Автор: Григорян Виолетта Алексеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.07.2015

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Григорян В. А. Правовая культура и правовое воспитание как приоритетные направления в социальном и профессиональном становлении личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 616-619.

В статье анализируется некоторый перечень личностных качеств курсантов образовательных учреждений ФСИН России, необходимый для их эффективного профессионального становления, констатируется влияние правовой культуры и правового воспитания на социальное и профессиональное становление личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России.

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, личностные качества, профессиональное и социальное становление.

 

В настоящее время все чаще в своей повседневной жизни люди сталкиваются с так называемым, «отбором по индивидуальным показателям». При приеме на работу, в некоторых случаях учебу, центры развития граждане проходят различные собеседования и тестирования, определяющие их внутреннюю мотивацию, предназначение и предрасположенность. Это неслучайно, ибо индивидуальные личностные качества человека играют весомую, а порой решающую роль в определении осуществляемых ими действий на практике.

В рамках нашего исследования конкретный интерес представляют курсанты образовательных учреждений ФСИН России и необходимые индивидуальные качества их личности как будущих квалифицированных специалистов УИС. Общеизвестен и не нуждается в доказательствах особый статус сотрудников УИС, сопряженный с их особыми условиями труда, режимом, постоянным взаимодействии с социально-опасной и трудной категорией населения — осужденными, а также новыми задачами, поставленными перед ними по ресоциализации и психолого-педагогической направленности воздействия на осужденных. Важным является соответствие индивидуальных качеств курсантов предъявляемым требованиям структуры УИС. В связи с этим, образовательные учреждения ФСИН России предъявляют особые требования к курсантам, проводя специализированную подготовку к этой нелегкой и трудоемкой, эмоционально напряженной службе, в том числе, уделяя особое внимание индивидуальным качествам их личности, взращивая эффективных профессионалов своего дела. Индивидуальные качества личности играют важную и особую роль в правовом воспитании курсантов и становлении их правовой культуры.

На наш взгляд, важно выделить необходимые индивидуальные качества личности, такие как: честность, совесть, справедливость, ответственность, добросовестность, чувство долга, патриотичность, уважение прав, достоинств и т. д. Они являются своеобразной отправной точкой развития не менее важных общечеловеческих и служебных качеств личности, таких как: самоконтроль, толерантность, эмпатия, наличие организаторских, коммуникативных способностей, рефлексии, этики и других. Существует прямая связь между степенью сформированности базисных качеств личности, от которых зависит степень формируемых общечеловеческих качеств, обеспечивающих эффективность, успешность и компетентность их деятельности.

Как справедливо отмечает Коданева М. С., «эффективный профессионал с точки зрения практики должен быть умным, эмоционально-устойчивым, зрелым, адекватно воспринимающим действительность, нравственно-развитым, контролирующим себя, исполнительным и ответственным» [1, с. 5]. По нашему мнению, данная характеристика является прочным фундаментом успешной организации деятельности сотрудника и способна выступать ориентиром при подготовке будущих специалистов УИС.

Ю. В. Поваренков выражает интересную мысль о том, «что одни профессионально важные качества личности влияют на эффективность решения задач профессиональной деятельности, в то время как другие — на эффективность профессионального развития» [2]. Данное утверждение представляется возможным соотнести (перенести, переориентировать) с общезначимыми и общечеловеческими качествами личности, поэтому одни качества личности влияют на плодотворное решение задач, возникающих в окружающей действительности, другие — на возможность личного развития и роста индивида. В связи с этим, считается весьма актуальным развитие данных качеств комплексно и целостно.

Большую роль в развитии личностных качеств курсантов образовательных учреждений ФСИН России, а также их правового воспитания и развития правовой культуры, оказывает рефлексия. С точки зрения А. В. Карпова, рефлексия выступает как феномен «самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, способность человеческого интеллекта объективировать психические процессы, воспринимать и анализировать свою деятельность» [3].

Рефлексия является возможностью индивида размышлять и рассуждать о происходящем в его собственном сознании. Данный феномен выступает необходимым условием общей социализации человека, правовой социализации и правового воспитания курсантов, так как с помощью рефлексии человек осознает самого себя, как он выглядит с точки зрения других людей, обдумывает и осознает свои поступки и действия, соотносит их с общепринятыми норами, имеет возможность их контроля и коррекции, поиска верного решения, дает возможность осознания и оценки собственных ресурсов, стимулирует ответственное поведение путем осознанного стремления достижения положительного результата.

Немаловажную роль рефлексия играет и в организации самовоспитания (формирование человеком самого себя), развития индивидуальной честной самооценки. Развивая и взращивая, вырабатывая свои ценные положительные качества, подавляя и преодолевая свои недостатки, человек растет и совершенствуется, не останавливается в развитии, находит новое, что впоследствии позволяет расти ему еще больше. Рефлексия помогает осознавать происходящее, и в свою очередь, влиять на совершаемые поступки.

Роль рефлексии в системе индивидуальных качеств личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России непереоценима. Она также определяется коммуникативным характером осуществляемой деятельности. Вся жизненная практика основывается на межличностном общении, и от того, насколько она будет продуктивной, зависит и качество его служебной, гражданской и общественной деятельности. Можно сделать вывод о том, что рефлексия является ключевым звеном в общем развитии человеческого сознания и деятельности и, пожалуй, может являться отправным пунктом в развитии других не менее важных качеств личности.

Бесспорно, что современная жизнь в динамично развивающемся обществе, когда все необходимо успеть и не допустить ошибок, осуществляемая учебная и служебная деятельность курсантов является эмоционально и психологически напряженной, в некоторых случаях даже стрессовой. По мнению Н. А. Хариной, «в идеале гармоничная личность должна обладать сильной волей, и выраженным самоконтролем поведения и деятельности» [4]. Термин самоконтроль подразумевает систему внутреннего самосознания, когда человек способен отдавать себе отчет в своих действиях, оценивать, контролировать и регулировать их, в зависимости от внешних обстоятельств, сопоставлять их с имеющимися в обществе эталонами поведения. Умение контролировать свои действия и эмоции крайне важны в жизни любого человека, оно несет в себе большую ответственность как в организации личной (гражданской, семейной, общественной) жизни курсанта, так и служебной (например: субординация). Ослабление самоконтроля ведет к принятию невзвешенных, ошибочных, а порой общественно-опасных решений и действий в жизни человека.

«Толерантность», согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова, расценивается как терпимость [5]. Это особое качество личности, выражающееся в психологической стойкости к внешним воздействиям, имеющим неприятный и неприемлемый для человека характер. Толерантный человек не поддается эмоциям, а старается сначала понять суть происходящего события и на основе этого найти наилучший выход из сложившейся ситуации.

Данное понятие определяет успешность человека в различных сферах социальной жизни, так как она выступает как осмысленное явление, подразумевающее готовность человека к мирному разрешению возникающих конфликтных ситуаций, принятия другого человека в независимости от его социального положения, религиозных или иных различий, признание и уважение его прав, свобод и интересов. Толерантность выступает в роли механизма направления человеческих взаимоотношений в русло сотрудничества и конструктивного разрешения посредством организации продуктивного диалога, не прибегая к действиям морального или насильственного характера.

Толерантность выступает «как неотъемлемая характеристика профессионализма и зрелости личности» [6], предпосылкой некоей самовоспитывающей деятельности человека, что, безусловно, способствует его развитию. Толерантность любого человека вырабатывается в процессе правового и нравственного воспитания и является одним из показателей его общей культуры. Наличие толерантности для курсанта — это возможность эффективного исполнения своего гражданского долга, в связи с необходимостью постоянного межличностного взаимодействия с сторонними индивидами, коллегами и спецконтингентом.

Одно из центральных мест в формируемой системе особо-значимых качеств занимает личная коммуникация и коммуникативно-организаторские способности курсантов, ввиду того, что они находятся и будут находится в постоянном взаимодействии с другими индивидами: преподавателями, другими курсантами, осужденными, коллегами и иными лицами. Явление коммуникации в контексте нашего исследования мы рассматриваем как связь и взаимодействие между людьми, осуществляемого посредством общения, для удовлетворения своих гражданских, учебных, служебных или иных функций и потребностей. Большое количество межличностных контактов обязывают курсантов к наличию целого спектра коммуникативных способностей. Эффективность и успешность их практической деятельности определяется умением грамотно и качественно строить свое общение с различными категориями лиц; разрешать возникающие конфликтные ситуации, с умением вести переговоры, иметь организаторские способности эффективного взаимодействия с людьми. Коммуникация и коммуникативные способности курсантов поистине играют немаловажную роль в правовом воспитании и становлении их правовой культуры, ибо знания исходят от профессорско-преподавательского состава, усваиваются они как в индивидуальных так и групповых занятиях, практиках, деловых играх и т. д. и способность курсантов к плодотворному взаимодействию крайне важна, а также особенно ввиду того, что курсанты в будущем будут находиться в постоянном контакте со спецконтингентом — наиболее проблемными в социальном плане гражданами, наладить контакт с которыми — трудная задача.

Немаловажную роль в развитии правовой культуры и осуществления правового воспитания курсантов играет эмпатия. С точки зрения психологов, это «постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека» [7, с. 463]. По сути, это нахождение психологического и эмоционального контакта между людьми, способность сопереживания, сочувствия, посредством проецирования и фильтрации через собственное сознание. В. В. Бойко определяет данное явление как «рационально-эмоционально-интуитивное понимание другого» [8, с. 74], собственно, благодаря чему существует возможность предвидения его определенных действий или реакций. «Соучастие и сопереживание — не смысл и не функция эмпатии, а всего лишь эмоциональные средства достижения цели — выявления, понимания, предвосхищения индивидуальных особенностей другого человека с последующим воздействием на него на основе расположения и доверия» [8, с. 73].

Актуальность исследуемого явления в контексте нашего исследования выражается в том, что, как описывалось выше, коммуникация играет большую роль в индивидуальной и практической деятельности курсанта. Эмпатия способствует налаживанию более глубокого психологического контакта, доверительных отношений как с другими курсантами, коллегами, так и с осужденными, для более плодотворной реализации своих гражданских и служебных функциональных обязанностей: разрешения возникающих проблем различного характера и своевременного прогнозирования поведения людей, их моральной поддержки; выявления и грамотной оценки поступающей информации, а также оказываемое воспитательное воздействие, с целью ориентирования и переориентирования на правопослушное и уважительное отношение к общечеловеческим и правовым ценностям.

«Также важна этико-психолого-педагогическая направленность содержания общего образования» [9, с. 21]. В настоящее время в обществе закрепилось узкое понятие этики, связанное сугубо с профессиональной сферой его действий и поведения в правовых процессах, несправедливо упустив из вида ее основное предназначение. Этика, в первую очередь, способствует формированию социальной личности, выражаясь в умении познания общества и его целостности, окружающих, а самое главное — самого себя и возможности индивидуального самосовершенствования, установить собственные границы дозволенности и недозволенности, освоить основы межличностного общения на основе этикета. Также в совокупности с системой правовых знаний этика формирует у курсантов способность ответственного исполнения своего гражданского и служебного долга на основе развитой правовой культуры, уважения и защиты человеческого достоинства личности, ее прав, свобод и законных интересов.

Неоспорим тот факт, что выделенные нами в процессе анализа качества, являются динамичными образованиями, способными претерпевать различные изменения в процессе жизненной, учебной и трудовой деятельности (со временем совершенствуются и оттачиваются, либо претерпевают деформацию и деструкцию). Внимание, уделяемое этому важному вопросу, позволяет проводить своевременную диагностику уровня развития личностных качеств, что, в свою очередь, позволяет корректировать их в необходимом направлении, посредством применения различных педагогических методик. По нашему мнению, способности и личностные качества у каждого человека присутствуют с рождения, вопрос лишь в том, как он ими распоряжается, в каком русле они находят свое выражение. Если брать в целом, то в идеале с помощью приобретения различного опыта, способности и личностные качества должны развиваться в положительном ключе и приносить пользу индивиду. Динамика развития, безусловно, зависит от условий человеческого развития и функционирования как члена общества, от его мотивации, ценностных ориентаций активности в тех или иных сферах жизнедеятельности. Таким образом, изученные нами качества личности в процессе правового воспитания должны складываться в целостную систему, обеспечивая должный уровень правовой культуры, эффективность и надежность учебной и служебной деятельности курсантов образовательных учреждений ФСИН России, быть основой их профессионализма.

 

Литература:

 

1.         Коданева М. С. и др. Диагностика и развитие профессионально важных качеств личности сотрудника уголовно-исполнительной системы: Учебное пособие / М. С. Коданева, Е. С. Лобанова, С. А. Прокопьева, О. Н. Ракитская, А. В. Сперанская. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. — 215 с.

2.         Поваренков Ю. П. Индивидуально-психологическое содержание профессионально-важных качеств субъекта труда // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Вып. 2. № 2. С. 22–27.

3.         Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с.

4.         Харина Н. А. Самоконтроль в системе волевой саморегуляции личности // Психология и педагогика профессионального развития сотрудника УИС: Сб. мат. Науч.- практ. конф. «Деевские чтения. 2005». Рязань, 2005. С. 74–75.

5.         Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935–1940. [Электронный ресурс] — http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1054786 (дата обращения 09.06.2015).

6.         Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. 2006. № 2. С.3–12.

7.         Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

8.         Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: «Филинъ», 1996. — 472 с.

9.         Базалей Е. А. Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А. С. Макаренко: автореф… канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 2014. — 22 с.

Основные термины (генерируются автоматически): курсантов образовательных учреждений, учреждений ФСИН России, образовательных учреждений ФСИН, личности курсантов образовательных, правовой культуры, качеств курсантов, качества личности, личностных качеств курсантов, качеств курсантов образовательных, качеств личности, воспитания курсантов, качеств личности курсантов, способности курсантов, становлении личности курсантов, становление личности курсантов, качеств курсантов предъявляемым, правового воспитания курсантов, воспитание курсантов образовательных, и правового воспитания курсантов, учреждения ФСИН России.

Ключевые слова

правовая культура, правовое воспитание, личностные качества, профессиональное и социальное становление.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос