Автор: Станищук Александра Сергеевна

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 18.06.2015

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Станищук А. С. Некоторые особенности организации и формы благотворительности в Византии (IV–VIII вв.) // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 564-566.

В статье автор рассмотрел формы, которые принимала благотворительность, и выделил некоторые особенности ее организации. Он пришел к выводам, что основная тяжесть благотворительных отчислений лежала на плечах государства. При этом церковь, обладая меньшими финансовыми и административными ресурсами, также активно участвовала в данной деятельности, и часто была инициатором оной.

Ключевые слова: история Византии, история медицины, история социальных институтов, благотворительность.

 

Отношение к благотворительности у населения и у правителей Византийской империи складывалось из нескольких факторов. К ним относятся античное наследие. Оно было представлено классической греческой философией, поэзией, литературой и мифологией. Наибольшим почетом пользовались труды Аристотеля, стоиков, Платона и неоплатоников.

Также важным фактором являлось влияние христианского вероучения, традиции взаимопомощи, связанные с заботой о нуждающихся слоях населения. На протяжении исследуемого периода они регулярно поддерживались церковными и государственными деятелями.

Основываясь на этом мировоззрении, а также для регламентации правовых отношений, связанных с благотворительностью, формируется законодательство, в основе которого лежали «Новеллы» императора Юстиниана I. Они подтверждали моральную обязанность императора поддерживать благосостояние своих подданных, заботиться о слабых и незащищённых слоях общества. Также в качестве примера можно обратить внимание на Византийский законодательный свод Льва III Исавры, в котором опека за детьми, оставшимися сиротами, поручалась благотворительным учреждениям «в этом боголюбезном городе», т. е. в Константинополе до тех пор, пока они не достигнут брачного возраста и не женятся.

В Византии существовало несколько видов благотворительных заведений для разных категорий населения. Которые обозначались терминами: nosocomium — больницы, ptochium — учреждения для неимущих и немощных, xenodochium — для бедных и больных паломников, brephotrophium — для подкидышей, orphanotrophium — для сирот, gerontochium — для стариков [2, c. 187]. Все они, как правило, открывались церквями и монастырями, однако существовали и частные заведения благотворительной направленности.

Управление церковной организацией осуществлялось митрополитами и епископами, возглавлявшими церковные округа различного размера. Вторые подчинялись первым, при этом существовал титул архиепископа, автономного от митрополии и подчинявшегося непосредственно патриарху. В должность указанных иерархов входило управление церквями и их имуществом, в том числе организация и поддержание деятельности благотворительных учреждений.

Следует заметить, что развертывание организованной благотворительности оказывало значительное влияние на обращение людей в христианскую веру. Соответственно, это являлось дополнительным стимулом для церковного руководства в расширении масштабов данной деятельности.

Источником, который использовался церквями и монастырями для организации и финансирования деятельности благотворительных учреждений являлись их разнообразные доходы. Церковь владела немалыми земельными наделами, которые все увеличивались за счет даров со стороны государства и частных лиц. Император Никифор II Фока (963–969) даже запретил дарить новые земли митрополитам и епископам, но уже при следующем правителе, Иоанне Цимисхие I (969–976) это решение было отменено [1, c. 192].

Более того, благотворительные учреждения зачастую служили для церкви не статьей расхода, а еще одним источником дохода — за счет пожертвований, которые они получали [1, c. 192].

В отдельных регионах страны местные власти оказывались довольно нерешительными и ограниченными в средствах, в результате чего управление ими и попечение об этих землях зачастую оказывалось в руках епископов. В качестве примера можно привести св. Василия Великого, епископа Кесарийского (370–379). В год занятия кафедры Василий Великий создал целый благотворительный комплекс, включавший в себя приют бедняков, гостиницу для странников, лепрозорий, корпуса для больных инфекциями и дом престарелых.

Больницы распространяются в разных частях империи, например, в Западной Армении в Севастии действовала больница для бедных странников, немощных и калек [7]. Следует отметить, что византийские епархии нередко были крайне малыми по размерам, иногда составляя отдельные деревни с ближайшей округой [4, c. 94].

Уже в ранней Византии сложилось стойкое представление о том, что забота о бедных является необходимым условием для рукоположения церковных иерархов. Зачастую это становилось важнейшим фактором выбора того или иного претендента на кафедру, которого искали миряне.

Последствием благотворительной деятельности ранневизантийских епископов явилось распространение в обществе представлений о необходимости и добродетельности оказания помощи бедным и нуждающимся разного рода. Церковные иерархи являлись образцами и для простых мирян.

Помимо собственно Церкви, важную роль в деле организации благотворительной деятельности играли монастыри. Они, как правило, включали в себя небольшое количество человек — в среднем 10–20 монахов [3, c. 61]. Общежитийные (киновийные) монастыри, которые начали формироваться на территории Византии с начала IV в., довольно быстро взяли на себя функции, имевшие общественное значение: принимали увечных, больных, раненых, детей и престарелых [7]. Это связано с важными нововведениями в монашескую жизнь и деятельность, которые вносил устав, разработанный Василием Великим, Согласно ему, иноки должны жить в смирении и строгом послушании своему настоятелю, занимаясь преимущественно молитвой и физическим трудом. При этом важную часть их жизни занимает не только созерцание, но и «апостольская» деятельность [8, c. 112]. В нее входят основные виды благотворительности — забота о бедных, больных, сиротах. Этому способствовало достаточно близкое размещение монастырей к городам.

Материальной базой для монастырской благотворительности во многом служили их земельные владения. Другим источником поступлений финансовых средств являлись добровольные подаяния людей, посещавших монастырь, или желавших таким способом очиститься от грехов, а также различные вспомоществования от государства, например, в виде уступки части налоговых поступлений с той или иной местности. Состояние монастырей нередко пополнялось и в случае, если в монахи постригался состоятельный представитель знатной фамилии.

Благотворительной деятельностью занимались не только служители церкви, монашеские общины, но также императорский двор и отдельные богатые люди. Так, император Константин Великий делал щедрые пожертвования лечебным учреждениям. По данным А. Гийу только на строительство Святой Софии Юстиниан I (527–565) выделил 320 тысяч литр золота [1, c. 140]. На содержание этой церкви он определил годовой доход в 100 литр золота. Кроме того, Юстиниан направлял часть налогов на содержание госпиталя св. Сампсония в Константинополе. Историк Иоанн Малала (491–578) упоминает о пожертвовании антиохийскому ксенодохию Юстинианом ежегодного дохода размеров в 4000 номием [6, c. 107]. Юстин II (565–578) ежегодно направлял денежное содержание детскому дому.

Для того, чтобы поддержать монастыри в деле просвещения и благотворительности, государство нередко даровало им налоговые иммунитеты и льготы, а также напрямую субсидировало для реализации социально ориентированной деятельности. Сведения об этом содержатся, как отмечает Г. А. Острогорский в «Податном уставе» [5, c. 69].

Участвовали в деле благотворительности и миряне. По мере распространения христианства в империи византийские епископы убеждали состоятельных аристократов финансировать благотворительные организации в их городах так же, как их предки поддерживали театры и общественные бани. Представители знатных слоев населения, обычно сами столкнувшиеся с серьезной болезнью или лишениями, жертвовали финансовые средства в благотворительные заведения и даже выкупали больных преступников из темниц [4, c. 91].

Таким образом, основными институтами, организовывавшими благотворительную деятельность, были государство, прежде всего в лице императора, и институт церковь, включая монастыри. Участвовали в этом процессе также и отдельные граждане. Характерно, что организация и обеспечение деятельности благотворительных учреждений обычно являлись процессом, в котором задействовались сразу несколько акторов.

Каждая из сторон имела при этом определенный интерес. Как отмечает А. Гийу: «Многие богатые частные лица основывали монастыри и церкви, содержали, делали подарки приютам для стариков или больницам, которые, используя для своей выгоды императорское освобождение от налогов, заботились не только о спасении души жертвователей, но и уменьшали доходы государства» [1, с. 142].

Исходя из проведенного исследования, был сформулирован ряд выводов. В связи с тем, что государство обладало весьма обширными ресурсами, которые могло расходовать на поддержку отдельных благотворительных учреждений. Его щедрость во многом зависела от того, какой император находился на престоле в том или ином случае. Некоторые из них отличались благочестием, чего требовали от них общественные представления, другие стремились искупить свои прежние грехи. Все же меценатство в пользу благотворительных заведений было для императоров скорее нормой, но выражалось в разных формах и объемах.

Крайне редко императоры лично участвовали в делах благотворительности, например ухаживали за больными. Некоторые запомнились населению и историкам как основатели богоугодных заведений. Почти все давали им пожертвования или предоставляли финансовые льготы.

По сравнению с государством, Церковь располагала меньшими материальными ресурсами, однако в моральном плане ее образу не в меньшей степени соответствовала поддержка благотворительных учреждений. Опираясь на пример святых и религиозные нормы, церковные иерархи во многом задавали тон в этом деле. Многие епископы лично участвовали в помощи нуждающимся, известны больницы, приюты, которые они открывали. В Византии епархии иногда объединяли весьма малое население, чем и объясняется такая «близость к народу» некоторых епископов. С другой стороны, отдельные монастыри располагали довольно значительными доходами от земельных владений, что положительно способствовало уровню поддержки ими благотворительных учреждений.

Участвовали в делах благотворительности и частные лица, что доказывает широкое распространение в обществе идей филантропии. В основном это, конечно же, касалось богатых людей. Возможно, что пожертвования делали и представители средних и нижних слоев общества, но сведений об этом выявить не удалось.

 

Литература:

 

1.         Гийу А. Византийская цивилизация / А. Гийу: пер. с франц. Д. Лоевского. Предисл. Р. Блока. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 552 с.

2.         Иванов И. А. Благотворительность и медицина в Византии // Общество. Среда. Развитие. — 2010. — № 3. — С. 186–189.

3.         Каждан А. П. Византийская культура (X–XII вв.) / А. П. Каждан — СПб.: Алетейя, 2006. — 280 с.

4.         Литаврин Г. Г. Как жили византийцы / Г. Г. Литаврин — М.: Наука, 1974. — 233 с.

5.         Острогорский Г. А. К истории иммунитета в Византии // Византийский Временник. — М., 1958. № 13. — С. 69.

6.         Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии / А. П. Рудаков — СПб: Алетейя, 1997. — 296 с.

7.         Сорокина Т. С. История медицины. Т. 1. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/423/13.htm

8.         Щербаков А. В. Христианская культура Византии раннего средневековья: зарождение и развитие восточно-христианского монашества / А. В. Щербаков // Культура. Духовность. Общество. — 2014. — № 10. — С. 108–114.

Основные термины (генерируются автоматически): благотворительных учреждений, деятельности благотворительных учреждений, Похожая статья, благотворительных заведений, в делах благотворительности, тяжесть благотворительных отчислений, и поддержание деятельности благотворительных, и финансирования деятельности благотворительных, церквями и монастырями, видов благотворительных заведений, и обеспечение деятельности благотворительных, Византии с начала iv в, монастыри в деле просвещения, отдельных благотворительных учреждений, забота о бедных, в пользу благотворительных заведений, поддержка благотворительных учреждений, литр золота, благотворительной деятельности, Щербаков А. В. Христианская культура Византии.

Ключевые слова

история медицины, история Византии, история социальных институтов, благотворительность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос