Обобщенный SWOT-анализ муниципальных районов Оренбургской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Обобщенный SWOT-анализ муниципальных районов Оренбургской области / В. П. Петрищев, П. А. Косых, Н. Д. Найденко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 331-336. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21420/ (дата обращения: 19.04.2024).

Инструментом стратегического анализа муниципального района и его поселений является SWOT-анализ. Основной задачей SWOT-анализа является необходимость четкого осознания и представления желаемого будущего, как для муниципальных районов и поселений, так и для Оренбургской области в целом. В настоящей работе с помощью метода SWOT-анализа выявлены сильные и слабые стороны муниципальных районов Оренбургской области, возможности и угрозы. Сформированы 4 кластера, и сделан вывод о важнейших задачах для развития области.

Ключевые слова:SWOT-анализ, схемы территориального планирования, сильные стороны развития, слабые стороны развития, возможности, угрозы.

 

Основные задачи данной статьи заключаются в том, чтобы:

-        составить и обобщить SWOT-анализы муниципальных районов Оренбургской области, путем выявления их сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз.

-        сформулировать и дать оценку основным направлениям развития Оренбургской области;

-        выделить кластеры в различных сферах развития Оренбургской области.

Аббревиатура SWOT образована начальными буквами английских слов, означающих: силы, слабости, возможности, угрозы (Strengths, Weaknesses, Opportunities и Threats) [1]. Как правило, SWOT-анализ проводится с помощью вспомогательных таблиц (матриц). Нами были составлены таблицы SWOT-анализа муниципальных районов Оренбургской области на основе анализа обосновывающей части СТП, а также иных материалов, в том числе научной литературы, инвестиционных паспортов районов и др. [2].

Среди положительных сторон, способствующих устойчивому развитию муниципальных районов можно выделить следующие:

1.       Наличие города как районного центра (Абдулинский, Бугурусланский, Бузулукский, Гайский, Сорочинский, Ясненский, Кувандыкский, Оренбургский, Соль-Илецкий районы). Кроме того сегодня повсеместно, а не только в Оренбургской области, наблюдается тенденция реорганизации административно-территориального деления. В частности в Оренбургской области 2 муниципальных района были трансформированы в городские округа. С 1 июля официально вступило в силу решение об объединение Гайского района и г.Гая, а также Сорочинского района и г.Сорочинска и преобразование их в Гайский и Сорочинский городские округа соответственно.

Такое объединение, по мнению властей, рационально, так как позволит значительно сэкономить бюджетные средства.

Однако такое объединение имеет и отрицательные стороны, особенно в нашем степном регионе с его большой полиэтничностью, расположенном на стыке двух частей света — Европы и Азии. Об этом на пленарном заседании в рамках VII Международного Степного Форума говорила и О. Б. Глезер. Она отметила, что население сельских поселений и городских округов весьма различно по своей структуре, образу жизни. Такое объединение ведет к разрушению локальной идентичности, что может повлечь за собой потерю местного самосознания. Объединяя муниципальные образования, мы лишаем их возможности местного самоуправления. Конечно, перед объединением муниципальных образований проводятся сходы, чтобы узнать мнение населения. Но часто такие сходы имеют формальный характер, а несогласных просто «ломают через колено» [3].

Таким образом, укрупнение приводит к потере управляемости территории, потере идентичности населения и лишению населения рычагов управления.

Конечно, Оренбургская область — это не единственный регион, где происходят подобные процессы. Такая практика наблюдается повсюду, в частности, в Костромской области из-за депопуляции были объединены 18 сельских поселений. В Оренбургской области практика трансформации муниципальных районов в городские округа может продолжится, наиболее очевидными преемниками могут стать Ясненский, Кувандыкский и Соль-Илецкий районы.

2.       Развитая транспортная инфраструктура, а именно наличие трасс федерального и регионального значения, таких как «Урал», «Оренбург–Илек-Уральск», «Казань-Оренбург», «Оренбург-Уфа».

3.       Развитый агропромышленный комплекс. Согласно данным статистики наиболее развитыми в плане сельского хозяйства по показателю произведенной продукции сельского хозяйства (в фактически действующих ценах) являются Оренбургский, Сакмарский и Ташлинский районы [4].

4.       Минерально-сырьевая база района. Особенно важно для развития наличие общераспространенных полезных ископаемых, таких как ПГС, песок, глина. Доход от добычи и сдачи в аренду данных месторождений остается в районе, в отличие от газоконденсатных, нефтяных, медноколчеданных, медно-цинковых месторождений. Доходы от их эксплуатации идут даже не в региональный, а в федеральный бюджет. Полезные ископаемые, применяемые для производства строительных материалов распространены почти повсеместно в Оренбургской области [5].

5.       Благоприятные агроклиматические условия, выгодные для реализации туристско-рекреационного потенциала, характерны для Кувандыкского, Тюльганского, Бузулукского и некоторых других районов области.

6.       Сохранение естественных ландшафтов характерно для востока области, где на сегодняшний день наблюдаются низкие показатели распаханности. В некоторых из них организованы ООПТ. Наиболее удачно эта сильная сторона проявляется в Светлинском, Адамовском, Домбаровском районах [6].

Как отрицательные стороны развития районов мы выделили пять основных факторов:

1.      Удаленность от областного центра г. Оренбург. Как правило транспортная доступность зависит от: типа транспорта, расстояния, местности, исходной точки.

Траснпортная доступность — это или расстояние, или время, за которое может быть преодолено то или иное расстояние. Иногда, для удобства, местность может делится на зоны транспортной доступности (Например — зона 1, зона 2, зона 3). Таким образом, зона транспортной доступности — это местность в которую можно попасть использую тот или иной вид транспорта из определенной точки в определенный временной интервал.

В нашем случае, мы поделили область на 5 зон транспортной доступности исходя из максимально разрешенной скорости движения по автомагистрали — 90 км/ч (рис. 1).

Рис. 1. Зоны транспортной доступности населенных пунктов Оренбургской области

 

Так, в населенный пункты, находящиеся в зоне I транспортной доступности (не более 90 км от г. Оренбурга) можно добраться за 1 час; в населенные пункты II зоны транспортной доступности (90–180 км) — за 2 часа и т. д. К районам, удаленным от областного центра мы отнесли те, расстояния от которых до г. Оренбурга превышает 180 км (более 2 часов езды на автотранспорте), то есть районы III, IV, V зон транспортной доступности, а это более половины территории области. Удаленность районов имеет несколько последствий. Прежде всего, жители отдаленных районов ориентируются не на областной центр, а на ближайший крупный город в плане приобретения товаров, культурного досуга, образования. Это усиливает «оторванность» таких районов от центра. Кроме того, удаленность от центра, от основных финансовых потоков оборачивается снижением доходов населения и социального статуса.

2.      Неблагоприятная демографическая ситуация и недостаток квалифицированных кадров. Наиболее депрессивными в отношении возрастного состава населения являются районы северо-запада области (Пономаревский, Шарлыкский, Грачевский, Матвеевский). Здесь наименьшая доля населения трудоспособного и младше трудоспособного возраста, что свидетельствует о текущем неблагоприятном положении и о предстоящем демографическом кризисе при сохранении существующей тенденции. Наиболее благоприятными в плане возрастной структуры населения являются районы центра и юга области (Оренбургский, Первомайский, Соль-Илецкий, Домбаровский). Здесь, наоборот, наблюдается доля трудоспособного и младше трудоспособного населения выше среднего. Причина заключается в благоприятной социально-экономической ситуации в случае с Оренбургским районом. И в культурно-религиозных особенностях, в случае с районами со значительной частью населения, исповедующего ислам. Дефицит высококвалифицированных кадров и недостаток специалистов рабочих профессий — также отрицательная сторона развития большинства районов области.

3.      Неблагоприятные агроклиматические условия. Особенно они характерны для восточных и южных регионов области, так как с северо-запада на юго-восток повышается континентальность климата. Для этих районов характерны частые засухи, экстремальные летние и зимние температуры воздуха, суховеи, что отрицательно сказывается на сельском хозяйстве, в особенности растениеводстве, а также на возможностях развития рекреационной сферы.

4.      Высокая антропогенная нагрузка. Наиболее распаханными районами области являются Илекский, Октябрьский, Курманаевский, а также большинство районов северо-запада области. Районы с наименьшими показателями площади пашни расположены преимущественно на востоке — Ясненский, Кувандыкский, Новоорский и др. Кроме того многие районы подверглись сильной антропогенной нагрузке ввиду интенсивной добыче полезных ископаемых.

5.      Напряженная экологическая обстановка. По данным статистики наибольшая загрязненность окружающей среды отмечается в Оренбургском, Курманаевском, Новосергиевском районах, что можно объяснить большими масштабами добывающей промышленности. Вопреки ожиданиям, что самыми загрязненными окажутся районы промышленного востока, их показатели не настолько высоки. Это связано с закрытием некоторых предприятий в Новотроицке, Медногорске и как следствие сокращением выбросов вредных веществ [6].

Что же касается возможностей, мы выделили три основные:

1.      Развитие района как транспортно-логистического центра, в том числе благодаря строительству международного транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Оренбургский участок трассы будет состоять из двух путепроводов. Первый — скоростная трасса Кумертау — Сагарчин — Казахстан (190 км), за проезд по которой будет взиматься плата. Второй — Оренбург — Соль-Илецк — Акбулак — Казахстан (467 км), он предусматривает использование существующей федеральной сети дорог. Планируемый транспортный коридор позволит значительно повысить инвестиционную привлекательность региона в целом и создаст преимущество в развитии крупного транзитного центра грузопотока. Наиболее благоприятно реализация данного проекта повлияет на несколько муниципальных районов центра области, и, конечно, было бы ещё лучше, если бы дорога пересекала область не в меридиональном, а в широтном направлении. Первоначально трасса «Западная Европа — Западный Китай» должна была тянуться от Казани до границы с Казахстаном (до пункта пропуска Сагарчин), то есть на территории нашей области планировалось построить более протяженный участок дороги [7], что, безусловно, положительно бы сказалось на развитии западных районов области. Однако, власти соседнего Башкортостана смогли настоять на том, чтобы участок дороги проходил через их территорию, в ущерб предлагаемому ранее проекту (рис. 2) [7]. Таким образом, данная возможность могла бы быть несколько шире.

Рис. 2. Планируемый отрезок трассы «Западная Европа — Западный Китай», проходящий по территории Оренбургской области

 

2.      Реализация запланированных приоритетных проектов Оренбуржья, которые являются масштабными для экономики области и направлены на модернизацию производств и выпуск новых видов продукции [8].

3.      Реализация рекреационно-оздоровительных возможностей территорий. Ими располагают хр. Малый Накас в Тюльганском районе и Присакмарские горы в Кувандыкском районе, как центры развития горного туризма; иловые грязи озер Тузлучного и Дунина давно используются для лечебных целей, как и соленые ванны озера Развал; озеро Купоросное и бальнеологический курорт «Гай», действующий на кислых, железистых сульфатно-натриевых водах с высоким содержанием алюминия, меди и железа известны далеко за пределами области; противотуберкулезные санатории «Степной маяк» и «Красная поляна» в Новосергиевском районе с успехом используют возможности кумысолечения [8]. О перспективах развития туристско-рекреационной сферы можно судить по доле и структуре охотничьих хозяйств по районам области (рис.3).

Рис. 3. Распределение охотничьих хозяйств различной ведомственной принадлежности по административным районам [9]

 

Из 35 муниципальных районов лишь на территории двух (Абдулинский, Кваркенский) охотхозяйства отсутствуют. Ещё в четырех районах (Красногвардейский, Адамовский, Александровский, Ясненский) их площади незначительны (1–3 %). Наиболее велика суммарная площадь всех категорий охотхозяйств в лесостепных районах (15–60 %), в районах с поймами крупных и средних рек (10–30 %), а также на озерной равнине Тургайская (30 %) [9].

Кроме того, потенциальные возможности отдельных районов области связаны с развитием животноводства, растениеводства, добывающей и перерабатывающей промышленности [6].

К потенциальным угрозам мы отнесли 3 наиболее ярко выраженные проблемы:

1)                 Ухудшение демографического положения, которое наблюдается в большинстве районах области и как следствие угроза осложнения социально-экономической обстановки.

2)                 Ухудшение экологической обстановки (опасные явления природного и техногенного характера):

-        Имеются загрязнения, связанные с нефтедобычей, промышленностью и металлургией (Бузулукский, Курманаевский, Первомайский, Сорочинский, Бугурусланский, Оренбургский, Александровский, Гайский, Адамовский р-ны, г. Медногорск, г.Новотроицк, г.Соль-Илецк).

-        Имеется и опасность возникновения паводков и наводнения в Оренбургском, Сакмарском, Саракташском, Новоорском, Первомайском, Илекском, Ташлинском, Домбаровском и Бузулукском районах.

-        Эрозийные процессы проявляются в форме водной и ветровой эрозии. Например, водная эрозия наблюдается в Саракташском, Сакмарском, Новоорском, Гайском, Переволоцком, Александровском районах. А ветровая эрозия в Соль-Илецком, Ташлинском и Домбаровском районах

-        Карстовые процессы (Соль-Илецкий, Саракташский, Кувандыкский, Беляеский, Шарлыкский, Тюльганский р-ны).

-        Деградация естественных природных ландшафтов из-за высокой с/х нагрузки.

Помимо этого в отдельных районах существуют угрозы миграционного оттока населения; снижения инвестиционной привлекательности ввиду периферийности или плохой транспортной инфраструктуры; угроза возникновения ЧС из-за высокой степени физической и моральной изношенности основных производственных фондов предприятий; а также кризисное положение ведущей отрасти района [6].

Заключение:

Изучив данные СТП и составив SWOT-анализ по муниципальным районам Оренбургской области можно отметить, что в Оренбургской области сложились предпосылки для формирования специализированных кластеров:

-                   Агропромышленный кластер (Ташлинский, Новосергиевский, Переволоцкий, Адамовский районы)

-                   Нефтегазохимический кластер (Бузулукский, Бугурусланский, Первомайский, Грачевский, Курманаевский, Оренбургский районы)

-                   Кластер черной и цветной металлургии (г. Орск, г. Новотроицк, г. Гай, г. Медногорск)

-                   Туристско-рекреационный кластер (Соль-Илецкий, Кувандыкский, Тюльганкий районы)

-                   Природоохранный кластер (Кувандыкский, Бузулукский районы)

Наиболее перспективными на сегодняшний день в мире являются следующие отрасти: медицина и биотехнологии, ИКТ, новые материалы, «зеленые» технологии. У Оренбургской области фундаментальных заделов по этим направлениям практически нет, лишь небольшой опыт внедрения проектов альтернативной энергетики: в Кувандыкском и Гайском районах появятся три ветропарка, в Соль-Илецком районе — ветропарк и солнечная электростанция [5].

Таким образом, важнейшие задачи для области — технологическая модернизация отраслей, точечная поддержка инновационных проектов в приоритетных отраслях, развитие малого бизнеса, улучшение экологической и демографической ситуации.

 

Литература:

 

1.      Hill, T. and Westbrook, R. (1997): “SWOT Analysis: It’s Time for a Product Recall”, Long Range Planning, (30), 46–52.

2.      Схемы территориального планирования муниципальных районов Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: http://fgis.minregion.ru/fgis/

3.      Глезер О. Б., Бородина Т. Л., Артоболевский С. С. «Муниципальное и административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации» / Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / под общ.ред. С. С. Артоболевского, О. Б. Глезер. — М.: Изд-во МГПУ им. Баумана, 2011.

4.      Продукция сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах) [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst53/DBInet.cgi

5.      Оренбургская область [Электронный ресурс]. URL: http://www.orenobl.ru

6.      Косых П. А., Петрищев В. П. Потенциальные возможности и угрозы для устойчивого развития муниципальных районов Оренбургской области на основе SWOT-анализа // Степи Северной Евразии: материалы VII международного симпозиума / под научной редакцией члена-корреспондента РАН А. А. Чибилёва. — Оренбург: ИС УрО РАН, Печатный дом «Димур», 2015. — 996 с.

7.      Стратегия социально-экономического развития Оренбургской области [Электронный ресурс].URL:http://www.oreneconomy.ru/strategy/strateg/strategy1.pdf

8.      Инвестиционный портал Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: http://orbinvest.ru/orenburg_region/economic_policy.php

9.      Жданов С. И. Охотничьи ресурсы Оренбургской области. — Екатеринбург: УрО РАН, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): Оренбургская область, район, транспортная доступность, Оренбург, Западная Европа, Западный Китай, Казахстан, областной центр, сельское хозяйство, Соль-Илецкий район.


Ключевые слова

SWOT-анализ, угрозы, схемы территориального планирования, сильные стороны развития, слабые стороны развития, возможности

Похожие статьи

Анализ развития сельского хозяйства Оренбургской области

Главными районами разведения свиней являются центральная и западная зона Оренбургской области, а также Светлинский и Адамовский район.

Предприятия данной отрасли находятся в следующих районах: Оренбургский, Гайский, Сорочинский и Соль-Илецкий.

Инвестиционный климат Оренбургской области

Оренбургская область владеет разветвленной транспортной системой.

Возведение объекта по водоснабжению Соль-Илецка завершится в 2016 году.

В 54 млрд. обойдется строительство оренбургского участка трассы «ЕвропаЗападный Китай».

Соляная тектоника как фактор развития курортно-рекреационных...

Оренбургская область располагается в пределах крупнейшего в мире Прикаспийско-Предуральского солянокупольного бассейна.

Илецкий соляной купол является самым известным из них. Промышленная разработка каменной соли – в начале наземная, а в...

Развитие инвестиций на рынке жилищного строительства...

Актуальность данной проблемы заключается в том, что последствия западных санкций, а именно, прекращение поступления финансов

Рис. 1. Динамика ввода жилья в Оренбургской области на период 2005–2016 года.

сельское хозяйство. 131. оптовая и розничная торговля.

Оценка инвестиционного потенциала муниципального образования

Соль-Илецкий муниципальный район.

Районы, где широко развито сельское хозяйство (Саракташский муниципальный район, Новосергиевский муниципальный район, Ташлинский муниципальный район), характеризуются средним уровнем инвестиционного потенциала.

Анализ внутрирегиональной дифференциации Оренбургской...

В 2011 году в данный кластер входили следующие муниципальные образования: города: Оренбург, Бузулук, Бугуруслан, Гай, Сорочинск, районы: Адамовский, Акбулакский, Домбаровский, Оренбургский, Первомайский, Сакмарский, Соль-Илецкий, Ташлинский...

Пути обеспечения и повышения конкурентоспособности регионов...

...создание международного транспортно-логистического центра в городе Шымкент.

Южно-Казахстанская область является регионом, имеющий высокий потенциал для

развитие, регион, Казахстан, сельское хозяйство, региональное развитие, длительное...

Реконструкция городской среды в условиях экстенсивного...

Застройка спальных районов обеднена, однотипна и лишена структурирующих центров тяготения

Кроме того, сама транспортная система не отвечает современным потребностям, отсутствует

Генкин А. С. Эффективный траст: опыт Западной Европы и российская практика.

Похожие статьи

Анализ развития сельского хозяйства Оренбургской области

Главными районами разведения свиней являются центральная и западная зона Оренбургской области, а также Светлинский и Адамовский район.

Предприятия данной отрасли находятся в следующих районах: Оренбургский, Гайский, Сорочинский и Соль-Илецкий.

Инвестиционный климат Оренбургской области

Оренбургская область владеет разветвленной транспортной системой.

Возведение объекта по водоснабжению Соль-Илецка завершится в 2016 году.

В 54 млрд. обойдется строительство оренбургского участка трассы «ЕвропаЗападный Китай».

Соляная тектоника как фактор развития курортно-рекреационных...

Оренбургская область располагается в пределах крупнейшего в мире Прикаспийско-Предуральского солянокупольного бассейна.

Илецкий соляной купол является самым известным из них. Промышленная разработка каменной соли – в начале наземная, а в...

Развитие инвестиций на рынке жилищного строительства...

Актуальность данной проблемы заключается в том, что последствия западных санкций, а именно, прекращение поступления финансов

Рис. 1. Динамика ввода жилья в Оренбургской области на период 2005–2016 года.

сельское хозяйство. 131. оптовая и розничная торговля.

Оценка инвестиционного потенциала муниципального образования

Соль-Илецкий муниципальный район.

Районы, где широко развито сельское хозяйство (Саракташский муниципальный район, Новосергиевский муниципальный район, Ташлинский муниципальный район), характеризуются средним уровнем инвестиционного потенциала.

Анализ внутрирегиональной дифференциации Оренбургской...

В 2011 году в данный кластер входили следующие муниципальные образования: города: Оренбург, Бузулук, Бугуруслан, Гай, Сорочинск, районы: Адамовский, Акбулакский, Домбаровский, Оренбургский, Первомайский, Сакмарский, Соль-Илецкий, Ташлинский...

Пути обеспечения и повышения конкурентоспособности регионов...

...создание международного транспортно-логистического центра в городе Шымкент.

Южно-Казахстанская область является регионом, имеющий высокий потенциал для

развитие, регион, Казахстан, сельское хозяйство, региональное развитие, длительное...

Реконструкция городской среды в условиях экстенсивного...

Застройка спальных районов обеднена, однотипна и лишена структурирующих центров тяготения

Кроме того, сама транспортная система не отвечает современным потребностям, отсутствует

Генкин А. С. Эффективный траст: опыт Западной Европы и российская практика.

Задать вопрос