Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую устойчивость | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 20.06.2015

Статья просмотрена: 3167 раз

Библиографическое описание:

Бурим, Е. О. Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую устойчивость / Е. О. Бурим, О. А. Лымарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 364-366. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20282/ (дата обращения: 25.04.2024).

На современном этапе экономического развития становится актуальной проблема конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность касается всех уровней ее иерархии: продукции, предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность представляет конкурентоспособность предприятия, как основного субъекта рыночной экономики.

Ключевые слова: предприятие, конкурентоспособность, финансовая устойчивость, прибыль, повышение конкурентоспособности.

 

Успех предприятия, удержание своих позиций и преимуществ в конкурентной среде, обеспечение своего выживания в долгосрочной перспективе зависит от правильно выбранной собственной конкурентной стратегии. Конкурентная стратегия — это не только производство продукции, обладающей конкурентными преимуществами по цене и качеству, но и механизм продвижения этой продукции на рынке.

Создает конкурентные преимущества и формирует механизм их реализации — стратегическое управление на предприятии. Создание этих конкурентных преимуществ осуществляется посредством взаимодействия трех субъектов рынка:

1                    производитель продукта;

2                    покупатель, который предъявляет спрос на данный продукт;

3                    конкурент. [2]

Характер взаимоотношений этих субъектов будет определять рыночную конкуренцию и поведение самих субъектов в этих условиях.

Конкурентоспособность предприятия как характеристика конечного результата деятельности фирмы является показателем относительным, где базой для сравнения выступают показатели, которые используются для оценки конкурентоспособности конкурентов. Вместе с тем при сравнении данной фирмы с конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: прямых конкурентов, которые производят такую же продукцию; косвенных конкурентов, производящих товары-заменители; потенциальных конкурентов, производящих товары или услуги, позволяющие удовлетворить данную потребность другим способом.

Конкурентоспособность обладает следующими признаками:

-          свойства продукции соответствуют потребностям потребителя;

-          наличие трех составных элементов конкурентоспособности –потребителя, продукта и продукта-конкурента;

-          разнородные продукты должны быть тождественны в плане конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия выступает динамической категорией, т. к. ее изменение во времени обусловлено как внешними факторами, которые в незначительной степени зависят от организации, так и внутренними факторами, целиком определяемые руководителем предприятия.

К внешним факторам следует отнести:

-          экономическое и политическое состояние государства;

-          уровень развития инфраструктуры в стране;

-          система государственного страхования;

-          правовая защита интересов потребителей;

-          деятельность негосударственных институтов и т. д.

Внутренние факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия следующие:

-          организационная и производственная структура предприятия;

-          квалификация и мотивация персонала;

-          оборудование, технологии;

-          уровень стратегического управления;

-          сбытовая политика предприятия;

-          репутация фирмы;

-          использование новейших достижений НТП;

-          высокое качество продукции предприятия;

-          эффективная конкурентная стратегия. [1]

Конкурентоспособность зависит от финансовой устойчивости предприятия, но одновременно оказывает на нее существенное влияние. Как конкурентоспособность, так и прибыль организации являются категориями воспроизводства. Но конкурентоспособность в отличие от прибыли не является стоимостной категорией, поскольку она не отражает процесс создания, распределения и перераспределения стоимости. Все же конкурентоспособность воздействует на создание стоимости, т. к. она влияет на процессы труда и формирования потребностей. Повышение конкурентоспособности предприятия выражается в росте валовой, чистой прибыли, налоговых платежей, средств, отчисляемых в фонды накопления, потребления, социальной сферы. [4]

Как правило конкурентоспособное предприятие способно обеспечивать максимальную прибыль и устойчивость бизнеса. Совершенствование конкурентоспособности организации является полномочием его менеджмента, направленным на повышение устойчивости предприятия. Устойчивость — это не обязательно получение высокой прибыли. В данном случае устойчивость — это результат деятельности предприятия, который направлен на обеспечение соответствия результатов функционирования и поставленной цели или миссии организации. [5]

Конкурентоспособными следует считать те предприятия, которые эффективно функционируют, производя конкурентоспособные товары и услуги, т. е. осуществляют конкурентную стратегию. В данном случае само понятие эффективного функционирования организации подразумевает именно механизм реализации конкурентной стратегии.

Таким образом, для успешного функционирования предприятие должно стремиться повышать свою конкурентоспособность. Существует множество способов повышения конкурентоспособности предприятия:

-          соответствие цены, качества, условий продаж товара потребностям покупателя;

-          использование нововведений при создании продукта, более совершенных форм товара;

-          использование высококачественного сырья и материалов;

-          уменьшение расходов;

-          эффективная сбытовая политика;

-          проведение маркетинговых исследований рынка, с целью выявления потребностей покупателей;

-          обучение, переподготовка персонала, повышение мотивации к труду;

-          бенчмаркинг (непрерывный поиск и изучение передового опыта конкурентов и игроков смежных отраслей);

-          эффективные рекламные мероприятия;

-          обеспечение репутации (имиджа) компании и т. д. [3]

Таким образом, конкурентоспособность — это свойство практически всех хозяйствующих субъектов, проявляющееся при их взаимодействии в условиях конкуренции. Как экономическое понятие, она не тождественна понятию качества и не идентична с ним по методам достижения и повышения. Если качество — это внутренняя характеристика продукта, то конкурентоспособность — это его внешняя характеристика, которая проявляется в момент рыночных конкурентных отношений.

Поэтому сделаем вывод, что решать проблему обеспечения высокой конкурентоспособности предприятия известными способами повышения качества невозможно. Здесь необходима, как упоминалось выше, целостная стратегия фирмы, ориентированная на создание и реализацию конкурентоспособного товара или услуги.

 

Литература:

 

1                    Грачев А. В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. — М.: Финпресс, 2010.

2                    Дедкова И. Ф., Емтыль А. А. Ключевые факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях информационного общества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7–1. с. 159–162

3                    Иванова И. В. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / И. В. Иванова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — с. 97–100.

4                    Лымарева О. А., Ахрарова С. Т. Инновационная деятельность предприятий: проблемы и их решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 (27). — с. 18

5                    Лымарева О. А., Щеголева И. В. Информационные технологии как средство повышения эффективности управления современным предприятием // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 (27). — с. 3

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, конкурентная стратегия, конкурентоспособность, конкурент, предприятие, стратегическое управление.


Похожие статьи

Конкурентная стратегия в системе управления...

Конкурентная стратегия в системе управления конкурентоспособностью предприятия. Автор: Гравшина Ирина Николаевна. Рубрика: Экономика и управление.

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

В данной статье рассмотрены определения, способствующие формированию основных стратегий повышения конкурентоспособности предприятия. Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий.

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные составляющие и направления стратегических решений. Авторы: Курмантайулы Даулет, Никифорова Н. В. Рубрика: Экономика и управление.

Теоретические основы формирования стратегии повышения...

Ключевые слова: конкурентная стратегия, конкурентоспособность предприятия, конкурентное преимущество, конкурентный потенциал. В современных условиях жесткой конкуренции проблема повышения конкурентоспособности предприятия приобретает...

Влияние стратегического маркетинга на конкурентоспособность...

HHI, стратегический маркетинг, рынок, маркетинговая стратегия, конкурентное преимущество, конкурентоспособность предприятия, предприятие, преимущество, конкурент, маркетинговая деятельность.

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности...

Стратегия предприятия – это совокупность его главных целей и основных способов их достижения. Она большей частью формулируется и разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но её реализация предусматривает участие всех уровней управления.

Повышение конкурентоспособности предприятия

Базисом экономической основы конкурентоспособности предприятия является система его конкурентных преимуществ. Повышение обоснованности структуры и показателей стратегии повышения конкурентоспособности предприятия во многом определяется количеством...

Ключевые слова:конкуренция, конкурентная стратегия...

Интеграция классических и современных методик разработки конкурентной стратегии организации с целью повышения конкурентоспособности предприятия.

Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Управление конкурентоспособностью промышленного...

Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия. Автор: Елизарова Анна Георгиевна.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность выпускать конкурентоспособный товар, то есть товар, превосходящий товар конкурентов.

Стратегическое управление и контроллинг как основа...

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием.

Сделан вывод о необходимости интегрированного подхода к стратегическому управлению и контроллингу как основы корпоративной конкурентоспособности.

Конкурентная стратегия в системе управления...

Конкурентная стратегия в системе управления конкурентоспособностью предприятия. Автор: Гравшина Ирина Николаевна. Рубрика: Экономика и управление.

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

В данной статье рассмотрены определения, способствующие формированию основных стратегий повышения конкурентоспособности предприятия. Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий.

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные составляющие и направления стратегических решений. Авторы: Курмантайулы Даулет, Никифорова Н. В. Рубрика: Экономика и управление.

Теоретические основы формирования стратегии повышения...

Ключевые слова: конкурентная стратегия, конкурентоспособность предприятия, конкурентное преимущество, конкурентный потенциал. В современных условиях жесткой конкуренции проблема повышения конкурентоспособности предприятия приобретает...

Влияние стратегического маркетинга на конкурентоспособность...

HHI, стратегический маркетинг, рынок, маркетинговая стратегия, конкурентное преимущество, конкурентоспособность предприятия, предприятие, преимущество, конкурент, маркетинговая деятельность.

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности...

Стратегия предприятия – это совокупность его главных целей и основных способов их достижения. Она большей частью формулируется и разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но её реализация предусматривает участие всех уровней управления.

Повышение конкурентоспособности предприятия

Базисом экономической основы конкурентоспособности предприятия является система его конкурентных преимуществ. Повышение обоснованности структуры и показателей стратегии повышения конкурентоспособности предприятия во многом определяется количеством...

Ключевые слова:конкуренция, конкурентная стратегия...

Интеграция классических и современных методик разработки конкурентной стратегии организации с целью повышения конкурентоспособности предприятия.

Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Управление конкурентоспособностью промышленного...

Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия. Автор: Елизарова Анна Георгиевна.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность выпускать конкурентоспособный товар, то есть товар, превосходящий товар конкурентов.

Стратегическое управление и контроллинг как основа...

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием.

Сделан вывод о необходимости интегрированного подхода к стратегическому управлению и контроллингу как основы корпоративной конкурентоспособности.

Похожие статьи

Конкурентная стратегия в системе управления...

Конкурентная стратегия в системе управления конкурентоспособностью предприятия. Автор: Гравшина Ирина Николаевна. Рубрика: Экономика и управление.

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

В данной статье рассмотрены определения, способствующие формированию основных стратегий повышения конкурентоспособности предприятия. Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий.

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные составляющие и направления стратегических решений. Авторы: Курмантайулы Даулет, Никифорова Н. В. Рубрика: Экономика и управление.

Теоретические основы формирования стратегии повышения...

Ключевые слова: конкурентная стратегия, конкурентоспособность предприятия, конкурентное преимущество, конкурентный потенциал. В современных условиях жесткой конкуренции проблема повышения конкурентоспособности предприятия приобретает...

Влияние стратегического маркетинга на конкурентоспособность...

HHI, стратегический маркетинг, рынок, маркетинговая стратегия, конкурентное преимущество, конкурентоспособность предприятия, предприятие, преимущество, конкурент, маркетинговая деятельность.

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности...

Стратегия предприятия – это совокупность его главных целей и основных способов их достижения. Она большей частью формулируется и разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но её реализация предусматривает участие всех уровней управления.

Повышение конкурентоспособности предприятия

Базисом экономической основы конкурентоспособности предприятия является система его конкурентных преимуществ. Повышение обоснованности структуры и показателей стратегии повышения конкурентоспособности предприятия во многом определяется количеством...

Ключевые слова:конкуренция, конкурентная стратегия...

Интеграция классических и современных методик разработки конкурентной стратегии организации с целью повышения конкурентоспособности предприятия.

Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Управление конкурентоспособностью промышленного...

Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия. Автор: Елизарова Анна Георгиевна.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность выпускать конкурентоспособный товар, то есть товар, превосходящий товар конкурентов.

Стратегическое управление и контроллинг как основа...

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием.

Сделан вывод о необходимости интегрированного подхода к стратегическому управлению и контроллингу как основы корпоративной конкурентоспособности.

Конкурентная стратегия в системе управления...

Конкурентная стратегия в системе управления конкурентоспособностью предприятия. Автор: Гравшина Ирина Николаевна. Рубрика: Экономика и управление.

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

В данной статье рассмотрены определения, способствующие формированию основных стратегий повышения конкурентоспособности предприятия. Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий.

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные составляющие и направления стратегических решений. Авторы: Курмантайулы Даулет, Никифорова Н. В. Рубрика: Экономика и управление.

Теоретические основы формирования стратегии повышения...

Ключевые слова: конкурентная стратегия, конкурентоспособность предприятия, конкурентное преимущество, конкурентный потенциал. В современных условиях жесткой конкуренции проблема повышения конкурентоспособности предприятия приобретает...

Влияние стратегического маркетинга на конкурентоспособность...

HHI, стратегический маркетинг, рынок, маркетинговая стратегия, конкурентное преимущество, конкурентоспособность предприятия, предприятие, преимущество, конкурент, маркетинговая деятельность.

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности...

Стратегия предприятия – это совокупность его главных целей и основных способов их достижения. Она большей частью формулируется и разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но её реализация предусматривает участие всех уровней управления.

Повышение конкурентоспособности предприятия

Базисом экономической основы конкурентоспособности предприятия является система его конкурентных преимуществ. Повышение обоснованности структуры и показателей стратегии повышения конкурентоспособности предприятия во многом определяется количеством...

Ключевые слова:конкуренция, конкурентная стратегия...

Интеграция классических и современных методик разработки конкурентной стратегии организации с целью повышения конкурентоспособности предприятия.

Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Управление конкурентоспособностью промышленного...

Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия. Автор: Елизарова Анна Георгиевна.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность выпускать конкурентоспособный товар, то есть товар, превосходящий товар конкурентов.

Стратегическое управление и контроллинг как основа...

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием.

Сделан вывод о необходимости интегрированного подхода к стратегическому управлению и контроллингу как основы корпоративной конкурентоспособности.

Задать вопрос