Системы коллективной поддержки принятия решений: определение, виды, направления развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 26.06.2015

Статья просмотрена: 1153 раза

Библиографическое описание:

Лобастов, С. Ю. Системы коллективной поддержки принятия решений: определение, виды, направления развития / С. Ю. Лобастов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 850-855. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20664/ (дата обращения: 16.12.2024).

Под Системой Поддержки Принятия Решений (СППР) здесь будем понимать компьютерную автоматизированную систему, целью которой является помощь лицам, принимающим решение (ЛПР) в сложных условиях, для полного и объективного анализа предметной деятельности. В данной работе рассматривается такая разновидность СППР, в которой поддержка принятия решения осуществляется на основе коллективного мнения. Суть концепции такой СППР заключается в том, что подготовка решения осуществляется путем обобщения опыта, знаний, интуиции группы или коллектива людей. Назовем такие системы системами коллективной поддержки принятия решения и обозначим как СКППР.

В статье показано, что есть целый ряд объективных обстоятельств, которые обусловливают потребность развития теоретической концепции коллективного принятия решения и создания СКППР.

Автором осуществлена классификация СКППР на виды по различным существенным характеристикам их функционирования. Выделены такие виды как: экспертные и массовые; с подготовкой вариантов решения для ЛПР и синтезом решения для исполнительного органа; социально-территориальные и корпоративные; омнибусные панельные и “рынки решений”.

Предложено, для решения сложных задач, создание СКППР в которых совместно, параллельно и одновременно, будут использоваться возможности и экспертной и массовой поддержки принятия решения. Предполагается, что в случае реализации предлагаемой схемы, повысится качество решений, так как мы получим некоторый метод контроля валидности решений, за счет сопоставления суждений экспертов — профессионального, специализированного сознания и сознания массового.

 

Введение

Под Системой Поддержки Принятия Решений (СППР) здесь будем понимать компьютерную автоматизированную систему, целью которой является помощь лицам, принимающим решение (ЛПР) в сложных условиях, для полного и объективного анализа предметной деятельности. В данной работе рассматривается такая разновидность СППР, в которой поддержка принятия решения осуществляется на основе коллективного мнения. Суть концепции такой СППР заключается в том, что подготовка решения осуществляется путем обобщения опыта, знаний, интуиции группы или коллектива людей. Назовем такие системы — системами коллективной поддержки принятия решения и обозначим как СКППР.

Рассмотрим различные аспекты процесса принятия решения и возникающие при этом обстоятельства, которые обусловливают необходимость развития теоретической концепции коллективного принятия решения и создания СКППР:

1.                  Социальный аспект. Необходимость получения согласованных решений. Так в некоторых случаях при принятие решения необходимо участие всех членов общества, которых касаются результаты этого решения. Например, в государствах с демократическим устройством, варианты основных политических решений определяются не предпочтениями отдельного индивида, а результатами всеобщих выборов, а также голосований в представительных органах. Голосование представляет собой процедуру принятия коллективного решения. В результате голосований выбирается вариант, который в наибольшей степени приемлем для всех. [3]

2.                  Информационный аспект. Отдельная личность не может быть информирована лучше, чем коллектив людей. Лицо, принимающее решение (ЛПР), невозможно обеспечить полной, релевантной, своевременной, достоверной информацией по всему спектру возникающих проблем. Особенность группы (коллектива) людей состоит в том, что если каждый из членов группы владеет только фрагментом от всей информации относительно некоторого события, то при правильном обобщении сведений, от всех членов группы, можно получить полную картину события.

Автор [7] считает, что прогресс в информационной сфере “значительно улучшил нашу способность узнать то, что сказали другие”. Проблему он видит в том, что это не повысило наши способности узнать то, что действительно другие люди знают. Он делает вывод, что “мы имеем много бит, но мало информации”. Хансон [7] предлагает альтернативу традиционному подходу путем создания “рынков решений”, основанных на коллективных мнениях.

3.                  Методический аспект. В существующих СППР одним из инструментов принятия решения являются различного рода формализованные модели объекта управления. Так, в [2] выделяются такие виды СППР как имитационного и бизнес- моделирования. Предполагалось, что посредством формализованных моделей будут решаться большинство задач управления. Однако, как справедливо указывается в [1], “всякая формализация представляет собой как бы “втискивание” задачи в априорную формальную схему, которую выбирает человек решающий задачу. Если задача полностью формализована, она уже что-то потеряла по сравнению со своим первоначальным вариантом”. Там же отмечается, что “способность человека формально ставить задачи отстает от его способности решать их на неформальном уровне”. “Характерной чертой решения задачи человеком является изменчивость критериев, изменчивость точки зрения при переходе в новые диапазоны условий. Эта изменчивость человеческого разума особенно важна в задачах по выбору решения; она теряется при формализации этих задач. Только ум человека обладает качествами, необходимыми для принятия решения”. [1]

Таким образом, круг задач, для СППР, построенных на основе формализованных моделей, ограничен возможностями формализации. В то же время, для СКППР, которая основывается на возможностях человеческого разума, формализация приемлема в той степени, в которой она не ограничивает эти возможности. Область допустимых задач, при этом, в принципе не ограничена.

4.                  Психофизиологический аспект. Для мозга отдельного индивида определен ряд параметров, которые показывают, что есть психофизиологические ограничения его способности принимать решения. Можно указать на следующие [5], [9]:

-        по размеру мозга и памяти,

-        по быстродействию,

-        по пропускной способности восприятия и обработки информации.

То есть интеллект одного человека ограничен и существуют задачи, которые в силу объема информации и их структурной сложности, не могут быть им решены. В то время как указывает автор [6] “коллективный разум может быть применен для решения огромного количества задач, и их сложность не будет препятствием”. При этом Шуровьевски [6] доказывает, что “чем многочисленнее толпа, тем она мудрее”.

Очевидно, что общий интеллект коллектива не является простой суммой интеллектов составляющих его людей, но можно полагать некоторую возрастающую зависимость “коллективного интеллекта” от числа людей в коллективе.

Кроме вышеуказанных “барьеров возможности” мозга, психологами выявлены некоторые особенности умственной деятельности человека, которые приводят к появлению систематических, однотипных ошибок при принятии решения. Так в [4], [10] выявлены следующие эффекты, являющихся результатом “ошибок мозга”: “эвристика доступности”, “ожидание положительного исхода”, “отвращением к потери”, “ментальная бухгалтерия”, “эффект якоря“, “предвзятости подтверждения”, “склонности к уверенности“. Предотвращение таких мыслительных ошибок также возможно посредством применения коллективных оценок.

Виды СКППР.

1.      Экспертные и массовые.

По методам отбора и составу участников можно разделить СКППР на такие виды как экспертные — на основе группы экспертов (СКППРЭ, и массовые (СКППРМ) — коллектив обыкновенных людей.

Эксперт — это специалист в конкретной предметной области или в области управления. Как правило, количеством участников в группе экспертов, привлекаемых для поддержки решения, составляет 10 -15 человек, и при отборе к экспертам предъявляются достаточно жесткие требования к их профессиональным и исследовательским качествам.

При формировании коллектива для массовых СКППР жесткие требования к составу участников отсутствуют, и, как уже отмечалось выше, некоторые авторы считают, что чем выше численность коллектива, тем выше качество решений.

Вышеуказанные различия СКППРЭ и СКППРМ предопределяют различия в качестве результирующей информации на их выходе:

-        эксперт как бы всегда находится в позиции наблюдателя и на основе своих профессиональных знаний, опыта и интуиции делает рациональное, научное умозаключение о сути происходящих, оцениваемых событий. В решении эксперта присутствует в большей степени аналитическая составляющая.

-        для члена коллектива СКППРМ важно то, что он является (являлся) участником некоторых событий, относительно которых принимается решение, и он выносит свое, чаще всего, эмоциональное суждение о том, каким он представляет правильный (или справедливый) c его позиции исход таких событий. Здесь в решении основной составляющей являются субъективные мотивы, переживания, ситуативный опыт человека, его отношение к событиям. [3]

В доступной научной литературе [3] указываются приоритетные области применения экспертных и массовых СКППР, однако не отмечается, что существуют явно выраженные ограничения сфер их применения. То есть области применения их полностью пересекаются. Поэтому, как указывается в работах по социологии и маркетингу (например [3]), один из методов, например, экспертный может быть использован в случае необходимости, для проверки результатов полученных посредством другого метода. Можно говорить о взаимодополняемости СКППРЭ и СКППРМ.

Мы предлагаем, для решения сложных задач, применять СКППР, в которой поддержка принятия решения осуществлялась бы совместно, параллельно и одновременно, как посредством группы экспертов, так и на основе мнения многочисленного коллектива не экспертов. Можно сказать, что в этом случае мы будем иметь один экспертный вариант решения построенный на научной, формально — логической основе, и другой — эмпирический, практично- прагматичный вариант. Если, при всех указанных различиях, мнения экспертов и коллектива не экспертов совпадут при решении некоторой задачи, то, по всей видимости, можно говорить о высокой степени правильности и надежности такого решения. То есть, в случае реализации предлагаемой схемы, мы имеем некоторый метод контроля валидности, надежности решения, который осуществляется путем сопоставления суждений профессионального сознания и сознания массового.

Структура такой СКППР, в обобщенном виде, представлена на рис.1.

Рис.1. Структурная схема СКППР с двумя параллельными путями поддержки принятия решения

 

2.      С исполнительным органом или ЛПР.

В варианте СКППР, изображенной на рис.1, на основе агрегированных мнений коллективов людей окончательное решение принимает ЛПР. Такая схема принятия решения характерна для корпоративных СКППР, при управлении некоторым экономическим объектом.

На практике существует большое количество СКППР результатом функционирования которых является окончательное решение, принимаемое безоговорочно к действию, определенным для этого, исполнительным органом. В акционерных обществах неукоснительным для исполнения Советом директоров является решение, полученное в результате голосования на общем собрании акционеров. В этих СКППР прежде всего должна существовать четкая, правовая регламентация функционирования СКППР и исполнения его решения. На рис.2 представлена структурная схема функционирования СКППР, решение которой реализовываются исполнительным органом.

Рис. 2. Структурная схема функционирования СКППР, решения которой реализовываются исполнительным органом

 

3.      Онлайн-панели: рынки решений и массовые опросы.

Представляется, что наиболее удобной формой организации СКППР, является онлайн панель. Онлайн панель, в данном случае, представляет собой сообщество людей, давших согласие на регулярное участие в работе панели. Каждый участник сознательно регистрируется на сайте в панели, предоставляя о себе различные социально-демографические данные и другие требуемые характеристики. Информация, которую респондент добровольно сообщает о себе, сохраняется в тайне и может быть использована только для решения задач СКППР, а не в каких-то других целях. Онлайн панель осуществляет непрерывный процесс формирования базы потенциальных участников, что дает возможность привлекать к её работе все новых и новых пользователей интернета.

На текущий момент можно указать два вида СКППР в форме онлайн панели:

-        омнибусные онлайн-панели — посредством этих панелей осуществляют массовые опросы, по результатам которых принимаются решения. Для таких панелей характерно то, что решаемые задачи меняются, и участникам панели задают вопросы на разные темы,

-        “рынки прогнозов” [8] и “рынки решений” [7] -на таких рынках расторговываются ценные бумаги на события в будущем или варианты решения. Информация, которая содержится в рыночной стоимости, используется для того чтобы сделать предсказания о конкретном событии в будущем или выбрать вариант решения.

4.      Корпоративные и социально-территориальные.

По мнению авторов [6], [7], [8] системы коллективной поддержки решений в ближайшем будущем найдут самое широкое распространение. При этом, по области применения и кругу решаемых задач, можно указать на наличие потребности в двух видах СКППР:

-        социально-территориальные — местного, регионального, государственного, межгосударственного уровня. Для решения территориальных проблем с помощью населения территории,

-        корпоративные — для предприятий (фирм, корпораций), осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Выводы и заключение

В введении показано, что есть целый ряд объективных обстоятельств, которые обусловливают потребность развития теоретической концепции коллективного принятия решения.

В статье осуществлена классификация СКППР на виды по различным существенным характеристикам их функционирования. Выделены такие виды как:

-        экспертные и массовые;

-        с подготовкой вариантов решения для ЛПР и синтезом решения для исполнительного органа;

-        социально-территориальные и корпоративные;

-        омнибусные панельные и “рынки решений”.

Предложено, для решения сложных задач, создание СКППР в которых совместно, параллельно и одновременно, будут использоваться возможности и экспертной и массовой поддержки принятия решения. Предполагается, что в случае реализации предлагаемой схемы, повысится качество решений, так как мы получим некоторый метод контроля валидности решений, за счет сопоставления суждений профессионального сознания и сознания массового.

При очевидной перспективности СКППР, в самых разнообразных сферах жизни, есть ряд проблем, которые требуют решения для их успешного применения. Так обширное число публикаций на тему качества данных в СППР, в частности их достоверности, подтверждает актуальность этой темы и необходимость ее теоретической проработки.

 

Литература:

 

1.                  Дружинин Г. В. Человек в моделях технологий: Учебное пособие в 3 частях. Часть 1. Свойства человека в технологических системах.-М.МИИТ.1996 г. — 124 с.

2.                  Ершов Д. М., Качалов Р. М. Системы поддержки принятия решений в процедурах формирования комплексной стратегии предприятия / Препринт # WP/2013/299. — М.:ЦЭМИ РАН, 2013. — 60 с. (Рус.)

3.                  Кравченко А. И. “Методология и методы социологических исследований” М.: Издательство Юрайт. 2014.-828 с.

4.                  Лерер Дж. Как мы принимаем решения.М.Астрель:Corpus,2011.

5.                  Хокинс Д., Блейксли С. Об интеллекте Издательство: «И. Д. Вильямс», Москва,2007

6.                  Шуровьески, Джеймс. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство: Пер.с англ. — М.: ООО «И. Д. Вильяме», 2007. — 304 с

7.                  Hanson RD. Decision markets. IEEE Intelligent Systems, May/June 16–19, 1999.

8.                  Joyce E. Berg, Thomas A. Rietz. Prediction Markets as Decision Support Systems. Information Systems Frontiers 5:1, 79–93, 2003

9.                  Miller,George. The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on Our Capacity for Processing Information. Psychological Review 63 (1956):81–87.

10.              Tversky and D. Kahneman, “Judgement Under Uncertainty: Heuristics and Biases,” Science, 1974,185,1124–1131.

Основные термины (генерируются автоматически): решение, исполнительный орган, задача, онлайн панель, качество решений, коллектив людей, коллективное принятие решения, поддержка принятия решения, случай реализации, теоретическая концепция.


Похожие статьи

Обучающий тренажер «Принятие решений в условиях статистической неопределенности»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера в области теории принятия решений в условиях статистической неопределенности для использования в процессе аналитической работы студентов изучающих курс теории принятия решений. Суще...

Комбинированный метод оценки зрелости системы менеджмента информационной безопасности с применением модели CMMI

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса об оценке состоятельности системы менеджмента информационной безопасности (далее — СМИБ) на предприятиях. Предложен метод оценки, имеющий количественные и качественные показатели зрелости процессов, что...

Экспертные системы: элективный курс (электронное учебное издание)

В статье рассматриваются экспертные системы. Экспертные системы — это прикладные системы ИИ, в которых база знаний представляет собой формализованные эмпирические знания высококвалифицированных специалистов (экспертов) в какой либо узкой предметной о...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Сосуществование концепций «бережливое производство» и «проектное управление»

Распространенность различных концепций корпоративного управления и их модификаций, ставит вопрос о совместном применении различных концепций и их взаимном влиянии друг на друга, а также возможного перехода от одной концепции к другой. На сегодняшний ...

Контроль эффективности процесса совещаний путем проведения внутреннего аудита (на примере конкретной организации)

Внутренний аудит является средством независимой оценки деятельности организации с целью выяснения текущей ситуации и разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности различных бизнес-процессов. Одним из таких процессов является процесс...

Особенности применения метода «Дельфи» в компаниях сферы консультационных услуг (на примере компании «Консультант-парк»)

В статье на основе аналитического и синтетического подходов к изучению современных методов экспертных оценок выдвигается идея о существовании методических недостатков на этапе отбора экспертных групп. Изучается и характеризуется метод экспертных оцен...

Методы управления командами разработки программного обеспечения на основе гибких методологий

В статье рассматриваются современные подходы к управлению командами разработки программного обеспечения на основе гибких методологий. Проанализированы ключевые аспекты внедрения и масштабирования Agile-практик в организациях, включая психологические,...

Диагностика как неотъемлемая часть процесса разработки проекта антикризисного управления предприятием

Антикризисное управление организации — это сложная система управления предприятием, от которой во многом зависит вектор развития компании, так как сам по себе кризис может повлиять на множество различных факторов, в том числе экономических, политичес...

Современные подходы к цифровизации управления персоналом в организациях связи

В современной экономике на фоне цифровизации всех управленческих и производственных процессов внедрение информационных технологий в управление персоналом является одним из важных условий повышения его финансовой устойчивости. Главный результат цифров...

Похожие статьи

Обучающий тренажер «Принятие решений в условиях статистической неопределенности»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера в области теории принятия решений в условиях статистической неопределенности для использования в процессе аналитической работы студентов изучающих курс теории принятия решений. Суще...

Комбинированный метод оценки зрелости системы менеджмента информационной безопасности с применением модели CMMI

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса об оценке состоятельности системы менеджмента информационной безопасности (далее — СМИБ) на предприятиях. Предложен метод оценки, имеющий количественные и качественные показатели зрелости процессов, что...

Экспертные системы: элективный курс (электронное учебное издание)

В статье рассматриваются экспертные системы. Экспертные системы — это прикладные системы ИИ, в которых база знаний представляет собой формализованные эмпирические знания высококвалифицированных специалистов (экспертов) в какой либо узкой предметной о...

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Сосуществование концепций «бережливое производство» и «проектное управление»

Распространенность различных концепций корпоративного управления и их модификаций, ставит вопрос о совместном применении различных концепций и их взаимном влиянии друг на друга, а также возможного перехода от одной концепции к другой. На сегодняшний ...

Контроль эффективности процесса совещаний путем проведения внутреннего аудита (на примере конкретной организации)

Внутренний аудит является средством независимой оценки деятельности организации с целью выяснения текущей ситуации и разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности различных бизнес-процессов. Одним из таких процессов является процесс...

Особенности применения метода «Дельфи» в компаниях сферы консультационных услуг (на примере компании «Консультант-парк»)

В статье на основе аналитического и синтетического подходов к изучению современных методов экспертных оценок выдвигается идея о существовании методических недостатков на этапе отбора экспертных групп. Изучается и характеризуется метод экспертных оцен...

Методы управления командами разработки программного обеспечения на основе гибких методологий

В статье рассматриваются современные подходы к управлению командами разработки программного обеспечения на основе гибких методологий. Проанализированы ключевые аспекты внедрения и масштабирования Agile-практик в организациях, включая психологические,...

Диагностика как неотъемлемая часть процесса разработки проекта антикризисного управления предприятием

Антикризисное управление организации — это сложная система управления предприятием, от которой во многом зависит вектор развития компании, так как сам по себе кризис может повлиять на множество различных факторов, в том числе экономических, политичес...

Современные подходы к цифровизации управления персоналом в организациях связи

В современной экономике на фоне цифровизации всех управленческих и производственных процессов внедрение информационных технологий в управление персоналом является одним из важных условий повышения его финансовой устойчивости. Главный результат цифров...

Задать вопрос