Автор: Гутарева Надежда Юрьевна

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 25.06.2015

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Гутарева Н. Ю. Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 1011-1013.

Аннотация.Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы глобализации, информатизации образования и интеграции науки, значительно выросли требования к педагогу школьникам. Задача статьивыявить специфику преподавания английского языка в школах Англии. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося необходимости и важности для современных школьников знать родной язык и культуру. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации и взаимодействия представителей английского и русского языков и культур.

Ключевые слова:родной язык, мотивация, английский язык, ценностные ориентации, курикулум, деятельность.

 

Духовные ценности народа, его национальное своеобразие живут и развиваются благодаря родному языку. Родной язык ― одно из важнейших понятий психологии, демографии, этнологии, лингводидактики, социолингвистики и речеведения [1].

Для каждого из нас родной язык — это язык того народа, той нации, сыновьями и дочерьми которого мы являемся, который мы усваиваем с раннего детства без специального обучения, находясь в соответствующей языковой среде, и которым “владеем с максимальной глубиной и полнотой, на котором легче, быстрее и проще мыслим, который является наиболее привычной и удобной формой выражения мысли и языкового общения” [2]. Вот почему у любого народа обучению родному языку отводится первое место в учебных планах.  Задача учителя родного языка гораздо шире, чем научить писать, читать и говорить на родном языке ― не менее важно дать знания о литературе, культуре и истории своего народа и через овладение этими знаниями помочь осознать себя не равнодушными наблюдателями данного процесса, а частью своего народа, иначе говоря, обеспечить условия самоидентификации учащихся в соответствии со своей принадлежностью. Обучение родному языку и литературе в средних школах Англии проходит в соответствии с Национальным курикулумом, согласно которому английский язык и литература — один из основных предметов обучения в школе, наряду с математикой и природоведением.

В национальной программе по английскому языку и литературе для средней школы (2007) отмечается, что английский язык — это не только жизненно важное средство общения школьников со своими сверстниками и учителями в школе, но и с другими людьми как за пределами школы, так и в мире в целом. Он является основой для изучения всех учебных предметов. Изучая английский язык, учащиеся развивают навыки разговорной речи, аудирования, чтения и письма, благодаря которым они найдут свое место в жизни общества. В программе также отмечено, что литература на английском языке разнообразна и имеет большое значение для формирования личности. Она отражает опыт людей из многих стран и эпох, развивает чувство культурной идентичности. Школьников учат критически читать прозаические, поэтические и драматургические произведения, а также научно-популярные и информационные тексты. Изучая  структуру, происхождение и традиции английского языка ученики понимают, как работает язык. Учебная деятельность на уроках английского языка и литературы подчинена достижению целей курикулума, которые заключаются в том, чтобы помочь школьникам:

• успешно учиться, получать удовольствие от учебы и достичь значительных успехов;

• стать уверенными в себе личностями, которые ведут безопасный, здоровый и полноценный образ жизни;

• быть ответственными гражданами, которые способны сделать позитивный вклад в жизнь общества [3. С. 61].

Структура образовательных целей при изучении родного языка и литературы в Англии представлена следующими областями целеполагания: устная речь и аудирование, чтение и письмо [6]. Обучение аудированию и устной речи предполагает свободное использование учащимися подходящего стиля и конкретных средств устной речи в широком контексте речевых ситуаций. Школьников должны научить четко выражать свою точку зрения, приспосабливая свою речь к различным ситуациям, целям и аудитории; подбирать слова, лексические и грамматические структуры, характерные для стандартного английского языка, с целью точной передачи мысли; прислушиваться к различным точкам зрения и изменять свои взгляды в свете того, что сказали другие; понимать явный и скрытый смысл высказывания; вносить свой вклад в выполнение группового задания, предлагая собственные идеи, задавая вопросы и реагируя на речь других участников; выполнять различные роли в организации, планировании и поддержке дискуссии в группе; демонстрируя при этом уверенное, свободное владение нормами литературного языка, включая выбор словарных и грамматических норм с целью достижения определенных коммуникативных целей [3, С. 64; 4, С. 86].

Работа по обучению чтению направлена на выработку навыков чтения текстов разной направленности и понимания их значения, а также на овладение основами писательского мастерства. Важным аспектом обучения чтению является формирование навыков получать и толковать информацию, события, основные положения и идеи, о которых ученики узнали из прочитанных текстов; понимать значение литературных приемов, использованных писателем (ирония, аллюзия, коннотации, умаление, преувеличения и т.д.); выбирать и сравнивать информацию из различных текстов; признавать различные интерпретации текстов, обсуждать их, обосновывая свою точку видения прочитанного; понимать, как слушатели и читатели выбирают тексты для чтения и как они на них реагируют. [3, С. 66; 4, С. 88].

Обучение письму в английских школах на третьем и четвертом ключевых этапах предусматривает развитие технических навыков и навыков творческого письма. Формируя технические навыки, школьников учат эффективно использовать стандарты английского письма; соблюдать грамматические нормы, уделяя особое внимание субъектно-предикатным связям в различных типах предложений и применению временных форм глагола; уметь пользоваться знаками препинания; орфографически правильно писать слова, опираясь на знания закономерностей правописания, различать однокоренные и производные слова, выделять приставки, суффиксы и флексии [3, С.68; 4, С.98]. Значительное внимание в этот период английские учителя уделяют развитию навыков творческого письма. Школьников учат писать четко и последовательно, с соответствующим уровнем детализации. Написанный текст должен заинтересовать читателя, следовательно, писать надо изобретательно, творчески и вдумчиво, используя новые идеи, адаптируя стиль и язык к различным формам, целям произведения и для разных категорий читателей. Программой по английскому языку и литературе для средней школы предусмотрено формирование умений использовать точную лексику и разнообразные стилистические приемы; последовательно придерживаться определенной точки зрения, как в написании художественных произведений, так и в официальном, деловом, научно-популярном письме; использовать сложные предложения, изменять структуру предложения ради создания интересного, эффективного и изящного смысла (значения). При написании произведения школьников учат учитывать потребности читателя и вводить в текст соответствующую информацию [3, С.69; 4, С. 99].

Итак, в английском Национальном курикулуме для средней школы предусмотрено изучение различных аспектов английского языка, а также на ознакомление школьников с лучшими произведениями английской и мировой литературы [7]. Изучение языка и литературы направлено на овладение школьниками литературным английским языком как средством общения и обучения, как социальным, культурным и историческим явлением, а также на изучение особенностей его лексикологии, грамматики, фонетики, орфографии и т.д., что способствует формированию как общеязыковой, так и специфических коммуникативных компетенций.

 

Литература:

1.                  Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. ― Изд. 2-е, испр. и доп. /Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. — М.: Флинта, Наука, 1998. ― 312 с.

2.                  Снитко Е.С., Маймакова А. Понятие родного языка и его интерпретация в современной лингвистике. — URL:  http://www.uni.ulsu.ru/aspir/doc/avtoref/2006/06/

3.                  English Programme of study for key stage 3 (This is an extract from The National Curriculum 2007) ― Crown copyright, 2007. — Qualifications and Curriculum Authority. — рр.60-81. ― URL: www.qca.org.uk/curriculum

4.                  English Programme of study for key stage 4 (This is an extract from The National Curriculum 2007) ― Crown copyright, 2007. — Qualifications and Curriculum Authority. ― рр.82 — 99. ― URL:  www.qca.org.uk/curriculum

5.                  Гутарева Н.Ю.  English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с.

6.                  Гутарева Н.Ю.  Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов  международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. —  Украина. Львов, 2013. — с. 49-51.

7.                  Гутарева Н.Ю.  Обучение английскому языку в социокультурной реальности.  Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, № 1(21), 2015. — 301 с. —  С. 215-218.

Основные термины (генерируются автоматически): английского языка, преподавания английского языка, родного языка, родному языку, английский язык, английскому языку, and curriculum authority, qualifications and curriculum, английского языка ученики, школах Англии, средних школах Англии, навыков творческого письма, Гутарева Н.Ю. , уроках английского языка, for key stage, стандартного английского языка, study for key, аспектов английского языка, средней школы, Programme of study.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос