Преимущество методики обобщения и систематизации знаний при изучении математики в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 09.06.2015

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Титова Е. И., Буркина В. А. Преимущество методики обобщения и систематизации знаний при изучении математики в вузе // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 805-807. — URL https://moluch.ru/archive/92/20204/ (дата обращения: 22.07.2018).

Особая роль выделяется обобщению и систематизации знаний в формировании научного мировоззрения, происходящего в процессе изучения основ различных наук, в частности математики. Овладение материалом не сводится к одному познавательному акту, а содержание знаний и умений не раскрывается сразу во всем многообразии. От студента требуется неоднократное обращение к ранее изученному. Анализ педагогической практики и специальные исследования утверждают, что функции обобщения и систематизации знаний не сводятся к обычному воспроизведению изученного материала, а несут в себе умение упорядочить изученный материал. Значение обобщения и систематизации знаний неизмеримо повышается при обучении в вузе. Это объясняется и структурой программы учебного курса математики, и психологическими особенностями деятельности обучающихся.

Учащиеся постепенно овладевают основными понятиями курса математики, и это ставит преподавателя перед необходимостью систематизации и обобщения знаний в процессе обучения.

Обобщение и систематизация знаний способствуют:

-          формированию научного мировоззрения и культуры мышления;

-          реализации внутрипредметных связей;

-          установлению межпредметных связей;

-          развитию мыслительных операций: сравнения, аналогии, анализа,

-          синтеза, систематизации, классификации, абстрагирования, обобщения,

-          конкретизации;

-          расширению и углублению знаний;

-          совершенствованию самостоятельной и творческой деятельности учащихся.

Остановимся на некоторых проблемах и трудностях обучения математике в вузе, которые можно устранить за счет использования методики обобщения и систематизации математических знаний студентов.

1.         На сегодня в обучении математике отсутствует непрерывная линия в построении его с точки зрения достижения развивающей цели. Данная методика позволила бы создать единую цепочку изучаемого материала. В обучении математике становление системы предметных знаний должно рассматриваться как результат развития обучающихся.

2.      В гуманистической модели непрерывного математического образования приоритетным является личностно-ориентированное обучение, суть которого состоит в том, чтобы подчинить систему обучения реальным потребностям, интересам и возможностям учащихся, т. е. человек должен постоянно заботиться о развитии и поддержании на высоком уровне общих и специальных своих способностей. Для совершенствования общих способностей немаловажное значение имеет обобщение и систематизация знаний, которые влияют на способности учащихся логически рассуждать, совершать в уме сложные действия в прямом и обратном порядке, отражать мир в системе понятий, выделяя существенные свойства понятий, осуществлять построение выводов и т. д.

Развитие математических способностей на их основе предполагает умение точно определять математические понятия, математически точно определять мысль, строить гипотезы и логически непротиворечиво, последовательно их доказывать, видеть связи, существующие между математическими понятиями и утверждениями и той реальностью, которые эти связи отражают. Таким образом, развитие общих и математических способностей может осуществляться при правильной организации обобщения и систематизации знаний в процессе обучения математике.

3.         Традиционная методическая система обучения математике мало содействует формированию достаточно высокого уровня системности знаний. Практика показывает, что у студентов существуют серьезные затруднения в усвоении математических дисциплин. Усвоение нередко носит формальный характер. Обучающиеся не могут применять известные им понятия и их свойства для объяснения решения математических задач, а главное — все знания усваиваются как рядоположенные и изолированные, не образуя системы знаний. Однако хорошо известно, что за счет связей системное знание богаче, чем знание элементов, и прочнее благодаря целостности.

4.         В силу сложившихся традиций преподавания математики, у большинства обучающихся в сознании складывается “мозаичная картинка”, отражающая содержание математического образования в процессе изучения математики в школе, а следовательно и в вузе. В последние годы положение осложнилось наметившейся тенденцией на сокращение количества часов, выделяемых на изучение математики в вузе.

Повышение удельного веса научно-теоретической информации и ограниченность учебных ресурсов (учебного времени) приводит к перегрузке памяти и к преобладанию у них фрагментарных знаний. Новые условия, программы обучения и учебники требуют от преподавателя повышения профессионального уровня и творческого потенциала, чтобы обобщить знания студентов и привести их в систему.

5.         Применение компьютерных технологий в преподавании курса математики в вузе может существенно повысить качество усвоения учебного материала; в новой концепции образования имеет место проблема определения роли и места компьютерных технологий в процессе обобщения и систематизации знаний учащихся по математике.

6.         Данная методика поддерживает идеи уровневой дифференциации и теоретического обоснования того, каким должно быть обучение математике в группах с различной профильной направленностью. В связи с этим актуальными являются такие проблемы, как определение уровневой системности знаний и перехода от частных систем знаний ко все более обобщенным.

7.         Как показывает опыт, многие преподаватели слишком формально представляют себе то, как обобщать и систематизировать знания студентов в процессе обучения математике.

В новой концепции обучения математике должна быть решена проблема формирования нового мышления самого преподавателя, ориентированного на теорию развивающего обучения, в том числе и математике, и реализующего новую философию непрерывного математического образования «математика для всех», согласно которой идея «образование с помощью математики» не отрицает «математического образования»

Таким образом, возникает потребность в разработке концепции, которая могла бы решить выше изложенные проблемы обучения математике в вузе, содействовала бы повышению прочности знаний по математике и их системности, а также развитию познавательных и творческих способностей учащихся в процессе обучения математике. Этой концепцией и является методика обобщения и систематизации знаний в процессе обучения математике в вузе.

 

Литература:

 

1.                  Буркина В. А.,Титова Е. И. Механизмы систематизации математических Знаний / Молодой ученый — 2014. № 3(62). — С.884–886.

2.                  Ермолаева Е. И., Куимова Е. И. О важности фундаментальной математической подготовки студентов по направлению «Строительство»//Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Физико-математические и технические науки № 26, Пенза, 2011. С. 463–468.

3.                  Жидкова А. Е., Титова Е. И. Изучение школьной математики как пропедевтический курс её обучения в техническом вузе// Современные проблемы науки и образования. № 6.-2013 г.

4.                  Романкова А. А., Титова Е. И. Математическое содержание уровней систематизации знаний// Молодой ученый № 17(76) — С. 539–541.

Основные термины (генерируются автоматически): систематизация знаний, процесс обучения, математик, научное мировоззрение, знание студентов, изученный материал, вуз, обучение, связь.


Похожие статьи

Систематизация и обобщение знаний студентов в обучении...

Систематизация и обобщение знаний характеризует следующие этапы в процессе обучения

Основные термины (генерируются автоматически): обобщение, систематизация, знание, пройденный материал, процесс познания, свойство, обобщение знаний, учебный...

Механизмы систематизации математических знаний

Получение хорошей системы знаний — основная функция обучения в вузе. Реализация систематизации математических знаний, как нам представляется, предполагает по возможности совместное выделение преподавателем и студентами элементов...

Использование ментальных карт в учебном процессе как...

В учебной деятельности школьников процесс систематизации осуществляется в единстве с процессом обобщения знаний.

Преимущество методики обобщения и систематизации знаний при изучении математики в вузе.

Формирование мировоззрения учащихся на уроках...

– пробуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу, – связь обучения с жизнью

Формирование мировоззрения будет тем успешнее, чем чаще происходит актуализация мировоззренческих знаний и убеждений.

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе

Системный подход в обучении предполагает один из элементов процесса познаниясистематизацию знаний.

Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, модульное обучение, высшая математика, процесс обучения, учебный материал.

Некоторые методические особенности применения...

Ключевые слова: методика, информационные технологии, процесс обучения математики, компьютерные презентация, уроки с

Компьютер становится мощным средством для структурирования и систематизации математических знаний и умений, для формирования...

Элементы методов обучения математики | Статья в сборнике...

Жажда знаний- это не только результат умело поставленного преподавания, но и самая сущность процесса формирования научного мировоззрения».

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в обучении студентов неязыковых вузов.

Содержание межпредметных связей в системе...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Межпредметные связи как дидактическое условие повышения...

Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Поднимая на более высокий уровень весь процесс обучения, межпредметные связи оказывают многостороннее влияние...

Систематизация и обобщение знаний студентов в обучении...

Систематизация и обобщение знаний характеризует следующие этапы в процессе обучения

Основные термины (генерируются автоматически): обобщение, систематизация, знание, пройденный материал, процесс познания, свойство, обобщение знаний, учебный...

Механизмы систематизации математических знаний

Получение хорошей системы знаний — основная функция обучения в вузе. Реализация систематизации математических знаний, как нам представляется, предполагает по возможности совместное выделение преподавателем и студентами элементов...

Использование ментальных карт в учебном процессе как...

В учебной деятельности школьников процесс систематизации осуществляется в единстве с процессом обобщения знаний.

Преимущество методики обобщения и систематизации знаний при изучении математики в вузе.

Формирование мировоззрения учащихся на уроках...

– пробуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу, – связь обучения с жизнью

Формирование мировоззрения будет тем успешнее, чем чаще происходит актуализация мировоззренческих знаний и убеждений.

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе

Системный подход в обучении предполагает один из элементов процесса познаниясистематизацию знаний.

Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, модульное обучение, высшая математика, процесс обучения, учебный материал.

Некоторые методические особенности применения...

Ключевые слова: методика, информационные технологии, процесс обучения математики, компьютерные презентация, уроки с

Компьютер становится мощным средством для структурирования и систематизации математических знаний и умений, для формирования...

Элементы методов обучения математики | Статья в сборнике...

Жажда знаний- это не только результат умело поставленного преподавания, но и самая сущность процесса формирования научного мировоззрения».

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в обучении студентов неязыковых вузов.

Содержание межпредметных связей в системе...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Межпредметные связи как дидактическое условие повышения...

Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Поднимая на более высокий уровень весь процесс обучения, межпредметные связи оказывают многостороннее влияние...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Систематизация и обобщение знаний студентов в обучении...

Систематизация и обобщение знаний характеризует следующие этапы в процессе обучения

Основные термины (генерируются автоматически): обобщение, систематизация, знание, пройденный материал, процесс познания, свойство, обобщение знаний, учебный...

Механизмы систематизации математических знаний

Получение хорошей системы знаний — основная функция обучения в вузе. Реализация систематизации математических знаний, как нам представляется, предполагает по возможности совместное выделение преподавателем и студентами элементов...

Использование ментальных карт в учебном процессе как...

В учебной деятельности школьников процесс систематизации осуществляется в единстве с процессом обобщения знаний.

Преимущество методики обобщения и систематизации знаний при изучении математики в вузе.

Формирование мировоззрения учащихся на уроках...

– пробуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу, – связь обучения с жизнью

Формирование мировоззрения будет тем успешнее, чем чаще происходит актуализация мировоззренческих знаний и убеждений.

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе

Системный подход в обучении предполагает один из элементов процесса познаниясистематизацию знаний.

Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, модульное обучение, высшая математика, процесс обучения, учебный материал.

Некоторые методические особенности применения...

Ключевые слова: методика, информационные технологии, процесс обучения математики, компьютерные презентация, уроки с

Компьютер становится мощным средством для структурирования и систематизации математических знаний и умений, для формирования...

Элементы методов обучения математики | Статья в сборнике...

Жажда знаний- это не только результат умело поставленного преподавания, но и самая сущность процесса формирования научного мировоззрения».

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в обучении студентов неязыковых вузов.

Содержание межпредметных связей в системе...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Межпредметные связи как дидактическое условие повышения...

Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Поднимая на более высокий уровень весь процесс обучения, межпредметные связи оказывают многостороннее влияние...

Систематизация и обобщение знаний студентов в обучении...

Систематизация и обобщение знаний характеризует следующие этапы в процессе обучения

Основные термины (генерируются автоматически): обобщение, систематизация, знание, пройденный материал, процесс познания, свойство, обобщение знаний, учебный...

Механизмы систематизации математических знаний

Получение хорошей системы знаний — основная функция обучения в вузе. Реализация систематизации математических знаний, как нам представляется, предполагает по возможности совместное выделение преподавателем и студентами элементов...

Использование ментальных карт в учебном процессе как...

В учебной деятельности школьников процесс систематизации осуществляется в единстве с процессом обобщения знаний.

Преимущество методики обобщения и систематизации знаний при изучении математики в вузе.

Формирование мировоззрения учащихся на уроках...

– пробуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу, – связь обучения с жизнью

Формирование мировоззрения будет тем успешнее, чем чаще происходит актуализация мировоззренческих знаний и убеждений.

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе

Системный подход в обучении предполагает один из элементов процесса познаниясистематизацию знаний.

Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, модульное обучение, высшая математика, процесс обучения, учебный материал.

Некоторые методические особенности применения...

Ключевые слова: методика, информационные технологии, процесс обучения математики, компьютерные презентация, уроки с

Компьютер становится мощным средством для структурирования и систематизации математических знаний и умений, для формирования...

Элементы методов обучения математики | Статья в сборнике...

Жажда знаний- это не только результат умело поставленного преподавания, но и самая сущность процесса формирования научного мировоззрения».

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в обучении студентов неязыковых вузов.

Содержание межпредметных связей в системе...

связь, учебный процесс, предмет, знание, межпредметная связь, предметное обучение, познавательный интерес учащихся, системный подход, проблемный подход, методологическая основа.

Межпредметные связи как дидактическое условие повышения...

Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Поднимая на более высокий уровень весь процесс обучения, межпредметные связи оказывают многостороннее влияние...

Задать вопрос