Психологические особенности этно-профессионального общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 06.07.2015

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Назарова О. М., Сайфетдинова М. К. Психологические особенности этно-профессионального общения // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 712-714. — URL https://moluch.ru/archive/94/20987/ (дата обращения: 23.09.2018).

При анализе современной обстановки становится все более явным, что общество в целом развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс касается различных сфер жизнедеятельности социума абсолютно всех стран мира. На сегодняшний день достаточно сложно найти этнические общности, которые либо испытали, либо находятся под воздействием культур других народов и общественной среды, которая существует в отдельных регионах и в мире целом. Этому свидетельствует активный рост культурных взаимодействий в контексте обмена культурным опытом между государствами, социальными институтами, общественными движениями и отдельными личностями, принадлежащих разным странам и культурам. При реализации взаимодействия культур и народов встает, как никогда, особенно актуально и остро вопрос о культурной самобытности и культурных различиях. В настоящее время культурное многообразие современного человечества увеличивается. Показателем этого является тот факт, что любое общество состоящее из разных народностей находит все больше средств для сохранения и развития своей целостности и культурного облика. На фоне этого можно утверждать о существующей закономерности, отражающей тенденции к сохранению культурной самобытности человечества, которая является показателем взаимозависимости и единства направленного на увеличение культурного разнообразия. В этом контексте для тенденций общественного развития очевидна необходимость в умении определять культурные особенности народов дабы взаимодействовать друг с другом и добиться взаимного безбарьерного признания.

На фоне сегодняшней социальной обстановки постоянным является процесс взаимодействия культур различных стран и народностей. Именно этот процесс ведет к унификации культур, что порождает у большого числа наций стремление к самоутверждению относительно культурных ценностей и желание сохранить их. Целый ряд государств и культур демонстрирует свое категорическое направление происходящих культурных изменений. Культурные границы конечно же открыты в современном обществе, но этому процессу открытия одновременно противопоставляется непроницаемость этих границ и гипертрофированное чувство гордости за свой этнос и свою национальную самобытность.

Каждое этническое общество реагирует на влияние извне по-разному. Доказательством этого служит тот факт, что диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно обширен: от пассивного неприятия ценностей других этнических культур и особенностей до активного противодействия их распространению и утверждению.

Именно поэтому сегодняшнее общество является свидетелем и очевидцем многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистких движений.

На фоне вышеизложенного достаточно остро стоит вопрос о реализации этно — профессионального общения в контексте психологического знания.

Понятие «общение» довольно таки многообразно. Достаточно много наук и отраслей психологии рассматривает его, но в своем контексте. В психологии довольно часто общение трактуют как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т. е. эмоционально-оценочного) характера [1].

Наряду с этим, исходя из целей и техник реализации общения рассматривают следующие его виды:

-                   контакт «масок»;

-                   формально-ролевое общение;

-                   светское общение;

-                   манипулятивное общение;

-                   духовное межличностное общение;

-                   деловое (профессиональное) общение. [2]

Исходя из выбранной проблематики в нашем случае обратимся к последним двум выше названным видам.

Общение выступает в единстве с деятельностью человека и его личностным ростом. Тем самым, выступая достаточно мощным потребителем энергии индивида, общение, наряду с этим, является незаменимым биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

Любая реализация трудовой деятельности всегда есть межличностное взаимодействие, проявляющееся в особой форме. Это взаимодействие и будет деловым общением. Независимо от вида, профессиональная трудовая деятельность содействует установлению нормального социально — психологического климата, что способствует адекватности морально-психологической атмосферы труда и соответственно отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами. Так же деловое общение создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.

Но не всегда производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением. Это происходит в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта. Например, при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту. Тогда речь будет идти об особой форме отношений — дисциплине. Дисциплина — это принцип строгого регулирования, иерархического соположения управляющего и управляемого. Из вышеизложенного становится очевидно, что управляемый лишен свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту, и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.

При рассмотрении понятия «деловое общение» особую роль отводят категории «дело». Категория «дело» есть предмет делового общения.

Когда мы говорим о деловом общении, то подразумеваем сущность его содержания, которое заключается в социально-значимой совместной деятельности людей, предполагающей согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.

Проанализировав имеющуюся литературу по данному вопросу можно утверждать, что в развернутом виде, в общении можно выделить такие этапы:

-                   установление контакта;

-                   ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т. д.);

-                   обсуждение вопроса, проблемы;

-                   принятие решения;

-                   выход из контакта. [3]

В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной. Именно сознательным вычленением этих этапов и их регуляцией определяется во многом эффективность делового общения.

Человечество очень разнообразно в культурном и этническом смысле, поэтому на протяжении веков и возникает стремление понять это разнообразие вместе, разобраться в культурных различиях.

При реализации элементов делового общения существует достаточно много нюансов. Например, дистанция в процессе общения тоже имеет культурологическое значение. Если рассматривать различные культуры и этнические особенности, то можно привести следующие примеры: американцы обычно обижаются, если иностранцы слишком близко приближаются к ним в процессе общения; по мнению англичан, американцы лишают собеседника личного пространства, приближаются при реализации любого вида общения слишком близко, говорят громко и не смотрят собеседнику в глаза; немцы же держат двери при разговоре закрытыми, тогда как американцы наоборот — открытыми, т. к. человек, стоящий на пороге, с точки зрения немца, находится в помещении, а с точки зрения американца — снаружи.

Так же целесообразно упомянуть о таком факторе, который связан со спецификой языка определенной общности — речь идет об определенной системе стереотипов. Например, стереотипная форма разговора в разных языках и культурах может проявляться: в порядке личного обращения в форме добавления определенных слов — дама, сэр, фрау и т. д.; в специфике образов, сравнений, структуры и содержания текстов, психологической составляющей организации речевой или иной деятельности.

Национально-культурные факторы общения обеспечивают его вариативность на разных уровнях. При анализе специальной психологической литературы можно говорить о шести уровнях этнических различий речевого общения:

1.      Процесс общения как единое целое, как деятельность общения (функционально-целевой аспект общения);

2.      Социально-ролевой аспект процессов общения;

3.      Средства общения (на этом уровне не только определяется своеобразная иерархия средств вещания — переход от текстов, загадок и пословиц в традиционных образов, сравнений и отдельных лексем, осуществляющим изменяется с помощью развернутых речевых стереотипов, и группа неязыковых средств (прежде всего, кинесика — мимика, жесты и пантомимика), а также взаимодействие между ними);

4.      Психолингвистическая организация процессов общения, т. е. их детерминация на уровне психологической операции;

5.      Ситуативно-психологическая организация процессов общения, т. е. их вариативность (например, проксемика);

6.      Уровень реализации коммуникативных процессов, взятые вне конкретной ситуацией общения, проявляющаяся в громкости, тембре и темпе речи. [4,5]

Для того чтобы процесс общения был реализован в полной мере, а процесс передачи информации был наиболее эффективным должны быть реализованы все вышеперечисленные компоненты.

Важное место в социальном взаимодействии людей занимают этнические экспектации. Выступая в определенной роли, каждый человек обладает не только обязанностями, но и правами по отношению к другим участникам взаимодействия. Данные права образуют ожидания, экспектации. Так, русский, проживающий в России, не задумывается о своей роли русского, но, попав в другую страну, сразу вспоминает о необходимости исполнения своей роли русского, о чувстве национального достоинства и необходимости поддержания репутации своего народа. [4,5]

Этнические особенности — это то, что является этническим полем поведения индивида. Этническое поле индивида представляется тремя уровнями, которыми являются «этническое для себя», «этническое для социума» и «этническое для государства». [4]

«Этническое для себя» означает, что, вступая в контакт с другим субъектом и опознавая его этническую принадлежность, этнофор в своем поведении будет исходить из системы этнических диспозиций, стереотипов и экспектации.

«Этническое для социума» означает, что для официальных учреждений все мы можем представлять только одну, строго определенную часть этнического поля своей личности. Эта часть этнического поля фиксируется в документах, что определяет наши отношения и действия в социальном взаимодействии.

«Этническое для государства» это явление, когда, например, будучи жителем России, человек оказавшись в другой стране, независимо от своей подлинной национальности, воспринимается окружающими как «русский».

Все это необходимо учитывать руководителю, имеющего в наличии сотрудников с различными этническими особенностями.

В целом характеристика этнического субъекта может быть описана через такие параметры, как этноцеленаправленность; этномотивированность (заинтересованное отношение к межэтническому взаимодействию); этноэмоциональность (избирательное позитивное или негативное отношение к представителям других этнических групп); этнострессоустойчивость (способность этнофора быстро мобилизовывать эмоционально-волевой потенциал для противодействия различного рода деструктивным силам); этноорганизованность (способность к самоуправлению и самоорганизации в ходе функционально-ролевого взаимодействия при выполнении профессиональных обязанностей); этноколлективизм (способность этнофора быть активным членом коллектива организации); этнодисциплинированность (соблюдение требований, установленных в организации).

Можно сделать вывод, что основной психологической особенностью этно — профессионального общения является учет личностных характеристик взаимодействующих сторон и учет их культурных и этнических традиций.

 

Литература:

 

1.                   Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Наука, 1987.

2.                  Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

3.                  Назарова О. М., Фадеева Г. Д. Стилевые особенности педагогического общения./Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2013. № 11–12 (32–33). С. 7–9.

4.                  Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В. Г. Крысько. 1999.

5.                  Крысько В. Г. Этническая психология. — М.: Академия, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): деловое общение, процесс общения, культура, общение, принятие решения, профессиональное общение, роль русского, уровень, этническое поле.


Похожие статьи

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

деловое общение, общение, профессиональное общение, проблема общения, отношение, вид общения, коммуникативная деятельность, деятельность, совместная деятельность, деятельный человек.

Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации

Деловое общениепроцесс взаимосвязи ивзаимодействия, вкотором происходит обмен деятельностью, информацией иопытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Национальные особенности делового общения | Статья...

Деловое общение — это трудный процесс развития и поиска деловых контактов, при котором существуют определенные ограничения, которые определяются национальными и культурными традициями.

Влияние культурных и национальных факторов на деловую...

Ключевые слова: культура, коммуникация, деловая культура, бизнес, национальные особенности.

Такая активность проявляется в организации труда, в навыках делового общения и правилах делового этикета, в искусстве вести дела.

Обучение коммуникации на английском языке студентов...

Психологические аспекты реализации коммуникативной функции общения рассматриваются на 3 уровнях. Ключевые слова: общение, деловой иностранный язык, обучение будущих юристов, коммуникативная функция общения.

Изучение профессионального русского языка как важнейшее...

Профессиональное общение как важнейшая человеческая потребность и самостоятельный вид деятельности. Функции профессионального общения. КЛК «Роль квалифицированных специалистов в решении глобальных задач государства.

Профессиональное общение как составляющая...

Общение может происходить на разных уровнях. А. Б. Добрович выделяет следующие уровни общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, деловой, игровой, духовный.

Модель поведения в переговорах русского человека

Основные термины (генерируются автоматически): переговоры, деловое общение, речевое взаимодействие, переговорный процесс, официальное общение, невербальное поведение

Культурные традиции и обряды русского этноса как фактор развития сознания человека.

Подготовка магистрантов к профессиональному общению...

В процессе делового общения вербальный язык становится более универсальным способом передачи мысли.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, деловое общение, язык, культура, межкультурное общение, проблема, вербальное общение...

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

деловое общение, общение, профессиональное общение, проблема общения, отношение, вид общения, коммуникативная деятельность, деятельность, совместная деятельность, деятельный человек.

Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации

Деловое общениепроцесс взаимосвязи ивзаимодействия, вкотором происходит обмен деятельностью, информацией иопытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Национальные особенности делового общения | Статья...

Деловое общение — это трудный процесс развития и поиска деловых контактов, при котором существуют определенные ограничения, которые определяются национальными и культурными традициями.

Влияние культурных и национальных факторов на деловую...

Ключевые слова: культура, коммуникация, деловая культура, бизнес, национальные особенности.

Такая активность проявляется в организации труда, в навыках делового общения и правилах делового этикета, в искусстве вести дела.

Обучение коммуникации на английском языке студентов...

Психологические аспекты реализации коммуникативной функции общения рассматриваются на 3 уровнях. Ключевые слова: общение, деловой иностранный язык, обучение будущих юристов, коммуникативная функция общения.

Изучение профессионального русского языка как важнейшее...

Профессиональное общение как важнейшая человеческая потребность и самостоятельный вид деятельности. Функции профессионального общения. КЛК «Роль квалифицированных специалистов в решении глобальных задач государства.

Профессиональное общение как составляющая...

Общение может происходить на разных уровнях. А. Б. Добрович выделяет следующие уровни общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, деловой, игровой, духовный.

Модель поведения в переговорах русского человека

Основные термины (генерируются автоматически): переговоры, деловое общение, речевое взаимодействие, переговорный процесс, официальное общение, невербальное поведение

Культурные традиции и обряды русского этноса как фактор развития сознания человека.

Подготовка магистрантов к профессиональному общению...

В процессе делового общения вербальный язык становится более универсальным способом передачи мысли.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, деловое общение, язык, культура, межкультурное общение, проблема, вербальное общение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

деловое общение, общение, профессиональное общение, проблема общения, отношение, вид общения, коммуникативная деятельность, деятельность, совместная деятельность, деятельный человек.

Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации

Деловое общениепроцесс взаимосвязи ивзаимодействия, вкотором происходит обмен деятельностью, информацией иопытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Национальные особенности делового общения | Статья...

Деловое общение — это трудный процесс развития и поиска деловых контактов, при котором существуют определенные ограничения, которые определяются национальными и культурными традициями.

Влияние культурных и национальных факторов на деловую...

Ключевые слова: культура, коммуникация, деловая культура, бизнес, национальные особенности.

Такая активность проявляется в организации труда, в навыках делового общения и правилах делового этикета, в искусстве вести дела.

Обучение коммуникации на английском языке студентов...

Психологические аспекты реализации коммуникативной функции общения рассматриваются на 3 уровнях. Ключевые слова: общение, деловой иностранный язык, обучение будущих юристов, коммуникативная функция общения.

Изучение профессионального русского языка как важнейшее...

Профессиональное общение как важнейшая человеческая потребность и самостоятельный вид деятельности. Функции профессионального общения. КЛК «Роль квалифицированных специалистов в решении глобальных задач государства.

Профессиональное общение как составляющая...

Общение может происходить на разных уровнях. А. Б. Добрович выделяет следующие уровни общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, деловой, игровой, духовный.

Модель поведения в переговорах русского человека

Основные термины (генерируются автоматически): переговоры, деловое общение, речевое взаимодействие, переговорный процесс, официальное общение, невербальное поведение

Культурные традиции и обряды русского этноса как фактор развития сознания человека.

Подготовка магистрантов к профессиональному общению...

В процессе делового общения вербальный язык становится более универсальным способом передачи мысли.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, деловое общение, язык, культура, межкультурное общение, проблема, вербальное общение...

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

деловое общение, общение, профессиональное общение, проблема общения, отношение, вид общения, коммуникативная деятельность, деятельность, совместная деятельность, деятельный человек.

Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации

Деловое общениепроцесс взаимосвязи ивзаимодействия, вкотором происходит обмен деятельностью, информацией иопытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Национальные особенности делового общения | Статья...

Деловое общение — это трудный процесс развития и поиска деловых контактов, при котором существуют определенные ограничения, которые определяются национальными и культурными традициями.

Влияние культурных и национальных факторов на деловую...

Ключевые слова: культура, коммуникация, деловая культура, бизнес, национальные особенности.

Такая активность проявляется в организации труда, в навыках делового общения и правилах делового этикета, в искусстве вести дела.

Обучение коммуникации на английском языке студентов...

Психологические аспекты реализации коммуникативной функции общения рассматриваются на 3 уровнях. Ключевые слова: общение, деловой иностранный язык, обучение будущих юристов, коммуникативная функция общения.

Изучение профессионального русского языка как важнейшее...

Профессиональное общение как важнейшая человеческая потребность и самостоятельный вид деятельности. Функции профессионального общения. КЛК «Роль квалифицированных специалистов в решении глобальных задач государства.

Профессиональное общение как составляющая...

Общение может происходить на разных уровнях. А. Б. Добрович выделяет следующие уровни общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, деловой, игровой, духовный.

Модель поведения в переговорах русского человека

Основные термины (генерируются автоматически): переговоры, деловое общение, речевое взаимодействие, переговорный процесс, официальное общение, невербальное поведение

Культурные традиции и обряды русского этноса как фактор развития сознания человека.

Подготовка магистрантов к профессиональному общению...

В процессе делового общения вербальный язык становится более универсальным способом передачи мысли.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, деловое общение, язык, культура, межкультурное общение, проблема, вербальное общение...

Задать вопрос