Изучение социальных дисциплин в рамках инновационных технологий в средних специальных учебных заведениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.06.2015

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Петровская Л. Ю. Изучение социальных дисциплин в рамках инновационных технологий в средних специальных учебных заведениях // Молодой ученый. — 2015. — №12.2. — С. 49-50. — URL https://moluch.ru/archive/92/20345/ (дата обращения: 20.07.2018).

В современный период — период научно — технического прогресса в деятельности человека, — перед российским образованием стоит задача развивать творческий потенциал личности. Мы, педагоги, должны сделать всё от нас зависящее для саморазвития и самосовершенствования молодёжи. Молодым людям необходимо уметь самостоятельно ориентироваться в быстро меняющихся событиях и изменениях, происходящих в нашей жизни. Задача педагога в том, что он должен не только передавать студентам знания, но и «… научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.); … собирать необходимую информацию, уметь анализировать факты с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения» [1]

Чтобы активизировать личностный потенциал учащихся, необходимо внедрять нетрадиционные формы обучения, использовать новые образовательные технологии. Сегодня широко применяются такие термины как педагогическая технология, образовательная технология, технология воспитания и т. д. Нужно учитывать, что «технология — это искусство, мастерство, умение» [2] Если применять на занятиях такие технологии как технология игрового обучения, технология проблемно — развивающего обучения, технология обучения в сотрудничестве, управленческая технология при изучении социальных дисциплин, то можно с уверенностью утверждать — процесс обучения станет намного эффективнее и интереснее и для студентов, и для самого преподавателя.

Обучение социальным дисциплинам предполагает приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для формирования гражданской культуры. Поэтому учебный процесс должен включать в себя такие формы как обмен информацией, сотрудничество, творческие и практические занятия и т. д. В результате такого обучения должны развиваться способности к социальному саморазвитию и самовоспитанию.

Современные технологии обучения помогают преподавателю обеспечить целеполагание, мотивацию и общую ориентировку студентов при изучении той или иной проблемы, в будущем реализовать полученные знания в профессиональной деятельности.

В данной работе автор предлагает лишь несколько технологий обучения, которые помогают сделать процесс обучения не только продуктивным, но и интересным для самих студентов.

Одна из современных технологий обучения — это управленческая технология. Используя её, можно организовать семинар с элементами проблемности. Учащиеся, направляемые преподавателем, должны самостоятельно рассуждать и активно искать ответы на поставленные перед ними проблемные вопросы. Данная технология обучения способствует выработке у студентов умений и навыков самостоятельного применения теоретических сведений для анализа событий и явлений. Постановка проблемных вопросов побуждает ребят к научно — исследовательской деятельности. Задача преподавателя — добиться от студентов умения вскрывать противоречия. «Проблемные семинары исключают пассивность студентов на занятиях, а также бесполезные словопрения с внешней придачей им необходимой целеустремлённости и направленности» [3] Использование управленческой технологии при проведении семинаров способствует углубленному изучению предмета.

Для того, чтобы успешно применить управляющую технологию, необходимо создать следующие условия:

1.      Правильно поставить перед студентами цели предстоящей работы;

2.      Осуществить ориентацию студентов на характер учебной деятельности;

3.      Создать ситуацию успеха;

4.      Корректировать содержание и характер учебной деятельности;

5.      Контролировать и оценивать деятельность обучаемых.

В результате у студентов вырабатываются обобщенные способы познания, формируются ориентировочные основы действий, воспитываются важнейшие характеристики личности — познавательная активность и самостоятельность, которые являются залогом становления профессиональной направленности.

Одной из продуктивных технологий обучения является технология обучения в сотрудничестве, которая предполагает такую организацию учебного процесса, при которой каждый студент учит всех, и все учат каждого путём общения в парах сменного состава. Данная технология способствует развитию творческого поискового мышления, развитию навыков самостоятельной работы, умению профессионально мыслить, принимать решения. При этом у студентов формируются такие умения и навыки как:

1.      Подбор и анализ информации, необходимой для принятия решения

2.      Выявление соответствия между существенными чертами и признаками изучаемых социальных явлений;

3.      Объяснение причинно-следственных и функциональных связей изучаемых социальных объектов.

Технология обучения в сотрудничестве предполагает следующие этапы:

1.      Работа по изучению первой части учебного материала, в процессе которой два студента изучают, обсуждают и составляют план изучаемого материала;

2.      Для работы над второй частью находят нового партнёра, затем кратко повторяют содержание первой части, сверяют и уточняют планы, дополняя друг друга. Затем приступают к изучению второй части учебного материала аналогично первому этапу;

3.      Третий этап — изучение последней части материала: студенты обсуждают изученный материал и отвечают на вопросы друг друга.

4.      Четвёртый этап — заключительный: формируются микрогруппы по 4–6 человек; в каждой микрогруппе назначается ответственный, который представляет всем студентам слово, в том числе и себе, для изложения изученного материала; затем каждая микрогруппа оценивает ответ каждого. А преподаватель проверяет знания нескольких студентов по выбору и выставляет оценки.

Применение технологии обучения в сотрудничестве способствует развитию интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработке научно-материалистического мировоззрения.

В настоящее время большую популярность приобретает игровая технология. Многие преподаватели используют такие уроки как конкурс, КВН, эстафета, викторина и т. п. Составляющими (компонентами) игровой технологии являются:

1.      Деятельность, способствующая формированию умственных, эмоциональных и волевых качеств личности, её способностей и характеру;

2.      Условный компонент, содержанием которого становится образовательный материал.

Целью занятий, где используется игровая технология, является радость студентов. «Руководство игровой деятельностью должно включать в себя заботу о том, чтобы дети получали максимум радости, наслаждения, удовольствия, то есть не подходить к игре сугубо прагматически (что ребёнок узнал, что закрепил, чему научился), а содействовать ощущению радости детства…» [4]. При организации игры нужно тщательно продумать все этапы. При этом минимум времени отвести на начало (объяснение правил игры) и максимум на игровое действие.

Игровая технология может применяться для обобщения изученного материала или его повторения.

Учебная деятельность — это целенаправленная активная деятельность студентов, организованная преподавателем, по овладению знаниями, умениями, навыками. Используя предложенные технологии обучения, образовательный процесс станет интереснее и для преподавателя, и для студентов. Сегодня, в век нарастающих объёмов информации, всё более востребованными являются различные интерактивные методы обучения, которые способствуют достижению нового качества и гарантированных результатов обучения.

 

Литература:

 

1.      Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность. / Под ред. С. С. Татарченковой., СПб, 2008.

2.      Большой энциклопедический словарь: В.2 т. — М.: Сов. Энциклопедия, 1991. –Т.2 — С.469.

3.      Виленский М. Я., Образцова П. И., Уман А. И. «Технологии профессионально — ориентированного обучения в высшей школе», — М., 2005, с. 123

4.      Газман О. С. Роль игры в формировании личности школьника // Советская педагогига. 1982. № 9, с.63

Основные термины (генерируются автоматически): технология обучения, игровая технология, студент, изученный материал, учебная деятельность, управленческая технология, учебный материал, друг друга, современная технология обучения, учебный процесс.


Похожие статьи

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Традиционный процесс обучения. Обучающие технологии.

Основные термины (генерируются автоматически): модульная технология, учебная деятельность, умение, традиционный процесс

Инновационные технологии в современном учебном процессе.

Игровые технологии как вид педагогических технологий

Современная наука использует термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения образовательного процесса, лечения, управления» [2].

Современные технологии обучения студентов в вузе

Современная методика преподавания в вузе сегодня делает упор на активизацию всего учебного процесса посредством игровой деятельности. Использование игровой формы обучения...

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр. Функция игры — её разнообразная полезность.

Понятие «технология обучения» в современной педагогике

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

Модульная технология обучения как средство повышения...

Технология основывается на самостоятельном добывании студентами знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой в ходе обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью...

Технология обучения, ориентированная на деятельность

Учеба, воспитание и образование - это. Всегда функция деятельности. В современной профессиональной педагогике распознаются явные черты учебно-теоретической дидактики. Разработанная ученым система дидактических элементов и учебных действий показывает...

Современные технологии обучения как основной инструмент...

процесс обучения, модульное обучение, игра, игровое обучение, проектное обучение, учебная информация, образовательный процесс, учебный процесс, учебный проект, учебный материал.

Технологии обучения студентов в высшей школе

студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение, проблема, группа, преподаватель, персонализированное обучение.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Традиционный процесс обучения. Обучающие технологии.

Основные термины (генерируются автоматически): модульная технология, учебная деятельность, умение, традиционный процесс

Инновационные технологии в современном учебном процессе.

Игровые технологии как вид педагогических технологий

Современная наука использует термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения образовательного процесса, лечения, управления» [2].

Современные технологии обучения студентов в вузе

Современная методика преподавания в вузе сегодня делает упор на активизацию всего учебного процесса посредством игровой деятельности. Использование игровой формы обучения...

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр. Функция игры — её разнообразная полезность.

Понятие «технология обучения» в современной педагогике

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

Модульная технология обучения как средство повышения...

Технология основывается на самостоятельном добывании студентами знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой в ходе обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью...

Технология обучения, ориентированная на деятельность

Учеба, воспитание и образование - это. Всегда функция деятельности. В современной профессиональной педагогике распознаются явные черты учебно-теоретической дидактики. Разработанная ученым система дидактических элементов и учебных действий показывает...

Современные технологии обучения как основной инструмент...

процесс обучения, модульное обучение, игра, игровое обучение, проектное обучение, учебная информация, образовательный процесс, учебный процесс, учебный проект, учебный материал.

Технологии обучения студентов в высшей школе

студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение, проблема, группа, преподаватель, персонализированное обучение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Традиционный процесс обучения. Обучающие технологии.

Основные термины (генерируются автоматически): модульная технология, учебная деятельность, умение, традиционный процесс

Инновационные технологии в современном учебном процессе.

Игровые технологии как вид педагогических технологий

Современная наука использует термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения образовательного процесса, лечения, управления» [2].

Современные технологии обучения студентов в вузе

Современная методика преподавания в вузе сегодня делает упор на активизацию всего учебного процесса посредством игровой деятельности. Использование игровой формы обучения...

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр. Функция игры — её разнообразная полезность.

Понятие «технология обучения» в современной педагогике

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

Модульная технология обучения как средство повышения...

Технология основывается на самостоятельном добывании студентами знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой в ходе обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью...

Технология обучения, ориентированная на деятельность

Учеба, воспитание и образование - это. Всегда функция деятельности. В современной профессиональной педагогике распознаются явные черты учебно-теоретической дидактики. Разработанная ученым система дидактических элементов и учебных действий показывает...

Современные технологии обучения как основной инструмент...

процесс обучения, модульное обучение, игра, игровое обучение, проектное обучение, учебная информация, образовательный процесс, учебный процесс, учебный проект, учебный материал.

Технологии обучения студентов в высшей школе

студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение, проблема, группа, преподаватель, персонализированное обучение.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Традиционный процесс обучения. Обучающие технологии.

Основные термины (генерируются автоматически): модульная технология, учебная деятельность, умение, традиционный процесс

Инновационные технологии в современном учебном процессе.

Игровые технологии как вид педагогических технологий

Современная наука использует термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения образовательного процесса, лечения, управления» [2].

Современные технологии обучения студентов в вузе

Современная методика преподавания в вузе сегодня делает упор на активизацию всего учебного процесса посредством игровой деятельности. Использование игровой формы обучения...

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр. Функция игры — её разнообразная полезность.

Понятие «технология обучения» в современной педагогике

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

Модульная технология обучения как средство повышения...

Технология основывается на самостоятельном добывании студентами знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой в ходе обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью...

Технология обучения, ориентированная на деятельность

Учеба, воспитание и образование - это. Всегда функция деятельности. В современной профессиональной педагогике распознаются явные черты учебно-теоретической дидактики. Разработанная ученым система дидактических элементов и учебных действий показывает...

Современные технологии обучения как основной инструмент...

процесс обучения, модульное обучение, игра, игровое обучение, проектное обучение, учебная информация, образовательный процесс, учебный процесс, учебный проект, учебный материал.

Технологии обучения студентов в высшей школе

студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение, проблема, группа, преподаватель, персонализированное обучение.

Задать вопрос