Роль семьи в формировании правовой культуры старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 11.07.2015

Статья просмотрена: 1171 раз

Библиографическое описание:

Фабриков М. С. Роль семьи в формировании правовой культуры старшеклассников // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 536-538. — URL https://moluch.ru/archive/94/20751/ (дата обращения: 22.07.2018).

Уровень развития правовой культуры в российском обществе является показателем его цивилизованности, критерием становления правового государства. Одной из причин распространения в России правового нигилизма является низкая культура — как общая, так и правовая. Следствием этого является отсутствие одной из важнейших предпосылок реального функционирования правового государства. Правовая культура приобретает всё большее значение для обеспечения достойной и благополучной жизни граждан Российской Федерации. Это определяет ее особое значение как фактора социального развития [3, с. 8].

Правовая культура выражает этику взаимоотношений людей в обществе в соответствии с правом, законами. Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но применение правовых знаний в жизни, а также уровень развития правосознания как личности, так и общества в целом, объединяет такие дефиниции, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерное поведение, правовые учреждения, уровень признания обществом всего многообразия правовых ценностей.

Какие же институты воспитания влияют на формирование правовой культуры старшеклассников?

На наш взгляд, это, прежде всего, семья — первичная ячейка общества, в которой межличностные отношения основаны на любви, привязанности и интимности. Мы разделяем мнение выдающегося социолога П. А. Сорокина (1889–1968), считающего вопрос об устройстве семьи гораздо более важным, чем вопрос о формах правления.

Есть немало особенностей современной семьи, так или иначе влияющих на характер воспитания детей и взаимоотношения ее со школой. Отметим лишь два из них: низкую культуру разводов и невозможность семьи угнаться за стремительно меняющимися условиями жизни. Современная семья испытывает большие трудности в выборе стратегии и тактики отношения к своему ребенку, к выбору занятий, друзей и т. п. Родители всегда поначалу неопытны, а сейчас они неопытны несравненно более своих родителей, ибо опыт воспитания, унаследованный ими от родителей, во многом неприменим в современных условиях. Так, если родители нынешних подростков росли в семьях, где было более одного ребенка, а стало быть, имели братьев или сестер, то сегодняшний ребенок в большинстве случаев — единственный в семье [2, с. 433–435].

В настоящее время происходят изменения парадигмы отношений семьи, школы, государства. Если раньше семья помогала школе, государству воспитывать детей, то сегодня государство и школа помогают семье воспитывать детей.

Огромные изменения произошли в мире информации. Сегодня мы констатируем более десятка телевизионных каналов, компьютеризацию социальных процессов, распространения Интернета, видеопродукции и т. д.

Сегодня происходит коммерциализация спорта, образования, культурного досуга. Образование требует все больше материальных затрат на приобретение учебников, канцелярских товаров, спортивных принадлежностей, одежды и обуви; родители озабочены поиском дополнительных источников существования, и это не лучшим образом сказывается на характере общения их с детьми. Они видят друг друга все реже, не говоря уже о том, чтобы поговорить по душам, вместе пойти в кино, театр, парк.

Отчуждение родителей от детей начинается с самого раннего возраста. Детям не поют колыбельных песен, не рассказывают сказки, не читают книг. Ребенок уже с ясельного возраста становится потребителем навязчивой и агрессивной телерекламы. Часто остается один на один с телевизором или в манеже, подвергается наказаниям, смысл которых он понять не может: вчера бросил мягкую игрушку — и ничего, а сегодня нашлепали за то, что бросил фарфоровую чашку. Тяжелое последствие родительского отчуждения — депривация, приводящая к детским неврозам.

Существуют две крайности в отношении родителей к школе: семья полностью полагается на авторитет школы, считая, что педагоги всегда правы, а ребенок всегда виноват, и другая крайность, когда семья не доверяет школе, беря на себя слишком много ответственности в вопросах образования своего ребенка. Истина, как обычно, находится между этими подходами. Конечно, педагоги — люди, которые могут ошибаться, но родители не могут заменить школу с ее систематичностью знаний и общением сверстников в процессе обучения.

Достаточно часто исследователи выделяют три воспитательных подхода родителей, сочетание которых варьируется в зависимости от их установок, тщеславия и темперамента. Первый подход связан со стремлением всесторонне развивать ребенка в домашних условиях. Второй подход заключается в активном побуждении воли ребенка к занятиям, третий — в снятии психического напряжения от огорчений школьной жизни.

Однако наступает подростковый возраст, и семья и школа встречают мощного конкурента во влиянии на ребенка — общество сверстников, которое начинает занимать доминирующее положение. В подростковом и юношеском возрасте наблюдается наибольшая автономия от семьи, и родители должны знать это, и понимать, что крушения их авторитета нет (если авторитет, конечно, был), просто таковы особенности возраста. Еще Дж. Локк в свое время писал, что в определенном возрасте молодые люди делают прыжки в сторону, и самое лучшее, что взрослые могут сделать, — устроить так, чтобы прыжки и отклонения происходили на их собственных глазах [1, с. 123].

В подростковый период учебный коллектив тоже не занимает доминирующего положения, как в предыдущем периоде онтогенезе. Доминирует, начиная с подросткового возраста, группа сверстников, общество равных, группа свободного общения. Стремление к группированию со сверстниками носит объективный характер: группа реализует потребность юного человека принадлежать к сообществу, с которым он соотносит свои взгляды, ценностные ориентации, даже оставаясь в одиночестве или в обществе взрослых. Он и себя старается оценить так, будто друзья его видят и сохраняют с ним психологическую общность. Такая группа является для подростка и юноши каналом информации о себе и о жизни, которую они не могут получить от взрослых ни в семье, ни в школе. Поэтому референтная группа сверстников — незаменимый и совершенно необходимый фактор социализации. Какой я? Что я могу? Какие мои пределы влияния на людей? Задавая эти вопросы, подросток узнает о себе; каков он в ситуации, когда за его спиной не стоят родители и педагоги.

В то же время организованные и педагогически регулируемые объединения подростков в школе и учреждениях дополнительного образования формируют у них те ценности и тот опыт отношений и общения, который они приносят в общество сверстников.

Нередко взрослые недооценивают роль групп неформального общения в развитии и жизненном самоопределении детей, всячески оберегают их от «улицы», полагая, что именно оттуда их дети усваивают все плохое. В тоже время в неформальные группы ребята приносят то, что ими получено в семье, школе, из средств массовой информации, в учреждениях дополнительного образования. Следовательно, корень всех проявлений, и положительных, и негативных, находится, скорее всего, там. Человек, которого в подростковые годы всячески оберегали от неформального общения в группе, повзрослев, испытывает трудности и дискомфорт в общении с товарищами и сослуживцами. Уменьшение у нынешних подростков объема неформального общения происходит вследствие объективных причин, таких как повышения криминогенности в обществе и как следствие — снижение уровня безопасности каждого; развитие аудиовизуальной техники, компьютерных игр и Интернета, позволяющих в одиночку играть, слушать музыку, смотреть фильмы, получать информацию и общаться с партнерами на далеком расстоянии. Родителям, заботящимся о будущем своих детей, нецелесообразно добавлять к названным объективным причинам еще и субъективные. Если в семье нормальные, доверительные отношения, родителям не приходится бояться свободного общения своего ребенка. Оно, безусловно, будет более раскованным, чем дома и в школе, но гуманистические ценности, исповедуемые в семье, не позволят подростку перейти ту грань, за которой его поведение становится безнравственным, циничным или, более того, преступным.

Таким образом, и школе, и семье надо видеть в обществе сверстников проявление объективной психологической реакции подросткового возраста — группирования со сверстниками — и искать пути возвышения потребностей юных в подлинном товариществе, дружбе, заботе. Эти поиски и, надо полагать, находки — одно из средств педагогизации среды, которая, в частности, заключается, в развитии эмпатии (умения вчувствоваться в другого человека, сопереживать) и аффилиации (потребности заводить дружбу и любить, а в педагогическом смысле — откликаться на ожидания окружающих, соответствовать им). Чем больше будет существовать таких эмоциональных связей и привязанностей между детьми, отдельными семьями и педагогами, тем больше будет оснований для укрепления взаимного доверия, возникновения совместной деятельности школы и семьи, содержанием которой становится формирование представления о своей генеалогии, участие в заботах школы и отдельных товарищей по классу, воспитание бережливости, заботливости, практической сметки, развитие хозяйственной деловитости, эмпатии, толерантности.

На наш взгляд, необходимо формирование главного стрежня, который определяет последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста, упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям в воспитании человека.

Необходимо уделять особое внимание воспитанию волевых качеств и чувству собственного достоинства. Нравственно-волевые качества необходимы для того, чтобы человек умел отстоять свою позицию, сохранить свое «я», самореализоваться. Отсутствие волевых качеств превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.

Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное воздействие на старшеклассников в процессе формирования правовой культуры.

С этой целью организуются:

-        методические семинары при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);

-        повышение роли родительских комитетов в жизни школы, усиление связи родителей и учителей;

-        создание попечительских родительских организаций при образовательной организации;

-        приобщение к активному участию родителей в мероприятиях класса, школы;

-        посещение педагогов детей на дому;

-        помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с обучающимися со стороны педагогов, социального педагога, психолога.

Таким образом, формирование правовой культуры старшеклассников — это интегративный процесс, происходящий в тесном единстве всех институтов воспитания и образования.

 

Литература:

 

1. Локк Дж. Сочинения в трёх томах: Т. 3 / Дж. Локк.– М.: Мысль, 1988.– 668 с.

2. Сорокин П. А. То, о чем забывается / П. А. Сорокин // Социология революции. — М.: РОССПЭН. — 704 с.

3. Шубина О. Б. Правовая культура как элемент культуры общества: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Ольга Борисовна Шубина. — СПб., 2002. — 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, правовая культура, семья, родитель, неформальное общение, общество сверстников, подростковый возраст, правовое государство, дополнительное образование.


Похожие статьи

О проблеме правового воспитания подростков

О проблеме правового воспитания подростков. Автор: Тхакохов Аслан Альбертович. Рубрика: Государство и право.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое воспитание, ребенок, неблагополучная семья, российское образование.

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

Сегодня школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например семья, неформальные

Именно на школу сегодня возложена миссия по формированию правовой культуры подрастающего поколения.

Правовое воспитание детей как инновационная форма...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты

Центр игрового моделирования как инновационная модель организации дополнительного образования детей и подростков.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

Ключевые слова: правовая социализация, неблагополучная семья, воспитание, несовершеннолетние, девиантное поведение.

Отношение родителей к другим людям, обществу воспринимается ребенком как норма поведения.

Проблемы правового образования подростков из семей...

Основные термины (генерируются автоматически): трудная жизненная ситуация, подросток, правовое образование, семья, групповое членство, противоправное деяние, социальная помощь

Особенности взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками.

Правовое воспитание как компонент формирования...

ребенок, старший дошкольный возраст, правовая культура, правовое государство, правовое воспитание, правовое воспитание детей, дошкольное образовательное учреждение, родитель, создание условий, гражданское...

Правовое воспитание подростков как средство коррекции...

Рубрика: Государство и право.

Эффективность правового воспитания подростков во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.

Условия оптимизации правовое образование в практике...

правовое образование, Всеобщая декларация, правовая культура, норма поведения, правовое образование школьников, ребенок, школа, школьник.

О проблеме правового воспитания подростков

О проблеме правового воспитания подростков. Автор: Тхакохов Аслан Альбертович. Рубрика: Государство и право.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое воспитание, ребенок, неблагополучная семья, российское образование.

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

Сегодня школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например семья, неформальные

Именно на школу сегодня возложена миссия по формированию правовой культуры подрастающего поколения.

Правовое воспитание детей как инновационная форма...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты

Центр игрового моделирования как инновационная модель организации дополнительного образования детей и подростков.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

Ключевые слова: правовая социализация, неблагополучная семья, воспитание, несовершеннолетние, девиантное поведение.

Отношение родителей к другим людям, обществу воспринимается ребенком как норма поведения.

Проблемы правового образования подростков из семей...

Основные термины (генерируются автоматически): трудная жизненная ситуация, подросток, правовое образование, семья, групповое членство, противоправное деяние, социальная помощь

Особенности взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками.

Правовое воспитание как компонент формирования...

ребенок, старший дошкольный возраст, правовая культура, правовое государство, правовое воспитание, правовое воспитание детей, дошкольное образовательное учреждение, родитель, создание условий, гражданское...

Правовое воспитание подростков как средство коррекции...

Рубрика: Государство и право.

Эффективность правового воспитания подростков во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.

Условия оптимизации правовое образование в практике...

правовое образование, Всеобщая декларация, правовая культура, норма поведения, правовое образование школьников, ребенок, школа, школьник.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

О проблеме правового воспитания подростков

О проблеме правового воспитания подростков. Автор: Тхакохов Аслан Альбертович. Рубрика: Государство и право.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое воспитание, ребенок, неблагополучная семья, российское образование.

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

Сегодня школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например семья, неформальные

Именно на школу сегодня возложена миссия по формированию правовой культуры подрастающего поколения.

Правовое воспитание детей как инновационная форма...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты

Центр игрового моделирования как инновационная модель организации дополнительного образования детей и подростков.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

Ключевые слова: правовая социализация, неблагополучная семья, воспитание, несовершеннолетние, девиантное поведение.

Отношение родителей к другим людям, обществу воспринимается ребенком как норма поведения.

Проблемы правового образования подростков из семей...

Основные термины (генерируются автоматически): трудная жизненная ситуация, подросток, правовое образование, семья, групповое членство, противоправное деяние, социальная помощь

Особенности взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками.

Правовое воспитание как компонент формирования...

ребенок, старший дошкольный возраст, правовая культура, правовое государство, правовое воспитание, правовое воспитание детей, дошкольное образовательное учреждение, родитель, создание условий, гражданское...

Правовое воспитание подростков как средство коррекции...

Рубрика: Государство и право.

Эффективность правового воспитания подростков во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.

Условия оптимизации правовое образование в практике...

правовое образование, Всеобщая декларация, правовая культура, норма поведения, правовое образование школьников, ребенок, школа, школьник.

О проблеме правового воспитания подростков

О проблеме правового воспитания подростков. Автор: Тхакохов Аслан Альбертович. Рубрика: Государство и право.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое воспитание, ребенок, неблагополучная семья, российское образование.

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

Сегодня школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например семья, неформальные

Именно на школу сегодня возложена миссия по формированию правовой культуры подрастающего поколения.

Правовое воспитание детей как инновационная форма...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты

Центр игрового моделирования как инновационная модель организации дополнительного образования детей и подростков.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

Ключевые слова: правовая социализация, неблагополучная семья, воспитание, несовершеннолетние, девиантное поведение.

Отношение родителей к другим людям, обществу воспринимается ребенком как норма поведения.

Проблемы правового образования подростков из семей...

Основные термины (генерируются автоматически): трудная жизненная ситуация, подросток, правовое образование, семья, групповое членство, противоправное деяние, социальная помощь

Особенности взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками.

Правовое воспитание как компонент формирования...

ребенок, старший дошкольный возраст, правовая культура, правовое государство, правовое воспитание, правовое воспитание детей, дошкольное образовательное учреждение, родитель, создание условий, гражданское...

Правовое воспитание подростков как средство коррекции...

Рубрика: Государство и право.

Эффективность правового воспитания подростков во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.

Условия оптимизации правовое образование в практике...

правовое образование, Всеобщая декларация, правовая культура, норма поведения, правовое образование школьников, ребенок, школа, школьник.

Задать вопрос