Библиографическое описание:

Алферова Е. А., Красникова О. П., Вусатая Е. В. Экспериментальная работа по формированию поликультурной личности студента медицинского вуза // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 586-588.

Ключевые слова:поликультурность, студент, медицинский вуз

 

Особенностью современного общества является сближение стран и народов, усиление их взаимодействия, глобализация мира в целом. Многонациональность населения Земли, большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов протекает в поликультурной среде и усиливает связи людей разных национальностей и конфессий. В данных условиях возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур и способность к межкультурному полилогу.

Профессия врача наиболее популярна среди стремящихся к обучению именно в этой сфере. Дело в том, что профессиональные ценности в медицине максимально идентифицированы с общечеловеческими ценностями. Существует поэтому содержательный инвариант обучения во всех странах мира. И тем не менее многие представители различных стран стремятся приобщиться к самой гуманной профессии именно в России. Большой опыт обучения иностранных студентов в Воронежском медицинском университете и результаты регулярно проводимых социологических исследований позволили нам предложить концепцию обучения не только российских граждан, но и иностранных студентов в медицинском вузе [1].

Исследование поликультурной личности будущих специалистов в сфере медицины проведено на базе ВГМУ им. Н. Н. Бурденко (стоматологический факультет), которое заключалось в ознакомлении с учебными программами, содержанием практических занятий; наблюдении за студентами на практических занятиях; анкетировании, тестировании студентов в целях выявления уровня их поликультурности. В анкетировании (на констатирующем этапе) было задействовано 40 студентов-респондентов. Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать выводы и наметить программу формирования поликультурной личности специалистов сферы медицины на перспективу.

В эксперименте участвовали 2 группы: русские студенты — 20 студентов (интернов и ординаторов 2-го года обучения стоматологического факультета), студенты-иностранцы — 20 студентов (интернов и ординаторов 2-го года обучения стоматологического факультета); студенты подвергались тестированию в целях выявления уровня сформированности поликультурности по основным критериям.

Проверка констатации поликультурности у студентов осуществлялась посредством анкетирования и тестирования. Для проверки использовались следующие материалы: анкета для выявления уровня информированности студентов по проблемам развития современного поликультурного мира и способам взаимодействия с представителями различных культурных групп на предмет знаний феномена культуры и поликультурности; тест для диагностики коммуникативной толерантности В. В. Бойко; экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова); тест для определения уровня социальной эмпатии; экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам.

Первичный срез показал, что студенты — будущие специалисты медицинской сферы — характеризуются низким уровнем информированности о феномене культуры и отсутствием знаний о развитии современного поликультурного мира (КГ — 64,7 %, ЭГ — 71,9 %), а также средним (КГ — 38,2 %, ЭГ — 37,5 %) и ниже среднего (КГ — 50 %, ЭГ — 53,1 %) уровнем эмпатии. Достаточно большое количество студентов часто проявляют интолерантность во взаимоотношениях (КГ — 35,2 %, ЭГ — 53,1 %) и не умеют конструктивно решать проблемные ситуации, склонны к соперничеству, имеют уровень выраженной конфликтности (КГ — 26,5 %, ЭГ — 31,3 %).

На следующем этапе осуществлялась коррекция полученных приведенных показателей, для этого были предусмотрены 2 практических занятия. Занятие при работе над спецкурсом и занятие по изучению проблемы толерантного общения с иностранцами (на основе изучения программ): призваны систематизировать знания студентов о феномене культуры, особенностях развития современного поликультурного мира и специфике медицинской профессии в России и других странах.

На практических занятиях студенты участвовали в ролевых играх поликультурной направленности, драматизировании, принимали участие в проектной деятельности, используя при этом Интернет-коммуникацию, и выступали с презентациями [2]. Студенты, поставленные в иноязычные ситуации, учились работать без жесткого контроля со стороны преподавателя, группа совместными усилиями стремилась к достижению поставленной цели, проявляя при этом интерес, активность, творческую самостоятельность, способность к толерантности в общении. Помощь друг другу, сотрудничество в решении проблем, сопереживание успеха и неудачи — все это способствовало созданию благоприятного психологического климата в группе, а также эффективному формированию поликультурной личности студентов.

При этом студенты учились формулировать собственные мысли, выслушивать и принимать позицию другого, активно участвовать в диалоге. Преподаватель в таком обучении исполняет роль помощника, выступает незримым координатором процесса, который становится в диалоговую позицию побудителя, организатора, вдохновителя исследовательского поиска студента.

По окончании экспериментальной работы был проведен второй срез по проверке сформированности всех компонентов поликультурной личности специалистов. Сопоставление результатов начальной и итоговой диагностики позволило констатировать значительную положительную динамику в уровнях сформированности поликультурной личности студентов.

Так, у студентов, имеющих высокий уровень конфликтоустойчивости, увеличилось в 1,4 раза (34,3 %), тогда как на начало было 25 %. Количество студентов, имеющих средний уровень конфликтоустойчивости составило 56,3 %, а на начало эксперимента — 40,6 %. В контексте нашего исследования крайне важным является тот факт, что уровень выраженной конфликтности у студентов снизился до 9,4 % (31,3 % на начало), понижение произошло в 3,3 раза; в результате реализации педагогических условий у студентов не выявлен высокий уровень конфликтности.

Необходимо отметить, у студентов прослеживается тенденция повышения уровня конфликтоустойчивости как одного из наиболее важных показателей поликультурной личности. Однако рост показателей у студентов-иностранцев менее значителен, это свидетельствует о том, что процесс формирования поликультурной личности будущих специалистов осуществляется гораздо эффективнее при целенаправленной воспитательной работе.

Анализ статистической обработки результатов экспериментального исследования показал, что различия в уровне сформированности поликультурности личности студентов вырос по основным показателям, которые являются статистически значимыми. Это доказывает тот факт, что использование в процессе обучения предложенного комплекса педагогических условий привело к существенным изменениям в уровне сформированности поликультурной личности студентов.

Детальный анализ сформированности поликультурности на основе показателей подтверждает, что в результате проведенного формирующего эксперимента студенты показали: высокий уровень информированности по проблемам современного поликультурного мира (когнитивный критерий) — 81,3 %; высокий уровень эмпатии — 34,4 %; проявление толерантности во взаимоотношениях — 31,3 %; высокий уровень конфликтоустойчивости — 34,3 % студентов.

Таким образом, процесс экспериментального обучения позволил обеспечить позитивную тенденцию формирования поликультурной личности студентов на основе единства изменений ее когнитивного, мотивационно-аффективного и поведенческого компонентов.

 

Литература:

 

1.  Агранат Ю. В. Поликультурная личность специалиста социальной сферы и особенности ее формирования при обучении иностранному языку // Вестник Московского университета. Серия XX. Педагогическое образование. — 2008. — № 4. — С.83–89

2.  Алферова Е. А., Сущенко А. В., Плотникова И. Е. Роль воспитательного процесса в формировании поликультурной личности студента медицинского вуза. // Личность. семья и общество: вопросы педагогики и психологии.-2014.№ 39–1.С64–68

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурной личности, поликультурной личности студентов, формированию поликультурной личности, современного поликультурного мира, формирования поликультурной личности, поликультурной личности будущих, высокий уровень, сформированности поликультурной личности, поликультурной личности специалистов, личности будущих специалистов, развития современного поликультурного, поликультурной личности студента, сформированности поликультурности, поликультурности личности студентов, выявления уровня, в целях выявления уровня, Исследование поликультурной личности, показателей поликультурной личности, компонентов поликультурной личности, развития поликультурной личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос