Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 25.06.2015

Статья просмотрена: 473 раза

Библиографическое описание:

Гутарева, Н. Ю. Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии / Н. Ю. Гутарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 1011-1013. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20650/ (дата обращения: 20.04.2024).

Аннотация.Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы глобализации, информатизации образования и интеграции науки, значительно выросли требования к педагогу школьникам. Задача статьивыявить специфику преподавания английского языка в школах Англии. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося необходимости и важности для современных школьников знать родной язык и культуру. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации и взаимодействия представителей английского и русского языков и культур.

Ключевые слова:родной язык, мотивация, английский язык, ценностные ориентации, курикулум, деятельность.

 

Духовные ценности народа, его национальное своеобразие живут и развиваются благодаря родному языку. Родной язык ― одно из важнейших понятий психологии, демографии, этнологии, лингводидактики, социолингвистики и речеведения [1].

Для каждого из нас родной язык — это язык того народа, той нации, сыновьями и дочерьми которого мы являемся, который мы усваиваем с раннего детства без специального обучения, находясь в соответствующей языковой среде, и которым “владеем с максимальной глубиной и полнотой, на котором легче, быстрее и проще мыслим, который является наиболее привычной и удобной формой выражения мысли и языкового общения” [2]. Вот почему у любого народа обучению родному языку отводится первое место в учебных планах.  Задача учителя родного языка гораздо шире, чем научить писать, читать и говорить на родном языке ― не менее важно дать знания о литературе, культуре и истории своего народа и через овладение этими знаниями помочь осознать себя не равнодушными наблюдателями данного процесса, а частью своего народа, иначе говоря, обеспечить условия самоидентификации учащихся в соответствии со своей принадлежностью. Обучение родному языку и литературе в средних школах Англии проходит в соответствии с Национальным курикулумом, согласно которому английский язык и литература — один из основных предметов обучения в школе, наряду с математикой и природоведением.

В национальной программе по английскому языку и литературе для средней школы (2007) отмечается, что английский язык — это не только жизненно важное средство общения школьников со своими сверстниками и учителями в школе, но и с другими людьми как за пределами школы, так и в мире в целом. Он является основой для изучения всех учебных предметов. Изучая английский язык, учащиеся развивают навыки разговорной речи, аудирования, чтения и письма, благодаря которым они найдут свое место в жизни общества. В программе также отмечено, что литература на английском языке разнообразна и имеет большое значение для формирования личности. Она отражает опыт людей из многих стран и эпох, развивает чувство культурной идентичности. Школьников учат критически читать прозаические, поэтические и драматургические произведения, а также научно-популярные и информационные тексты. Изучая  структуру, происхождение и традиции английского языка ученики понимают, как работает язык. Учебная деятельность на уроках английского языка и литературы подчинена достижению целей курикулума, которые заключаются в том, чтобы помочь школьникам:

• успешно учиться, получать удовольствие от учебы и достичь значительных успехов;

• стать уверенными в себе личностями, которые ведут безопасный, здоровый и полноценный образ жизни;

• быть ответственными гражданами, которые способны сделать позитивный вклад в жизнь общества [3. С. 61].

Структура образовательных целей при изучении родного языка и литературы в Англии представлена следующими областями целеполагания: устная речь и аудирование, чтение и письмо [6]. Обучение аудированию и устной речи предполагает свободное использование учащимися подходящего стиля и конкретных средств устной речи в широком контексте речевых ситуаций. Школьников должны научить четко выражать свою точку зрения, приспосабливая свою речь к различным ситуациям, целям и аудитории; подбирать слова, лексические и грамматические структуры, характерные для стандартного английского языка, с целью точной передачи мысли; прислушиваться к различным точкам зрения и изменять свои взгляды в свете того, что сказали другие; понимать явный и скрытый смысл высказывания; вносить свой вклад в выполнение группового задания, предлагая собственные идеи, задавая вопросы и реагируя на речь других участников; выполнять различные роли в организации, планировании и поддержке дискуссии в группе; демонстрируя при этом уверенное, свободное владение нормами литературного языка, включая выбор словарных и грамматических норм с целью достижения определенных коммуникативных целей [3, С. 64; 4, С. 86].

Работа по обучению чтению направлена на выработку навыков чтения текстов разной направленности и понимания их значения, а также на овладение основами писательского мастерства. Важным аспектом обучения чтению является формирование навыков получать и толковать информацию, события, основные положения и идеи, о которых ученики узнали из прочитанных текстов; понимать значение литературных приемов, использованных писателем (ирония, аллюзия, коннотации, умаление, преувеличения и т.д.); выбирать и сравнивать информацию из различных текстов; признавать различные интерпретации текстов, обсуждать их, обосновывая свою точку видения прочитанного; понимать, как слушатели и читатели выбирают тексты для чтения и как они на них реагируют. [3, С. 66; 4, С. 88].

Обучение письму в английских школах на третьем и четвертом ключевых этапах предусматривает развитие технических навыков и навыков творческого письма. Формируя технические навыки, школьников учат эффективно использовать стандарты английского письма; соблюдать грамматические нормы, уделяя особое внимание субъектно-предикатным связям в различных типах предложений и применению временных форм глагола; уметь пользоваться знаками препинания; орфографически правильно писать слова, опираясь на знания закономерностей правописания, различать однокоренные и производные слова, выделять приставки, суффиксы и флексии [3, С.68; 4, С.98]. Значительное внимание в этот период английские учителя уделяют развитию навыков творческого письма. Школьников учат писать четко и последовательно, с соответствующим уровнем детализации. Написанный текст должен заинтересовать читателя, следовательно, писать надо изобретательно, творчески и вдумчиво, используя новые идеи, адаптируя стиль и язык к различным формам, целям произведения и для разных категорий читателей. Программой по английскому языку и литературе для средней школы предусмотрено формирование умений использовать точную лексику и разнообразные стилистические приемы; последовательно придерживаться определенной точки зрения, как в написании художественных произведений, так и в официальном, деловом, научно-популярном письме; использовать сложные предложения, изменять структуру предложения ради создания интересного, эффективного и изящного смысла (значения). При написании произведения школьников учат учитывать потребности читателя и вводить в текст соответствующую информацию [3, С.69; 4, С. 99].

Итак, в английском Национальном курикулуме для средней школы предусмотрено изучение различных аспектов английского языка, а также на ознакомление школьников с лучшими произведениями английской и мировой литературы [7]. Изучение языка и литературы направлено на овладение школьниками литературным английским языком как средством общения и обучения, как социальным, культурным и историческим явлением, а также на изучение особенностей его лексикологии, грамматики, фонетики, орфографии и т.д., что способствует формированию как общеязыковой, так и специфических коммуникативных компетенций.

 

Литература:

1.                  Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. ― Изд. 2-е, испр. и доп. /Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. — М.: Флинта, Наука, 1998. ― 312 с.

2.                  Снитко Е.С., Маймакова А. Понятие родного языка и его интерпретация в современной лингвистике. — URL:  http://www.uni.ulsu.ru/aspir/doc/avtoref/2006/06/

3.                  English Programme of study for key stage 3 (This is an extract from The National Curriculum 2007) ― Crown copyright, 2007. — Qualifications and Curriculum Authority. — рр.60-81. ― URL: www.qca.org.uk/curriculum

4.                  English Programme of study for key stage 4 (This is an extract from The National Curriculum 2007) ― Crown copyright, 2007. — Qualifications and Curriculum Authority. ― рр.82 — 99. ― URL:  www.qca.org.uk/curriculum

5.                  Гутарева Н.Ю.  English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с.

6.                  Гутарева Н.Ю.  Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов  международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. —  Украина. Львов, 2013. — с. 49-51.

7.                  Гутарева Н.Ю.  Обучение английскому языку в социокультурной реальности.  Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, № 1(21), 2015. — 301 с. —  С. 215-218.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, родной язык, литература, устная речь, жизнь общества, обучение, творческое письмо, текст, чтение, школа Англии.


Похожие статьи

Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках...

иностранный язык, чтение, родной язык, группа ошибок, речевая деятельность, вид чтения, основная школа, устная речь, ошибка, учащийся.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Обучение диалогической речи на уроках английского языка. Педагогическая ценность игр на уроках иностранного языка. Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы.

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование...

Современный подход к образованию. Новые требования к текстам...

Новые требования к текстам при обучении чтению на уроках английского языка.

Как известно, система образования, как и обучение учебным предметам, в том числе и иностранным языкам, чутко реагируют на изменения, происходящие в обществе.

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

иностранный язык, устная речь, умение, английский язык, навык, родной язык, повышение уровня умений, насыщенная языковая среда, развитие навыков, процесс обучения.

Лингвострановедческий аспект в изучении английского языка на...

Урок английского языка является средством приобщения и обучения духовной культуре англоязычных народов.

Лингвострановедение стало дисциплиной о жизни современного общества.

Становление речевых навыков на занятиях по домашнему...

Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык. Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению и овладении письменной речью.

Опыт обучения китайских групп английскому языку: выбор форм...

Обучение иностранному языку в группах, где родным языком студентов является китайский, естественно, имеет свою специфику, с которой сталкивается

В нормативных документах подчеркивается приоритет развития устной речи иностранных студентов-филологов [4, с. 30].

Обучение письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ведущими умениями в обучении любому иностранному языку в средней школе является устная речь и чтение, письмо же занимает более скромное место. Его назначение заключается главным образом в том...

Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках...

иностранный язык, чтение, родной язык, группа ошибок, речевая деятельность, вид чтения, основная школа, устная речь, ошибка, учащийся.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Обучение диалогической речи на уроках английского языка. Педагогическая ценность игр на уроках иностранного языка. Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы.

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование...

Современный подход к образованию. Новые требования к текстам...

Новые требования к текстам при обучении чтению на уроках английского языка.

Как известно, система образования, как и обучение учебным предметам, в том числе и иностранным языкам, чутко реагируют на изменения, происходящие в обществе.

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

иностранный язык, устная речь, умение, английский язык, навык, родной язык, повышение уровня умений, насыщенная языковая среда, развитие навыков, процесс обучения.

Лингвострановедческий аспект в изучении английского языка на...

Урок английского языка является средством приобщения и обучения духовной культуре англоязычных народов.

Лингвострановедение стало дисциплиной о жизни современного общества.

Становление речевых навыков на занятиях по домашнему...

Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык. Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению и овладении письменной речью.

Опыт обучения китайских групп английскому языку: выбор форм...

Обучение иностранному языку в группах, где родным языком студентов является китайский, естественно, имеет свою специфику, с которой сталкивается

В нормативных документах подчеркивается приоритет развития устной речи иностранных студентов-филологов [4, с. 30].

Обучение письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ведущими умениями в обучении любому иностранному языку в средней школе является устная речь и чтение, письмо же занимает более скромное место. Его назначение заключается главным образом в том...

Похожие статьи

Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках...

иностранный язык, чтение, родной язык, группа ошибок, речевая деятельность, вид чтения, основная школа, устная речь, ошибка, учащийся.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Обучение диалогической речи на уроках английского языка. Педагогическая ценность игр на уроках иностранного языка. Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы.

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование...

Современный подход к образованию. Новые требования к текстам...

Новые требования к текстам при обучении чтению на уроках английского языка.

Как известно, система образования, как и обучение учебным предметам, в том числе и иностранным языкам, чутко реагируют на изменения, происходящие в обществе.

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

иностранный язык, устная речь, умение, английский язык, навык, родной язык, повышение уровня умений, насыщенная языковая среда, развитие навыков, процесс обучения.

Лингвострановедческий аспект в изучении английского языка на...

Урок английского языка является средством приобщения и обучения духовной культуре англоязычных народов.

Лингвострановедение стало дисциплиной о жизни современного общества.

Становление речевых навыков на занятиях по домашнему...

Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык. Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению и овладении письменной речью.

Опыт обучения китайских групп английскому языку: выбор форм...

Обучение иностранному языку в группах, где родным языком студентов является китайский, естественно, имеет свою специфику, с которой сталкивается

В нормативных документах подчеркивается приоритет развития устной речи иностранных студентов-филологов [4, с. 30].

Обучение письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ведущими умениями в обучении любому иностранному языку в средней школе является устная речь и чтение, письмо же занимает более скромное место. Его назначение заключается главным образом в том...

Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках...

иностранный язык, чтение, родной язык, группа ошибок, речевая деятельность, вид чтения, основная школа, устная речь, ошибка, учащийся.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Обучение диалогической речи на уроках английского языка. Педагогическая ценность игр на уроках иностранного языка. Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы.

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование...

Современный подход к образованию. Новые требования к текстам...

Новые требования к текстам при обучении чтению на уроках английского языка.

Как известно, система образования, как и обучение учебным предметам, в том числе и иностранным языкам, чутко реагируют на изменения, происходящие в обществе.

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

иностранный язык, устная речь, умение, английский язык, навык, родной язык, повышение уровня умений, насыщенная языковая среда, развитие навыков, процесс обучения.

Лингвострановедческий аспект в изучении английского языка на...

Урок английского языка является средством приобщения и обучения духовной культуре англоязычных народов.

Лингвострановедение стало дисциплиной о жизни современного общества.

Становление речевых навыков на занятиях по домашнему...

Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык. Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению и овладении письменной речью.

Опыт обучения китайских групп английскому языку: выбор форм...

Обучение иностранному языку в группах, где родным языком студентов является китайский, естественно, имеет свою специфику, с которой сталкивается

В нормативных документах подчеркивается приоритет развития устной речи иностранных студентов-филологов [4, с. 30].

Обучение письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ведущими умениями в обучении любому иностранному языку в средней школе является устная речь и чтение, письмо же занимает более скромное место. Его назначение заключается главным образом в том...

Задать вопрос