Развитие службы управления персоналом на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 10.06.2015

Статья просмотрена: 2851 раз

Библиографическое описание:

Лагерева, К. А. Развитие службы управления персоналом на предприятии / К. А. Лагерева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20180/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье рассматривается развитие службы управления персоналом на предприятии, как важнейший этап формирования коллектива и предприятия в целом. В работе проанализированы различные способы отбора и расстановки кадров, рассмотрены методы подготовки персонала. Также в статье рассмотрены основные этапы программы профессиональной подготовки будущих работников.

Ключевые слова: управление персоналом, расстановка кадров, подбор кадров, профессиональная подготовка, адаптация в коллективе, оценка персонала.

 

В современных условиях подбор кадров на предприятии имеет большое влияние на эффективность труда и является важным этапом формирования коллектива. В последнее время большое внимание уделяется вопросу качества кадрового состава предприятия. Роль кадровой службы на предприятии постоянно повышается, так как теперь службы управления персоналом занимаются не только ведением личных дел сотрудников, но и обучением, расстановкой и отбором персонала. Система управления персоналом является важнейшей составляющей системы управления компании в целом и является одной их важных функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации.

В настоящее время HR-подразделения отвечают за разные направления в зависимости от уровня развития менеджмента. Их цель — разработка регламентирующей базы, внедрение новых технологий, обеспечивающие компанию персоналом, создания документооборота, реализация кадровой политики предприятия. Есть HR-подразделения, которые принимают участие в решении вопросов по мотивации, развитию корпоративной культуры персонала и формированию кадрового резерва, а есть отделы персонала, которые выполняют секретарские функции, например, такие как: приглашают соискателей на собеседования и размещают объявления о вакансиях. [1, с.211]

Высокоэффективная команда сотрудников — одно из основных конкурентных преимуществ, способствующих росту и процветанию компании. На данный момент на кадровом рынке наблюдается дефицит квалифицированных специалистов и в связи с этим требования компаний к технологиям подбора постоянно повышаются: проводится конкурентный анализ работодателей, изучается рынок труда, разрабатываются стратегии подбора, рекламная поддержка вакансий, также бюджетирование и расчет затрат.

Многие компании подбирают сотрудников посредством личных связей, собственной базы данных, СМИ, ярмарки вакансий, контакты с вузами и пр. Сейчас для подбора высококвалифицированных сотрудников большую популярность приобретают социальные сети. Главное преимущество использования социальных сетей — большой процент откликов на размещенные вакансии. Но есть и проблема — соответствует ли информация, размещенная пользователем реальности [6, с.14].

Есть случаи, когда компании прибегают к услугам кадровых агентств, только в результате собственного безуспешного опыта. Обычно компания работает с одним агентством, считая, что длительные партнерские отношения обеспечивают качественный подбор кандидатов.

Прежде чем взять на работу сотрудника, компания внимательно изучает рынок и осуществляет тщательный поиск. Как представляется, долговременный успех любой компании зависит от наличия необходимых сотрудников в необходимое время на правильно выбранных должностях. Процветают те компании, которые знают, какие сотрудники им необходимы для развития и поддержания бизнеса, это помогает снизить риск ухода новых сотрудников, и чтобы не упустить нужного кандидата, необходимо своевременно предоставить ему обратную связь и мотивировать на дальнейшее участие в конкурсе. [2, с.56]

Развитием персонала на предприятиях также занимается служба управления персоналом. Она обеспечивает адаптацию в коллективе, систему вознаграждений, профессиональную ориентацию, продвижение по службе, профессиональную подготовку и обучение. И первый шаг — это адаптация в коллективе. Руководство должно помнить, что организация — это общественная система, а работник — это личность. Многие компании разрабатывают программы для воспитания корпоративной культуры, и в этих программах указывается, чего ждет компания от своих сотрудников, чтобы они, не зависимо от своей должности и положения, вели себя соответственно имиджу компании. Также компании проводят программы по подготовке и обучению персонала, помогая им раскрыть свои возможности в организации. Следующий шаг после адаптации работника — оценка эффективности его труда. Оценка результатов деятельности позволяет определить выдающихся работников и является средством мотивации поведения людей. Определив достойных работников, руководство может повысить в должности, вознаградить их благодарностью или зарплатой. Компании создают программы продвижения работников по службе, которые дают работнику возможность наиболее полно применить свои способности, а организациям помогают использовать способности своих работников в полной мере. Очевидно, что такие программы делают организацию более эффективной и успешной.

Многие компании проводят профессиональные тестирования, которые позволяют снизить аварийность по вине персонала, отсеять «непригодных» в процессе обучения, снизить затраты на подготовку специалистов и повысить надежность систем управления. Такой профотбор позволяет регулировать кадровый состав организации, отбирать специалистов необходимой квалификации и подбирать профессии, согласованно с возможностями кандидата, так как от качества отобранных специалистов зависит эффективность работы организации и ошибки в подборе кадров могут дорого обойтись компании [5, с.19].

Под расстановкой кадров понимается целесообразное распределение работников предприятия по рабочим местам, структурным подразделениям, участкам, должностям в соответствии с требуемым уровнем подготовки, принятой в организации системой разделения труда, опытом работы, деловыми и личными качествами работника. И эффективность деятельности любой организации зависит от того, насколько работник соответствует занимаемым рабочим местам [3, с.163].

Расстановка кадров создает производственный коллектив, являясь непосредственным выражением кооперации и разделения труда. При расстановке кадров следует иметь в виду не только личные, профессиональные или деловые качества работника, но и психологическую совместимость, что ведет к росту производительности труда, помогая людям быстро и успешно сработаться друг с другом. Правильная расстановка и отбор кадров предполагает получение работы, соответствующую уровню его знаний, а также практическому опыту. Разряд рабочего не должен быть ниже разряда самой работы. Поэтому, распределяя рабочих по местам, необходимо стремиться к тому, чтобы сложность работ соответствовала квалификации исполнителя.

Различные зарубежные и российские компании проводят серьезную работу профессиональной подготовки будущих работников, которая удовлетворяет требованиям производства. Данная работа подразумевает разработку программы, которая должна включать следующие стадии:

-        набор работников — найм сотрудника в компанию;

-        обучение — перед началом работы сотрудник обеспечивается необходимой информацией;

-        ориентация — работника представляют коллективу;

-        обучающая подготовка — работник изучает особенности работы в компании;

-        адаптация — работник адаптируется к новым условиям труда;

-        назначение — работник получает свою первую постоянную должность;

-        оценка — оценивается вхождение в должность работника.

Такая программа должна быть направлена на то, чтобы добиться соответствия подготовки работника своим местам в компании [4, с.36].

Многие компании уделяют большое внимания молодым специалистам, создавая для них специальные тренинги, семинары или «школы для новичков», чтобы помочь быстрее адаптироваться на новом рабочем месте и в новом коллективе. Также они используются для пополнения недостающих знаний, исправления недостатков в должностных обязанностях и закрепления навыков при выполнении важных функций, помогая новичкам справиться с большим количеством трудностей, возникающие в начале работы. Очень важно оказывать максимальную поддержку новому сотруднику.

Кадровые службы на сегодняшний день продолжают развиваться и предназначение службы персонала состоит в том, чтобы поддерживать, организовывать функционирование и корректировать процесс работы с людьми. В крупных компаниях служба управления персоналом играет главную роль в развитии персонала и в кадровом планировании. Одна из основных задач службы управления персоналом — содействие компании в достижении ее целей. Служба управления персоналом рассчитывает необходимость перераспределения трудовых ресурсов в организации, потребность в новых сотрудниках и занимается разработкой программ для развития сотрудников организации. Данная служба старается осуществлять такой подбор и расстановку кадров, чтобы каждому сотруднику поручалась работа, соответствующая уровню его знаний и опыту, чтобы сложность выполняемых работ имела минимальные отклонения и соответствовала квалификации исполнителя. Занимаясь подготовкой кадров, проводятся первичные обучения новых сотрудников, где помогают быстро адаптироваться в новом коллективе и справиться с трудностями в начале работы.

 

Литература:

 

1.                  Базаров Т. Ю. Управление персоналом: управление персоналом развивающейся организации — М.: ИПК ГС — 2001.

2.                  Гелета И. В., Калинская Е. С. Управление персоналом и регулирование рынка труда организации// Экономика: теория и практика. 2007. № 1(13). С. 54–58.

3.                  Гелета И. В. Профессиональная подготовка работников и эффективная занятость в организации// Российское предпринимательство. М. 2007. № 2. С. 162–165.

4.                  Иванова-Швещ Л. Н., Корсакова А. А., Тарасова С. Л. Управление персоналом. М., 2008.

5.                  Магура М. И. Поиск и отбор персонала. М., 2004.

6.                  Справочник по управлению персоналом/ под ред. Бодрова О., Володина Н., Горохова Е. М., 2013.

7.                  Суздалский С. Корпоративный менеджмент: кадры решают все. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru

Основные термины (генерируются автоматически): компания, расстановка кадров, служба управления, начало работы, работник, сотрудник, квалификация исполнителя, подбор кадров, профессиональная подготовка, профессиональная подготовка будущих работников.


Похожие статьи

Профессионально важные качества личности сотрудников...

Встатье рассмотрена сущность профессионально выраженных качеств работников, рассмотрены качества сотрудников кадровой службы, рассмотрены компетенции сотрудников кадровой службы.

Оптимизация работы по набору персонала на предприятии

подбор работников осуществляется руководителем предприятия или работником отдела кадров; – подбор необходимых кадров осуществляется, исходя из производственного опыта, профессиональной подготовки и качеств человека

Формирование модели компетенций инспектора по кадрам в ЗАО...

Кроме основных функций, директор сам осуществляет подбор и расстановку кадров

Сотрудники, ведущие подбор кадров, не являются компетентными специалистами в данной области.

‒ участие в подготовке и исполнении управленческих решений руководства и пр.

Направления и этапы работы с кадровым резервом

начало обучения специалиста как будущего руководителя.

Обучение сотрудников кадровой службы, которые проводят оценку претендентов на выдвижение в резерв.

Методы, используемые для профессиональной подготовки

Повышение квалификации для управленческих кадров

 анализ профессионального состава и расстановки кадров

подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих с персоналом;  подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов

Управление карьерой персонала как одно из направлений...

В рамках системы управления персоналом формируется блок функций по управлению профессиональной карьерой, которые реализовывают: дирекция, служба управления

4) вероятность целеустремленной подготовки к будущей управленческой деятельности

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

В-третьих, в большинстве компаний отделы кадров или службы управления человеческими ресурсами больше привыкли заниматься планированием численности работников на предприятиях.

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент...

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой

Работодатель рассчитывал получить необходимое ему количество работников, для которых не требовалось длительной специальной подготовки [5...

Адаптация зарубежных HR-технологий в российской практике...

Управление персоналом в российских компаниях начало зарождаться в начале девяностых годов.

То есть, HR-технологии это современный механизм, помогающий организации сформировать устойчивую концепцию подбора и расстановки кадров, позволяющий...

Профессионально важные качества личности сотрудников...

Встатье рассмотрена сущность профессионально выраженных качеств работников, рассмотрены качества сотрудников кадровой службы, рассмотрены компетенции сотрудников кадровой службы.

Оптимизация работы по набору персонала на предприятии

подбор работников осуществляется руководителем предприятия или работником отдела кадров; – подбор необходимых кадров осуществляется, исходя из производственного опыта, профессиональной подготовки и качеств человека

Формирование модели компетенций инспектора по кадрам в ЗАО...

Кроме основных функций, директор сам осуществляет подбор и расстановку кадров

Сотрудники, ведущие подбор кадров, не являются компетентными специалистами в данной области.

‒ участие в подготовке и исполнении управленческих решений руководства и пр.

Направления и этапы работы с кадровым резервом

начало обучения специалиста как будущего руководителя.

Обучение сотрудников кадровой службы, которые проводят оценку претендентов на выдвижение в резерв.

Методы, используемые для профессиональной подготовки

Повышение квалификации для управленческих кадров

 анализ профессионального состава и расстановки кадров

подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих с персоналом;  подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов

Управление карьерой персонала как одно из направлений...

В рамках системы управления персоналом формируется блок функций по управлению профессиональной карьерой, которые реализовывают: дирекция, служба управления

4) вероятность целеустремленной подготовки к будущей управленческой деятельности

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

В-третьих, в большинстве компаний отделы кадров или службы управления человеческими ресурсами больше привыкли заниматься планированием численности работников на предприятиях.

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент...

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой

Работодатель рассчитывал получить необходимое ему количество работников, для которых не требовалось длительной специальной подготовки [5...

Адаптация зарубежных HR-технологий в российской практике...

Управление персоналом в российских компаниях начало зарождаться в начале девяностых годов.

То есть, HR-технологии это современный механизм, помогающий организации сформировать устойчивую концепцию подбора и расстановки кадров, позволяющий...

Похожие статьи

Профессионально важные качества личности сотрудников...

Встатье рассмотрена сущность профессионально выраженных качеств работников, рассмотрены качества сотрудников кадровой службы, рассмотрены компетенции сотрудников кадровой службы.

Оптимизация работы по набору персонала на предприятии

подбор работников осуществляется руководителем предприятия или работником отдела кадров; – подбор необходимых кадров осуществляется, исходя из производственного опыта, профессиональной подготовки и качеств человека

Формирование модели компетенций инспектора по кадрам в ЗАО...

Кроме основных функций, директор сам осуществляет подбор и расстановку кадров

Сотрудники, ведущие подбор кадров, не являются компетентными специалистами в данной области.

‒ участие в подготовке и исполнении управленческих решений руководства и пр.

Направления и этапы работы с кадровым резервом

начало обучения специалиста как будущего руководителя.

Обучение сотрудников кадровой службы, которые проводят оценку претендентов на выдвижение в резерв.

Методы, используемые для профессиональной подготовки

Повышение квалификации для управленческих кадров

 анализ профессионального состава и расстановки кадров

подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих с персоналом;  подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов

Управление карьерой персонала как одно из направлений...

В рамках системы управления персоналом формируется блок функций по управлению профессиональной карьерой, которые реализовывают: дирекция, служба управления

4) вероятность целеустремленной подготовки к будущей управленческой деятельности

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

В-третьих, в большинстве компаний отделы кадров или службы управления человеческими ресурсами больше привыкли заниматься планированием численности работников на предприятиях.

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент...

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой

Работодатель рассчитывал получить необходимое ему количество работников, для которых не требовалось длительной специальной подготовки [5...

Адаптация зарубежных HR-технологий в российской практике...

Управление персоналом в российских компаниях начало зарождаться в начале девяностых годов.

То есть, HR-технологии это современный механизм, помогающий организации сформировать устойчивую концепцию подбора и расстановки кадров, позволяющий...

Профессионально важные качества личности сотрудников...

Встатье рассмотрена сущность профессионально выраженных качеств работников, рассмотрены качества сотрудников кадровой службы, рассмотрены компетенции сотрудников кадровой службы.

Оптимизация работы по набору персонала на предприятии

подбор работников осуществляется руководителем предприятия или работником отдела кадров; – подбор необходимых кадров осуществляется, исходя из производственного опыта, профессиональной подготовки и качеств человека

Формирование модели компетенций инспектора по кадрам в ЗАО...

Кроме основных функций, директор сам осуществляет подбор и расстановку кадров

Сотрудники, ведущие подбор кадров, не являются компетентными специалистами в данной области.

‒ участие в подготовке и исполнении управленческих решений руководства и пр.

Направления и этапы работы с кадровым резервом

начало обучения специалиста как будущего руководителя.

Обучение сотрудников кадровой службы, которые проводят оценку претендентов на выдвижение в резерв.

Методы, используемые для профессиональной подготовки

Повышение квалификации для управленческих кадров

 анализ профессионального состава и расстановки кадров

подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих с персоналом;  подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов

Управление карьерой персонала как одно из направлений...

В рамках системы управления персоналом формируется блок функций по управлению профессиональной карьерой, которые реализовывают: дирекция, служба управления

4) вероятность целеустремленной подготовки к будущей управленческой деятельности

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

В-третьих, в большинстве компаний отделы кадров или службы управления человеческими ресурсами больше привыкли заниматься планированием численности работников на предприятиях.

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент...

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой

Работодатель рассчитывал получить необходимое ему количество работников, для которых не требовалось длительной специальной подготовки [5...

Адаптация зарубежных HR-технологий в российской практике...

Управление персоналом в российских компаниях начало зарождаться в начале девяностых годов.

То есть, HR-технологии это современный механизм, помогающий организации сформировать устойчивую концепцию подбора и расстановки кадров, позволяющий...

Задать вопрос