Авторы: Абдурахимова Дилфуза Алиевна, Тожиева Гулбахор Шухратовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 20.08.2015

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Абдурахимова Д. А., Тожиева Г. Ш. Роль педагога в формировании организаторских качеств у учащихся педагогических колледжей // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 398-400.

Ключевые слова: формирование, обучение, колледж, учащихся, педагогика, учитель, технологии, воспитания, качества, роль, система, организация.

 

Обучение в профессиональном колледже — один из самых серьезных моментов в жизни молодого поколения. И от того, какими будут его учителя, во многом зависит успешность и само актуализация личности в будущем.

Современный учитель должен обладать высоким профессионализмом и профессиональной компетентностью, уметь ненавязчиво раскрывать перед учащимися перспективу их роста. Без знания основ технологии проектирования учебно-воспитательного процесса современный учитель может оказаться профессионально беспомощным, неинтересным учащимся, т. е. профессионально неуспешным.

Трактовка воспитания и обучения как процесса вхождения личности обучаемого в мир культурных ценностей, развития его субъективности, постижения им личностных смыслов и воспитательной деятельности как гуманитарной практики, указывает на гуманистический, личностно-ориентированный характер теории воспитания и обучения. Перенос этой теории в практику подготовки кадров закономерно подводит к мысли о том, что центральным моментом в становлении воспитателя, его личностной профессионально-педагогической позиции является идея понимающего воспитания.

Одаренный, творческий человек — это всегда индивидуальность. Наличие индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.

Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности проявляются в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения; в подборе средств воспитания; в системе педагогического общения; в реагировании на действия и поступки учащихся; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания; в применении средств психолого-педагогического воздействия на обучаемых.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, нами имеется в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Учителя, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

Круг педагогических способностей велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные его способности. Например, в исследованиях Н. В. Кузьминой [1] раскрыты такие, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности. В работе Ф. Н. Гоноболина [2] перечислены и раскрыты способности, необходимые учителю. К ним он относит способность понимать ученика, доступно излагать материал, развивать заинтересованность учащихся, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы и др.

В целом к группе педагогических способностей ученые в первую очередь относят педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность как черту характера, педагогический такт, организаторские способности, простоту, ясность, образность и убедительность речи.

Круг перечисленных педагогических способностей позволяет учителям успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности. Например, педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности. Оно выражается в «проектировании» будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики, а также в «проектировании» характера, привычек обучаемых как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.

Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне профессиональной деятельности учителя. От педагогических способностей учителя, его личностных качеств зависит достижение им высокого мастерства в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Учитель — это человек, работающий с детьми, управляющий их действиями и отношениями в учебной и во вне учебной деятельности. Поэтому каждому учителю следует развивать общие и специфические организаторские способности.

Под общими способностями нами подразумеваются практичность и глубина ума, активность и инициативность, настойчивость в достижении поставленных целей и самообладание в сложных ситуациях, организованность, наблюдательность, общительность. Отмеченные способности могут быть и у лиц, не являющихся педагогами.

Среди специфических организаторских способностей особо значимыми являются: организаторское чутье, эмоционально-волевая воздейственность, склонность к организаторской деятельности.

Становление профессионального мастерства учителя проходит как процесс формирования индивидуального стиля педагогической деятельности на основе творческого преобразования нормативной модели деятельности в соответствии с личностными характеристиками педагога и особенностями взаимодействия в социально-психологической и педагогической системе «учитель — учащиеся».

При высоком уровне профессионального мастерства в действиях учителей профессиональных колледжей, реализующих личностно-ориентированный подход в образовании, присутствует эффект самоорганизации, заключающийся в максимальном приближении к представлению о наивысшем технологическом уровне деятельности. При этом, наиболее значимыми и применяемыми технологиями являются такие как «индивидуальная работа», «диалогический контакт», «поддержка позитивного имиджа», «адекватность в различных психолого-педагогических ситуациях» и др. Чем выше уровень профессионального мастерства учителя, тем адекватнее цели и выше продуктивность его деятельности, выше удовлетворенность субъектов от взаимодействия с педагогом, и, одновременно, выше уровень самооценки учителя.

Педагогическая профессия и предъявляемые к ней требования не остаются совершенно неизменными, и человек, формирующийся в процессе разнообразной деятельности, выступает не как простой носитель определенных черт и качеств, а как целостная личность, действующая сообразно своим стремлениям, ценностям, эмоциям и установкам, своей направленности.

Каждому учителю следует иметь ясное понимание самого себя, своих индивидуальных особенностей, притязаний, возможностей, ограничений и их причин; необходимо знание особенностей педагогической профессии и условий для достижения успехов в педагогической деятельности, преимуществ и недостатков, возможностей и перспектив в различных направлениях данной деятельности.

Одним из важных условий осуществления профессиональной деятельности педагога является его духовность. Социальная значимость и профессиональная компетентность учителя обуславливаются причастностью педагога к духовным ценностям, выработанным человечеством. Духовность учителя — это не только и не столько личностное качество, сколько профессиональная характеристика. Духовная культура педагога — это тот личностный элемент, который по существу предопределяет его профессионализм.

Основным моментом духовного совершенства учителя является профессиональная деятельность, природа которой предполагает транслирование духовности от личности педагога к личности обучаемого. Следовательно, духовное развитие должно быть обусловлено самим содержанием образовательного учреждения. Организация жизнедеятельности учащихся в контексте современной общечеловеческой культуры ставит педагога в позицию осмысления ценностей мира, определения своих мировоззренческих отношений, выделения высших и наивысших духовных ценностей.

Это особенно важно в настоящее время, когда образуются новые ценности образования. И чтобы организовать взаимодействие с миром, надо уметь предъявлять этот мир, интерпретировать его через призму жизненных интересов человека. Однако мир меняется, жизнь предстает перед учителем и обучаемыми в вечном движении, и это означает невозможность незыблемых оценок, отношений и идеалов. С каждым новым поколением учитель заново вырабатывает свое вариативное видение мира и отношение к нему, т. к. чтобы представить обучаемым мир, надо самому его видеть, но каждый раз заново. А это требует от учителя постоянного духовного усилия.

Профессиональная деятельность педагога востребует от учителя знания о человеке как наивысшей ценности мира. Во взаимодействии с учащимися педагогу приходится очеловечивать окружающий мир, который для ребенка на первых порах выступает как вещно-предметное окружение.

Эффективность профессиональной деятельности педагога зависит от его профессиональной компетентности, сущность которой составляет:

1)      системное мировоззрение и модельное мышление;

2)      профессиональное творчество в педагогической деятельности;

3)      проксеологическая и рефлексивная информационная вооруженность;

4)      компетентность деятельности, общение и саморазвитие;

5)      конкретно-предметные знания.

В своей профессиональной деятельности учителю следует постоянно осуществлять поиск нового способа, приема, решения возникающих творческих специальных задач и их реализации в процессе обучения учащихся.

При осмыслении своих действий (рефлексии) ему необходимо уделять внимание на выявление внутри личностных противоречий, проблематизаций и разрешать их путем переосмысления личного опыта. Данная работа поможет само объективизации через различные знаковые средства, определению, образованию и изъявлению личностных смыслов, а также выделению адекватного «Я — образа» и его развитию, и главное, построению позиции своего жизненного пути.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в новой социальной ситуации профессиональная компетентность учителя является необходимым условием, обеспечивающим его педагогическое мастерство, высокое качество образования, следовательно, и подготовку высококвалифицированных специалистов для системы народного образования.

 

Литература:

 

1.                  Кузьмина Н. В. Психология структуры деятельности учителя. — Гомель: ГГУ, 1976. — С.16.

2.                  Гоноболин Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей. — М., 1962. — С.174.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогической деятельности, педагогических способностей, организаторские способности, педагогическое воображение, учащихся педагогических колледжей, стиля педагогической деятельности, профессиональной деятельности педагога, профессионального мастерства учителя, педагогический такт, индивидуального стиля педагогической, Похожая статья, компетентность учителя, профессиональной деятельности учителя, педагогических способностей учителя, структуру педагогической деятельности, стороны педагогической деятельности, стиле педагогической деятельности, личностных смыслов, педагогических способностей велик, значимых качеств.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос