отмечается, что валеология — это наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Существенную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. В школе нужно создавать благополучную среду, способствующую укреплению здоровья, прививать любовь к природе, так как человек — часть природы и его жизнь зависит от нее. Именно поэтому большое внимание в школе должно уделяться реализации педагогической валеологии, цель которой — сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся; формирование у них системы валеологических знаний и умений заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих; осознание школьниками необходимости следовать здоровому образу жизни. Таким образом, педагогическая валеология — это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами [1,2].

Рассмотрим некоторые основные понятия валеологической педагогики, представленные в работах Дорошкевич М. П., Дыхан Л. Б., Кукушина В. С., Татарниковой Л. П.и других:

-          валеологическое обучение — процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоение знаний о здоровом образе жизни и умений его построить, а также овладение методами и средствами ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни;

-          валеологическое воспитание — процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения;

-          валеологические знания — совокупность научно обоснованных понятий, идей, факторов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.

Целью валеологического образования является формирование культуры здоровья, ответственного отношения человека к личному здоровью и окружающей среде. Результат валеологического образования определяется, с одной стороны, уровнем теоретических знаний об основах здоровья и здорового образа жизни, а с другой, что особенно актуально, наличием валеологической культуры, которая позволяет самому человеку занять активную позицию в отношении сохранения и укрепления собственного здоровья. Для реализации целей, задач, функций валеологического образования и воспитания необходимо опираться на дидактические принципы, отражающие общие требования к формированию содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса как в целом, так и в отдельных его звеньях. Проблемой разработки дидактических принципов занимались известные ученые: Бабанский Ю. К., Беляева А. П., Загвязинский В. И., Скаткин Н. М., Усова А.В и др. К дидактическим, методическим принципам, определяющим содержание, организацию валеологического образования можно отнести следующие:

-          гуманизации — предполагает внимание к личности каждого ребенка и учащегося как к высшей социальной ценности, что определяет формирование качеств и свойств личности, которые ориентируют на здоровый образ жизни, этические нормы и эстетические идеалы; способствуют развитию самостоятельности и общественной активности, работоспособности и способности к общению;

-          демократизации — предусматривает отношения в общественно-государственной системе валеологического и физического воспитания, расширяющие сотрудничество и ответственность участников за духовное и физическое совершенствование детей и учащейся молодежи, включающие в единый процесс взаимодействия самих учащихся, семью, школу и общественность по сохранению и укреплению здоровья;

-          дифференциации и индивидуализации — создание условий для наиболее полного проявления возможностей и способностей учащихся в свободно выбранных видах и формах валеологической и физкультурно-спортивной деятельности с учетом их ценностных ориентаций, личностных, психофизиологических особенностей;

-          деятельностного подхода — нацеливание личности ребенка на активное выполнение индивидуальных или коллективных программ физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, развитие познавательных и творческих возможностей, включение в процесс физического самообразования и самосовершенствования;

-          целостности — принцип организации учебно-воспитательного процесса, при котором большое внимание уделяется активному развитию личности в целом, ориентации на формирование общей, валеологической и физической культуры детей и учащихся в единстве знаний, умений, навыков, убеждений, творческих способностей;

-          оздоровительной направленности — является одним из важнейших принципов валеологического воспитания учащихся и заключается в обязательной установке на достижение наибольшего оздоровительного эффекта, т. е. эффекта укрепления здоровья;

-          комплексности используемых оздоровительных средств и мероприятий означает, что невозможно добиться высокого уровня здоровья за счет использования лишь одного или нескольких средств или условий, т. к. только их полноценное и разумное сочетание, соответствующее содержанию компонентов здорового образа жизни, может дать необходимый эффект сохранения и укрепления здоровья. Впрочем, такое требование не противоречит тому, что в оздоровительной системе, принятой конкретным человеком, может преобладающее значение иметь какое-либо одно средство (например, физические упражнения, психорегуляция, очистка организма или др.);

-          научности — является ведущим ориентиром при отборе содержания валеологического образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией по вопросам сохранения и укрепления здоровья индивидуума. Научно обоснованное построение педагогического процесса по валеологическому воспитанию предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения.

Необходимо отметить, что отечественными учеными (Белецкая В. И., Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесов Д. В., Похлебин В. П. и др.) были разработаны валеологические рекомендации, способствующие регуляции физического и психического состояния школьников. Особенно следует отметить следующие:

-          повышение общей культуры учащихся и обучение их различным приемам саморазвития;

-          соблюдение общих гигиенических норм учебной деятельности;

-          проведение оценки утомляемости школьников и распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой их работоспособности;

-          проведение систематической коррекции психических функции учащихся;

-          совершенствование форм проверки знаний учащихся;

-          тренировка у учащихся памяти, развитие их общих способностей;

-          формирование опыта саморегуляции личностной активности;

-          оказание эмоционально-интеллектуальной поддержки;

-          обучение умению раскрывать свои внутренние резервы.

Усвоение учащимися определенной системы валеологических знаний и умений, их гармоничное воспитание и развитие может осуществляться в различных формах учебного процесса. К основным формам валеологического образования школьников можно отнести следующие: уроки и дни здоровья, индивидуальные и коллективные беседы, лекции, семинары, праздники знатоков здоровья, проведение «круглых столов», заседание клубов здоровья, классные часы, встречи с врачами, работниками физической культуры и спорта, диспуты, ученические вечера, конференции. Многие формы организации валеологического образования и воспитания могут быть реализованы в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», изучение которого позволяет ученикам получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье, жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей. Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, теоретические и практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях. В целом, предмет направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий, ориентированных на:

-          улучшение собственного физического и психического здоровья;

-          отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

-          нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

-          сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, особенно условий труда и быта;

-          адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление и др.

Проанализировав содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса мы выделили темы, изучение которых будет способствовать развитию валеологических знаний и умений, валеологической культуры. Рассмотри некоторые из них: «Влияние физических упражнений на развитие растущего организма», «Составляющие хорошей физической формы», «причины опасного влияния почвы на здоровье человека», «Нормы качества воздуха, воды и почвы», «Пути развития сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных качеств», «Понятие о закаливании», «Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний», «Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве», «Правила поведения для уменьшения влияния на здоровье вредных экологических факторов» и другие [3,4].

С целью изучения мнения школьников о состоянии своего здоровья и выявления источников валеологических знаний, мы провели анкетирование учащихся 8 классов школы № 553 г.Санкт-Петербурга. Ответы ребят на первый вопрос анкеты позволили сделать вывод, что свой уровень образа жизни и здоровья большинство школьников оценивают хорошим (62 %) и удовлетворительным (35 %). При этом необходимо учитывать то, что данная оценка не является отражением их реального уровня здоровья по медицинским показателям, она скорее всего показывает как в современном мире школьники относятся к собственному здоровью и отображает их отношение к важности сохранения своего здоровья. Валелологические знания у школьников в большинстве случаев формируются в семье, благодаря родителям (41 %). Родители — самые близкие люди, модель и стиль поведения дети копируют с них. Чаще всего родители беседуют со своими детьми о правильном питании, о вреде алкоголя, курения и о необходимости занятий спортом. Для 33 % опрошенных источником информации о здоровье и валеолических знаний выступает интернет. Необходимо отметить, что школу, как источник валеологических знаний, выделили всего 12 % учеников. Причем, 6 % школьников получают информацию из средств массовой информации, а 8 % — от друзей и знакомых. В большинстве случаев, по данным анкетирования, школьники 8-х классов считают, что они не имеют вредных привычек или вредные привычки приобрели недавно. Практически все ученики осознают, что хорошее физическое здоровье — основа их успехов в учебе, предпосылка для достижения жизненного успеха. И, наоборот, нездоровье чаще всего является причиной неуспеваемости в школе, так как от общего состояния здоровья во многом зависит его психические, познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.

Таким образом, забота о здоровье должна стать естественной потребностью каждого человека. Воспитать у учащихся ответственность за свое здоровье, сформировать активную жизненную позицию по отношению к собственному здоровью — главная задача воспитателей, преподавателей и родителей. Культура сохранения, укрепления и восстановления здоровья должна стать одной из составных частей общей культуры человека.

 

Литература:

 

1.                  Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология.-М.: Март, 2005.

2.                  Нагавкина Л. С. Валеологические основы педагогической деятельности. -М.: Феникс, Ростов-на-Дону, 2004.

3.                  Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы: учебно-методическое пособие /В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. — М.: Дрофа, 2013.

4.                  Смирнов А. Т. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: 5–9 классы: методическое пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, укрепление здоровья, здоровье, знание, личное здоровье, Российская Федерация, собственное здоровье, большинство случаев, учебно-воспитательный процесс, физическая культура.


Похожие статьи

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача...

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, здоровый образ жизни.

За последние несколько лет были разработаны и реализованы многочисленные программы по различным аспектам здоровьесбережения [1-2, 5].

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Укрепление и сохранение здоровья обучающихся на сегодняшний день является важнейшей задачей общеобразовательных школ.

Формирование культуры здоровья учащихся школ

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной российской молодежи не являются жизненными приоритетами. Они уступают ценностям образования и профессиональной карьеры.

Формирование культуры здоровья - ответственная задача...

Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности.

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

Ключевые слова: здоровый образ жизни студентов, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, физическое совершенствование, студенческая молодежь.

Образ жизни является базисом здоровья, поэтому необходимо разработать...

Спорт для здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: здоровье, образ жизни, мотивация, питание, физическая культура, спорт.

В понятие спорта входит: укрепление здоровья; овладение знаниями основ физической культуры и здорового образа жизни; достижение оптимального уровня физических качеств.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Воспитание культуры здоровья, привычек здорового образа жизни у

1) оздоровительные задачи физического воспитания: ‒ охрана и укрепление здоровья обучающихся

здоровый образ жизни, физическая культура, выпускники, приобщение к регулярным занятиям.

Похожие статьи

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача...

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, здоровый образ жизни.

За последние несколько лет были разработаны и реализованы многочисленные программы по различным аспектам здоровьесбережения [1-2, 5].

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Укрепление и сохранение здоровья обучающихся на сегодняшний день является важнейшей задачей общеобразовательных школ.

Формирование культуры здоровья учащихся школ

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной российской молодежи не являются жизненными приоритетами. Они уступают ценностям образования и профессиональной карьеры.

Формирование культуры здоровья - ответственная задача...

Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности.

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

Ключевые слова: здоровый образ жизни студентов, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, физическое совершенствование, студенческая молодежь.

Образ жизни является базисом здоровья, поэтому необходимо разработать...

Спорт для здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: здоровье, образ жизни, мотивация, питание, физическая культура, спорт.

В понятие спорта входит: укрепление здоровья; овладение знаниями основ физической культуры и здорового образа жизни; достижение оптимального уровня физических качеств.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Воспитание культуры здоровья, привычек здорового образа жизни у

1) оздоровительные задачи физического воспитания: ‒ охрана и укрепление здоровья обучающихся

здоровый образ жизни, физическая культура, выпускники, приобщение к регулярным занятиям.

Задать вопрос