Анализ речевых ошибок школьников, связанных с употреблением местоимений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Миналиева, М. А. Анализ речевых ошибок школьников, связанных с употреблением местоимений / М. А. Миналиева, Н. А. Рачителева, Н. В. Кошенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 677-679. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21511/ (дата обращения: 16.04.2024).

Развитие культуры речи учащихся, развитие навыков свободного, умелого пользования словом — одна из основных задач современной общеобразовательной школы. Однако состояние речевой грамотности учащихся, как видно из практики, не является достаточно высоким. И в устной, и в письменной речи школьников нормы русского литературного языка часто нарушаются. Именно поэтому необходимо продуманная, целенаправленная работа по предупреждению ошибок и по введению в речь правильных, соответствующих литературной норме форм. Но такая работа возможно лишь в тому случае, если у учителя существует четкое представление о характере речевых ошибок и о причинах их возникновения.

Данная статья посвящена типичным ошибкам в использовании местоименных форм в творческих работах учащихся (материалом для наблюдения служили сочинения учащихся).

Ошибки эти связанны с незнанием значений некоторых местоимений, с неправильным образованием грамматических форм местоимений, неправильным употреблением местоимений в тексте. Ошибки в употреблении местоимений часто приводят к логическим погрешностям, мешают точно воспринять значение излагаемого.

Каждый разряд местоимений и каждое местоимение имеют вполне определенное значение, определяющие их употребление. Недостаточно четкое представление об этих качествах местоимений ведет к их смешению, к необоснованной замене одного местоимения другим, к неуместному использованию местоимений в данной речевой ситуации.

Например, притяжательное местоимение свой способно обозначать принадлежность любому из трех лиц. Но в конкретном тексте должна быть четко и определенно выявлена его соотнесенность с одним из названных в тексте слов; если это условие не соблюдено, возникает двусмысленность.

Местоимение свой нередко оказывается лишним в предложении, так как указание на принадлежность не вносит нового в излагаемое. («Основная мысль этого стихотворения в том, что Пушкин и после разгрома восстания декабристов продолжает свое начатое дело».).

Местоимения обычно употребляются вместо какого-то имени, поэтому местоимения не стоит употреблять раньше того слова, которое оно заменяет. Нарушение этого требование ведет к смысловой погрешности, создает алогичная ситуация: местоимение и слово, которое заменено этим местоимением, воспринимаются как обозначающие разные понятия.

Употребление местоимения раньше заменяемого слова вызывает иногда и более сложное нарушение смысловых связей, например: «она смотрела за Софьиной комнатой, а она в это время сидела у себя в комнате с Молчалиным, а Лизе приказала, чтобы та смотрела за ее комнатой и чтобы к ней никто не заходил». Возникает представление не о двух, а о четырех различных лицах, действия которых описаны в изложенном тексте.

Существительные собирательного значения иногда заменяются школьниками местоимениями во множественном числе, то есть учащиеся ориентируются не на форму слова, а на его содержание, например: «Он понимал всю сущность народа и был близок к ним».

Собирательность может быть приписана и употребленному в единственном числе существительному, имеющему однокоренное собирательное. О том, что существительное единственного числа осознается именно как собирательное, свидетельствует замена его местоимением во множественном числе, например: «Крестьянин должен был работать на помещика, их также могли отдавать в аренду».

Неверным восприятием смысловых взаимоотношений имени и заменяющего его местоимения можно объяснить и еще одно нарушение, когда местоимение, которое должно было бы заменять существительное множественного числа, принимает форму неназванного, но мысленно выделенного понятия, обозначенного существительным единственного числа.

Неясно выраженной становится мысль и в том случае, когда в предложении нет слова, вместо которого употреблено местоимение.

Нечеткость изложения усугубляется еще и тем, что обычно в тексте есть слова, как правило, существительные, к которым может быть отнесено местоимение, но которые логически с этим местоимением не связаны, например: «Эту комедию написал А. С. Грибоедов. С момента появления в пьесе он участвует во всех сценах»..

Смысловые погрешности появляются при введении в предложение нескольких местоимений, значения которых и отношение друг к другу в данном тексте не расшифрованы («Катерина хочет вырваться из этого темного царства, но ее связывает то, что куда та пойдет»).

Нечеткость в восприятии высказываемого возникает, если местоимение употребляется вместо неназванного слова, которое только могло бы быть введено в контекст. Так, в приводимом ниже примере местоимение заменяет неназванное в ближайшем контексте существительное мысль (мысли): «Такой человек лучше мыслит и правильно их излагает».

Трудно понять и высказывания, в которых повторяется одно и тоже местоимение, заменяющее разные слова (существительные).

Повторение местоимений довольно часто встречается в творческих работах школьников. Речевая погрешность в таких случаях может быть чисто стилистической: нарушается требование избегать повторение одних их тех же слов в близком контексте. Смысловые же связи при речевой ошибке такого типа остаются достаточно ясными, затруднений в восприятии текста не возникает, например: «Салтыков-Щедрин написал сказку «Премудрый пескарь», в которой зло высмеял обывателей, которые дрожали за свою шкуру».

Однако чаще многократное повторение однотипных местоимений не только нарушает эстетические требования к речи, но и смыкается со смысловой неточностью, мешает отчетливому пониманию повествования.

Типичной речевой ошибкой является введение в текст лишних слов, не вносящих добавочных смысловых оттенков, при этом лишними могут быть местоимения разных разрядов, например: «Судья вместо того, чтобы разбирать дела, он ходит на охоту». Ошибкой является и пропуск местоимения, необходимого в тексте.

Много ошибок в употреблении местоимений, выполняющих функцию союзных слов в придаточных предложениях. Также встречаются ошибки в использовании местоимений в текстах с прямой речью.

Ошибки в употреблении местоимений могут быть связанны с неверным образованием падежной формы, с использованием местоимений просторечного и диалектного характера, например: «Аркадий хотел быть похожим на Базарова, но ихние взгляды на жизнь расходились».

Следует сказать, что в творческих работах учащихся довольно часто наблюдаются сочетание ошибок различного характера. Погрешности в использовании местоимений обнаруживают бедность словарного запаса учащихся, отсутствие четкости в осознании смысловых и грамматических взаимоотношений словесных единиц.

Точное понимание сути ошибок, связанных с употреблением местоимений, помогает целенаправленно работать над вопросами развития речи учащихся, формирования навыков использования литературных форм, помогает определить систему упражнений, цель которых — научить правильно вводить в текст местоименные формы. Поэтому считаем важным подбирать такие упражнения, в которых предлагается не просто исправить ошибку в употреблении местоимения, но и охарактеризовать ее.

 

Литература:

 

1.                  Виноградов, В. В. Русский язык. М., 1992

2.                  Горшкова, К. В., Шанский Н. М.. Современный русский язык. М., 1993

3.                  Кузьма, А. Я., Неупокоева О. В. Русский язык. М., 2002

4.                  Ладыженская, Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика. Русский язык. М., 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): местоимение, употребление местоимений, единственное число, использование местоимений, множественное число, ошибка, слово, существительное, текст, четкое представление.


Похожие статьи

Контекстуальные значения личных местоимений в русском...

местоимение, личное местоимение, бурятский язык, лицо, Пушкин, единственное число, местоименная транспозиция, русский язык, местоимение третьего лица, множественное число, разговорная речь.

Особенности изучения местоимений в начальной школе

Основные термины (генерируются автоматически): местоимение, слово, ком, упражнение, часть речи, Какая сказка, единственное число, письменная речь, какое предложение, грамматический разбор.

Анализ речевых ошибок школьников, связанных с употреблением местоимений.

Актуальные проблемы местоимений ингушского языка

местоимение, ингушский язык, часть речи, слово, лицо, класс местоимений, предмет, существительное, личное местоимение, множественное число.

Выражение поля персональности в русском и каракалпакском языках

Употребление личных местоимений при личных формах глаголов в рассматриваемых языках носит факультативный характер, так как основная функция выражения значения лица возложена на личные окончания глаголов.

Единственное число Множественное число.

Сопоставительная характеристика категории рода в русском...

Для данной категории особое место занимает местоимение. Любое существительное должно соотноситься с одним из трех местоимений третьего лица единственного числа.

Технология деятельностного метода. Из опыта работы

употреблять местоимения вместо существительных; находить местоимения в тексте

— Запишите число и «классная работа». 2. Актуализация знаний ификсация индивидуального затруднения впробном действии.

Особенности употребления артиклей в английском языке

неопределенный артикль, английский язык, артикль, существительное, предмет, указательное местоимение, какой предмет, единственное число, долгое время, немецкий язык.

Трудности обучения лексике английского языка в школе

Из-за неверного объяснения правила употребления местоимений и рода существительных проистекает такая ошибка.

Существует небольшое количество слов, образующих множественное число не по правилам, например, ‘child’ — ‘children’.

Личные местоимения и звания в роли обращения в русском...

Ключевые слова: русский, персидский, обращение, местоимения.

Неуместное употребление этих местоимений может толковаться адресатом как неуважение.

[1, с. 26] на русский язык: Прочих зову «вы», а «ты» единственная!

Похожие статьи

Контекстуальные значения личных местоимений в русском...

местоимение, личное местоимение, бурятский язык, лицо, Пушкин, единственное число, местоименная транспозиция, русский язык, местоимение третьего лица, множественное число, разговорная речь.

Особенности изучения местоимений в начальной школе

Основные термины (генерируются автоматически): местоимение, слово, ком, упражнение, часть речи, Какая сказка, единственное число, письменная речь, какое предложение, грамматический разбор.

Анализ речевых ошибок школьников, связанных с употреблением местоимений.

Актуальные проблемы местоимений ингушского языка

местоимение, ингушский язык, часть речи, слово, лицо, класс местоимений, предмет, существительное, личное местоимение, множественное число.

Выражение поля персональности в русском и каракалпакском языках

Употребление личных местоимений при личных формах глаголов в рассматриваемых языках носит факультативный характер, так как основная функция выражения значения лица возложена на личные окончания глаголов.

Единственное число Множественное число.

Сопоставительная характеристика категории рода в русском...

Для данной категории особое место занимает местоимение. Любое существительное должно соотноситься с одним из трех местоимений третьего лица единственного числа.

Технология деятельностного метода. Из опыта работы

употреблять местоимения вместо существительных; находить местоимения в тексте

— Запишите число и «классная работа». 2. Актуализация знаний ификсация индивидуального затруднения впробном действии.

Особенности употребления артиклей в английском языке

неопределенный артикль, английский язык, артикль, существительное, предмет, указательное местоимение, какой предмет, единственное число, долгое время, немецкий язык.

Трудности обучения лексике английского языка в школе

Из-за неверного объяснения правила употребления местоимений и рода существительных проистекает такая ошибка.

Существует небольшое количество слов, образующих множественное число не по правилам, например, ‘child’ — ‘children’.

Личные местоимения и звания в роли обращения в русском...

Ключевые слова: русский, персидский, обращение, местоимения.

Неуместное употребление этих местоимений может толковаться адресатом как неуважение.

[1, с. 26] на русский язык: Прочих зову «вы», а «ты» единственная!

Задать вопрос