Автор: Лобанова Екатерина Александровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 26.09.2015

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Лобанова Е. А. Актуальность использования видеоматериалов при организации учебного процесса на практических занятиях иностранного языка естественнонаучных направлений // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 45-46.

Аннотация: В статье описывается практика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов посредством видеоматериалов.

Ключевые слова: видеоматериалы, иноязычная коммуникативная компетенция.
            Процесс овладения иноязычной коммуникативной компетенцией является основной целью обучения иностранным языкам и на факультетах неязыкового профиля, что, как известно, связано с серьезными трудностями. В первую очередь, причиной этого является низкий уровень владения иностранным языком выпускниками средних школ. Этот факт было бы большим упущением не учитывать в организации обучения иностранным языкам студентов факультетов естественнонаучных направлений. Трудность представляет также ограниченное число учебного времени, предусмотренное на изучение иностранного языка студентами, неовладевшими иноязычной коммуникативной компетенцией на предусмотренном стандартом уровне в средней школе.
            Таким образом, мы наблюдаем противоречие между существующей целью обучения иностранным языкам на факультетах естественнонаучных направлений и реальными условиями обучения.

            Размышляя о путях оптимизации процесса обучения студентов естественнонаучных направлений, мы считаем актуальным рассмотреть один из вариантов организации обучения иностранным языкам, несомненно представляющем интерес для данной аудитории студентов. Речь пойдет о положительных результатах использования видеоматериалов на практических занятиях.
            Цель данной статьи показать эффективность использования видеоматериалов в обучении иноязычной коммуникативной компетенции студентов-нелингвистов. Обратимся к рассмотрению поставленного вопроса.

            Такое средство обучения используется в российских ВУЗах уже достаточно давно, хотя, на наш взгляд, и недостаточно активно. Это связано с рядом причин, таких как, например, недостаточная оснащенность техническими средствами аудиторий, предназначенных для занятий иностранным языком, сложности в подборе видеоматериалов, неподготовленность студентов к восприятию аутентичных фильмов и кинофрагментов и др.

            Несмотря на имеющиеся трудности, мы считаем, что стремление к их преодолению в целях организации работы с мультимедийными средствами оправдано эффективностью этой учебной деятельности, поскольку она мотивирует и вызывает положительные эмоции, а мотивация - это один из важнейших факторов в процессе изучения иностранного языка. Кино и телевидение прочно закрепились в нашем современном обществе, и просмотр фильмов, сериалов, телепередач и интернет-роликов стал неотъемлемой частью проведения досуга студентами. Таким образом, применение вышеперечисленных материалов на изучаемом языке приобретает огромный смысл использования их в условиях практического занятия, выступая мотиватором, делает процесс изучения более интенсивным и интересным.

            Иноязычные видеоматериалы являются аутентичными и демонстрируют реальное применение изучаемого языка, что также является неоспоримым достоинством их использования в обучении. Фильмы и телепередачи на иностранном языке обеспечивают студентов примерами различных коммуникативных ситуаций за пределами учебной аудитории, способствуют тренировке понимания различных стилей речи, официального и разговорного, ситуаций использования их в естественном речевом общении. Просмотр иноязычных видеоматериалов является уникальной возможностью погружения в другую языковую среду.

            Видео дает визуальный контекст. Именно эта "визуальность" и является бесценным инструментом, у обучающихся наблюдается лучшее понимание ситуации и более точная интерпретация языковых явлений в полном визуальном контексте. Видео способствует пониманию культурологического аспекта речевой ситуации, логического порядка обмена репликами, использования таких языковых опор как мимика и жесты при непосредственной иноязычной речевой коммуникации. Эти визуальные подсказки являются иллюстрацией устного высказывания и способствуют концентрации внимания обучающихся.
            Использование видеоматериалов дает прекрасную возможность для применения разнообразных и разноуровневых техник и упражнений, направленных на развития всех четырех языковых компетенций у студентов. Таким образом, например, просмотр фильма целиком либо его части может быть использован не только при тренировке навыков аудирования и чтения, но послужить моделью для практики говорения и письма. Просмотр фильма также может стать плацдармом для реализации последующих задач, таких как дискуссия, дебаты на актуальную тему, ролевые игры, реконструкция диалогов и пересказ. Использование различных категорий видеоматериалов (полнометражных и короткометражных фильмов, телесериалов, рекламных роликов и т.д.) также может привнести разнообразие при обучении.

            Выбор тем видеоматериалов обусловлен профессиональной направленностью студентов, что дополнительно способствует мотивации и расширению профессионального кругозора.
            Учитывая преимущества использования видеоматериалов для успешного изучения иностранного языка, является актуальной их интеграция в рабочую программу преподавателя. Если раньше подбор подходящего материала сопровождался трудностью поиска и определенными техническими сложностями, то вместе с появлением и активным использованием интернета появилось большое количество веб-сайтов, облегчающих решение этой задачи.

            Обобщая все изложенное, резюмируем, что обучение иностранному языку с использованием видеоматериалов является продуктивным и результативным. Организация процессов обучения с иноязычной коммуникативной компетенцией студентами неязыковых факультетов позволяет в значительной мере оптимизировать процесс их обучения иностранному языку.

           

Литература:

1.      Кочукова О.В. Обучение пониманию социокультурного содержания иноязычного дискурса художественных видеофильмов: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2004.

2.      Краснощекова Г.А. Информационные технологии в решении проблемы повышения качества языковой подготовки специалистов // Открытое образование. - М., 2010. - №6.

3.      Сорока Ю.Г. Кинодискурс повседневности постмодерна // Постмодерн: новая магическая эпоха. Сб. статей/Под ред. Л.Г. Ионина. - Харьков, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): обучения иностранным языкам, использования видеоматериалов, иностранного языка, коммуникативной компетенцией, целью обучения иностранным, естественнонаучных направлений, организации обучения иностранным, изучения иностранного языка, коммуникативной компетенции, Актуальность использования видеоматериалов, иностранным языкам студентов, результатах использования видеоматериалов, иностранным языком, эффективность использования видеоматериалов, коммуникативной компетенции студентов, преимущества использования видеоматериалов, Просмотр иноязычных видеоматериалов, иностранного языка естественнонаучных, коммуникативной компетенцией студентами, подборе видеоматериалов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос