Риски формирования нового качества трудовых ресурсов в рамках развития энергетического сектора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 17.07.2015

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Кочеваткина, Э. Ф. Риски формирования нового качества трудовых ресурсов в рамках развития энергетического сектора / Э. Ф. Кочеваткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15.1 (95.1). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21151/ (дата обращения: 20.04.2024).

Необходимость исследования отдельных аспектов энергетической отрасли предопределяется тем, что она обладает уникальными возможностями оказания влияния на развитие государства и национальную экономику, состояние биологической среды и социокультурные характеристики общества. В то же время нельзя говорить об устойчивом развитии энергетической отрасли без учета особенностей качества трудовых ресурсов, осуществляющих профессиональную деятельность на предприятиях энергетического комплекса России.

В классическом трактовании энергетика представляет собой область хозяйственно-экономической деятельности человека, совокупность больших естественных и искусственных подсистем, служащих для преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов всех видов [3]. Такая значимость отрасли обусловила разработку и периодическое обновление Энергетической стратегии России. В соответствии данным документом, развитие энергетической отрасли предполагает создание системы глобальной энергетики, которая позволила бы осуществлять бесперебойное снабжение внутренних потребностей народного хозяйства и населения, а также стран СНГ и дальнего зарубежья энергетическими ресурсами по экономически обоснованным ценам, поддерживать долгосрочную стабильность на мировом и региональных энергетических рынках и обеспечивать экологическую безопасность [4].

Учитывая высокую науко- и ресурсоемкость, а также внешние политические и экономические условия функционирования энергетической отрасли, можно выделить ряд факторов, определяющих развитие ТЭК в первой четверти XXI века. Но наиболее значимым фактором, определяющим вектор и динамику развитие отрасли, являются — люди, которые в контексте профессиональной деятельности, воспринимаются в качестве трудовых ресурсов. Именно от обеспеченности отраслевого комплекса специализированной, высококвалифицированной и мотивированной рабочей силой во многом будет зависеть развитие отрасли энергетики.

Квалификация персонала, его компетентность и тренированность относятся к важнейшим факторам предотвращения нарушений энергетической безопасности. Данное утверждение доказывает статистика, приводимая в ежегодном отчете, который формирует Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (рис. 1).

Рис. 1. Доля нарушений в работе АЭС по причине человеческого фактора [2]

 

Как следует из данных отчета, от 7,69 % до 17,39 % в общем числе нарушений происходит по причине человеческого фактора. Среди ошибок персонала, которые обусловили нарушения в работе АЭС, наиболее распространенными ошибками являются недостаточная подготовленность оперативного персонала, совершившего неправильные действия, а также отсутствие контроля за действиями подчиненного персонала со стороны руководящего оперативного персонала. Иными словами, данные нарушения происходят из-за несоответствия качественных характеристик трудовых ресурсов требованиям современного этапа развития энергетической отрасли.

На данном этапе произошло преобразование производственно-технологического процесса производства, в том числе и в энергетике, которое обусловило превращение человека в решающий фактор развития. Объективные тенденции развития промышленного производства, опыт передовых компаний позволяют утверждать, что шанс на поддержание и развитие конкурентоспособности имеют только те предприятия, которые развиваются по законам социотехнических систем, синтезирующих технический и человеческий факторы [1]. В результате особое значение приобретает концепция формирования качества трудовых ресурсов, исходя из которой процесс формирования качества трудовых ресурсов происходит на трех стадиях:

-                   дотрудовой период, в котором осуществляется первичное формирование качества трудовых ресурсов, которое заключается приобретение определенных физических и психических способностей к осуществлению общественно-полезного труда, получение общего образования;

-                   стадия профессионального обучения, в которой происходит накопление квалификационно-профессиональных характеристик, проявляющееся в формировании качественных характеристик посредством получения теоретических знаний по выбранной специальности;

-                   стадия практической профессиональной деятельности, заключающаяся в поддержании и развитии качественных характеристик трудовых ресурсов, реализация которой происходит посредством использования накопленных знаний в процессе осуществления профессиональной деятельности, интеграции теоретического обучения и практического опыта работы.

Результатом формирования качества трудовых ресурсов должна стать обеспеченность российской энергетики кадрами, обладающими необходимыми компетенциями и квалификацией для инновационного развития энергетики, занятия и удержания Россией позиций лидера в энергетических технологиях и оборудовании, производстве интеллектуальных продуктов в области энергетики.

Формирование качества трудовых ресурсов на протяжении всех стадий сопровождается определенными рисками. Они трактуются как вероятность потери или неспособности достижения такого синтеза системообразующих компонентов качества трудовыми ресурсами, обладание которыми, во-первых, обеспечивало бы их способность отвечать современному уровню развития материально-вещественного фактора производства, во-вторых, — фиксировать способность удовлетворения трудовыми ресурсами потребностей потребителей их труда (рис. 2).

Рис. 2. Классификация рисков формирования качества трудовых ресурсов энергетической отрасли

 

Как следует из исследования данной проблемы, все риски, сопровождающие процесс формирования качества трудовых ресурсов, можно разделить на две группы: общие и специфические. Общие риски — это негативные факторы, которые связаны с общей социально-демографической ситуацией в стране и присущи любой сфере профессиональной деятельности. Специфические риски возникают в периоды профессионального обучения и осуществления практической профессиональной деятельности. При этом, в период профессионального обучения риски в основном связаны с неэффективным подходом к использованию человеческих ресурсов, который выражается в несовершенстве институциональной среды и образовательной системы. В период практической профессиональной деятельности риски формирования качества трудовых ресурсов проявляются в отсутствии положительной динамики качественных параметров вследствие нерационального использования трудового потенциала, накопленного его носителями на предыдущих стадиях.

Последствия рисков формирования качества трудовых ресурсов энергетической отрасли настолько масштабны, что их игнорирование недопустимо. Меры по минимизации (нейтрализации) и предотвращению данных рисков должны быть направлены на достижение и поддержание необходимой квалификации кадров, осуществляющих профессиональную деятельность в энергетической отрасли. Эти меры должны носить комплексный характер и быть обеспечены соответствующими ресурсами, системой управления качеством, а также необходимыми законодательной, нормативно-правовой и методологической базами.

 

Литература:

 

1.                  Герман М. В. Концепция формирования качества трудовых ресурсов // Успехи современного естествознания. — 2005, № 9. — С. 34–35

2.                  Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2013 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.gosnadzor.ru/public/annual_reports/Отчет %202013.pdf (дата обращения 25.02.2015)

3.                  Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. — Экспертный портал по вопросам энергетики [Электронный ресурс]. URL: http://gisee.ru/articles/glossary/ (дата обращения 25.02.2015)

4.                  Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/ch_5.php#l2 (дата обращения 25.02.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): энергетическая отрасль, ресурс, профессиональная деятельность, практическая профессиональная деятельность, профессиональное обучение, процесс формирования качества, работа АЭС, стадий.


Похожие статьи

О роли профессионально-компетентностного ресурса...

Процесс формирования и развития профессионально-компетентностного ресурса носит сложный и многоступенчатый характер, в котором становление работника как субъекта профессиональной деятельности осуществляется через интериоризацию внешних...

Система подготовки кадров на примере производственной...

Ключевые слова: молодой специалист, производственная практика, подготовка кадров, энергетическая отрасль, Республика Татарстан.

Качество высшего профессионального образования определяет темпы технологического, экономического и социального развития, т...

Формирование профессиональных компетенций при...

Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, экспертный опрос, учебный план, профессиональное образование, профессиональная компетенция бакалавра...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

При формировании профессионально значимых качеств учащихся большое значение имеет учебная мотивация. Учебная мотивация — частный вид мотивации включенная в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.

Внимание как профессионально важное качество оператора АЭС

Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием, отмечает Э. Ф. Зеер.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4...

Проблема качества подготовки современного специалиста

профессиональная деятельность, иностранный язык, модель подготовки, модель специалиста, будущий специалист, высшая школа, высшее профессиональное образование, образовательный процесс...

Формирование профессиональной компетентности...

Процесс формирования ПКЭ должен осуществляться в соответствии со следующими принципами

Самодостаточность (формируемая ПКЭ должна отражать все возможные аспекты профессиональной деятельности будущего специалиста)

О роли профессионально-компетентностного ресурса...

Процесс формирования и развития профессионально-компетентностного ресурса носит сложный и многоступенчатый характер, в котором становление работника как субъекта профессиональной деятельности осуществляется через интериоризацию внешних...

Система подготовки кадров на примере производственной...

Ключевые слова: молодой специалист, производственная практика, подготовка кадров, энергетическая отрасль, Республика Татарстан.

Качество высшего профессионального образования определяет темпы технологического, экономического и социального развития, т...

Формирование профессиональных компетенций при...

Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, экспертный опрос, учебный план, профессиональное образование, профессиональная компетенция бакалавра...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

При формировании профессионально значимых качеств учащихся большое значение имеет учебная мотивация. Учебная мотивация — частный вид мотивации включенная в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.

Внимание как профессионально важное качество оператора АЭС

Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием, отмечает Э. Ф. Зеер.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4...

Проблема качества подготовки современного специалиста

профессиональная деятельность, иностранный язык, модель подготовки, модель специалиста, будущий специалист, высшая школа, высшее профессиональное образование, образовательный процесс...

Формирование профессиональной компетентности...

Процесс формирования ПКЭ должен осуществляться в соответствии со следующими принципами

Самодостаточность (формируемая ПКЭ должна отражать все возможные аспекты профессиональной деятельности будущего специалиста)

Похожие статьи

О роли профессионально-компетентностного ресурса...

Процесс формирования и развития профессионально-компетентностного ресурса носит сложный и многоступенчатый характер, в котором становление работника как субъекта профессиональной деятельности осуществляется через интериоризацию внешних...

Система подготовки кадров на примере производственной...

Ключевые слова: молодой специалист, производственная практика, подготовка кадров, энергетическая отрасль, Республика Татарстан.

Качество высшего профессионального образования определяет темпы технологического, экономического и социального развития, т...

Формирование профессиональных компетенций при...

Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, экспертный опрос, учебный план, профессиональное образование, профессиональная компетенция бакалавра...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

При формировании профессионально значимых качеств учащихся большое значение имеет учебная мотивация. Учебная мотивация — частный вид мотивации включенная в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.

Внимание как профессионально важное качество оператора АЭС

Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием, отмечает Э. Ф. Зеер.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4...

Проблема качества подготовки современного специалиста

профессиональная деятельность, иностранный язык, модель подготовки, модель специалиста, будущий специалист, высшая школа, высшее профессиональное образование, образовательный процесс...

Формирование профессиональной компетентности...

Процесс формирования ПКЭ должен осуществляться в соответствии со следующими принципами

Самодостаточность (формируемая ПКЭ должна отражать все возможные аспекты профессиональной деятельности будущего специалиста)

О роли профессионально-компетентностного ресурса...

Процесс формирования и развития профессионально-компетентностного ресурса носит сложный и многоступенчатый характер, в котором становление работника как субъекта профессиональной деятельности осуществляется через интериоризацию внешних...

Система подготовки кадров на примере производственной...

Ключевые слова: молодой специалист, производственная практика, подготовка кадров, энергетическая отрасль, Республика Татарстан.

Качество высшего профессионального образования определяет темпы технологического, экономического и социального развития, т...

Формирование профессиональных компетенций при...

Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, экспертный опрос, учебный план, профессиональное образование, профессиональная компетенция бакалавра...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

При формировании профессионально значимых качеств учащихся большое значение имеет учебная мотивация. Учебная мотивация — частный вид мотивации включенная в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.

Внимание как профессионально важное качество оператора АЭС

Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием, отмечает Э. Ф. Зеер.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4...

Проблема качества подготовки современного специалиста

профессиональная деятельность, иностранный язык, модель подготовки, модель специалиста, будущий специалист, высшая школа, высшее профессиональное образование, образовательный процесс...

Формирование профессиональной компетентности...

Процесс формирования ПКЭ должен осуществляться в соответствии со следующими принципами

Самодостаточность (формируемая ПКЭ должна отражать все возможные аспекты профессиональной деятельности будущего специалиста)

Задать вопрос