Выявление и регулирование социально-трудовых конфликтов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 13.07.2015

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Гужина Г. Н., Гужин А. А. Выявление и регулирование социально-трудовых конфликтов // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 246-248. — URL https://moluch.ru/archive/94/21039/ (дата обращения: 23.10.2018).

Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия. Рынок ставит предприятие в новые отношения с государственными организациями, с производственными и другими партнёрами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с эти меняются отношения между руководителями предприятий, руководителями и подчинёнными, между всеми работниками внутри предприятия. Меняется отношение к персоналу предприятий, так как социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу предприятий. Рыночная экономика ставит ряд принципиальных задач, важнейшей из которых является: максимально эффективное использование кадрового потенциала. Для того чтобы этого достигнуть необходимо управление персоналом организации, которое тесно взаимосвязано со стратегическим управлением всей организацией.

В условиях системных трансформаций в российском социуме сохраняется высокий уровень конфликтогенности. Происходящие социально-экономические, политические изменения приводят к смене идеологий, стандартов и стилей жизни, культурных норм и ценностей, что, в свою очередь, провоцирует возникновение конфликтов различного уровня, масштаба и характера. Неустойчивость социальных изменений, вписанных в структуру глобальных коммуникативных потоков, достаточно высокий уровень социальной неудовлетворенности создают почву для многократного увеличения социальных конфликтов, прежде всего — в сфере трудовых и организационных отношений.

Управление социальными конфликтами, как и всякая управленческая деятельность, имеет свои методологические основания и свою концептуальную прагматику. В этой связи чрезвычайно важным представляется осуществление комплексного подхода к выявлению и регулированию социальных конфликтов, влияющих на деятельность организации. Особое значение имеет разработка техник и технологий управления конфликтным взаимодействием как неотъемлемого элемента культуры организации.

Новый подход к управлению персоналом всё более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Управление человеческими ресурсами — главная функция любой организации. Кадровая служба по сравнению с другими подразделениями приобретает первостепенное значение в работе организации. Новая кадровая технология — главный источник перемен в организации.

В любой организации в ходе межличностного общения имеется большое число факторов, которые при определенных условиях могут привести к конфликтам не только между отдельными работниками, но и между целыми группами. При этом могу подчеркнуть, что определение основных детерминант конфликтного взаимодействия является необходимым элементом деятельности по управлению конфликтами в организации.

Социальные: ценности, интересы и убеждения; потребности и мотивы; статус и роли; потери и искажения информации.

Социально-экономические: ограниченность ресурсов; неудовлетворенность заработанной платой; плохие условия труда.

Социально-демографические: половозрастные особенности; семейное положение; уровень образования; принадлежность к разным национальным образованиям.

Социально-психологические: восприятие конфликтной ситуации; темперамент и черты характера; социальная идентичность; фрустрация; неадекватная самооценка и оценка результатов деятельности и личности [1, с.114].

Многие конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции занять. Таким образом, их ложная ориентация становится препятствием для поиска решения, которое бы учитывало скрытые интересы участвующих в конфликте сторон.

Конфликт может возникнуть по различным вопросам, начиная с простого приветствия и заканчивая претензиями по качеству товара. Сложность конфликтной ситуации зависит от психо-эмоционального состояния каждого участника конфликта. Чтобы позитивно воздействовать на личные отношения с клиентом, важно обладать способностью, слушать собеседника, открытостью и искренностью, интересоваться личной стороной проблемы и придерживаться норм и ценностей, не очень отличающихся от таковых у другой стороны. В первую очередь это отражается в умении говорить на «языке» клиента и поворачивать анализ ситуации, отталкиваясь от его субъективного видения проблемы. Но при этом не обходимо учитывать обыкновенный человеческий фактор: у всех у нас могут быть свои проблемы [2, с.30].

Одним из лучших методов управления, предотвращающих конфликт, является разъяснение требований к работе, разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь упоминаются такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.

Эффективность управления производственными конфликтами зависит от квалификации менеджера, от его профессионального и жизненного опыта, от личностных особенностей и т. п. В то же время управлению конфликтами можно и нужно учиться, для менеджеров это обязательная компетенция. Зная признаки возникновения конфликтной ситуации, закономерности развития конфликтов, методы и процедуры поиска решений, менеджер сможет гораздо эффективнее справляться со сложными управленческими проблемами. Исследования специалистов показывают, что результативность управления конфликтом зависит и от того, на каком этапе менеджер включается в процесс поиска решения.

Традиционно конфликты воспринимаются как крайне негативные явления, поэтому многие люди стремятся избегать их любым способом. Но конфликт — всего лишь одна из форм человеческих взаимоотношений; поведение людей в конфликтной ситуации регулируется в соответствии с принятыми групповыми и культурными нормами.

С негативными последствиями конфликтов мы, действительно, сталкиваемся чаще всего. К «негативу» относится:

-                    эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте;

-                    ухудшение социально-психологического климата в коллективе, формирование представлений о побежденных оппонентах как о врагах;

-                    чрезмерное вовлечение сотрудников в процесс конфликтного взаимодействия в ущерб работе;

-                    уменьшение потенциала сотрудничества после завершения конфликта, сложности с восстановлением деловых отношений (шлейф конфликта).

Но последствия конфликтов могут быть и позитивными:

-                    разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;

-                    сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом;

-                    получение коллективом стимула к изменениям и развитию;

-                    восприятие новой информации и диагностика возможностей оппонентов.

К факторам, способствующим уменьшению вероятности конфликтов, можно отнести:

-        удобную планировку рабочих помещений;

-        оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других полей;

-        гибкую систему поощрения и наказания;

-        создание мотивационных программ;

-        соблюдение норм трудового права РФ.

Жить и работать вместе — непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения. В этой работе выявлены предупреждающие управленческие воздействия и разработаны практические рекомендации руководителям, направленные на конструктивное урегулирование и разрешение индивидуальных социально-трудовых конфликтов, что способствует стабильности и результативному развитию организаций и предприятий.

Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И служащие и руководители должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других. Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив и организацию в целом.

Если бы материальных ресурсов хватало на всех работников, то конфликты, связанные с их распределением, видимо, все равно были бы, но реже. Причиной сохранения конфликтов было бы возрастание потребностей людей и сама система распределения, существующая в современном российском обществе. Для накопления материальных ресурсов и их грамотного распределения предлагаю создать резерв. Многие фирмы обходятся без резервов, и совершенно напрасно. Это помогает экономить не только налоги, но и время бухгалтера. Сейчас самая пора позаботиться об их создании.

Профессиональный отбор, как способ избежания конфликта.

«Кого отберешь, с теми и будешь работать» — эта аксиома кадровика, к сожалению, очень часто нарушается как по вине топ-менеджеров (главных руководителей предприятия), так и работников служб персонала. Соответствие работника максимальным требованиям, которые может предъявить к нему занимаемая должность, является важным условием предупреждения конфликтов. Назначение сотрудника на должность, которой он не в полной мере соответствует по своим профессиональным, другим качествам, создает предпосылки для возникновения конфликтов между этим работником и его начальниками, подчиненными, сослуживцами [3, с.106].

Нужно создавать условия для профессионального роста любого работника, а тем более — менеджера. Стабильность и успехи предприятия являются результатом, прежде всего, принятия оптимальных управленческих решений, определяющих деятельность других работников. Некомпетентные управленческие решения провоцируют возникновение у руководителя конфликтов с теми, кто будет их исполнять, и видит их непродуманность. Кроме того, необоснованная негативная оценка результатов деятельности также способствует возникновению предконфликтных ситуаций между оценивающим и оцениваемым.

 

Литература:

 

1.      Гужин А. А., Гужина Г. Н. Разрешение конфликтов и управление конфликтами в организации IV Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики», НИУ «БелГУ», Белгород, 2013 г.
2.      Е. И. Степанов Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов, — М.: ЛКИ, 2008. — 178 с.
3.      Мумладзе Р. Г., Гужина Г. Н. Экономика и социология труда (учебник) 4-е издание М.: «КНОРУС», 2011г.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, отношение, работник, управление конфликтами, персонал предприятий, возникновение конфликтов, высокий уровень.


Похожие статьи

Основы управления конфликтами в организации

Основы управления конфликтами в организации. Автор: Спатарь Антон Вячеславович.

Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа...

Проблемы управления конфликтной ситуацией в среде...

конфликт, выраженная конфликтность, работник, пациент, мягкий стиль, медицинская помощь, жесткий стиль, уровень, конфликтное взаимодействие, высокий уровень.

Способы разрешения конфликтов в организации в современных...

конфликт, конфликтная ситуация, педагогический конфликт, современная система образования, управленческий труд, педагогический коллектив, образовательная организация, массовая информация...

Методы профилактики конфликтов в компаниях

Вид конфликта — это вариант конфликтного взаимодействия, который выделяется по определенному признаку. Рассматривая классификацию конфликтов необходимо выделить ее основные виды

Функции конфликтов в организации и принципы их разрешения

повысить уровень сотрудничества и межличностного взаимодействия

конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом

Существует несколько достаточно универсальных принципов управления конфликтами

Разрешение конфликтов в образовательной организации

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс...

Управление конфликтами как элемент стратегии менеджмента...

конфликт, конфликтная ситуация, поведение людей, сотрудник, стадий, учреждение здравоохранения.

Роль менеджера в исследовании управления конфликтами...

– понижение уровня деструктивной конфликтности трудового коллектива в целом; – обеспечение эффективной работы конфликтной комиссии по разрешению организационных и социально-трудовых конфликтов

Конфликтные ситуации в организации | Статья в журнале...

Ключевые слова: конфликты, конфликтные ситуации, организации, индивид, группа. Современный человек проводит всю свою жизнь в общении с ему подобными.

Основы управления конфликтами в организации

Основы управления конфликтами в организации. Автор: Спатарь Антон Вячеславович.

Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа...

Проблемы управления конфликтной ситуацией в среде...

конфликт, выраженная конфликтность, работник, пациент, мягкий стиль, медицинская помощь, жесткий стиль, уровень, конфликтное взаимодействие, высокий уровень.

Способы разрешения конфликтов в организации в современных...

конфликт, конфликтная ситуация, педагогический конфликт, современная система образования, управленческий труд, педагогический коллектив, образовательная организация, массовая информация...

Методы профилактики конфликтов в компаниях

Вид конфликта — это вариант конфликтного взаимодействия, который выделяется по определенному признаку. Рассматривая классификацию конфликтов необходимо выделить ее основные виды

Функции конфликтов в организации и принципы их разрешения

повысить уровень сотрудничества и межличностного взаимодействия

конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом

Существует несколько достаточно универсальных принципов управления конфликтами

Разрешение конфликтов в образовательной организации

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс...

Управление конфликтами как элемент стратегии менеджмента...

конфликт, конфликтная ситуация, поведение людей, сотрудник, стадий, учреждение здравоохранения.

Роль менеджера в исследовании управления конфликтами...

– понижение уровня деструктивной конфликтности трудового коллектива в целом; – обеспечение эффективной работы конфликтной комиссии по разрешению организационных и социально-трудовых конфликтов

Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан...

В статье проводится анализ стратегий поведения в конфликте курсантов казахской национальности. Особое внимание уделяется уточнению и расширению представлений о факторах, влияющих на стратегию поведения в конфликтных ситуациях курсантов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Основы управления конфликтами в организации

Основы управления конфликтами в организации. Автор: Спатарь Антон Вячеславович.

Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа...

Проблемы управления конфликтной ситуацией в среде...

конфликт, выраженная конфликтность, работник, пациент, мягкий стиль, медицинская помощь, жесткий стиль, уровень, конфликтное взаимодействие, высокий уровень.

Способы разрешения конфликтов в организации в современных...

конфликт, конфликтная ситуация, педагогический конфликт, современная система образования, управленческий труд, педагогический коллектив, образовательная организация, массовая информация...

Методы профилактики конфликтов в компаниях

Вид конфликта — это вариант конфликтного взаимодействия, который выделяется по определенному признаку. Рассматривая классификацию конфликтов необходимо выделить ее основные виды

Функции конфликтов в организации и принципы их разрешения

повысить уровень сотрудничества и межличностного взаимодействия

конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом

Существует несколько достаточно универсальных принципов управления конфликтами

Разрешение конфликтов в образовательной организации

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс...

Управление конфликтами как элемент стратегии менеджмента...

конфликт, конфликтная ситуация, поведение людей, сотрудник, стадий, учреждение здравоохранения.

Роль менеджера в исследовании управления конфликтами...

– понижение уровня деструктивной конфликтности трудового коллектива в целом; – обеспечение эффективной работы конфликтной комиссии по разрешению организационных и социально-трудовых конфликтов

Конфликтные ситуации в организации | Статья в журнале...

Ключевые слова: конфликты, конфликтные ситуации, организации, индивид, группа. Современный человек проводит всю свою жизнь в общении с ему подобными.

Основы управления конфликтами в организации

Основы управления конфликтами в организации. Автор: Спатарь Антон Вячеславович.

Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа...

Проблемы управления конфликтной ситуацией в среде...

конфликт, выраженная конфликтность, работник, пациент, мягкий стиль, медицинская помощь, жесткий стиль, уровень, конфликтное взаимодействие, высокий уровень.

Способы разрешения конфликтов в организации в современных...

конфликт, конфликтная ситуация, педагогический конфликт, современная система образования, управленческий труд, педагогический коллектив, образовательная организация, массовая информация...

Методы профилактики конфликтов в компаниях

Вид конфликта — это вариант конфликтного взаимодействия, который выделяется по определенному признаку. Рассматривая классификацию конфликтов необходимо выделить ее основные виды

Функции конфликтов в организации и принципы их разрешения

повысить уровень сотрудничества и межличностного взаимодействия

конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом

Существует несколько достаточно универсальных принципов управления конфликтами

Разрешение конфликтов в образовательной организации

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс...

Управление конфликтами как элемент стратегии менеджмента...

конфликт, конфликтная ситуация, поведение людей, сотрудник, стадий, учреждение здравоохранения.

Роль менеджера в исследовании управления конфликтами...

– понижение уровня деструктивной конфликтности трудового коллектива в целом; – обеспечение эффективной работы конфликтной комиссии по разрешению организационных и социально-трудовых конфликтов

Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан...

В статье проводится анализ стратегий поведения в конфликте курсантов казахской национальности. Особое внимание уделяется уточнению и расширению представлений о факторах, влияющих на стратегию поведения в конфликтных ситуациях курсантов...

Задать вопрос