Библиографическое описание:

Фомичёва И. Б., Литвинова О. В., Шенбергер И. А. Использование исторического материала на уроках математики // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 817-819.

Одной из целей образования в школе является овладение системой знаний и умений, которые можно применить в практической деятельности, при изучении смежных дисциплин, воспитание личности способной видеть и понимать окружающий мир. Для этого на уроках математики можно использовать исторический материал, связанный с родным краям и городом, позволяющий расширить кругозор учеников, повысить их познавательную активность и мотивацию к учению. В результате связь математики с другими науками становится более значимой и очевидной для учащихся. Использование на уроках математики исторических фактов об Астрахани и Астраханском крае воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к малой Родине, делают процесс обучения увлекательным, повышают активность детей на уроке. Приведу примеры использования исторического материала об Астрахани в задачах.

Задача. Наша малая родина — Астрахань, расположена в верхней части дельты Волги. Основание современной Астрахани относится к тому времени, когда была заложена деревянно — земляная крепость, положившая начало новому порубежному городу. Именно здесь на самом крупном холме Заячьем (или Долгом) вытянувшемся вдоль Волги и было решено разбить первые укрепления.

В каком году была заложена крепость? Решите примеры и запишите ответы.

1)                

2)                

3)                

4)                

Ответ:1558.

Задача: Город Астрахань расположен на островах Прикаспийской низменности, в верхней части дельты Волги. Найдите значение выражения и по найденному ответу определите на скольких островах расположен город Астрахань.

Ответ: на 11 островах.

Задача. Астраханский Кремль назван 8 чудом света. Астраханский кремль наряду с Московским и Смоленским был одной из сильнейших крепостей средневековой России. Астраханский кремль — уникальный образец военно-инженерного искусства второй половины XVI века, архитектурный памятник федерального значения. Архитектурный ансамбль кремля включает в себя семь башен, соединенных кирпичными зубчатыми стенами, представляющими сложное фортификационное сооружение, кафедральный Успенский собор архитектуры московского барокко с крупнейшим в России Лобным местом, комплекс Троицкого собора, Никольскую надвратную церковь, архиерейский двор с сохранившимися на фасаде изразцами с изображением сцен из «Александрии». Найди общую протяженность (в км) стен кремля, решив уравнение:

Ответ: 1,55 км.

Задача. Толщина Кремлёвских стен от 2,8 до 5,2 м, толщина стен башен от 3 до 3,5 м, минимальная высота стен — 7 м, максимальная высота стен — 11,3м. Найдите среднее арифметическое высоты стен Кремля?

Ответ:14,8 м.

Задача. Башни Астраханского Кремля: Красные ворота — круглый многогранник, Архиерейская, Житная, Крымская и Артиллерийская — квадратные.

1)                 Архиерейская занимает площадь 196  Найти сторону и периметр.

2)                 Житная, длина стороны найдите площадь и периметр.

3)                 Крымская занимает площадь  Найдите длину стороны и периметр.

4)                 Артиллерийская, длина стороны 12,5 м. Найти площадь, занимаемую этой башней и периметр.

Задача. Собор Успенский с галереями и Лобным местом в нынешнем виде был заложен 1698г, претерпев третью перестройку, превратился в каменный. Для этого, на месте старого «вырыт был ров 68 сажен в окружности, 4 аршина в ширину и два в глубину…» Вопрос: определите объём вынутой земли.

Задача: Успенский собор Астраханского кремля — главное украшение Астрахани — был построен в 1710 году, а Соборная колокольня с Пречистенскими воротами (вместо разрушенной) на 202 года позже. В каком году была построена Соборная колокольня? Сколько лет существует в Астрахани Успенский собор? Соборная колокольня?

Ответ: в 1912 году, 305 лет, 103 года.

Задача. Указом, какого государя было начато строительство Астраханского Кремля: «ставить в кремле выхода 8 башен, к наружному месту больше, а где менее беды — поменьше, но чтобы все были о трёх бойницах; с выхода, где будет город, на восток ставить выше и шире большую башню, что бы можно было в ней проезжать». Решите уравнения и замените получившиеся ответы соответствующими буквами из таблицы и узнаете имя этого государя.

1)        7x + 2,4 = 34,6

2)        (y — 1,8): 8 = 0,7

3)        16,1 — (x — 3,8) =11,3

4)        25,34 — (2,7 +z) = 15.34

5)        8x +4x +3x = 2,7

6)        5,5 + x — 23,5 = 8,75

7)        6,2 — y — 1,8 = 4,39

Й

0,01

Н

0,18

Н

1,8

З

73

Р

7,4

Г

4,6

З

7,3

Ы

26,75

О

8,6

 

Ответ: Грозный.

Задача. В Астраханской области в малом Кордуанском озере в 1835 году нашли минерал. После специальной обработки из этого минерала можно сделать соду, стекло, лекарства. Решите примеры, замените получившиеся ответы соответствующими буквами из таблицы и узнаете название минерала.

1)            

2)             ) =

3)             : 10 =

4)              =

5)             ) ) =

6)             : 6  =

7)             :  =

8)             : 18 =

9)              =

10)         : 2 =

С

- 1,71

А

13,5

О

А

Т

Т

И

49

А

2331

Н

Х

2,5

Р

- 2,5

Л

1821

 

Ответ: АСТРАХАНИТ.

Использование на уроках исторического материала способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, побуждает школьников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания. Математическое развитие человека невозможно без повышения общей культуры, говорил В. А. Крутецкий. Исторический материал способен лучше, чем что-либо на уроке, воспрепятствовать однобокому развитию математических способностей. Такие уроки призваны повышать уровень грамотности, расширять знания, кругозор учащихся и дают возможность увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучают их мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях.

 

Литература:

 

1.                  Никифорова Н. А., Протасевич Г. Н. Природа нашего края. — АОИУУ, 2002.

2.                  Совайленко В. К., Лебедева О. В. Сборник развивающихся задач с решениями для учащихся 5 -6 классов. Ростов — на — Дону: Легион, 2005.

3.                  Попова Л. П. Поурочные разработки по математике: 5 класс.- М.: ВАКО, 2009.

4.                  Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика: дидактические материалы: 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: Вента — Граф, 2015.

5.                  Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций.- М.: Вента — Граф, 2014.

6.                  История Астраханского края — Астрахань, АГПУ, 2000

7.                  Панин И. И. История Астраханского края (1900–1940) — Астрахань, 1997

8.                  Природа и история Астраханского края — Астрахань, АГПУ, 1996

9.                  Астрахань. Город и люди. / Администрация города Астрахани, Астраханский историко-архитектурный музей — заповедник. 2003г.

10.              Астрахань. Город и будущее. / Администрация города Астрахани, Астраханский историко-архитектурный музей — заповедник. 2003 г.

Основные термины (генерируются автоматически): уроках математики, Успенский собор, исторического материала, ответы соответствующими буквами, Соборная колокольня, Астраханского Кремля, уроках математики исторических, Успенский собор Астраханского, высоты стен Кремля, уроках исторического материала, кафедральный Успенский собор, Использование исторического материала, толщина стен башен, в Астрахани Успенский собор, Башни Астраханского Кремля, высота стен —, математики с другими науками, Успенский с галереями и Лобным, строительство Астраханского Кремля, колокольня с Пречистенскими воротами.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос