Авторы: Зайко Ирина Витольдовна, Беспятых Александр Викторович

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.06.2015

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Зайко И. В., Беспятых А. В. Быть активным сегодня — значит быть успешным завтра // Молодой ученый. — 2015. — №12.2. — С. 26-28.

 

Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим.

Ясперс К. [5]

«Психофилософия 2.0. Книга для тех, кто перепутал себя с камнем», «Как стать хозяином жизни и добиться исполнения желаний?», «Аксиома успеха», «Как стать Неудачником и завалить свою карьеру» и т. д.… Все эти и другие ныне популярные книги по психологии, написанные разными авторами, по-разному представляющими секреты успеха, по-своему раскрывающими вопросы смысла жизни, объединяет главное: «завтра каждого из нас начинается сегодня». [3] Действительно, залог успеха каждого из нас в будущем — это активная работа над собой сейчас, это правильное профессиональное самоопределение, потому что «способен выжить лишь тот, кто устремлен в будущее, кто верит в свое призвание и способен выполнить свое предназначение». [4]

Современная жизнь, «когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой» [1], жизнь, наполненная невиданным техническим прогрессом, неизмеримым информационным потоком и невероятной скоростью, не всегда дает возможность задуматься о самом главном, увидеть направленность своего движения, ощутить удовольствие от достигнутых результатов, разобраться в мотивах своего выбора.

Студентам начальных курсов, обучающимся на заочном отделении, мы предложили остановить «свой бег по жизни и задуматься над насущным». Что движет молодыми людьми на пороге профессионального самоопределения? Творческий интерес, мысль о карьере, престижность работы, материальное благополучие? Почему в качестве учебного заведения выбран АТЭМК? Эти и другие вопросы легли в основу предложенного студентам опросника «Мотивы выбора профессии» (автор С. С. Груншпун).

В нашем исследовании приняли участие 24 обучающихся по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», 18 студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и 12 студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям).

Проанализировав полученные данные, следует отметить, что контингент обучающихся на заочном отделении очень неоднороден, в рамках одной студенческой группы обучаются студенты разного возраста, разного статуса, социального положения, с разным уровнем предшествующего образования. Отсюда и отличие ведущих мотивов профессиональной направленности.

Выявлено, что для студентов группы ЗТ-31 с преобладающей возрастной категорией 21–25 лет свойственно стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых умений и навыков, которые требует избранная профессия. Эти мотивы оправдываются возрастными особенностями личности периода «ранней зрелости», этапа планирования студентами своего личного и профессионального будущего.

Состав группы ЗН-31 отличается возрастным диапазоном 26–30 лет. «Учимся не для школы, а для жизни» — так может быть обозначен ведущий принцип обучения взрослых людей. Для большинства обучающихся этой возрастной категории вопрос профессионального самоопределения уже решён. Получение среднего профессионального технического образования студенты связывают с прагматичными целями, например, с материальным благополучием, с желанием повысить социальный статус, заработать, с повышением квалификации, профессиональной компетенции, а интересы, склонности учитываются в меньшей степени.

Примечательно, что в группе ЗБ-31 (100 % женский состав) студенты каждой возрастной группы связывают свой профессиональный мотив с познавательной активностью, с желанием погрузиться в глубину мастерства приобретаемой специальности. При этом гр. ЗБ-31 отличается числом тех обучающихся, чей мотив профессионального выбора чётко не обозначен. Кроме того, среди респондентов ЗБ-31 сделан акцент и на мотив выбора престижной профессии, ярко выраженное стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний.

 

Успех будущей профессиональной деятельности начинается с успешности в обучении. Она порождает активность, энергию для преодоления трудностей, уверенность в себе, умение так планировать и решать жизненные ситуации, чтобы добиваться результатов. Эту ситуацию успеха студенты гр. ЗТ-31 и гр. ЗН-31 связывают с АТЭМК, поскольку видят в нем не только колледж, где можно получить специальность, которая им нужна, но и по причине престижности данного учебного заведения, а студенты гр. ЗБ-31 среди причин выбора учебного заведения называют еще и обучение на бюджетной основе.

 

Будущие техники по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и техники по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», бухгалтеры специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» единодушны в ответах относительно причин выбора специальности: выбранная направленность важна для их самореализации и для карьерного роста.

 

За ломаными линиями графиков и диаграмм легко угадывается непростая учебная жизнь студентов, выбравших заочную форму обучения. Очевидно, успех обучения взрослых людей лежит в плоскости их самоорганизации, активного умения соподчинить настоящие учебные мотивы со своей профессиональной перспективой.

Результаты проведённого опроса, наглядно рисующие разность мотивов профессионального выбора отдельных возрастных групп, значимы для правильной организации и проведения учебных занятий, самостоятельной работы студентов, для создания ситуации успеха каждому студенту заочного отделения.

 

Литература:

 

1.                  ГорькийМ. Афоризмы и цитаты. [Электронный ресурс]. — URL://http://www.aforism.su/avtor/203.html. — (Дата обращения: 09.04.15 г)

2.                  Ильин Е. П. Психология взрослости. [Электронный ресурс]. — URL: //http://thelib.ru/books/e_p_ilin/psihologiya_vzroslosti-read.html. — (Дата обращения: 02.04.15 г)

3.                  Лоне А. Завтра начинается сегодня [Электронный ресурс]. — URL: //http://www.otkrovenie.de/beta. — (Дата обращения: 02.04.15 г)

4.                  Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2013. — с. 19.

5.                  Ясперс К. Цитаты и афоризмы. [Электронный ресурс]. — URL: //http://www.titati.ru/man/karl-yaspers. — (Дата обращения: 07.04.2015г.

Основные термины (генерируются автоматически): учебного заведения, профессионального выбора, профессионального самоопределения, мотив профессионального выбора, обучения взрослых людей, Похожая статья, мотивов профессионального выбора, успеха студенты гр, заочном отделении, мотив выбора престижной, студентов специальности, выбора учебного заведения, пороге профессионального самоопределения, в качестве учебного заведения, опросника «Мотивы выбора, студенты разного возраста, вопрос профессионального самоопределения, студентов специальности «Техническое, студентов специальности «Экономика, мотив с познавательной активностью.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос